Разработка открытого урока по теме "Реки" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Чистякова Римма Александровна

Тема: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями,  раскрытие зависимости рек от  рельефа и климата.

Задачи:

1.      Образовательные задачи:

сформировать у учащихся представление о реке и ее частях;

познакомить с  понятиями: исток, устье, русло, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад;

научить определять левые и правые притоки реки.

 

2.      Развивающие задачи:

развивать  умение  описывать реки по типовому плану;

раскрыть зависимость рек от рельефа и климата;

сформировать  элементарные знания об образовании порогов и водопадов;

формировать умения работать с различными картами.

 

3.      Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру.

 

Ведущие понятия урока: исток, устье, русло, долина, пойма, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад.

Географическая номенклатура: реки - Волга, Кама, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амазонка, Нил, Миссисипи; водопады – Анхель, Ниагарский.

Оборудование и дидактический материал: Карты «Физическая карта полушарий», атласы, учебник, компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Урок составлен по учебнику Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учебник для 6-го класса образовательных учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2007. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями,  раскрытие зависимости рек от  рельефа и климата.

Задачи:

  1. Образовательные задачи:

сформировать у учащихся представление о реке и ее частях;

познакомить с  понятиями: исток, устье, русло, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад;

научить определять левые и правые притоки реки.

  1. Развивающие задачи: 

развивать  умение  описывать реки по типовому плану;

раскрыть зависимость рек от рельефа и климата;

сформировать  элементарные знания об образовании порогов и водопадов;

формировать умения работать с различными картами.

  1. Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру.

Ведущие понятия урока: исток, устье, русло, долина, пойма, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад.

Географическая номенклатура: реки - Волга, Кама, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амазонка, Нил, Миссисипи; водопады – Анхель, Ниагарский.

Оборудование и дидактический материал: Карты «Физическая карта полушарий», атласы, учебник, компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Урок составлен по учебнику Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учебник для 6-го класса образовательных учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2007.

ХОД УРОКА

  1. Орг.момент Слайд № 1

Всем добрый день!

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок!

Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. А для начала проверим домашнее задание.

  1.  Проверка домашнего задания: Слайд № 2

Откройте рабочие тетради и повторите тему прошлого урока. На повторение 1 минута.

У каждого на парте лежит листочек, на котором вы будете выполнять проверочную работу.

 

1. Вода, находящаяся в земной коре называется …

А. минеральными водами

2. Горные породы, пропускающие воду, называются …

Б. источниками (родниками)

3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах (напр.: солях, гипсе, известниках) называются …

В. межпластовыми водами

4. Слой, насыщенный водой называется …

Г. водоносным слоем

5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются …

Д. пещерами

6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах, в оврагах, речных долинах называются …

Е. водопроницаемыми горными породами

7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется …

Ж. грунтовыми водами

8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются …

З. подземной водой

Взаимопроверка (ученики в парах меняются тетрадями, проверяют  работу и выставляют оценки, используя критерии оценивания).

Слайд №3 Ответы:

       1.З; 2.Е; 3. Д; 4.Г; 5.Ж; 6.Б; 7.В; 8.А.      (8 верных -5;   7 -4;  5-6 – 3; 4 и менее – 2)

III. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя

Слайд № 4 Темой  нашего урока будет географический объект, о котором сложено немало загадок. Отгадайте их:

Течёт, течёт – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

                                (река) (Щелчок)

Сегодня на уроке мы поговорим о  реках.

- А что вы знаете о реках? (у реки имеется исток, устье, течение)

- А что бы вы хотели еще узнать о реках? (познакомиться с понятием река, узнать какие реки бывают, от чего они зависят)

Я думаю, что в течение урока мы попытаемся получить ответы на интересующие  вас вопросы.

Цель на уроке мы должны сформировать представления о реке и ее частях, познакомиться с новыми понятиями и  рассмотреть зависимость рек от рельефа и климата.

Откройте тетради и запишите число и тему урока.

Слайд №5 На Земле  почти 20 млн. рек, но 53 из них имеют длину более 1000 км. А России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.

Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид.

- Что такое река? (выслушиваются ответы детей и делается вывод) уч-к с.87

Слайд №6

Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле реки. Запись определения в тетрадь.

Слайд №7 Схема реки.  Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало. 

- А откуда река может брать свое начало? (Одна река вытекает из озера, другая из болота, третья из родника, четвертая начинается в горах)

- Значит, что такое исток? (уч-к с. 87ч.  88б.) (Щелчок)

Исток – место, где река берет начало. Запись определения в тетрадь.

Задание: Найдите на карте исток реки

Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает.

- Куда река может впадать? (в море, озеро, или в другую реку)

- Как называют это место? (устьем) (уч-к с. 88) (Щелчок)

Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку. Запись определения в тетрадь.

Задание: Найдите на карте России (атлас) исток и устье реки Волга. Определите, где они находятся.

Исток находится на Валдайской возвышенности, а устье – в Каспийском море.

Все самые большие реки впадают в моря и заливы океана, некоторые в озера, но большинство из них являются притоками других рек.

- Как же определить, какой приток – правый или левый? (Встать лицом по течению и справа будет правый приток, а слева – левый приток). (Уч-к с. 88)

Задание: Найдите  в атласе на карте России с.16, 17 реки и назовите их притоки.

  1. Каким притоком у Волги является река Кама? Кама - левый приток Волги.
  2. Ангара для Енисея?

Слайд № 8 Главная река со всеми ее притоками образует речную систему. (Уч-к с. 89ч рис. 58    с.90 рис.59 б)

(Щелчок) Речная система – главная река со всеми притоками. Запись определения в тетрадь.

(Щелчок) 

Граница, разделяющая речные системы называется водоразделом.

Водораздел – граница, разделяющая речные системы. Запись определения в тетрадь.

По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую – в другую. В горах водораздел проходит по гребным хребтам, на равнинах – по наиболее возвышенной их части. Иногда на равнинах водоразделы определить трудно.

Участок суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

(Щелчок)

Речной бассейн – это участок суши, с которого вся вода стекает в реку. Запись определения в тетрадь.

У Амазонки самый большой бассейн и составляет 7 млн. км2 - чуть меньше площади Австралии.

- А сейчас заполним  схему  реки и укажем все ее части. У каждого на парте лежит схема реки, которую нужно заполнить самостоятельно. Слайд № 9

Схема реки

Исток

2

Речной бассейн

5

Устье

1

Водораздел

4

Приток

3

- Давайте ее проверим. (Щелчок)

Проверка (Исток – 2, речной бассейн – 5, устье – 1, водораздел – 4, приток – 3)

Оцените свою работу:

5 правильных ответов – отлично

4 правильных ответа – очень хорошо

3 правильных ответа – стоит обратиться за помощью

1-2 правильных ответа – нужно обратиться к определениям.

Слайд №10 Реки очень сильно зависят от рельефа и климата.

В зависимости от рельефа, какие бывают реки? (Реки бывают равнинные и горные)

Рассмотрим зависимость рек от рельефа.

- В зависимости от рельефа, какие реки бывают? (равнинные и горные)

- Чем равнинная река  отличается от горной?. Равнинные реки – спокойные, длинные, извилистые, имеют широкое русло, а горные – бурные, короткие, узкое русло, неудобны для судоходства.

Давайте запишем в тетради схему типы рек. Слайд №11

Типы рек 

Равнинные

                Горные  

 

Слайд №12  Иногда на  реке можно увидеть пороги.

Пороги – выходы твердых пород в русле реки. ( учащиеся записывают определение)

- Как пороги образуются, прочитайте в  учебнике на  с.92, п5. Рис.61

Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород.

Река размывает более мягкие породы, а выходы трудно размываемых твердых пород образуют пороги. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.

Слайд №13 При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада.

- Что такое водопад?

Водопад – крутой уступ, с которого вода реки падает вниз.

Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и равнинной местности.

Как называется самый высокий водопад в мире, если его координаты 50 с.ш. и  630 з.д.? (Анхель, показывают на карте у доски)

Самый высокий водопад на Земле – Анхель, который находится в Южной Америке. Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья.

А вот еще один водопад, о котором расскажет (Ф.И.)

Сообщение о Ниагарском водопаде.

Самый мощный водопад Ниагарский, расположенный в Северной Америке.  

Наибольшая высота водопада – 51 м., ширина 1200 м. Расположен водопад на реке Ниагара, соединяющей озёра Эри и Онтарио в Северной Америке.

Таким образом, мы выяснили, как рельеф влияет на реки.

 

Рассмотрим влияние климата на питание рек. (уч-к с. 90ч   с.89б)

- За счет чего, река может питаться? (за счет дождей, снега, подземных вод)

Слайд №14 

Питание реки – это способ поступления влаги в реку.

Рассмотрим, какое питание бывает у рек. Записываем в тетради  питание рек.

Питание рек:

  1. Дождевое
  2. Снеговое
  3. Подземное
  4. Ледниковое
  5. Смешанное

  1. Закрепление. Деление на группы.

Опишите географическое положение реки: Енисей, Обь, Нил, Амазонка, Лена.

Слайд №15  Практическая работа в группах.

Задание:  Описание реки …  по плану.

1. На каком материке и в какой его части находится река 

2. Исток, направление течения, устье

3. Характер течения реки

4. Тип питания реки.

5. Самый крупный приток реки.

6. К бассейну, какого океана относится?

- Выступление спикеров команд у карты.

V. Итог

- Что нового вы узнали о реках?

- На доске показаны знаки, с помощью которых, оцените, как вы поняли тему урока:

! – понятно все

?-  есть вопросы

…. – ничего не понял

Я показываю знак, а вы поднимите руки.  Слайд №16,17,18,19 

Вижу, что большинство поняли тему урока.

Выставление оценок

 VI. Домашнее задание 

Слайд №20  П. 30ч, 23б. составить синквейны  на понятия  река, пороги, водопад.

Практическая работа в группах

Задание:  опишите реку                  по плану.

