Моя методическая система
статья по географии на тему
Материал содержит описание целей, задач педагогической деятельности учителя на современном этапе. Основные формы и методы урочной и внеурочной деятельности. Результативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Мой опыт педагогической деятельности
В современных условиях каждый учитель стремиться создать и реализовать свою методическую систему, главная цель которой – не только дать знания, умения, навыки, но и обеспечить развитие участников образовательного процесса.
В соответствии с этой целью я формирую свою педагогическую деятельность.
Под методической системой я понимаю взаимодействие целей, методического стиля, особенностей организации учебной деятельности.
Стаж моей педагогической деятельности 30 лет.
Свою педагогическую систему я формировала постепенно.
Анализируя свой опыт работы пришла к выводу: методические темы, над которыми работаю всегда были связаны с освоением и применением на практике новых технологий. Тема «Активизация познавательной деятельности обучающихся – механизм повышения качества образования на уроках географии и во внеурочное время» побуждает меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса.
Обучение географии в 8, 9 классах осуществляю по программе для общеобразовательных учреждений «География 6-11 классы (составитель С.В.Овсянникова), примерной программе по географии. Линия учебников, используемых в 8-9 классах реализует классический подход в обучении географии.
В своей работе ставлю задачи, которые позволяют готовить учащихся по требованиям стандарта.
Поэтому основные мои задачи таковы:
- Изучать передовые педагогические технологии
- Внедрять в образовательный процесс технологии, методы, формы работы, способствующие повышению интереса к предмету;
- Повышать познавательную активность, и как следствие повышать рост качества знаний;
- Вовлекать учащихся в различные формы внеурочной деятельности.
Пути реализации педагогической системы:
- курсы повышения квалификации;
- самостоятельное освоение новых педтехнологий;
- обмен опытом, сотрудничество с коллегами РМО;
- аттестация;
- внеурочная форма работы по предмету.
Для реализации первой задачи непрерывно повышаю квалификацию на курсах ИРО, негосударственных учреждений, участвую в заседаниях МО учителей района, посещаю открытые уроки коллег, участвую в мастер-классах, изучаю научно-методическую литературу, периодические и электронные издания, опыт коллег в образовательных сетевых сообществах , знакомлюсь с новинками по предмету. Работаю с материалами единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ФЦИОР).
Темы, изученные мною на курсах повышения квалификации (за последние 7 лет): « Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе География», «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по географии», «Управление педагогическим процессом в условиях реализации ФГОС».
Мой девиз : «Дорогу осилит идущий».
Мое педагогическое кредо « Образованный человек отличается от необразованного тем, что продолжает считать свое образование незаконченным» (К.Симонов).
Поэтому, никогда не останавливаюсь на одном месте, стараюсь продвигаться вперед, саморазвиваться, пополнять знания и умения.
Для выполнения поставленных задач внедряю в процессе обучения предмету современные образовательные технологии:
- здоровьесберегающие технологии ( стараюсь организовывать педагогический процесс с учетом соблюдения гигиенических требований. На уроках меняю виды деятельности, чередуя опрос, слушание, рассказ учителя, практические работы, ответы на вопросы и т.д. Провожу физкультминутки. Провожу профилактическую работу по формированию здорового образа жизни.)
- игровые технологии,
- технологии проблемного обучения,
- дифференцированного,
- разноуровневого обучения,
- исследовательские и проектные методы обучения,
- информационные технологии.
Осуществляю деятельностный подход. Важной составляющей педагогического процесса является личностно-ориентированные взаимодействия с учеником ( общеобразовательные игры, групповая работа, изучение географических проблем, дискуссионное обучение, проведение практикумов).
Провожу уроки- конференции, например «Озеро Байкал» в 8 кл при изучении внутренних вод России, семинары, игровые, например игра « Путешествие к неизвестному материку» в 7 классе, уроки-диспуты, уроки-исследования, экскурсии. Провожу интегрированные уроки, где используются задания из различных областей: географии, биологии, химии, физики, краеведения, литературы, истории, МХК. Такие уроки формируют навыки сбора информации, тренируют память, стимулируют умственную деятельность, развивают познавательный интерес к предмету, повышают работоспособность обучающихся. Проводила разновозрастные уроки с групповой формой деятельности на принципах дифференциации.
