"Байкал" 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Карелина Татьяна Борисовна


Подробная разработка урока по теме "Байкал" в 8 классе с сопровождением презентации и приложенным раздаточным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon baykal_8_klass.zip491.9 КБ

Предварительный просмотр:

Озеро Байкал – жемчужина Сибири.

Цель урока:

Раскрыть уникальность природы и причины уникальности озера Байкал.

Задачи:

Образовательные:

Формировать навык описания географического объекта.

Закрепление  общегеографических знаний на примере озера Байкал.

Закрепление навыка чтение географических карт разного содержания.

Закрепление навыка чтения снимков из космоса.

Развивать знания о происхождении озерных котловин.

Активизировать ранее изученную географическую информацию.

Дать экологическую оценку хозяйственной деятельности человека на территории Байкала.

Развивать умение читать схемы.

Закрепление навыка делать выводы на основе имеющихся знаний.

Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал.

Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.

 Корректировать:

знания  географической номенклатуры,

общегеографических знаний,

систематизацию общегеографических знаний.

Развивать

Память зрительную, слуховую, долговременную.

Мышление – обобщение, систематизация, вычленение главного, выделение признаков.

Внимание.

Эстетическое воображение.

Воспитывать:

Любовь к Родине через красоту  и уникальность природы, посредством визуального ряда, литературного слова эмоционального отношения к природе.

Экологическую культуру.

Эмоциональное отношение.

Формировать жизненную позицию к окружающему миру  и действительности.

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, самостоятельная.

Тип урока: изучение нового материала.

Интеграция с историей, литературой, русским языком.

 

Оборудование: физическая карта Восточной Сибири, DVD плеер, фильм – в «Зазеркалье Байкала», раздаточный материал. Компьютер, проектор, презентация к уроку.

Ход урока: Слайд 1

- Мы продолжаем изучать природу регионов. Какую территорию мы сейчас изучаем. Сегодня на уроке мы остановимся на уникальнейшем месте Восточной Сибири. И урок я хотела бы назвать «мечта моей жизни». Почему, вы сами потом поймете.  Скажите, что мы должны узнать об этом объекте, чтобы иметь полную картину:

(Г.П.

Рельеф

Климат

Воды

Животный мир).

Слайд 2

Проверка домашнего задания.

-Нужно пойти к доске и показать эту территорию, описать его положения.

-На последнем уроке изучали пояс гор Южной Сибири. Выйдите и покажите, какие горы входят в пояс гор южной Сибири.

-Ответьте на вопросы лежащие у вас на партах.

-Назовите высочайшую точку гор Южной Сибири.

-Каков климат этого региона?

-Назовите и покажите реки, берущие начало в горах Южной Сибири.

-Почему высота гор южной Сибири уменьшается при движении с запада на восток?

-Что такое инверсия воздуха?

-Итак, мы переходим к изучению нового материала.

Байкал- крупнейшее пресноводное озеро мира.

-Сейчас мы посмотрим отрывок  фильма «В зазеркалье Байкала», но перед просмотром ознакомьтесь с вопросами на которые вы будете искать ответ в ходе просмотра фильма.

-Возраст озера Байкал….

-Где находится Байкал?

-Кто открыл озеро Байкал?

-Сколько видов животного мира на территории Байкала?

-Сколько островов находится на Байкале?

-Сколько рек впадает в озеро?

- Замерзает ли Байкал зимой?

Показывается фильм и в конце звучит стихотворение.

Лесистых гор полуовалы,

 Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом.

 И небо, павшее в Байк.ал

И сам он величав и вечен

В гранитной раме вырезной

И весь до донышка просвечен,

И весь до капельки родной.

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик, и гул турбин

 И птицы — сосны над  заливом

И дикий ветер Баргузин

Все это, без чего не в  силах

Быть далью даль, и Ширью ширь.

И ты не мыслима Россия

И ты не мыслима Сибирь

Слайд 3

Байкал — национальное сокровище, гордость сибиряков и всех россиян. Это крупнейшее пресноводное озеро нашей планеты. И самое древнее, с несметными богатствами... Байкал — царство тайн, загадок и легенд.

Оно находится ……

Давайте точнее определим г.п. озера на территории страны по картам атласа.

Определите положение озера на материке Евразия

Его возраст…… 25 мил. лет (запись в тетради)

Оно не мелеет, а дно его все время опускается, что происходит только в океанах. Его глубина 1637 метро – максимальная, средняя730 метров (запись в тетради). Размер 650 км. длина, ширина 17 в самом широком месте

-Как образовалось озеро? (тектоническое в разломе, некоторые ученые утверждают что в прогибе, т.к.оно постоянно прогибается в среднем на 7 миллиметров в год).

-Давайте обратимся к тектоническим картам и посмотрим строение и  геологический возраст территории Байкала.

Откройте карту атласа на ст.30

-Как называется карта?

-Какое опасное природное явление может происходить на данной территории.

…….

Откройте ст. 218 рисунок 79. Рассмотрите схему рисунок, прочитайте его.

-Какими горными породами сложено озеро?

-Как вы думаете, почему до сих пор происходит опускание дна озера?

-Кто открыл озеро? (путешественники из Турции) (запишите)

-На странице 218 прочитайте, выпишите,  кто из русских первыми побывал на Байкале.

-В каком веке первые русские побывали на озере?

