Главные вкладки

    План-конспект урока по географии (8 класс) на тему:
    конспект урока "Природа России"

    Абрамова Нина Михайловна

    Конспект обобщающего урока "Природа России"  для 8 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_8_klass_obobshchenie.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обобщающий урок  по теме:

    «Природа России»  ( 8 класс)

    Цели:

    1.Повторить и обобщить знания об особенностях географического положения, рельефа, почв, растительного и животного мира, природных зон России.

     2.Развивать умение работать с картами, обучить приёмам сравнения особенностей природы различных территорий.

     3.Осуществлять патриотическое и экологическое воспитание уч-ся, рассматривая вопросы природы России.

    Задачи урока:

    Ответить на вопросы викторины.

    Решить логическую задачу.

    Отгадать географические загадки.

    Научиться по описанию, угадать географический объект.

    Участвовать в географической эстафете и в конкурсе ландшафтоведов.

    Оборудование:

    физическая карта России, карточки-задания, стихотворения различных поэтов, картины природы, игра «Восхождение на гору», стенд «7 чудес России»

    Здравствуйте, садитесь. В этом учебном году вы изучаете природу России, много уже знаете, много умеете и сегодня на уроке наша цель -  обобщить полученные знания. При этом мы будем работать по группам,  между которыми будет определенное соревнование, поэтому работать надо дружно, оперативно, может даже креативно.

    СЛАЙД 1       Вступление

    Откуда начинается Россия?

    С Курил?  Камчатки?  или Командор?

    О чем грустят глаза ее степные

    Над камышами всех ее озер?

    Россия начинается с пристрастья

    К труду, к терпенью, правде, к доброте:

    Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

    Она горит и светит в темноте.

    Отсюда все дела ее большие

    Ее неповторимая судьба.

    И если ты причастен к ней – Россия

    Не  с гор берет начало, а с тебя!  (В. Боков)

    Какие географические объекты прозвучали в стихотворении? Покажите их на карте! Как вы думаете, почему автор обращается именно к Курильским островам, Камчатке?

    Он будет проводиться в форме игры. Мы будем повторять всё, что узнали о России. Каждый из вас будет набирать очки, чем больше очков, тем выше оценка. В течение урока мы должны решить следующие задачи (написаны на доске). За вами будут наблюдать наши гости – это жюри. Они будут помогать мне, оценивать ваши знания.

    Постановка цели: на уроке мы должны обобщить знания о природных компонентах и сделать вывод о природно-ресурсном потенциале России.

    Первый конкурс «Разминка».

    1.Через какие ворота может пройти даже ледокол? (Пролив Карские ворота)

    2. Какое название полуострова говорит о его величине? ( Ямал).

    3. Какая земля никогда не старится? (о. Новая Земля)

    4. Каким поясом не подпояшешься? (Часовым)

    5. Какой город может парить в небесах? ( Орёл)

    6. Назовите самую большую реку, не имеющую стока в океан. (Волга)

    7. Какой город России называют «Северной Венецией»? (Санкт – Петербург)

    8. Есть поговорка «Река Ока- Волги правая рука». Что вы назовёте левой рукой Волги? (Кама)

    9. К торжественному крику прибавь согласный звук, чтобы с севера на юг протянулись горы. (Урал)

    10. Самый высокий действующий вулкан в России. (Ключевская Сопка)

    11. Название возвышенности, с которой берёт начало река Волга. (Валдайская)

    12. Как называются острова, отделяющие Охотское море от Тихого океана? (Курильские)

    13. Какой город построен на 5 горах? (Пятигорск)

    14. Море , в которое впадает река Лена (Лаптевых)

    15. Самая высокая гора России? (Эльбрус)

    Конкурс 2

    Задание для групп: найдите конверт с «тайной», по описанию определите  природный компонент и название занесите в схему.

    Группа №1. «В. В. Докучаев назвал этот природный компонент «зеркалом»  природы, подчеркивая нам тем самым, что ПК отражает взаимодействие всех компонентов природы, являясь результатом этого взаимодействия». (Почва)

    Группа №2. «Этот природный компонент играет огромную роль в жизни и деятельности человека, без него нет жизни. Крупнейший русский климатолог А. И. Воейков писал, что это «… продукт климата. Однако он связан не только с климатом, но и с другими компонентами природы». (Внутренние воды)

    Группа №3. «Этот ПК оказывает влияние на все компоненты природы, на  жизнь и хозяйственную деятельность человека… Отличается большим разнообразием, на его формирование оказывают влияние четыре группы факторов: географическое положение, солнечная радиация, движение воздушных масс, подстилающая поверхность». (Климат)

