Разработка урока истории в 5 классе с учетом требований ФГОС
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Пименова Оксана Александровна

Разработка урока представлена в виде технологической карты к уроку по теме "Ассирия" . Урок разработан в ТРКМ, форма урока-групповая работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока истории : Ассирия. 5 класс (ФГОС)

Технология: ТРКМ

Цель: создать условия для формирование компетенций:

  1. Познавательных. Познакомить учащихся с историей открытия железа, показать значение этого открытия для развития хозяйства и военного дела, установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы – Ассирии;
  2. Коммуникативных. Формировать речевые умения обучаемых: развивать монологическую речь; развивать мыслительные способности учеников, умение слушать друг друга, аргументировать ответ.
  3. Регулятивных. Формировать умение обучаемых развивать умения целеполагания и рефлексии, самоорганизации работать с исторической картой, самостоятельно выделять опорные знания в тексте, иллюстрациях, оценивать свою деятельность и работу одноклассников.
  4. Воспитательных: воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо, воспитывать интерес к предмету;

создать условия для формирования базовых знаний о  как важной части общества;, совместной деятельности, умение поиска главного в различных источниках информации (текст, иллюстрации) и умение оформлять результаты поиска  в виде кластера; воспитывать ответственность за знания, уважение к мнению другого.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ     КАРТА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Приемы

Оргмомент.Мотивация

3 минуты

Приветствие.

Как вы поняли, сегодня мы  работаем в группе, повторим правило группы.

Фронтальная работа

Развивать умение самоорганизации, определение собственных целей и способа деятельности на уроке; мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Актуализация знаний.

Целеполагание

6 минут

Обращение ребят к теме «ССР»

-Как вы думаете на языке какого народа сделана запись темы урока?Объясните.

-Чтобы прочитать тему, нам необходимо что сделать?(найти гласные)

-у каждой группы имеются карточки с вопросами. Если вы правильно ответите, то гласные встанут на свое место, и мы сможем прочитать тему урока. Попробуем разгадать запись.

- Прочитаем Тему урока.

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок, определите цели.

- Определите источники информации, необходимые нам сегодня.

Интригующий момент.

Ответы-гипотезы

Задание у каждой группы:

  1. Буква А: В какой древней стране Передней Азии находятся города Библ, Сидон, Тир? Покажите территорию данной страны на карте.
  2. Буква И: Благодаря чему росли и богатели города Финикии? Какая дурная слава овеяла  финикийцев?
  3. Буква И: Перечислите достижения финикийцев?
  4. Буква Я: Чем отличалась письменность финикийцев от письменности Двуречья и Египта? Чем сходна и различна с нашим алфавитом?

Запись темы в тетрадь

1-3 ответа

Умение  доказывать свое мнение,

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Умение целеполагания

Таинственные знаки

Практическая работа по изучению нового материала

6  минут

4 мин

1. Инструктаж группам по выполнению задания.

2. После работы-заслушать ответы детей: собрать общую корзину знаний об образе жизни ассирийцев.

- Чем отличается корзина знаний каждой группы?(неодинаковое количество)

- Что необходимо, чтобы корзина наполнилась до краев?(использовать много разных источников)

3. Вы сказали, что ассирийцы вели завоевательные походы: а почему они это делали?(мало земли и т.д.)

4. Давайте проследим направления походов?

Рабочая тетрадь: с. 55 з.72:1,2,3,5

Анализ затруднений.

Работа в группах по заданию, данному на карточках: найти как можно больше инфомации о жизни ассирийцев, выписать ключевые слова.

1группа- работа только с картой,

2- карта+ текст (Геродот),

3- текст учебника (С.86 п.2, 1 абзац),

  1. -Иллюстрации, текст, карта.

Ответы детей

Работа с картой и контурной картой.

Умение работать с текстовым, картографическим, иллюстративным источником: выделять главное. Ответственность за знания и перед самим собой и перед товарищем;

Коммуникативные умения

Взаимопроверка:

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Формулировать своё мнение; владение устной речью

Корзина идей;

Работа с ключевыми словами, взаимообучение

Первичное закрепление во внешней речи.

3 минут

- Благодаря чему Ассирия превратилась в огромную страну.

Каждая группа обобщает  знания полученные совместными усилиями и формулирует ответы.

Группы обобщают и отвечают.

Ответ 1-2 групп.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Самостоятельная работа.

   5 минут+ ответы 5 мин.

Что же помогло ассирийцам сделать столько завоеваний? Продолжаете работать в группе и совместно ищете ответ на данный вопрос.