-Назовите имена ученых, которые занимались изучением озера.

-Большой вклад в изучение озера уже в наше время внёс Жак ив Кусто.

Представление Жак ив Кусто.

-А почему Байкал?

Слайд 4 «Байкал» — слово тюркоязычное, происходит от Бай-Куль, что значит «богатое озеро». Некоторые исследователи полагают, что это слово происходит от монгольского Баигал — «богатый огонь» или Байгал-Далай — «большое озеро» (море). Но эти гипотезы научно недостаточно обоснованы и широкого признания не получили. Народы, обитающие в Прибайкалье, вероятно, каждый по-своему именовали озеро: эвенки называли его Ламу, то есть «море», а буряты Байгал-Нуур — «озеро Байкал». Но это, скорее, переводы на свой язык уже существовавшего названия. Исследователь Д. Стахеев считает, что это название могло произойти от китайского Бэй-Хай (или Пе-Хай) — «северное море».

Озера изучает наука  лимнология. Так , ученые лимнологи очень тщательно изучали воду Байкала. Слайд 5

-В чем уникальность озера?

-Как определяют прозрачность воды.

 (Белый диск виден на глубине 40 метров. По химическому составу вода приравнена к дистиллированной и очень богата кислородом. Содержание солей 0,1 %).

-Озеро сточное или бессточное?

-Сколько рек впадает в озеро?

-Сколько вытекает?

На это счет существует древняя легенда.

Слайд 6.  В   старые   времена Байкал был веселым и Крепко любил он свою единственную  дочь Ангару. Красивее ее не было на земле. Днем она светла — светлее неба, ночью темна — темнее тучи. Даже перелетные птицы: гуси, лебеди, журавли — спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили: «Разве можно светлое чернить?»

Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу... Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:

-Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды.

Байкал гневно крикнул:

-Я могу дать только свои слезы!
Тысячи  лет  течет  Ангара  в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем.

-Скажите, про каждое ли озеро сложена легенда.

Когда люди складывают легенды про что-то либо кого-то.

- Куда впадает Ангара?

-К бассейну, какой реки относится Байкал?

-К бассейну, какого океана относится Байкал?

-Таня замерзает ли озеро Байкал?

Байкал замерзает полностью и покрывается льдом толщиной 1-1,5 м.

-Назовите температуру замерзания Байкала?

-В каком климатическом  поясе находится  озеро, охарактеризуйте погоду озера.

Найдите в тексте учебника, что такое сарма, баргузин, верховик. Чем различаются эти ветры. Как они образуются. (запись в тетради)

Практическая работа

(Работа в группах ) используя учебник и карты атласа: назовите эндемиков озера.

Существуют ли заповедники на территории Байкала, если да то какие выписать.

2) Хозяйственная деятельность человека на территории озера и какие природоохранные меры необходимо предпринимать для сохранения уникального озера используя текст и таблицы.

Представление 1 группы 1 вопрос

-что такое эндемики:

-Какие эндемичные животные обитают на территории озера.

Представление 2 группой своего вопроса.

Представление 1 группой 2 вопроса.

-сначала давайте вспомним, что такое: национальный парк, биосферный заповедник, заповедник

Назовите и покажите заповедники,  нац.парки.

Закрепление:

-блиц опрос

  1.  Ураганный ветер на Байкале?
  2. Розово-белая полупрозрачная рыбка, не имеющая чешуи?
  3. Ученые, изучающие озера?
  4. Почему Байкал замерзает только в январе?
  5. В чем неповторимость озера Байкал? (3 черты)

6.Что происходит с размерами озера?

7.Благодаря чему вода в Байкале чистая, прозрачная?

8.Что означает цифра 1620 м? (Максимальная глубина Байкала.)

9. Сколько лет Байкалу? (15-20млн. лет.)

10.А. Вознесенский:

Когда ты болеешь, все мы больны,

Байкал, ты - хрустальная печень страны!

 И кто-то добавил из глубины:

 Байкал - заповедная совесть страны.

-   Назовите источники загрязнения Байкала. (ИБК, Иркутская ГЭС, сплав леса по рекам.)

- А теперь давайте вернёмся к тому, почему я озаглавила этот урок «Мечта моей жизни»

-объясняю

-почему Байкал стал моей мечтой?

-Очень приятно будет, если я вас заразила своей мечтой. Я не буду вас об этом спрашивать, вы как воспитанные дети скажите «Да, это теперь наша мечта». Я хотела бы, чтобы вы сейчас написали о каком месте на Земле вы бы хотели услышать, увидеть в фильме, и это место есть мечта вашей жизни. Мы заканчиваем курс 8 класса и у нас будет время выполнить пусть ваше не месту, но желание. А если моя мечта  стала и вашей,  то это тоже отлично.

Домашнее задание: п.39.  Помогите приблизиться к моей мечте, найдите в Интернете места отдыха на Байкале: название, что предлагают посмотреть, где побывать, какие услуги и цена конечно, на следующем уроке презентуете. Если нет возможности или желания выполнять это задание, то  необходимо письменно в тетради указать, что уникального можно увидеть на озере, какие места посетить, используя учебник и карты атласа.

Выставление оценок.

Дополнительные задания

1.Снимок из космоса

2.Заполни пропуски в известных изречениях и запиши понравившееся

3.Заполнить контурную карту

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....