Главные вкладки

    Технология развития критического мышления
    статья по географии по теме

    Елша Наталья Юрьевна

    Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиций логики, находить в ней противоречия, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Развитие критического мышления - это новая технология. Используя  данную технологию можно подготовить и провести целый урок. Можно использовать отдельные приемы на различных этапах урока. Применение   технологии развития критического мышления (РКМ) хочу показать на примере уроков географии.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Технология развития критического мышления

    Слайд 2

    Слово «технология» происходит от греческого слова: « techne » - искусство, мастерство, умение и « logos » - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве .

    Слайд 3

    В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии: v Информационно – коммуникационная технология v Технология развития критического мышления v Проектная технология v Технология развивающего обучения v Здоровьесберегающие технологии v Технология проблемного обучения v Игровые технологии v Модульная технология v Технология мастерских v Кейс – технология v Технология интегрированного обучения v Педагогика сотрудничества. v Технологии уровневой дифференциации v Групповые технологии. v Традиционные технологии (классно-урочная система)

    Слайд 4

    Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиций логики и личностно-ориентированного подхода, находить в ней противоречия, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

    Слайд 5

    1 этап Вызов Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

    Слайд 6

    Прием ассоциации Посмотрите на слайд, о чем пойдет речь на уроке

    Слайд 7

    Корзина идей Мировой океан Какие части составляют Мировой океан? Какими свойствами обладает вода в океане?

    Слайд 8

    Кластер

    Слайд 9

    Кластер

    Слайд 10

    2 этап осмысление содержания

    Слайд 12

    Чтение с пометками

    Слайд 13

    «Плюс – минус – интересно» «Плюс» + «Минус» _ «Интересно» и Формирование облика нашей планеты Разрушительное действие Почему происходят извержения? Гибель людей и городов Какие бывают вулканы? Где могут образовываться и когда извергаться? Можно ли спастись в результате извержения ?

    Слайд 14

    3 этап рефлексия

    Слайд 15

    Синквейн Вулканы Грозные, разрушительные Извергаются, возникают, создают Страшное, но захватывающе зрелище Стихия

    Слайд 16

    «Толстые и тонкие вопросы» «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Что такое океан? Что связывает все океаны? Когда они образовались? Как называли океаны в древности ? Дайте три объяснения, почему большое скопление воды называется океаном? Объясните, почему вода в океанах холоднее, чем в морях? Почему нельзя пить воду из океана? Предположите , что будет, если океаны высохнут ?

    Слайд 18

    Спа сибо за внимание!



    Предварительный просмотр:

    Развитие критического мышления на уроках географии

    Урок является формой реализации педагогических взаимодействий, где происходит общение учителя и ученика. Современные образовательные стандарты предъявляет новые требования к современному уроку.

    • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
    • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
    • Осуществляется практический, деятельностный подход.
    • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

    Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс

    2 слайд

    Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.

    Образовательные технологии  -  совокупность способов,  методов и приемов и техническое оснащение организации учебно-познавательного процесса   направленных на достижение поставленных целей урока

    3слайд

    Основные образовательные технологии перечислены на слайде

     Сегодня я хочу остановиться на новой педагогической технологии «Развитие критического мышления».

    5 слайд

    Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиций логики, находить в ней противоречия, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

    Преимущества этой технологии:

    1. готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);

    2. гибкость (восприятие идей других);

    3. настойчивость (достижение цели);

    4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);

    5. осознание (отслеживание хода рассуждений);

    6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).

        Урок с использованием технологии РКМ состоит из трех этапов организации учебного процесса

    6 слайд

    1 этап – Вызов 

      Деятельность учителя на этом тапе  направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

    7слайд

    Какие приемы можно использовать на этом этапе?

    Прием “Ассоциация”.

    Учащимся предлагается ряд ассоциаций или изображений и ответить на вопрос:

    - О чем может пойти речь на уроке? (учитель не озвучивает тему, а подводит обучающихся к  формулировке темы)

    - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите слово: “Ветер”?

    8 слайд

     Приём “Корзина идей”.

    Описание:  Это прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Каждый учащийся называет по очереди какой- то факт, не повторяя ранее сказанное. Вся информация  записывается  на доске без комментариев. Все ошибки исправляются по мере изучения нового материала. 

    На этом этапе должно действовать правило: “Любое мнение учащегося ценно”.  Но может быть так: один сказал, весь класс повторил.  Должно действовать  "золотое правило": внимательно слушаем друг друга. Ответы не должны повторяться.

    9 слайд

    Приём "Кластер" –английское слово, которое обозначает "группа, связка, гроздь. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при составлении кластера:

    1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
    2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «Планета и ее спутники»).
    3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников»,  в свою очередь, тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. 

    10 слайд Удобно использовать этот метод, т.к пишем на развороте листа, можно сокращать.  В результате получается логическая опорная  схема, которая включается в систему знаний. Этот прием можно проводить через весь урок, дополняя новой информацией.