При ответе составляется общий кластер

«Причины побед Ассирии»-выкладывается на доске при ответе детей

    Войско                    вооружение

постоянное  

 

Пехота  кавалерия          железное

          Осадные                   оружие

            Отряды               железные

                                         Доспехи

                                  Плавсредства

                                   Таран

                                    Копья

                                    Луки

                                    Колесницы

- Почему Ассирия смогла стать мощной державой?

-Обратимся к иллюстрации на с. 88. Кто изображен в центре? Как обращается с побежденными? Какое впечатление создается о царе?

Всех пленных и добычу везли в столицу Ассирии - город Ниневию. Найдите на карте Ниневию.

Прочитаем информацию о Ниневии в учебнике (с 88).

- Последний царь Ассирии Ашшурбанапал был известен не только как жестокий правитель, но и как образованнейший человек. Завоевывая страны, он привозил в Ниневию глиняные книги, он стал создателем первой библиотеки в истории человечества

Работают с одним и тем же текстом, иллюстрациями, но задания разные:

1 группа: текст- состав войска Ассирии

2 –  текст -вооружение войска

3- иллюстрации-войско и вооружение

  1. Текст-ответ на проблемный вопрос: в чем преимущества ассирийцев над египетской армией; что было одинаковым в двух армиях. А что новым в армии Ассирии

Ответы детей

Работа по карте.

Чтение вслух.

Умение работать с текстовым, иллюстративным источником:четко выполнять учебную задачу. Ответственность за знания и перед самим собой и перед товарищем;

Коммуникативные умения

Формирования умения логически мыслить,

Умение аргументировать собственную позицию

кластер

Оценивание.Рефлексия

    5 минут

А теперь, чтобы посмотреть наполнилась ли ваша корзина знаний до краев, выполним задание: +/-/?. Каждый выполняет самостоятельно

Самооценка работы групп.

Заполнение таблицы.

Умение оценить свою работу, выявить собственные знания

Д/з

3 минуты

Вариативное+ дополнительное индивидуальное:

Базовое- п.18, вопросы (желтый фон)

«4-5» т/т вопросы (3/1)

Загадка: Мог ли лев расположить свое логовище на Тигре?

Умение оценить свои возможности


ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку – раздаточный материал

1 группа

  1. В какой древней стране Передней Азии находились города Библ, Сидон, Тир?
  2. Покажите территорию этой страны на карте.

     2 группа

  1. Благодаря чему росли и богатели города Финикии?
  2. Какая дурная слава овеяла  финикийцев?

3 группа

Перечислите достижения финикийцев?

  1. группа

Чем отличалась письменность финикийцев от письменности Двуречья и Египта? Чем сходна и различна с нашим алфавитом?

1 группа

1 ЗАДАНИЕ: изучите карту (с.33, 86), найдите как можно больше информации о жизни ассирийцев; для этого используйте план:

  1. Географическое положение Ассирии.
  2. Климатические и природные условия Ассирии.
  3. Взаимосвязь природно-климатических условий и занятий ассирийцев.
  4. И другое…

Выпишите ключевые слова в тетрадь!

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2 ЗАДАНИЕ: Выполнив задания, данные ниже, ответьте на вопрос- вывод: что помогло ассирийцам сделать  много завоеваний и превратиться в огромную державу?

  1. Изучите текст учебника (с.87),иллюстрации (с. 87-88),отберите информацию для кластера «Состав войска царя Ассирии», составьте кластер.

2 группа

1 ЗАДАНИЕ: изучите карту (с. 33, 86) и данный ниже текст, найдите как можно больше информации о жизни ассирийцев. Используйте план-подсказку:

  1. Географическое положение Ассирии.
  2. Климатические и природные условия Ассирии.
  3. Взаимосвязь природно-климатических условий и занятий ассирийцев.
  4. И другое…

Геродот, характеризуя систему орошения в Ассирии, писал: «Земля ассирийцев орошается дождем мало. Дождевой воды достаточно только для начального питания корней хлебных растений; вырастает же посев и созревает хлеб при помощи орошения из реки. Река эта не разливается, впрочем, по полям, как в Египте; орошают здесь руками и с помощью насосов».

Выпишите ключевые слова в тетрадь!

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2 ЗАДАНИЕ: Выполнив задания, данные ниже, ответьте на вопрос- вывод: что помогло ассирийцам сделать  много завоеваний и превратиться в огромную державу?

  1. Изучите тексты «Надпись царя Синахериба», пункт 2  учебника (с.86-87),иллюстрации (с. 86-88),отберите информацию для кластера «Вооружение  войска царя Ассирии», составьте кластер.

                      Надпись царя Синахериба. (691 год до н.э.).