1. На каком материке и в какой его части находится река 

Река находится на

2. Исток, направление течения, устье

(исток - где берет начало, устье - куда впадает и откуда и куда течет) – работаете по карте России на с.16,17

Исток находится

Устье -

Река протекает в направлении -

3. Характер течения реки (какая река в верхнем и нижнем течении  - равнинная или горная)

4. Тип питания реки (дождевое, снеговое, подземное, смешанное)

Река имеет питание -

5. Самый крупный приток реки

Самый крупный приток  -

6. К бассейну, какого океана принадлежит? (определяете по карте океанов по цвету линии с.18-19 в атласе)

Река  относится к бассейну -

__________________________________________________________________________________________________

        

Практическая работа в группах 

Задание:  опишите реку                 по плану.

1. Материк, на котором находится река

Река  находится на материке

2. Исток, направление течения, устье

(исток - где берет начало, устье - куда впадает и откуда и куда течет) – работаете по карте России на с.16,17

Исток находится

Устье -

Река протекает в направлении -

3. Характер течения реки (какая река в верхнем и нижнем течении  - равнинная или горная)

4. Тип питания реки (дождевое, снеговое, подземное, смешанное)

Река  имеет питание -

5. Самый крупный приток реки

Самый крупный приток  -

6. К бассейну, какого океана принадлежит? (определяете по карте океанов по цвету линии с.18-19 в атласе)

Река относится к бассейну -

Синквейны составляются по схеме:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов.

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.

Синквейны составляются по схеме:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов.

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.

Синквейны составляются по схеме:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов.

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.

Синквейны составляются по схеме:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов.

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.

Синквейны составляются по схеме:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов.

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.

Синквейны составляются по схеме:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов.

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.

Синквейны составляются по схеме:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов.

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.

Синквейны составляются по схеме:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов.

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.

Синквейны составляются по схеме:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов.

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.

Синквейны составляются по схеме:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов.

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.

Синквейны составляются по схеме:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов.

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.

Синквейны составляются по схеме:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов.

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.

Проверочная работа

Ф.И.___________________________

1- __                5- __

2- __        6- __

3- __        7- __

4- __        8- __

Оценка - ___

Проверочная работа

Ф.И._________________________________

1- __                5- __

2- __        6- __

3- __        7- __

4- __        8- __

Оценка - ___

Проверочная работа

Ф.И.___________________________

1- __                5- __

2- __        6- __

3- __        7- __

4- __        8- __

Оценка - ___

Проверочная работа

Ф.И.___________________________

1- __                5- __

2- __        6- __

3- __        7- __

4- __        8- __

Оценка - ___

Проверочная работа

Ф.И.___________________________

1- __                5- __

2- __        6- __

3- __        7- __

4- __        8- __

Оценка - ___

Проверочная работа

Ф.И.___________________________

1- __                5- __

2- __        6- __

3- __        7- __

4- __        8- __

Оценка - ___

Проверочная работа

Ф.И.___________________________

1- __                5- __

2- __        6- __

3- __        7- __

4- __        8- __

Оценка - ___

Проверочная работа

Ф.И.___________________________

1- __                5- __

2- __        6- __

3- __        7- __

4- __        8- __

Оценка - ___

Проверочная работа

Ф.И.___________________________

1- __                5- __

2- __        6- __

3- __        7- __

4- __        8- __

Оценка - ___

Проверочная работа

Ф.И.___________________________

1- __                5- __

2- __        6- __

3- __        7- __

4- __        8- __

Оценка - ___

Проверочная работа

Ф.И.___________________________

1- __                5- __

2- __        6- __

3- __        7- __

4- __        8- __

Оценка - ___

Проверочная работа

Ф.И.___________________________

1- __                5- __

2- __        6- __

3- __        7- __

4- __        8- __

Оценка - ___

Самый мощный водопад мира Ниагарский, расположенный в Северной Америке.  

Наибольшая высота водопада – 51 м., ширина 1200 м. Расположен водопад на реке Ниагара, соединяющей озёра Эри и Онтарио в Северной Америке. Вода постепенно подтачивает ступень, с которой падает, и водопад отступает вверх по течению реки со скоростью до 1 метра в год. Когда ступень достигнет озера Эри, произойдет спуск воды этого озера.

Схема реки

Исток

Речной бассейн

Устье

Водораздел

Приток

Схема реки

Исток

Речной бассейн

Устье

Водораздел

Приток

Схема реки

Исток

Речной бассейн

Устье

Водораздел

Приток


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока в 5 классе

Представлена методическая разработка открытого урока для обучающихся общеобразовательных учереждений 5 - го класса...

Методическая разработка открытого урока в 7 классе

Урок грамматики. Введение темы Past Continiuo...

Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"

Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

разработка открытого урока в 5 классе по экономике

Конспект открытого урока по экономике в 5 классе по теме "Рынок продавца и рынок покупателя"...

Методическая разработка открытого урока для 2 класса "Kingdom of toy animals".

Данный урок представляет собой разработку обобщающего урока во 2 классе по теме:"Животные" по программе М.З.Биболетовой "Enjoy English"....