    Группа №1. « Этот ПК определяет внешний вид территории и играет большую роль в жизни природы и человека. ПК предохраняет поверхность от разрушений внешних процессов, влияет на поверхностные и грунтовые воды. Этот ПК тоже приспособился к определённым условиям существования, поэтому распространение зависит от климатических условий и характера почв.» (Растительность) 

    Группа №2. «Этот ПК очень разнообразен. Приспосабливается к определённым условиям существования, распространение зависит от природных условий, растительности и характера почв». (Животный мир)

    Группа №3.  «Этот ПК является важным звеном природной системы, это «каркас» ландшафта,  обладающий способностью перераспределения вещества и энергии по поверхности Земли,  оказывая этим влияние на другие природные компоненты». ( Рельеф и горные породы)  

                                               Выключить

     3.Ответьте быстро:

    Бриз-это не город, а…

    Айсберг-это не вулкан, а….

    Тундра – это не река, а…

    Гейзер –это не растение, а…

    Уголь – это не животное, а ….

    Кавказ – это  не равнина, а …

    4.конкурс: «Реши логическую задачу».

    -Вы должны определить, какое понятие в цепочке лишнее.

    1. Уголь, бокситы, нефть, сталь, природный газ.

    2. Волга, Печора, Лена, Ангара, Карские ворота.

    3. Русские, Татры, москвичи, башкиры, коми.

    4.Алтай, Таймыр, Саяны, Кавказ, Сихотэ-Алинь.

    5. Кольский, Камчатка, Сахалин, Таймыр, Чукотский.

    6. Ладожское, Каспийское, Онежское, Белое, Баскунчак.

    - Проверяем.

    - Поднимите красную карточку у кого всё правильно, поднимите оранжевую у кого 1 ошибка.

    - Наша  Россия богата различными полезными ископаемыми. Сейчас мы проведем конкурс 5.«Географические загадки по теме: Полезные ископаемые»

    1.Чёрен, как ворон, а греет, как солнце. (Уголь)

    2. Что сперва в воде родится,

    А потом воды боится? (Соль)

    3. Тот камень нежный с Урала

    Нежным цветом зелёным манит.

    Я только сегодня узнала,

    Что камень зовут (малахит)

    1. Порода горного царства

    Из шпата, слюды и кварца. (Гранит)

    1. Для лёгкости в сплавы даётся,

      Мощь самолёта создал.

    Тягуч и пластичен, отлично куётся

    Серебряный этот металл. (Алюминий)

    6.Если встретишь на дороге,

    То увязнут сильно ноги.

    А сделать миску или вазу-

    Она понадобится сразу. (Глина)

    1. Он очень нужен детворе,

    Он на дорожках во дворе,

    Он и на стройке, и на пляже,

    Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

    1. В таёжных диких лесах,

    В Сибири, в Якутии дальней.

    Найдены россыпи драгоценных камней.

    По твёрдости нет им равных. (Алмаз)

    1. Я был когда-то смолою,

    Из трещин стволов вытекал,

    Искрился на солнце порою

    И липкой слезой застывал. (Янтарь)

    - Много сложено песен , стихотворений о России, её красоте, природе.   Работа с учеб.

    6.Следующий конкурс «Географическая эстафета»

    -На доске прикреплены конверты с названием природных зон. Посмотрите,  пожалуйста. Каждому из вас я дам несколько карточек с названием растений и животных различных природных зон. Ваша задача, подумав, отправить эти карточки в конверты. Чтобы потом мы могли проверить, у каждого из вас карточки своего цвета. Работайте.

    - Проверяем. Молодцы.                    

    7.Конкурс «Определить коэффициент увлажнения и увлажнение).

    - Пользуясь картой учебника стр.  вы должны определить к. у. и увлажнение для данной терр-рии.

    1. Территория, имеющая географические координаты 60 с.ш., 41 в.д.   (  1, избыточное)

    2. Территория, имеющая географические координаты 47 с.ш., 47 в.д. ( 1, недостаточное).

    3. Территория, имеющая географические координаты 50 с.ш., 139 в.д.    (1, избыточное).

    4. Территория, имеющая географические координаты 60 с.ш., 118 в.д. = 1, достаточное).

    Включить

    Наш следующий конкурс «О каком природном объекте говорится в литературном произведении?»

    - Вы должны отгадать природный объект и показать его на карте.

    1. (Название реки) воет, дик и злобен,

    Меж утесистых громад,

    Буре плач его подобен,

     слёзы брызгами летят.