Как лев я взъярился, облачился в доспехи, шлем, украшение битвы, возложил я на главу свою, на мою боевую колесницу высокую, в ярости сердца твоего я взошёл поспешно. Могучий лук, вручённый мне Ашшуром, в руки мои я схватил, дротик, пересекающий жизни, во длани мои я взял, над всем войском злобного недруга, словно ураган, грозно я закричал…

       Вражеское войско стрелами и дротиками я приуменьшил и все тела их пронзал, словно решето.

 - Каким вооружением пользовались ассирийцы?

3 группа

1 ЗАДАНИЕ: изучите текст учебника (С.86 п.2, 1 абзац), найдите как можно больше информации о жизни ассирийцев. Используйте план-подсказку:

  1. Географическое положение Ассирии.
  2. Климатические и природные условия Ассирии.
  3. Взаимосвязь природно-климатических условий и занятий ассирийцев.
  4. И другое…

Выпишите ключевые слова в тетрадь!

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2 ЗАДАНИЕ: Выполнив задания, данные ниже, ответьте на вопрос- вывод: что помогло ассирийцам сделать  много завоеваний и превратиться в огромную державу?

  1. Изучите иллюстрации (с. 86-88): из каких отрядов состояло войско Ассирии, каким было вооружение воинов? Составьте словарь на тему «Армия Ассирии» 

4 группа

ЗАДАНИЕ: изучите карту(с. 33, 86), текст, иллюстрации учебника (С.86-88), найдите как можно больше информации о жизни ассирийцев. Используйте план-подсказку:

  1. Географическое положение Ассирии.
  2. Климатические и природные условия Ассирии.
  3. Взаимосвязь природно-климатических условий и занятий ассирийцев.
  4. Достижения ассирийцев

Выпишите ключевые понятия, даты в тетрадь!

В VIII веке до н.э. ассирийцы одними из первых овладели способом добычи и обработки железа. (А какие металлы люди уже знали и пользовались ими?) Тысячи лет люди ходили по рыжевато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добывать вещество, гораздо более твердое, чем медь. В чистом виде железо – мягкий металл, но люди научились изготовлять из железа сталь. (А для чего им это было нужно?) В Ассирии почва была твердая, поэтому долгое время основными занятиями жителей оставалась охота и скотоводство. Но с появлением стальных плугов, лопат и мотыг земледелие стало процветать.

---------------------------------------------------------------------------------------------

2 ЗАДАНИЕ: Выполнив задания, данные ниже, ответьте на вопрос- вывод: что помогло ассирийцам сделать  много завоеваний и превратиться в огромную державу?

  1. Изучите пункт 2 учебника (с. 86-87), иллюстрации (с. 86-88), вспомните армию египетского фараона и ответьте на вопрос: что было одинаковым в этих армиях, что различного и в чем преимущество войска ассирийцев над войском фараона?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока английского языка в 2 классе с учетом требований ФГОС по теме "Merry Christmas!"

Урок составлен по УМК "Millie" (Азарова С.И.) для 2 класса. В данной разработке представлены этапы урока с учетом системно-деятельностного подхода, в соответствии с требованиями нового стандарта начал...

Урок английского языка 2 класс с учетом требований ФГОС

Технология проектирования учебного процесса В.М. Монахова...

«Готовимся к празднику осени» .Технологическая карта урока английского языка в 2 классе с учетом требований ФГОС. УМК “Enjoy English” (Биболетова М.З. Обнинск: «Титул», 2011 год)

Урок направлен на ознакомление новой лексики по теме "Осень". Задачей урока является научить вести диалог-расспрос. Также урок направлен на развитие памяти, смысловой догадки и повышать интерес к язык...

"Химические реакции" Разработка урока для 8 класса с учетом требований к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы

Основная цель занятия: изучить химические реакции на основе одного из признаков - выделения или поглощения тепла.Задачи урока:  Образовательные: повторить признаки физических явлений , способы ра...

Методическая разработка занятия по дополнительному образованию с учетом требований ФГОС по теме "Дед" для сказки "Репка"

Методическая разработка занятия представлена в виде технологической карты.Целью занятия является формирование образовательных компетенций (информационных, комуникативных, рефлексивных) по те...

Методическая разработка занятия по дополнительному образованию с учетом требований ФГОС по теме "Собака" для сказки "Репка"

Методическая разработка занятияпо теме "Собака, выполненная в технике вязания", составлена с учетом требований ФГОС.Дана технологическая карта занятия....

Урок литературы в 6 классе (с учетом требований ФГОС ООО) Тема урока: А.С.Пушкин Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях.

Урок литературы в 6 классе с использованием  ЭОР Учебного портала.Тема урока: А.С.Пушкин  Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытан...