Рабочая программа по географии в 6 классе
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Хасанова Римма Борисовна

По учебной линии "Полярная звезда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_6_kl.docx69.21 КБ

Предварительный просмотр:

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ГЕОГРАФИИ

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих  взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает  достижение следующих результатов личностного развития:

  1. воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и  настоящее многонационального  народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному  многообразие современного мира;  
  3. формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
  4. формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной  работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
  5. формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;  к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
  6. освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  7. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  8. формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной,  учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  9. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  10. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  11. осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни,  уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  12. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения географии являются следующие УУД, составляющие основу умения учиться:

Познавательные УУД:

  1. формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;
  2. умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
  3. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;  
  4. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  5. умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
  6.  устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;  
  7. формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
  8. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

Коммуникативные УУД:

  1. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
  2. умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
  3. умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке  общего решения  в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
  4. формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

Регулятивные УУД:

  1. способность к самостоятельномуприобретению  новых знаний и практическихумений;
  2.  умения управлять своей познавательной деятельностью;
  3.  умение организовывать свою деятельность, определять её  цели и задачи;
  4. выбирать средства обучения   и применять их на практике;
  5. оценивать достигнутые результаты своего обучения.
  6. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  
  7. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;  

Предметными результатами освоения программы являются

  1. формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком,  о географических знаниях  как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных  практических задач  человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  2. формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  3. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы,  жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и отдельных странах;
  4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения  количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических  параметров;
  5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения;
  6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  7. формирование умений и навыков  использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения   и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
  8. создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.  

Ученик научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео-  и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;  
  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео-  и фотоизображения, компьютерные базы данных)
  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач
  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео-  и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач на выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков; источниках;
  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий.
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;  
  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы;

Ученик получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • моделировать географические объекты и явления;
  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
  • работать с компасом;
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни
  • для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  • описывать погоду своей местности;
  • составлять описание природного комплекса;
  • объяснять расовые отличия разных народов мира;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;
  • давать характеристику рельефа своей местности;

2.   СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ

1.  Развитие географических знаний о Земле.  

Введение. Что изучает география.

Географические  знания  в современном  мире.  Представления  о  мире  в древности  (Древний  Китай, Древний  Египет, Древняя  Греция,  Древний  Рим). Появление первых географических карт.

География  в эпоху Средневековья:  путешествия  и  открытия  викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха  Великих  географических  открытий  (открытие  Нового  света, морского  пути  в  Индию,  кругосветные  путешествия).  Значение  Великих географических открытий.

Географические  открытия  XVII–XIX вв. (исследования  и  открытия территорий  России,  Австралии  и  Океании,  Антарктиды).  Первое  русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

Географические  исследования  в  ХХ веке  (достижение  и  исследование Южного  и  Северного  полюсов,  океанов,  покорение  высочайших  вершин  и глубочайших  впадин,  исследования  верхних  слоев  атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера).

Первый полет человека в космос и его значение для современного мира. Современные географические методы исследования Земли.  

2.  Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.  

Земля  –  часть Солнечной  системы.  Земля  и  Луна.  Влияние  космоса  на  нашу

планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Виды движения Земли и их следствия. Движение  Земли  вокруг Солнца. Смена времен  года.  Тропики  и полярные круги.  Пояса  освещенности.  Календарь  –  как  система  измерения больших  промежутков времени,  основанная  на  периодичности таких  явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Движение вокруг своей оси. Смена дня и ночи, сутки, понятие времени.

3.  Изображение земной поверхности.  

Виды  изображения  земной  поверхности:  план местности,  глобус, географическая  карта, космические снимки.  Масштаб.  Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе.  

План местности. Условные  знаки. Как  составить  план  местности.  Составление  простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый

источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте.

 Градусная  сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая  широта.  Географические координаты: географическая  долгота. Определение географических  координат различных объектов, расстояний, абсолютных высот по карте.

4. Природа Земли.

Литосфера.  

Литосфера  –  «каменная»  оболочка  Земли.  Земная  кора Внутреннее строение Земли. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные  ископаемые и  их  значение в  жизни  современного  общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения вулканы, гейзеры.

Рельеф  Земли.  Способы  изображение  рельефа  на  планах  и  картах. Основные  формы  рельефа  –  горы  и  равнины.  Равнины.  Образование  и изменение  равнин  с течением  времени.  Отличия  равнин  по  высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и  строению. Определение  относительной  и  абсолютной  высоты  гор.

Рельеф дна океанов. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных  глубин  и  их  открытия.  Работа с  коллекциями  минералов,  горных пород, полезных ископаемых.

Гидросфера.

Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура  и соленость. Движение воды в океане – волны, течения. Разнообразие вод суши.

Человек и гидросфера. Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные  части  речной  системы,  характер,  питание  и  режим  рек. Озера и  их происхождение.  Ледники.  Горное и  покровное  оледенение,  многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота.  

Атмосфера.  

Значение  атмосферы  в  жизни  человека.  Строение воздушной  оболочки  Земли.  Понятие  погоды.  Наблюдения  и  предсказания погоды. Нагревание  воздуха.  Температура. Построение  графика  температур  и определение средних  температур  воздуха.  Влага  в атмосфере.  Облака и атмосферные осадки.

Человек и атмосфера. Погода и климат. Влияние климата на здоровье людей. Причины, от которых зависит климат. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Атмосферное давление. Ветер. Температура воздуха.  Зависимость  температуры  от  географической широты.  

Суточный, годовой ход  температур,  тепловые пояса. Построение розы ветров. Влажность воздуха.  Климаты  Земли.  Циркуляция атмосферы.

 Работа с метеостанцией/метеоприборами  (проведение  наблюдений  и  измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Биосфера.  

Биосфера  –  живая  оболочка  Земли.  Особенности  жизни  в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных  в  лесных  и  безлесных  пространствах.

 Воздействие  организмов  на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.

Географическая оболочка как среда жизни.

Понятие о географической оболочке.  Взаимодействие  оболочек  Земли. Понятие о  природном  комплексе. Природные  комплексы  своей  местности.  Закономерности  географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Воздействие человека на природу.

5.  Человечество на Земле.  

Численность  населения  Земли. Расовый состав. Народы  планеты. Государства на карте мира.


3.  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС

№ урока

Тема урока по программе

 (тема по учебнику)

Содержание  урока по программе

Характеристика основных видов учебной деятельности

Дата проведения

Приме-

чания

по плану

факти-

ческая

Гидросфера — водная оболочка Земли  - 13 ч.

1

Состав и строение гидросферы

Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды.

Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы

Выявлять   взаимосвязи   между   составными   частями   гидросферы   по схеме «Круговорот воды в природе»

Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана

2

Водные части

Мирового океана (Мировой океан (1)

Мировой океан и его водные части. Использование карт для определения

географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли.

Определять по карте географическое положение,   океанов,   морей,   заливов, проливов

Показывать по карте части Мирового океана

Определять черты сходства и различия океанов Земли

Наносить на контурную карту океаны моря заливы, пролив.

Составлять описание океана и моря по плану

3

Острова и полуострова (Мировой океан (2)

Мировой океан и части суши, расположенные в нем. Рельеф дна океана.

Показать по карте части суши, расположенные в Мировом океане

Определять черты сходства и различия островов, полуостровов.

Наносить их на контурную карту. Выделять части дна Океана

Определять по карте географическое положение островов, полуостровов, архипелагов

4

ПР №1 Выполнение проекта "Круизный лист путешественника"

(Учимся с Полярной звездой)

Решение практических задач по карте

Морской транспорт, порты, каналы.

Работать на контурной карте, Прокладывать по карте маршрут

Измерение расстояний по карте. Определять географические координаты Обсуждение и оценивание работы в группе и классе

Оценка своих результатов

5

Свойства океанических вод (Воды океана)

Свойства вод Мирового океана – температура  и солёность. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование.

