Главные вкладки

    Рабочая программа по географии (9 класс) на тему:
    Рабочая программа по географии (9 класс)

    ОНИЩЕНКО Николай Александрович

    Рабочая программа по географии для обучающихся 9 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rp_geografiya_9_kl.docx985.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    C:\Users\user\Pictures\Сканы\Скан_20160910.jpg


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

    • Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
    • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями.
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
    • Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом министерства образования.
    • Санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 г. № 189).
    • Приказ Министерства образования и науки Амурской области от 15.09.2013 г. № 1439 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующих программы общего образования».
    • Устав МОБУ Ромненская СОШ.
    • Образовательная программа основного общего образования МОБУ Ромненская СОШ.
    • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учителя МОБУ Ромненская СОШ.
    • Примерная основная образовательная программа основного общего образования по географии.
    • Учебный план МОБУ Ромненская СОШ.

            Курс «География России. Население и хозяйство» в 9 классе продолжает курс географии 8 класса «География России. Природа.» и занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.

    Целями изучения географии в основной школе являются:

    • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
    • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;
    • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
    • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значение охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
    • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
    • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
    • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
    • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

            Основными целями курса являются:

    • формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;
    • воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих её народов;
    • формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.

            Основные задачи данного курса:

    • формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
    • формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих её народов;
    • развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, учебников, статистических данных, интернет - ресурсов;
    • развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;
    • создание образа своего родного края.

            

            Содержание программы направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «География России. Население и хозяйство.»

            Достижение предметных результатов обеспечивается формированием у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических и социально-экономических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы. Для реализации этих требований содержание курса строилось на основе следующих концептуальных принципов:

    • обеспечение комплексности и логической преемственности материала;
    • изучение от общего к частному;
    • поэтапное формирование основополагающих физико-географических и социально-экономических знаний на разных территориально-иерархических уровнях: планетарном - материков и океанов, и их частей - России и её отдельных районов- своей местности (малой Родины);

    реализация таких направлений современного образования, как гуманитаризация, социологизация, экологизация, способствующие формированию общей культуры молодого поколения;

    • единый методологический подход к отбору, структуризации подаче учебного материала.

            Программа ориентирована на достижение метапредметных результатов обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности и др.

            Уделяется большое внимание достижению личностных результатов обучения: воспитание российской гражданской идентичности, формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, формирование основ экологической культуры, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия  народов мира и России.

            На изучение географии в 9 классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).

            Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

    • География России. Население и хозяйство. 9 класс. Учебник (авторы В.П. Дронов, В. Я. Ром).
    • География России. 8-9 классы. Методическое пособие (авторы И. И. Баринова, В. Я. Ром ).
    • География России. Население и хозяйство. 9 класс. Рабочая тетрадь (автор В.П. Дронов).
    • География России. Население и хозяйство. 9 класс. Электронное приложение.

              Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и   последовательность их изучения.

            Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

            В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: 

    • тестовый контроль,
    • практические работы
    • работы с контурными картами.

            Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

                    Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

    Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

            Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

            Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ, тестирование.

            Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).

    Место предмета в базисном учебном плане

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

    Рабочая программа рассчитана на 68 часов. Практических работ – 10, контрольных работ - 4.

    Учебно-тематический план

    Наименование раздела

    Количество часов

    Практические работы

    Контрольные работы

    1 триместр

    21 час

    Место России в мире. Политико-государственное устройство РФ.

    5

    2

    1

    Население Российской Федерации

    6

    2

    1

    Географические особенности экономики России

    3

    Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

    1

    Машиностроительный комплекс

    3

    1

    Топливно-энергетический комплекс

    3

    1

    2 триместр

    22 часа

    Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества

    7

    Агропромышленный комплекс

    3

    2

    Инфраструктурный комплекс

    5

    1

    Районирование России. Общественная география крупных регионов.