В последнее время важную роль в моей работе играют информационные технологии ( по преобладающему методу), они позволяют добиваться хороших результатов обучающихся. Но несмотря на все преимущества ИКТ, все-таки на первом месте должен быть учитель, с его живым словом, ласковым взглядом, умеющим проникнуть в глубинки души ученика, наставник.
Эффективность процесса обучения напрямую зависит от того, в каких условиях был проведен урок. География особенно нуждается в наглядности, поэтому использую интерактивную доску, компьютер с выходом в интернет, комплект мультимедийных средств обучения для просмотра ресурсов коллекции ФЦИОР, ЕДУ.РУ, коллекции видеофильмов «Золотой глобус», просмотра и составления презентаций. В современных условиях без такого набора изучение географии практически невозможно. Технические достижения делают преподавание географии более наглядным, а значит, и повышают интерес к предмету.
Главным критерием деятельности является эффективность и результативность.
Анализ результативности показывает повышение качества образования до 85 %. Доля обучающихся, имеющих положительные отметки – 100%. Обучающиеся демонстрируют прочные знания по географии. Анкетирование, проводимое среди учащихся с целью выявления влияния информационных технологий обучения на образовательный процесс, показало повышение интереса к предмету.
Вовлекая детей во внеклассную работу , способствую расширению знаний, их систематизации, привлечению детей к предмету, усилению заинтересованности предметом. В нее входят мероприятия, проводимые в рамках предметных недель, экскурсии, олимпиады по географии.
Краеведческая работа позволяет мне привлечь детей к исследовательской деятельности, навыки которой они успешно демонстрируют на муниципальных и региональных конкурсах и конференциях.
Экологическое воспитание реализую посредством участия в конкурсах экологического фестиваля.
Как руководитель пришкольного участка поддерживаю и развиваю традиции юннатского движения. В 2015 году, осуществляя одну из задач – прививать интерес к географии, пришкольную территорию под моим руководством оформили в едином стиле в соответствии с темой «По странам и континентам». Чтобы представить страну или материк в виде цветника, детям нужно было набрать необходимую информацию из разных источников. На протяжении всей педагогической деятельности являюсь классным руководителем. Как учитель географии и классный руководитель, учу детей жить в гармонии с природой.
Каждый человек желает быть успешным в своей деятельности. Я – не исключение.
Имею благодарственные письма от администрации школы, ЦДОд, грамоты от администрации района, отдела образования , департамента образования Ярославской области:
- диплом руководителю проекта-победителя VIII Всероссийского конкурса детских экологических проектов «Человек на Земле»(2011г.),
-благодарственное письмо администрации МОУ Покрово-Ситской СОШ за подготовку призеров и участников районных, областных конкурсов(2011г.),
- почетная грамота отдела образования, культуры и молодежной политики администрации Брейтовского муниципального района за подготовку победителей Всероссийского этапа конкурса детских экологических проектов (2012г.),
- благодарственное письмо ГОАУ ДОД ЯО «Центр детей и юношества» за большой личный вклад в привлечение внимания обучающихся к проблемам реки Волги, малых рек и их бассейнов и пропаганду экологических знаний (2012г.),
- грамота и диплом за подготовку участников 3-х и 4-х межмуниципальных земледельческих и эколого-краеведческих чтений (2010, 2011г.г.),
-благодарность за подготовку агитбригады ХV районного экологического фестиваля (2014г.).
- грамота за победу в номинации «Педагогический поиск в воспитании» районного конкурса «Самый классный классный» (2010г.).
Успех учителя – это еще и успехи его учеников, и они есть.
Как результат эффективности внеклассной работы - призовые места в конкурсах различного уровня.
Я считаю, моя система работы эффективна и успешна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-33188-1674980981.jpg)
Модель методической системы школы
Описание, мной созданной, модели методической системы школы. Презентация данной модели....
Методическая система учителя биологии муниципального общеобразовательного учреждения Русскополянская гимназия №1
В основе методической системы лежит использование технологии проектирования на уроках и во внеурочное время.Показана результативность и преимущества деятельностного подхода, лежащего в основе технолог...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/10/picture-40689.jpg)
Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня знаний и ...
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг. в те...
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...