Выявлять с помощью карт географические закономерности  изменения солёности, температуры вод Океана

6

Волны и течения в океане

(Воды океана)

Движение воды в океане – волны, течения.

Показывать и описывать  океанические течения. Устанавливать причинно-следственные связи между процессами в литосфере и образованием цунами. Раскрыть идею о постоянном движение воды в Океане, о мерах предупреждения опасных явлений и борьбы с ними; о правилах обеспечения личной безопасности

7

Реки Земли и их питание

(Реки – артерии Земли (1)

Человек и гидросфера. Разнообразие вод суши. Реки на географической карте и в природе: основные  части  речной  системы.

Характеризовать особенности речной системы

Правильно показывать реки по карте

Знать наиболее крупные речные системы мира

Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления, жанрами и основной идеей текста

Выявлять  по рисунку части реки

8

Режимы рек.

(Реки  -  артерии Земли (2)

Реки на географической карте и в природе: характер,  питание  и  режим  рек. Использование карт для определения

географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления  течения рек.

Анализировать графики изменения уровня воды в реках

Выявлять  части долины реки

Описывать реку по плану

9

Озера и болота

Озера и  их происхождение. Болота - образование и особенности.

Определять по географической карте положение крупнейших озер мира и России.

Составлять описание озер по плану

Анализировать карты и объяснять причины образования болот

Показывать по карте районы распространения многолетней мерзлоты

10

Подземные воды

Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды.. Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком.

Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Понять образование подземных вод

Оценивать значение подземных вод как источников питьевой воды

11

Ледники и многолетняя мерзлота

Ледники.  Горное и  покровное  оледенение,  многолетняя мерзлота. Ледники —  главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Составить план по тексту  « Что мы знаем о ледниках»

Оценивать значение ледников как источников питьевой воды

12

Гидросфера и человек

Значение воды в жизни человека и всего живого на Земле. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование. Качество воды.

Источники загрязнения гидросферы, необходимость ее охраны. Опасности океана. Ознакомление с водным объектом своей местности

Установить связь гидросферы с другими оболочками Земли

Выявить значение Океана для хозяйственной деятельности человека

Составить схему  «Связь гидросферы с другими оболочками  на Земле на примере местной реки»

Определять меры по охране гидросферы 

Характеризовать реки своей местности

Описывать водный объект по плану

13

КР №1
"Человек и гидросфера"

Выявить уровень усвоение базового материала "Гидросфера"

Выполнение вариантов контрольной работы

Атмосфера - воздушная оболочка Земли - 11 часов

14

Состав и строение атмосферы

 Значение  атмосферы  в  жизни  человека.  Строение воздушной  оболочки  Земли.  

Составлять и анализировать схему  «Состав воздуха»

Выяснить строение  атмосферы

Делать выводы о значении  атмосферы для жизни на Земле

Понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды»

15

Температура воздуха.

(Тепло  в атмосфере (1)

Температура. Нагревание  воздуха.  Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Годовой ход температуры.  

Определять температуру с помощью термометра

Вычислять среднюю суточную температуру, амплитуду  ,средне месячную температуру по календарю погоды

Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры воздуха в течение суток

16

Тепловые пояса

(Тепло  в атмосфере (2)

Зависимость  температуры  от  географической широты.  Построение  графика  температур  и определение средних  температур  воздуха.  Тепловые пояса.

Устанавливать  причинно – следственные связи между изменениями температуры воздуха и высотой Солнца над горизонтом. Выявить зависимость суточного хода температуры от угла падения солнечных лучей

Выявить закономерности изменения температуры воздуха от экватора к полюсам

17

Атмосферное давление

Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на здоровье людей. . Изменение атмосферного  давления с высотой.

Определять атмосферное давление с помощью барометра

Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере

18

Ветер

Ветер. Виды ветра и его характеристики. Построение розы ветров.

Выявлять причинно- следственные  связи при  образовании ветра Определять направление и силу ветра

Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника погоды

Раскрывать значение ветра для природных процессов и хозяйственной деятельности человека

Показывать примеры описания ветров в художественной и научно- популярной литературе

19

Влажность воздуха.

(Влага в атмосфере (1)

Влага  в атмосфере.  Влажность воздуха.  

Определять влажность воздуха с помощью гигрометра

Делать выводы о значении  влажности воздуха на Земле

Рассчитывать относительную влажность воздуха на основе имеющихся данных Понимать значение влажности воздуха для жизни и хозяйственной деятельности людей

20

Облака и атмосферные осадки
(Влага в атмосфере (2)

Облака и атмосферные осадки. Наблюдения  и  предсказания погоды. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Определять виды облаков Наблюдать за облаками

Давать описание облакам

Оценивать значение облачности осадков для жизни и деятельности людей.

Раскрывать влияние природных явлений на творчество людей

21

Погода и климат.

Понятие  погоды. Основные параметры погоды. Климаты  Земли.  Циркуляция атмосферы. Погода и климат. Причины, от которых зависит климат. Зависимость климата от абсолютной высоты местности.

Использовать собственные  наблюдения о погоде и климате

Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами Анализировать карту «Изменение  климатических  показателей с запада на восток»

Раскрыть значение прогнозирования погоды и климата для природы и хозяйственной деятельности человека

22

ПР №2 Сбор и изучение информации о погоде (Учимся с Полярной звездой)

Работа с метеостанцией/метеоприборами  (проведение  наблюдений  и  измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений).

Устанавливать  причинно -  следственные связи между  свойствами воздушных масс и характером поверхности ,над которыми они формируются

Сопоставлять  и отбирать информацию ,полученную  из нескольких источников

23

Атмосфера и человек

Человек и атмосфера. Влияние климата на здоровье людей.

Выявлять значение атмосферы для человека

Описывать влияние погодных условий на быт и здоровье людей

Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений

Включаться в обмен мнениями по вопросу охраны природы

Оценить значение атмосферы

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения соблюдения правил поведения во время опасных атмосферных  явлений

24

КР №2
"Человек и атмосфера"

Обобщить знания по теме «Атмосфера  -   воздушная оболочка Земли»

Выполнение вариантов контрольной работы

Биосфера – живая оболочка Земли - 4 часа

25

Биосфера - земная оболочка жизни

Биосфера  –  живая  оболочка  Земли.  Круговорот веществ в биосфере.

Сопоставить границы биосферы с границей других оболочек Земли Выявить роль живых организмов в переносе веществ на основе анализа круговорота

Доказать, что биосфера -  уникальная оболочка Земли,  заселенная живыми организмами, что человек – часть биосферы

26.

Почвы

Что такое почва. Виды почв и условия ее образования. Почва как  особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Анализировать образцы почв

Сравнивать профили  подзолистой почвы и чернозема

Выявлять  причины разной степени плодородия  используемых  человеком Понять значение почв

Определить  вклад В.В. Докучаева в науку

Сделать выводы о необходимости  охраны почв

27.

Распространение живых организмов по планете

(Биосфера – сфера жизни)

Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных  в  лесных  и  безлесных  пространствах. Особенности  жизни  в океане.

Раскрыть взаимосвязи в биосфере

Выявить зависимость разнообразия растительного и животного мира от климата

Высказывать  мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности

Наблюдать за растительным и животным миром своей местности  с целью определения качества окружающей среды

28.

Изменение биосферы человеком

(Биосфера – сфера жизни)

Воздействие  организмов  на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.

Понимать,  что биосфера -  самая уязвимая оболочка Земли

Осознавать, что человек  - часть природы

Географическая оболочка - 6 часов

29

Географическая оболочка

Понятие о географической оболочке.  Взаимодействие  оболочек  Земли.

Географическая оболочка  —

крупнейший природный комплекс Земли.

Приводить примеры  взаимосвязи  частей  географической оболочки

Выявить  доказательства  существования  главных закономерностей  географической  оболочки на основе анализа  тематических карт

30

Природные комплексы

(Географическая оболочка Земли)

Понятие о  природном  комплексе. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Природные  комплексы  своей  местности

Иметь представление  природном комплексе.

Давать  описание природного комплекса своей местности

31

Природные зоны

ПР №3

"От экватора до полюсов"

Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность.

Закономерности  географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность.

Анализировать карту "географические зоны мира»

Объяснять причинно- следственные связи меду природными зонами и климатом

Характеризовать природные комплексы  суши и океана Формирование умений  работать   с картой  природных зон

Наносить на контурную карту  природные зоны Земли

Сравнивать между собой различные природные зоны

32

Культурные      ландшафты

Воздействие человека на природу.

Понять и  уметь высказывать свое мнение  о способах улучшения  культурных ландшафтов

Уметь создавать образ культурного ландшафта

Приводить примеры положительного и отрицательного  влияния человека на культурные ландшафты

Подготавливать сообщения или презентацию по проблемам  антропогенного воздействия на природу

Оценить творение рук  человека-  культурный ландшафт

33

КР №3
"Биосфера и Геосфера"

Выявить уровень усвоение базового материала "Биосфера" и "Геосфера"

Выполнение вариантов контрольной работы

34

Мир географии

Выявить уровень усвоения базового материала по курсу географии 6 класса

Повышение мотивации к изучению географии

Выполнение игровых, тренировочных заданий, заданий на выявление уровня усвоения материала

№ урока

Тема урока по программе

 (тема по учебнику)

Содержание  урока по программе

Характеристика основных видов учебной деятельности

Дата проведения

Приме-

чания

по плану

факти-

ческая

Гидросфера — водная оболочка Земли  - 13 ч.

1

Состав и строение гидросферы

Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды.

Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы

Выявлять   взаимосвязи   между   составными   частями   гидросферы   по схеме «Круговорот воды в природе»

Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана

2

Водные части

Мирового океана (Мировой океан (1)

Мировой океан и его водные части. Использование карт для определения

географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли.

Определять по карте географическое положение,   океанов,   морей,   заливов, проливов

Показывать по карте части Мирового океана

Определять черты сходства и различия океанов Земли

Наносить на контурную карту океаны моря заливы, пролив.

Составлять описание океана и моря по плану

3

Острова и полуострова (Мировой океан (2)

Мировой океан и части суши, расположенные в нем. Рельеф дна океана.

Показать по карте части суши, расположенные в Мировом океане

Определять черты сходства и различия островов, полуостровов.

Наносить их на контурную карту. Выделять части дна Океана

Определять по карте географическое положение островов, полуостровов, архипелагов

4

ПР №1 Выполнение проекта "Круизный лист путешественника"

(Учимся с Полярной звездой)

Решение практических задач по карте

Морской транспорт, порты, каналы.

Работать на контурной карте, Прокладывать по карте маршрут

Измерение расстояний по карте. Определять географические координаты Обсуждение и оценивание работы в группе и классе

Оценка своих результатов

5

Свойства океанических вод (Воды океана)

Свойства вод Мирового океана – температура  и солёность. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование.

Выявлять с помощью карт географические закономерности  изменения солёности, температуры вод Океана

6

Волны и течения в океане

(Воды океана)

Движение воды в океане – волны, течения.

Показывать и описывать  океанические течения. Устанавливать причинно-следственные связи между процессами в литосфере и образованием цунами. Раскрыть идею о постоянном движение воды в Океане, о мерах предупреждения опасных явлений и борьбы с ними; о правилах обеспечения личной безопасности

7

Реки Земли и их питание

(Реки – артерии Земли (1)

Человек и гидросфера. Разнообразие вод суши. Реки на географической карте и в природе: основные  части  речной  системы.

Характеризовать особенности речной системы

Правильно показывать реки по карте

Знать наиболее крупные речные системы мира

Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления, жанрами и основной идеей текста

Выявлять  по рисунку части реки

8

Режимы рек.

(Реки  -  артерии Земли (2)

Реки на географической карте и в природе: характер,  питание  и  режим  рек. Использование карт для определения

географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления  течения рек.

Анализировать графики изменения уровня воды в реках

Выявлять  части долины реки

Описывать реку по плану

9

Озера и болота

Озера и  их происхождение. Болота - образование и особенности.