    1

    1

    Западный макрорегион – Европейская Россия

    1

    Центральная Россия и Европейский Северо-Запад

    5

    3 триместр

    25 часов

    Центральная Россия и Европейский Северо-Запад

    1

    Европейский Север

    3

    1

    Европейский Юг – Северный Кавказ и Крым

    3

    Поволжье

    3

    Урал

    3

    Восточный макрорегион – Азиатская Россия

    6

    Промежуточная аттестация

    1

    1

    Амурская область

    3

    Обобщающий урок

    2

    Итого:

    68

    10

    4

    Требования к уровню обучения

    В результате изучения географии ученик должен:

    знать/понимать:

    1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
    1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
    1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
    1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
    1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

    уметь:

    1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
    1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
    1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
    2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
    1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
    1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
    1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
    1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
    1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
    1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

          Называть (показывать):

    • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
    • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
    • географические районы, их территориальный состав;
    • отрасли местной промышленности.

          Описывать:

    • природные ресурсы;
    • периоды формирования хозяйства России;
    • особенности отраслей;
    • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
    • экономические связи районов;
    • состав и структуру отраслевых комплексов;
    • основные грузо и пассажиропотоки.

          Объяснять:

    • различия в освоении территории;
    • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
    • размещение главных центров производства;
    • сельскохозяйственную специализацию территории;
    • структуру ввоза и вывоза;
    • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать:

    • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.


    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    9 КЛАСС, 68 ЧАСОВ (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)

    №  урока

    Кол-во часов

    Тема

    урока

    Тип

    урока

    Элементы

    содержания

    Предметные

    результаты

    УУД

    Формы

    контроля

    Д/з

    Дата

    План

    Факт

    1 триместр

    ОБЩАЯ ЧАСТЬ КУРСА

    Место России в мире (4 ч)

    1

    1

    Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации

    Урок-практикум

    Географический взгляд на Россию: её место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу. Функции административно-территориального деления страны. Федерация и субъекты федерации. Государственно-территориальные и национально-территориальные образования. Федеральные округа

    Умение анализировать карты и статистические материалы (таблицы, диаграммы, графики, Интернет-ресурсы), схемы административно-территориального деления страны. Знать столицы субъектов федерации и находить их на карте. Определять состав и границы федеральных округов по карте федеральных округов.

    Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    ПР №1 «Анализ административно-территориального деления России».

    §-1

    02.09.

    2

    1

    Географическое положение и границы России

    Урок-практикум

    Понятие «географическое положение» (ГП). Оценка северного ГП России. ГП как фактор развития хозяйства. Государственные границы, их виды, значение. Особенности границ России. Государственная территория России. Страны – соседи России.

    Умение сравнивать ГП России и других стран, выявлять зависимость между ГП и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории, определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам, обозначать их на контурной карте, составлять описание границ РФ, выявлять недостатки и преимущества больших размеров территории страны.

    Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

    ПР № 2 «Сравнение ГП РФ с другими странами».

    §-2

    07.09.

    3

    1

    Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России

    Урок изучения нового материала

    Особенности экономико-географического положения России, роль соседей 1 порядка. Различия транспортно-географического положения отдельных частей страны. Роль Центральной и Западной Европы в формировании геоэкологического положения России. Сложность геополитического положения страны.

    Научиться анализировать карты, выявлять и оценивать благоприятные и неблагоприятные особенности разных видов ГП РФ на макро- мезо- и микроуровнях, выявлять изменения в различных видах ГП РФ на разных исторических этапах на протяжении 20 века.

    Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.)

    Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики.

    Фронтальный

    §-3

    09.09.

    4

    1

    Государственная территория России

    Комбинированный урок

    Понятие о государственной территории страны, её составляющие. Параметры оценки государственной территории. Российская зона Севера. Оценка запасов природных ресурсов на территории России.

    Сравнивать размеры и конфигурацию государственной территории РФ и других стран, сопоставлять размеры территории, благоприятной для хозяйственной деятельности, России и других крупнейших стран мира, выявлять природные и экономические факторы развития хозяйства страны, связанные с обширностью российской зоны Севера, обсуждать различные точки зрения, по оценке государственной территории РФ.

    Метапредметные: формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

    Личностные: обладать гражданской позицией к ценностям народов РФ, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

    Тестирование

    §-1-4

    14.09.

    5

    1

    Обобщающий урок по разделу «Место России в мире»

    Обобщающий урок

    Обобщение и закрепление знаний

    Контрольная работа

    16.09.

    Население Российской Федерации (5 ч)

    6

    1

    Исторические особенности заселения и освоения территории России

    Урок изучения нового материала

    Главные ареалы расселения восточных славян. Основные направления колонизации Московского государства. Формирование и заселение территории Русского и Российского государства в 16-19 вв.