    11 слайд  

    2 этап урока по технологии РКМ - осмысление содержания.

     На этой стадии осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа).Ученик учится формулировать вопросы, сравнивать и соотносить  старую  и новую  информацию. Происходит формирование собственной позиции. На этом этапе можно использовать  следующие приемы:

    12 слайд

    Прием Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») –графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение причинно- следственных связей. 

    "Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:

    головы, в которой обозначается вопрос или проблема;

    косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;

    косточек внизу (слева), следствие ;

    хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.

    13 слайд

    Прием “Чтение с пометками”

    Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Учеников знакомят с рядом маркировочных знаков и  предлагают им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста.

    Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Такая форма превращает урок в увлекательную игру, помогает понять, что можно сказать по данной теме, позволяет систематизировать уже имеющиеся знания.

    Таблица представлена на экране

    Пометки в тексте должны быть следующие:

    “V” - уже знал

    “+” - новая информация

    “-” - думал иначе

    “?” - не понял, есть вопросы

    “V”

    “+”

    “-”

    “?”

     

     

     

     

    Ученики читают, текст. На работу отводится 5-7 минут. Дальше идет общее обсуждение результатов работы, озвучивание всех маркеров. Педагог может отследить пробелы в знаниях и выяснить какие вопросы вызывают затруднения.

    Надо учитывать, что информационный текст должен быть небольшим по объему, разбит на небольшие смысловые строки.

    14 слайд

    Прием  «Плюс – минус – интересно

    Может быть другая маркировка текста : +,-, и

    +записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос Что хорошего?

    -записываем факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос Что плохого7

    И -предназначена для записи интересующих ученика фактов и мыслей

    Результаты могу быть записан в таблицу или столбик

    Эти два приема является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста.

    15  Слайд

    3 - этап урока по технологии РКМ - размышления (рефлексии).

    Этап характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. 

    Какие умения формируются на этапе рефлексии:

    - коммуникационные ( обмен мнениями о новой информации ) ;

    - информационные ( приобретение нового знания );

    - мотивационные ( побуждение к дальнейшему расширению информационного поля );

    - оценочные ( соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса ). Приемы, которые  возможно использовать на этом этапе  РКМ

    16 слайд

    Прием  "Синквейн".

    Синквейн - стих, состоящий из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме.  Составление синквейна способствует развитию навыков по выстраиванию выводов, выделению самого существенного по изученной теме.

    Порядок написания синквейна.

    1строка-одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

    2 строка- два прилагательных, характеризующих данное предложение.

    3 строка- три  глагола, показывающие действие понятия.

    4 строка- короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к новой информации, полученной на занятии.

    5 строка-   одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к первому слову ( теме).

    Например после изучения темы «Вулканы» в 7 классе у ребят получается следующее:

     Вулканы

    Грозные, разрушительные

    Извергаются, возникают, создают

    Страшное, но захватывающе зрелище

    Стихия

    Таким образом, результатом синквейна является создание школьниками творческого продукта.

    17 слайд

    Прием "Тонкий и толстый вопрос"

     Это способ организации опроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

    «Тонкие» вопросы

    «Толстые» вопросы

    Кто?

    Что?

    Когда?

    Как звали… ?

    Было ли… ?

    Дайте три объяснения, почему… ?

    Объясните, почему… ?

    Почему вы думаете… ?

    Почему вы считаете… ?

    В чём различие… ?

    Предположите, что будет, если… ?

    Что, если… ?

    Может… ?

    Будет… ?

    Мог ли… ?

    Согласны ли вы… ?

    Верно ли… ?

    18 слайд

    Приём “Ромашка” Блума.

    Прием взаимоопроса учащихся, ребята сами учатся формулировать вопросы разной сложности. Учатся понимать и принимать  ответы своих товарищей.

    Описание:  "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.

    Пример.

    Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

    Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

    Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему на западных склонах Урала выпадает больше осадков?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

    Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, каков будет климат, если Гольфстрим поменяет свое направление?"

    Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?",  Почему хорошо, что Гольфстрим омывает берега Северной Европы? "Почему плохо строить  химический комбинат на берегу реки в крупном городе?

    Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?"

    19 слайд

    Методические рекомендации при использовании технологии Развития критического мышления на уроках:

    1. Не старайтесь подгонять ученика при выполнении им задания, не спешить, давать время на обдумывание ответа. Именно в те моменты, когда ученик задумывается над чем - либо , развивается его мышление.
    2. Старайтесь оказывать дозированную помощь отдельным учащимся.
    3. Всегда контролируйте и озвучивайте правильные результаты работы. Следите за тем, что бы ошибки были исправлены.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

    Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

    Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"

    В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....

    Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

    педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

    Доклад "Технология развития критического мышления. Практическое применение приемов и методов данной технологии на уроках английского языка."

    Технология развития критического мышления.Практическое применение приемов и методов данной технологии на уроках английского языка.  Моя цель, как учителя, заключается в том, чтобы научить ре...

    Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

    Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...