Определять по географической карте положение крупнейших озер мира и России.

Составлять описание озер по плану

Анализировать карты и объяснять причины образования болот

Показывать по карте районы распространения многолетней мерзлоты

10

Подземные воды

Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды.. Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком.

Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Понять образование подземных вод

Оценивать значение подземных вод как источников питьевой воды

11

Ледники и многолетняя мерзлота

Ледники.  Горное и  покровное  оледенение,  многолетняя мерзлота. Ледники —  главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Составить план по тексту  « Что мы знаем о ледниках»

Оценивать значение ледников как источников питьевой воды

12

Гидросфера и человек

Значение воды в жизни человека и всего живого на Земле. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование. Качество воды.

Источники загрязнения гидросферы, необходимость ее охраны. Опасности океана. Ознакомление с водным объектом своей местности

Установить связь гидросферы с другими оболочками Земли

Выявить значение Океана для хозяйственной деятельности человека

Составить схему  «Связь гидросферы с другими оболочками  на Земле на примере местной реки»

Определять меры по охране гидросферы 

Характеризовать реки своей местности

Описывать водный объект по плану

13

КР №1
"Человек и гидросфера"

Выявить уровень усвоение базового материала "Гидросфера"

Выполнение вариантов контрольной работы

Атмосфера - воздушная оболочка Земли - 11 часов

14

Состав и строение атмосферы

 Значение  атмосферы  в  жизни  человека.  Строение воздушной  оболочки  Земли.  

Составлять и анализировать схему  «Состав воздуха»

Выяснить строение  атмосферы

Делать выводы о значении  атмосферы для жизни на Земле

Понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды»

15

Температура воздуха.

(Тепло  в атмосфере (1)

Температура. Нагревание  воздуха.  Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Годовой ход температуры.  

Определять температуру с помощью термометра

Вычислять среднюю суточную температуру, амплитуду  ,средне месячную температуру по календарю погоды

Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры воздуха в течение суток

16

Тепловые пояса

(Тепло  в атмосфере (2)

Зависимость  температуры  от  географической широты.  Построение  графика  температур  и определение средних  температур  воздуха.  Тепловые пояса.

Устанавливать  причинно – следственные связи между изменениями температуры воздуха и высотой Солнца над горизонтом. Выявить зависимость суточного хода температуры от угла падения солнечных лучей

Выявить закономерности изменения температуры воздуха от экватора к полюсам

17

Атмосферное давление

Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на здоровье людей. . Изменение атмосферного  давления с высотой.

Определять атмосферное давление с помощью барометра

Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере

18

Ветер

Ветер. Виды ветра и его характеристики. Построение розы ветров.

Выявлять причинно- следственные  связи при  образовании ветра Определять направление и силу ветра

Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника погоды

Раскрывать значение ветра для природных процессов и хозяйственной деятельности человека

Показывать примеры описания ветров в художественной и научно- популярной литературе

19

Влажность воздуха.

(Влага в атмосфере (1)

Влага  в атмосфере.  Влажность воздуха.  

Определять влажность воздуха с помощью гигрометра

Делать выводы о значении  влажности воздуха на Земле

Рассчитывать относительную влажность воздуха на основе имеющихся данных Понимать значение влажности воздуха для жизни и хозяйственной деятельности людей

20

Облака и атмосферные осадки
(Влага в атмосфере (2)

Облака и атмосферные осадки. Наблюдения  и  предсказания погоды. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Определять виды облаков Наблюдать за облаками

Давать описание облакам

Оценивать значение облачности осадков для жизни и деятельности людей.

Раскрывать влияние природных явлений на творчество людей

21

Погода и климат.

Понятие  погоды. Основные параметры погоды. Климаты  Земли.  Циркуляция атмосферы. Погода и климат. Причины, от которых зависит климат. Зависимость климата от абсолютной высоты местности.

Использовать собственные  наблюдения о погоде и климате

Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами Анализировать карту «Изменение  климатических  показателей с запада на восток»

Раскрыть значение прогнозирования погоды и климата для природы и хозяйственной деятельности человека

22

ПР №2 Сбор и изучение информации о погоде (Учимся с Полярной звездой)

Работа с метеостанцией/метеоприборами  (проведение  наблюдений  и  измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений).

