Урок - игра "Грибы"
учебно-методический материал по географии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок-игра по теме "Царство Грибы. Грибная пора"
- Органова Оксана Ивановна учитель биологии
Разделы: Биология
Цель: углубить и обобщить знания учащихся о грибах, развить интерес и познавательную активность учащихся.
Оборудование: разноцветные жетоны, секундомер.
Предварительная подготовка к уроку: выставка из пластилина и гуаши, выполненная руками учащихся, поделок из природного материала, книги о грибах, газеты и рисунки учащихся. В игре участвуют две команды, по пять человек. Команды придумывают себе названия, например: “лисички” и “опята”.
Первый конкурс “Подготовка к прогулке за грибами”
За 1 минуту команда должна дать как можно больше правильных ответов на вопросы.
| Команда "Лисички" |
| Команда "Опята" |
1 | Какие грибы человек использует в кондитерской промышленности? (Дрожжи) | 1 | Взаимовыгодное существование организмов. (Симбиоз) |
2 | Какой гриб поражает картофель? (Фитофтора) | 2 | Чем клетки гриба отличаются от клеток бактерии? (У них есть ядро) |
3 | Что образует симбиоз между грибом и водорослью? (Лишайник) | 3 | Какие грибы паразитируют на злаках? (Головня и спорынья) |
4 | Как называется симбиоз гриба с корнями растения? (Микориза или грибокорень) | 4 | Какие грибы в лесу появляются первыми? (Сморчки) |
5 | Какие грибы приносят вред деревьям? (Трутовики) | 5 | Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? (Пенек и шляпка) |
6 | Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка) | 6 | Какие съедобные грибы можно выращивать круглый год? (Шампиньоны) |
7 | Что такое “Чёртов табачок”? (Старый гриб-дождевик) | 7 | Какие грибы ищут со специально выдрессированными собаками, а во Франции- с домашними свиньями? (Трюфели) |
8 | Какие грибы лечат? (Пеницилл) | 8 | Настой какого гриба можно пить? (Чайного) |
Второй конкурс “Приметы народные в дело пригодные”
Вам даны конверты с половинками примет, вы должны составить из отдельных половинок целое правильное высказывание. Время ограничено.
Приметы из двух половинок.
- Мы грузди - ребятушки дружные.
- Зацвела сосна - иди за маслятами.
- Появились опенки – закончилось лето.
- Грибы –подснежники – строчки да сморчки.
- Назвался груздем – полезай в кузовок.
- Колосится рожь – начинают попадаться белые.
Третий конкурс “Убрать из “лукошка” лишний гриб”
Даны картинки грибов в “конвертах – лукошках” (№ 1, 2, 3, 4), нужно убрать лишний.
| Команда Лисички |
| Команда Опята |
1 | Лисичка, подосиновик, мухомор, опенок, боровик. (Лишний мухомор, т.к. он ядовитый) | 1 | Шампиньон, рыжик, сыроежка, белый, волнушка. (Лишний - белый, он трубчатый) |
2 | Сморчок, строчок, опенок, вешенка, трутовик. (Трутовик - он гриб паразит, паразитирующий на деревьях) | 2 | Бледная поганка, мухомор, желчный гриб, шампиньон, ложный опёнок. (Шампиньон - т.к. он съедобный) |
Четвертый конкурс “Отгадай загадку”
- Шляпа без головы и нога без сапога. (Гриб)
- Шапочка красная, пуговки белые, работа напрасная: осталось все целое – никто не берет. (Мухомор).
- Зацвели сережки – первый гриб в лукошке. (Сморчки и строчки).
- Спрятался за пень – шапка набекрень, кто проходит близко кланяется низко. (Гриб)
- Стоит Лукашка- белая рубашка, а шляпа надета шоколадного цвета. (Белый гриб)
- Свыклась водоросль с грибами, зацепилась за кору и пришлася ко двору. (Лишайник)
- Без зубов, а дерево грызёт. (Гриб – трутовик)
- Рыжие ушки с лисьей макушки в травке лежат для малых ребят. (Лисички)
- Бугровато, а не воз; ноздревато, а не нос; сверху слизь, а не червяк; жил в земле, а не хомяк. (Масленок)
- Есть грибы и не в лесу: в тесте, пиве и квасу. (Дрожжи)
- Выросли на полочке кисточки – метелочки, кисточки зеленые – лекари хваленые. (Пеницилл.
Пятый конкурс “Ты мне я тебе”
- Вам попадались червивые грибы. Чья это работа? (Эта работа грибных комариков и мух, которых мы не любим за то, что их личинки выедают ходы в плодовых телах грибов. На самом деле эти насекомые способствуют переносу грибных спор на новое место)
- Какие животные “дружат” с грибами? (Лоси, белки, кабаны, грибные комарики и др.)
- Могут ли плесени улучшить качество продуктов? (Да. Некоторые виды плесеней придают определенным сортам сыра вид. Запах, вкус, высоко ценимые гурманами. Например: Сыры “Рокфор”, “Комамбер)
- В лесу какого типа встречается больше всего грибов: хвойном лиственном, смешанном? (В смешанном. Здесь растут белые грибы, подосиновики, подберезовики, грузди и много лисичек)
- За какими грибами идут либо с собакой, либо с дрессированным поросенком? (За трюфелями – они растут под землей и имеют специфический запах)
- Кроме дрожжей “домашних” (пекарских, винных, пивных), существуют и “дикие” дрожжи. Где они встречаются? (В солевых растворах: например, белая пленка на поверхности рассола в банке соленых огурцов, белый налет на поверхности копченой колбасы или сыра)
- Что собой представляет чайный гриб? (Чайный гриб пришел к нам из Индонезии. Он представляет собой симбиоз дрожжей и уксуснокислых бактерии, из-за которых напиток имеет кисловатый привкус)
- Почему гриб – трутовик называется “живым отвесом? (Плодовое тело гриба-трутовика всегда расположено параллельно поверхности земли для лучшего рассеивания спор).
- Почему настоящий грибник никогда не пнет даже совершенно бесполезную, с его точки зрения, “поганку”? (“Поганка” может пригодится в качестве лекарства лосю или другому лесному зверю. Кроме того, эти грибы часто выполняют роль санитаров, разлагая обильный растительный мусор)
- Иногда можно видеть, как шампиньоны прибились сквозь асфальт. Что позволяет им это делать? (Гриб выкачивает воду из почвы, а так как воду почти невозможно сжать, то гриб растет и, как домкрат, поднимает асфальт, преодолевая огромное сопротивление)
Подведение итогов: на доске таблица с результатами команд. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
№ | Название конкурса | Лисички | Опята |
1 | Подготовка к прогулке за грибами. |
|
|
2 | Приметы народные в дело пригодные. |
|
|
3 | Убрать из “лукошка” лишний гриб. |
|
|
4 | Отгадай загадку. |
|
|
5 | Ты мне я тебе. |
|
|
| Итог: |
|
|
Литература
- Галушкова Н.И. Биология. 6 класс Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: “Учитель” 2007.
- Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике. Методическое пособие. М. “ ТЦ Сфера”, 2002.
- Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие. М. “ТЦ Сфера”, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...