Урок - игра "Грибы"
учебно-методический материал по географии (5 класс) на тему

Органова Оксана Ивановна

урок - игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby_urok_-_igra.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра по теме "Царство Грибы. Грибная пора"

  • Органова Оксана Ивановна учитель биологии

Разделы: Биология


Цель: углубить и обобщить знания учащихся о грибах, развить интерес и познавательную активность учащихся.

Оборудование: разноцветные жетоны, секундомер.

Предварительная подготовка к уроку: выставка из пластилина и гуаши, выполненная руками учащихся, поделок из природного материала, книги о грибах, газеты и рисунки учащихся. В игре участвуют две команды, по пять человек. Команды придумывают себе названия, например: “лисички” и “опята”.

Первый конкурс “Подготовка к прогулке за грибами”

За 1 минуту команда должна дать как можно больше правильных ответов на вопросы.

 

Команда "Лисички"

 

Команда "Опята"

1

Какие грибы человек использует в кондитерской промышленности? (Дрожжи)

1

Взаимовыгодное существование организмов. (Симбиоз)

2

Какой гриб поражает картофель? (Фитофтора)

2

Чем клетки гриба отличаются от клеток бактерии? (У них есть ядро)

3

Что образует симбиоз между грибом и водорослью? (Лишайник)

3

Какие грибы паразитируют на злаках?

(Головня и спорынья)

4

Как называется симбиоз гриба с корнями растения? (Микориза или грибокорень)

4

Какие грибы в лесу появляются первыми? (Сморчки)

5

Какие грибы приносят вред деревьям? (Трутовики)

5

Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? (Пенек и шляпка)

6

Какой гриб самый ядовитый?

(Бледная поганка)

6

Какие съедобные грибы можно выращивать круглый год? (Шампиньоны)

7

Что такое “Чёртов табачок”? (Старый гриб-дождевик)

7

Какие грибы ищут со специально выдрессированными собаками, а во Франции- с домашними свиньями? (Трюфели)

8

Какие грибы лечат? (Пеницилл)

8

Настой какого гриба можно пить? (Чайного)

Второй конкурс “Приметы народные в дело пригодные”

Вам даны конверты с половинками примет, вы должны составить из отдельных половинок целое правильное высказывание. Время ограничено.

Приметы из двух половинок.

  1. Мы грузди - ребятушки дружные.
  2. Зацвела сосна - иди за маслятами.
  3. Появились опенки – закончилось лето.
  4. Грибы –подснежники – строчки да сморчки.
  5. Назвался груздем – полезай в кузовок.
  6. Колосится рожь – начинают попадаться белые.

Третий конкурс “Убрать из “лукошка” лишний гриб”

Даны картинки грибов в “конвертах – лукошках” (№ 1, 2, 3, 4), нужно убрать лишний.

 

Команда Лисички

 

Команда Опята

1

Лисичка, подосиновик, мухомор, опенок, боровик. (Лишний мухомор, т.к. он ядовитый)

1

Шампиньон, рыжик, сыроежка, белый, волнушка. (Лишний - белый, он трубчатый)

2

Сморчок, строчок, опенок, вешенка, трутовик. (Трутовик - он гриб паразит, паразитирующий на деревьях)

2

Бледная поганка, мухомор, желчный гриб, шампиньон, ложный опёнок. (Шампиньон - т.к. он съедобный)

Четвертый конкурс “Отгадай загадку”

  1. Шляпа без головы и нога без сапога. (Гриб)
  2. Шапочка красная, пуговки белые, работа напрасная: осталось все целое – никто не берет. (Мухомор).
  3. Зацвели сережки – первый гриб в лукошке. (Сморчки и строчки).
  4. Спрятался за пень – шапка набекрень, кто проходит близко кланяется низко. (Гриб)
  5. Стоит Лукашка- белая рубашка, а шляпа надета шоколадного цвета. (Белый гриб)
  6. Свыклась водоросль с грибами, зацепилась за кору и пришлася ко двору. (Лишайник)
  7. Без зубов, а дерево грызёт. (Гриб – трутовик)
  8. Рыжие ушки с лисьей макушки в травке лежат для малых ребят. (Лисички)
  9. Бугровато, а не воз; ноздревато, а не нос; сверху слизь, а не червяк; жил в земле, а не хомяк. (Масленок)
  10. Есть грибы и не в лесу: в тесте, пиве и квасу. (Дрожжи)
  11. Выросли на полочке кисточки – метелочки, кисточки зеленые – лекари хваленые. (Пеницилл.

Пятый конкурс “Ты мне я тебе”

  1. Вам попадались червивые грибы. Чья это работа? (Эта работа грибных комариков и мух, которых мы не любим за то, что их личинки выедают ходы в плодовых телах грибов. На самом деле эти насекомые способствуют переносу грибных спор на новое место)
  2. Какие животные “дружат” с грибами? (Лоси, белки, кабаны, грибные комарики и др.)
  3. Могут ли плесени улучшить качество продуктов? (Да. Некоторые виды плесеней придают определенным сортам сыра вид. Запах, вкус, высоко ценимые гурманами. Например: Сыры “Рокфор”, “Комамбер)
  4. В лесу какого типа встречается больше всего грибов: хвойном лиственном, смешанном? (В смешанном. Здесь растут белые грибы, подосиновики, подберезовики, грузди и много лисичек)
  5. За какими грибами идут либо с собакой, либо с дрессированным поросенком? (За трюфелями – они растут под землей и имеют специфический запах)
  6. Кроме дрожжей “домашних” (пекарских, винных, пивных), существуют и “дикие” дрожжи. Где они встречаются? (В солевых растворах: например, белая пленка на поверхности рассола в банке соленых огурцов, белый налет на поверхности копченой колбасы или сыра)
  7. Что собой представляет чайный гриб? (Чайный гриб пришел к нам из Индонезии. Он представляет собой симбиоз дрожжей и уксуснокислых бактерии, из-за которых напиток имеет кисловатый привкус)
  8. Почему гриб – трутовик называется “живым отвесом? (Плодовое тело гриба-трутовика всегда расположено параллельно поверхности земли для лучшего рассеивания спор).
  9. Почему настоящий грибник никогда не пнет даже совершенно бесполезную, с его точки зрения, “поганку”? (“Поганка” может пригодится в качестве лекарства лосю или другому лесному зверю. Кроме того, эти грибы часто выполняют роль санитаров, разлагая обильный растительный мусор)
  10. Иногда можно видеть, как шампиньоны прибились сквозь асфальт. Что позволяет им это делать? (Гриб выкачивает воду из почвы, а так как воду почти невозможно сжать, то гриб растет и, как домкрат, поднимает асфальт, преодолевая огромное сопротивление)

Подведение итогов: на доске таблица с результатами команд. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

Название конкурса

Лисички

Опята

1

Подготовка к прогулке за грибами.

 

 

2

Приметы народные в дело пригодные.

 

 

3

Убрать из “лукошка” лишний гриб.

 

 

4

Отгадай загадку.

 

 

5

Ты мне я тебе.

 

 

 

Итог:

 

 

 Литература

  1. Галушкова Н.И. Биология. 6 класс Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: “Учитель” 2007.
  2. Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике. Методическое пособие. М. “ ТЦ Сфера”, 2002.
  3. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие. М. “ТЦ Сфера”, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...