Устанавливать  причинно -  следственные связи между  свойствами воздушных масс и характером поверхности ,над которыми они формируются

Сопоставлять  и отбирать информацию ,полученную  из нескольких источников

23

Атмосфера и человек

Человек и атмосфера. Влияние климата на здоровье людей.

Выявлять значение атмосферы для человека

Описывать влияние погодных условий на быт и здоровье людей

Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений

Включаться в обмен мнениями по вопросу охраны природы

Оценить значение атмосферы

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения соблюдения правил поведения во время опасных атмосферных  явлений

24

КР №2
"Человек и атмосфера"

Обобщить знания по теме «Атмосфера  -   воздушная оболочка Земли»

Выполнение вариантов контрольной работы

Биосфера – живая оболочка Земли - 4 часа

25

Биосфера - земная оболочка жизни

Биосфера  –  живая  оболочка  Земли.  Круговорот веществ в биосфере.

Сопоставить границы биосферы с границей других оболочек Земли Выявить роль живых организмов в переносе веществ на основе анализа круговорота

Доказать, что биосфера -  уникальная оболочка Земли,  заселенная живыми организмами, что человек – часть биосферы

26.

Почвы

Что такое почва. Виды почв и условия ее образования. Почва как  особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Анализировать образцы почв

Сравнивать профили  подзолистой почвы и чернозема

Выявлять  причины разной степени плодородия  используемых  человеком Понять значение почв

Определить  вклад В.В. Докучаева в науку

Сделать выводы о необходимости  охраны почв

27.

Распространение живых организмов по планете

(Биосфера – сфера жизни)

Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных  в  лесных  и  безлесных  пространствах. Особенности  жизни  в океане.

Раскрыть взаимосвязи в биосфере

Выявить зависимость разнообразия растительного и животного мира от климата

Высказывать  мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности

Наблюдать за растительным и животным миром своей местности  с целью определения качества окружающей среды

28.

Изменение биосферы человеком

(Биосфера – сфера жизни)

Воздействие  организмов  на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.

Понимать,  что биосфера -  самая уязвимая оболочка Земли

Осознавать, что человек  - часть природы

Географическая оболочка - 6 часов

29

Географическая оболочка

Понятие о географической оболочке.  Взаимодействие  оболочек  Земли.

Географическая оболочка  —

крупнейший природный комплекс Земли.

Приводить примеры  взаимосвязи  частей  географической оболочки

Выявить  доказательства  существования  главных закономерностей  географической  оболочки на основе анализа  тематических карт

30

Природные комплексы

(Географическая оболочка Земли)

Понятие о  природном  комплексе. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Природные  комплексы  своей  местности

Иметь представление  природном комплексе.

Давать  описание природного комплекса своей местности

31

Природные зоны

ПР №3

"От экватора до полюсов"

Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность.

Закономерности  географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность.

Анализировать карту "географические зоны мира»

Объяснять причинно- следственные связи меду природными зонами и климатом

Характеризовать природные комплексы  суши и океана Формирование умений  работать   с картой  природных зон

Наносить на контурную карту  природные зоны Земли

Сравнивать между собой различные природные зоны

32

Культурные      ландшафты

Воздействие человека на природу.

Понять и  уметь высказывать свое мнение  о способах улучшения  культурных ландшафтов

Уметь создавать образ культурного ландшафта

Приводить примеры положительного и отрицательного  влияния человека на культурные ландшафты

Подготавливать сообщения или презентацию по проблемам  антропогенного воздействия на природу

Оценить творение рук  человека-  культурный ландшафт

33

КР №3
"Биосфера и Геосфера"

Выявить уровень усвоение базового материала "Биосфера" и "Геосфера"

Выполнение вариантов контрольной работы

34

Мир географии

Выявить уровень усвоения базового материала по курсу географии 6 класса

Повышение мотивации к изучению географии

Выполнение игровых, тренировочных заданий, заданий на выявление уровня усвоения материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...