Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС
рабочая программа по географии (5 класс) по теме

Подмосковных Ольга Владимировна

Рабочая программа по географи 5 класс  по ФГОС + календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_geo_5_klass_2017.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21

муниципального образования  Люберецкий  муниципальный район Московской области

  УТВЕРЖДАЮ

  Директор МОУ СОШ № 21

  _____________/В.А. Назаров/

                       «____»___________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

« География»

( базовый уровень)

_____5___ класс

на 2016-2017 учебный год

 

 

Составитель:

Подмосковных Ольга Владимировна,

учитель  географии

 

2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 5-9 классы. М.: Дрофа, 2016), федерального перечня учебников, учебного плана, рабочей программы по географии (М.: Дрофа, 2016).

     Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И.Баринова, А.А.Плешакова, Н.И.Сонина (М.: Дрофа, 2014).

     В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у обучающихся: комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; целостное восприятие мира не в виде выбора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам. Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации обучающихся.

Целями географии в основной школе являются:

    Формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

    Познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

    Познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

    Понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

    Понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

    Глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

    Выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

    Формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

География в основной школе – учебный предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещения людей и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Общая характеристика учебного курса

       «География. Начальный курс» - это первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; обучающиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем освоении курса географии.

Курс «География. Начальный курс» призван систематизировать знания о природе и человеке, подготовить обучающихся к изучению причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Цели и задачи курса:

-     Формирование у обучающихся целостных представлений о природе Земли как планеты, о неоднородности различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины, своей местности; знакомство с географической картой;

-     Пробуждение интереса к естественным наукам;

-     Формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

        Для успешного достижения целей необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

-   актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

-    развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

-   научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

-  научить устанавливать связи в системе географических знаний.  

-    Знакомство с географией, формирование интереса к предмету;

-    Формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

«География. Начальный курс» – начальный курс географической подготовки обучающихся – основной среди 5 – 9 кл. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями обучающихся.

         Описание места учебного курса в учебном плане

           Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 272, из них по 34 часа (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 часов (2 часа в неделю) в 7, 8, 9 классах.

Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

ГЕОГРАФИИ 5 КЛАССА

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этичесих принципов и норм поведения.

Личностные результаты обучения

Обучающиеся научатся обладать:

- ответственным отношением к учебе;

- опытом участия в социально значимом труде;

- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

- основами экологической культуры.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся получат возможность научиться:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

- составлять описания объектов;

- составлять простой план;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

- оценивать работу одноклассников.

Предметные результаты обучения.

Обучающиеся научатся:

- приводить примеры географических объектов;

- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

- объяснять, для чего изучают географию.

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

- описывать представления древних людей о Вселенной;

- называть и показывать планеты Солнечной системы;

- называть планеты земной группы и планеты-гиганты;

- описывать уникальные особенности Земли как планеты.

- объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- работать с компасом;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

- показывать по карте основные географические объекты;

- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

- объяснять особенности строения рельефа суши;

- описывать погоду своей местности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Что изучает география (5 ч)

Мир живой и неживой природы. Человек на Земле.

Физическая и социально экономическая география – два основных раздела географии. Географическое описание. Картографический метод. Статистический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (7 ч)

Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия.

Открытие русских путешественников.

Земля во Вселенной (9 ч)

Что такое Вселенная? Представление древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Современные представления о строении Вселенной. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Солнце. Многообразие звёзд. Созвездия. Уникальная планета – Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. Современные исследования космоса.

Виды изображений поверхности Земли

(4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по местным признакам. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практические работы № 3, 4.

Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Биосфера. Жизнь на Земле.

Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма контроля

Что изучает география

5

тестирование;

устный контроль;

самоконтроль;

выполненные задания в рабочей тетради;

результаты практических  работ;

Как люди открывали Землю

7

Земля во вселенной

9

Виды изображений поверхности земли

4

Природа Земли

10

Итого

35

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

(разделы, темы)

Дата

по

плану

Корректировочная дата

5 а

5 б

Раздел 1. Что изучает география ( 5 часов )

1

Мир, в котором мы живем

01.09.2016-02.09.2016

2

Науки о природе

05.09.2016-

09.09.2016

3

География— наука о Земле

12.09.2016-

16.09.2016

4

Методы географических исследований

19.09.2016-

23.09.2016

5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

26.09.2016-30.09.2016

Раздел 2. Как люди открывали Землю. ( 7 часов )

6

Как люди открывали Землю

03.10.2016-

07.10.2016

7

Географические открытия древности и Средневековья

10.10.2016-

14.10.2016

8

Важнейшие географические открытия.

17.10.2016-

21.10.2016

9

Практическая работа № 1  «Географические открытия древности и средневековья.»

24.10.2016-28.10.2016

10

 Открытия русских путешественников

07.11.2016-

12.11.2016

11

Открытия русских путешественников

Практическая работа № 2 «Важнейшие географические открытия.»

14.11.2016-18.11.2016

12

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»

21.11.2016-25.11.2016

Раздел 3. Земля во Вселенной ( 9 часов)

13

Как древние люди представляли себе Вселенную

28.11.2016-02.12.2016

14

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

05.12.2016-09.12.2016

15

Соседи Солнца

12.12.2016-16.12.2016

16

Планеты гиганты и маленький Плутон

19.12.2016-23.12.2016

17

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

26.12.2016-30.12.2016

18

Мир звезд

09.01.2017-

14.01.2017

19

Уникальная планета— Земля

16.01.2017-20.01.2017

20

Современные исследования космоса

23.01.2017-27.01.2017

21

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

30.01.2017-03.02.2017

Раздел 4. Виды изображения поверхности Земли ( 4 часа )

22

Стороны горизонта

06.02.2017-10.02.2017

23

Ориентирование. Практическая работа № 3 «Ориентирование по компасу»        

13.02.2017-17.02.2017

24

План местности и географическая карта. Практическая работа № 4 «Составление простейшего плана местности»

20.02.2017-24.02.2017

25

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

27.02.2017-03.03.2017

Раздел 4. Природа Земли ( 10 часов)

26

Как возникла Земля

06.03.2017-10.03.2017

27

Внутреннее строение Земли

13.03.2017-17.03.2017

28

Землетрясения и вулканы

20.03.2017-24.03.2017

29

Путешествие по материкам

03.04.2017-07.04.2017

30

Вода на Земле

10.04.2017-14.04.2017

31

Живая оболочка Земли

17.04.2017-21.04.2017

32

Почва— особое природное тело

24.04.2017-28.04.2017

33

Человек и природа

03.05.2017-

05.05.2017

34

Повторение по теме «Человек и природа»

10.05.2017-12.05.2017

35

 Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»

15.05.2017-19.05.2017

СОГЛАСОВАНО                                                                            

Заместитель                                                                                      

директора по УВР                                                                            

__________Г.А. Чистякова                                                        

  «    » сентября 2016 года                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...

Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...

Рабочие программы по географии по ФГОС

Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово"  Е.М.Домогацких...

Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)

Рабочая программа по географии  соответствует всем требованиям ФГОС (6  класс)...