Отчет по курсам повышения квалификации по теме "Внедрение ФГОС ООО"
статья (6 класс) по теме

Нечаева Елена Вячеславовна

Внедрение ФГОС ООО в образовательную область география

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_fgosam.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение ФГОС ООО в образовательную область география

Образовательный стандарт устанавливает ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования детей на разных ступенях обучения.

Зачем нужен новый образовательный стандарт?

Современная парадигма образования – переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь»

Причинами изменения парадигмы служат,

во-первых, лавинообразный поток информации во всех областях знания,

во-вторых, потребность современного общества в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека.

Усвоение и обобщение готовых знаний в настоящее время становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека.

Основной же задачей образования становится обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.

Преподавание географии и ФГОС основной образовательной школы

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования – веление времени.

Положительно в ФГОС следующее:

1) ФГОС — это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось наше образование.

2) Это поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно—деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.

3) Преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной и основной школы.

ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании географии. На современном этапе цель географического образования — формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире.

В результате цель школьной географии имеет три уровня:

1) формирование научной картины мира;

2) приобретение школьниками знаний и умений;

3) воспитание и всестороннее развитие личности. Изменились цели, меняется концепция предмета «география». Произошла интеграция школьной географии.

Деление предмета на физическую и экономическую географию нет, есть единый предмет. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи, природно-антропогенные факторы и особенности развития различных территориальных систем, т.е. изучается географическая среда, в которой живет человек. География  относится к общественно-научным предметам. На первый план в содержании географического образования выходит деятельностная составляющая.

Место учебного предмета «География» в учебном плане:

«География» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 272 часа. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю в 5-6 классах и по 2 часа в неделю в 7,8,9 классах.

Несколько иная методическая задача стоит перед учителем географии. Она выражается в практической направленности обучения. Конечный результат определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни. А это возможно только при расширении границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы. Через проекты, музейную деятельность, кружки, факультативы, практические работы на местности. Необходимо оптимальное сочетание между познавательной и игровой деятельностью.

Некоторые особенности изучения географии в основной школе в условиях перехода на ФГОC.

География включена в область общественно-научных предметов вместе с историей и обществознанием. Такой предмет как природоведение (естествознание) в составе федерального компонента в 5 классе новым стандартом не предусмотрен, поэтому в 5 классе изучаются систематические курсы географии и биологии. Таким образом, курс «География. Землеведение» изучается в течении двух лет (по одному часу в неделю). Наличие дополнительного часа на изучение географии поможет решить проблему с изучением достаточно сложных понятий и формированием практических умений и навыков, предусмотренных содержанием  курса географии в 5-6 классах. Особого внимания, а, следовательно, и увеличения количества часов требует такая важнейшая тема курса, как «План и карта», при изучении которой формируются важнейшие географические компетенции.

ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения  на предметном и метапредметном уровнях. Разработана специальная программа формирования универсальных учебных действий, которая входит в основную образовательную программу учреждения образования.

Начать изучение географии в 5-6 классах целесообразно с обоснования значения географических знаний для жизни и деятельности человека. Учащиеся должны  понимать, для чего они изучают географию, знать основные источники географических знаний. Наиболее важными умениями, формируемыми при изучении курса географии в 5-6  классах, являются умения ориентироваться на местности. Предусматривается проведение специальных практикумов на местности, а именно: проведение полярной и маршрутной съемок, определение направлений и расстояний на местности.

Курс географии в 7 классе является переходным от землеведческих курсов 5-6 классов к курсу географии своей страны в 8-9 классах. Плавность перехода зависит от соотношения землеведческих и страноведческих компоненов содержания. При изучении физико-географических особенностей материков и океанов важно обеспечить формирование знаний о влиянии этих условий на хозяйственную деятельность населения конкретных стран. Увеличение страноведческого вектора в содержании данного курса важно и по причине изучения курса географии в 10-11 классах по выбору.

Курс «География России» изучается  в 8-9 классах как единый страноведческий курс.  Комплексный подход к изучению содержания географии своей страны был закреплен как ГОС(ом) 2004 года, так и ФГОС(ом) 2011 г. Учащиеся 8-9 классов уже владеют умениями использовать информационно-коммуникационные технологии и Интернет, и эти компетенции важно развивать и учить их применять для поиска, обработки и передачи полученной информации, а также для самостоятельной подготовки презентаций выполненных проектов. Для развития коммуникативных навыков важно организовывать работу учащихся в группах, чередуя групповые и индивидуальные формы отчета о выполненных учебных заданиях.

Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться  и отказаться от натаскивания их на сдачу экзаменов. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации.  Подготовка к экзаменам не доставит ученикам больших проблем и не отразится на их результатах, если они получили качественную подготовку по предмету.

Именно эти направления в методике преподавания представляются наиболее важными в современных условиях организации обучения географии в основной школе с учетом всех требований ФГОС к результатам усвоения основной образовательной программы.

Дистанционный курс повышения квалификации по теме : «Реализация требований ФГОС ООО в преподавании географии».

Данный курс был рассчитан на 72 часа, но обучение проходило с февраля по июль, мне были предложены 8 лекций и обучающие диски, в результате  необходимо было сдать 2 аттестационные работы и одну итоговую работу.

Программа курса включала в себя следующие вопросы:

  1. Назначение и функции ФГОС ООО, требования к результатам обучения
  2. Содержание УУД
  3. Конструирование современного урока географии (разные типы уроков)
  4. Исследовательская и проектная деятельность
  5. Составление примерной рабочей программы

В содержании каждой лекции были предложены задания и информация для учащихся, которую можно использовать на уроках. Задания были предложены и для слушателей курса (в рамках лекции), которые помогли понять и практически закрепить учебные материалы.

Итоговая работа заключалась в написании конспекта урока (Урока нового материала), одного из курсов географии, отвечающего всем требованиям ФГОС ООО.

Из плюсов данных курсов хотелось бы отметить:

  1. Доступность объяснения
  2. Иллюстрация примерами  некоторых аспектов содержания
  3. Лектор курса - автор учебника по ФГОС ООО первого поколения Крылова О.В.)

Минусы :

  1. Отсутствие вариантов технологических карт, с использование разных педагогических технологий;
  2. Не просматриваются формы и методы организации рефлексии в современном уроке.

Данные курсы помогли мне в осознании содержания требований ФГОС ООО в современной школе, преподавая в 5 классе географию ,пытаюсь внедрять и ,различные педагогические  технологии: технологию проблемного обучения, системно-деятельностный метод, проектную деятельность ( в рамках урока).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсы повышения квалификации по ФГОСам

Обновление и содержание русского языка и литературы при переходе на ФГОСы...

Контрольная работа на курсах повышения квалификации.План-конспект урока: Природа и люди Древней Индии", в соответствии с ФГОС ООО

План-конспект «Природа и люди Древней Индии», в соответствии с ФГОС ООО, приложениеТаблица 2 Перечень используемых на данном уроке ЭОР...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА по итогам прохождения очно-дистанционных курсов повышения квалификации учителей биологии по теме «Современный урок как средство реализации новых образовательных технологий при переходе на новые ФГОС ООО». (26.01.15-12.02.15 г. Краснода

Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в обществе за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. С 1 сент...

В рамках курсов повышения квалификации «Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя».Практическая работа №2 Ненашкина С.И.

Данный учебно-методический материал содержит технологическую карту урока  по теме: "Экспериментальная проверка закона ДЖоуля-Ленца",  8 класс...