    Но, по степи разбегаясь,

    Он лукавый принял вид,

    И, приветливо ласкаясь,

    Морю Каспию журчит. (Терек)

    1. У тебя, краса-река,

    Женское обличье, Даже имя у тебя

    Нежное, девичье,

    Ласковым тебя не зря

    Окрестили словом,

    Несмотря, что родилась

    Ты в краю суровом. (Лена)

    1. Не приметен ничем, ни широк,

    По просторам Валдайского края

    Еле слышно журчит ручеёк,

    Меж каменьями путь выбирая,

    То он моет прибрежный песок,

    То внезапно в кустах пропадает,

    И не знает ещё ручеёк,

    Что его впереди ожидает.

    Сколько вёрст ему надо пройти,

    сквозь какие преграды пробиться,

    Сколько рек с ним сольётся в пути,

    Сколько чаек над ним закружится.

    Сколько долгих минет годов,

    Сколько волн разойдётся кругами,

    Сколько встанет больших городов

    Над крутыми его берегами. (Волга)

    физкультминутка

     «Конкурс ландшафтоведов».

    - Сегодня у нас выросла вот такая необычная ромашка с заданиями. Вы каждый возьмёте по 2 лепестка. На них описание природного комплекса. Вы должны его назвать и показать на карте.

    1. Данная территория густо заселена, застроена населёнными пунктами и различной инфраструктурой. Здесь протекает множество рек и речушек. Самая многоводная и длинная река – Волга. (Восточно- Европейская равнина)

    2. Данная территория находится на юге умеренного пояса – здесь проходит параллель 45 с.ш. Это молодое горное сооружение. Здесь находится самая высокая вершина России (5642 м)

    3. Эта территория расположена между двумя тектоническими структурами: Русской платформой и Западно – Сибирской плитой. Основное богатство руды: железные, медные. Много месторождений цветных металлов. Есть драгоценные камни: аметисты, топазы, изумруды. Наивысшая точка – гора Народная. (г.Урал)

    4. Огромное пространство с плоским рельефом. Климат континентальный и довольно суровый. Здесь протекает одна из величайших рек мира – Обь с притоком Иртыш. Основное богатство – нефтяные и газовые залежи. (Западно-Сибирская равнина)

    5. Рельеф данной территории приподнятый. Климат резко континентальный. Здесь находится полюс холода Северного полушария. Многочисленные месторождения золота, алмазов, цветных и редких металлов. ( Среднесибирское плоскогорье)

    6. Это жемчужина Сибири. Самая глубокая впадина на суше. Сюда впадает 336 рек, а вытекает одна. ¾ видов живых организмов эндемичны, т.е. не встречается больше нигде. (о.Байкал)

    Игра «Восхождение на гору».

    - Наконец, мы с вами подошли к последнему этапу нашей игры. Сейчас будем проверять знания номенклатуры. Я буду называть географический объект, а вы должны его показать на карте. Работать будем все вместе, кто быстрее взберётся на гору.

    1. П-ов Таймыр                         2. О. Новая Земля                       3. Хибины

    Валдайская возвышенность      Баренцево море                        п-ов Камчатка

    р.Ангара                                     Северные Увалы                       р.Северная Двина

    г.Бырранга                                 Ладожское озеро                        Берингов пролив

    о.Сахалин                                    Алтай                                         Белое море

    - Итак, наш урок подходит к концу. Я прошу жюри сказать,  какое количество баллов набрали наши участники. (Выставление оценок)

    - Д/ з : составить кроссворд из 12 слов на тему «Природа России».

    - Мы с вами повторили всё, что связано с природой России. Вы хорошо знаете свою Родину. Нужно не только знать, но и беречь её, сохранять её красоту. Хочу, чтобы, уходя с урока, мы взяли за основу слова Ю.Ефремова: «Люблю и знаю. Знаю и люблю.»

    У нас на свете много чудес, есть они и у нас. 7 чудес России – посмотрите и запомните их. (демонстрация фотографий)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока " Россия - наша Родина"

    Конспект урока по курсу ОРКСЭ...

    конспект"Символы России".

    .Внеклассное занятие  проводилось с учащимися 8 класса коррекционной школы.С учащимися проводилась подготовительная работа.В течение всего занятия использовались различные средства обучения: слов...

    Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре II.

    Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре II....

    конспект урока "Россия на карте часовых поясов"

    конспект урока в 8 классе  "Россия на карте часовых поясов"...

    Конспект урока "Россия"

    Обобщающий урок по теме "Моя родина - Россия". Урок проводится в форме игры "Аукцион". Предлагаются вопросы, чтобы ответить на них ребята торгуются. тот, кто назовет высшую стоимость вопроса, получает...

    Конспект урока «Россия в начале XX века».

    Конспект урока «Россия в начале XX века». Задачи: - обобщить изученное по основным направлениям: экономика, внутренняя и внешняя политика, социальная структура общества, культурные достижения;- ф...