    Выявлять особенности формирования государственной территории России, изменения её границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Анализировать карты для определения исторических изменений границ Российского государства. Характеризовать изменения национального состава России, связанные с ростом её территории.

    Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.)

    Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики.

    Сообщения и презентации об основных этапах формирования Российского государства.

    §-5

    21.09.

    7

    1

    Численность и естественный прирост населения

    Комбинированный урок

    Численность населения России. Переписи населения. Динамика численности населения. Демографические кризисы. Особенности естественного движения населения в России. Половозрастная структура населения. Своеобразие в соотношении мужчин и женщин. Прогноз численности населения

    Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Анализировать графики изменения численности населения во времени с целью выявления тенденций в изменении темпов роста населения в России. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Сравнивать показатель естественного прироста в разных частях страны. Анализ и сравнение половозрастных пирамид в разные годы и в разных регионах страны.

    Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.)

    Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики.

    ПР № 3 «Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России»

    §-6

    23.09.

    8

    1

    Национальный состав населения России

    Комбинированный урок

    Россия- многонациональное государство. Языковые семьи народов России. Наиболее многонациональные районы страны. Религии, исповедуемые в России. Районы распространения разных религий

    Определять крупнейшие по численности народы России по статистическим данным, особенности размещения народов России. Сравнивать по тематическим картам географии крупнейших народов с политико-административным делением РФ. Исследовать по картам особенности языкового состава отдельных регионов России. Определять современный религиозный состав России по статистическим данным. Знать главные районы распространения религий.

    Метапредметные: формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

    Личностные: обладать гражданской позицией к ценностям народов РФ, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

    Тестирование

    §-7

    28.09.

    9

    1

    Миграции населения

    Комбинированный урок

    Понятие о миграциях. Виды миграций. Внутренние и внешние миграции. Направления миграций в России, их влияние на жизнь страны.

    Уметь: составлять схемы разных видов миграций и вызывающих их причин; определять основные направления миграций по тематической карте; определять с помощью карт и статистических данных территории РФ с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли населения.

    Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

    ПР № 4 «Характеристика особенностей миграционного движения населения России»

    §-8

    30.09.

    10

    1

    Городское и сельское население Расселение населения.

    Комбинированный урок

    Городские поселения. Соотношение городского и сельского населения. Размещение городов на территории страны. Различия городов по численности населения и функциям. Городские агломерации. Урбанизация. Сельские поселения. Средняя плотность населения в России. Особенности размещения населения.

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: определять виды городов России, обозначать на контурной карте крупнейшие города, обсуждать социально-экономические и экологические проблемы крупных городов, выявлять особенности урбанизации в России, выявлять факторы, влияющие на размещение населения страны, обозначать на контурной карте основную зону расселения и хозяйственного освоения, зону Севера.

    Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    Тестирование

    §-5-9

    05.10

    11

    1

    Обобщающий урок по разделу «Население Российской Федерации»

    Обобщающий урок

    Обобщение и закрепление знаний

    Контрольная работа

    07.10.

    Географические особенности экономики России (3 ч)

    12

    1

    География основных типов экономики на территории России

    Изучение нового материала

    Классификация историко-экономических систем, регионы России с преобладанием их различных типов. Особенности функциональной и отраслевой структуры хозяйства РФ

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства; устанавливать черты сходства и различия структуры хозяйства России от хозяйств экономически развитых и развивающихся стран мира.

    Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.)

    Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики.

    Фронтальный

    §-10

    12.10.

    13

    1

    Проблемы природно-ресурсной основы экономики России

    Комбинированный урок

    Состав добывающей промышленности и её роль в хозяйстве страны. Назначение и виды природных ресурсов. Экологические ситуации и экологические проблемы России

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать состав добывающей промышленности РФ, определять её отличия от других отраслей промышленности; выявлять по тематическим картам районы страны с высоким уровнем добывающей промышленности; анализировать классификацию природных ресурсов; определять уровень остроты экологических проблем разных регионов страны.

    Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

    Тестирование

    §-11

    19.10.

    14

    1

    Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России

    Комбинированный урок

    Особенности постиндустриальной стадии развития. Понятия центра и полупериферии мирового хозяйства. Пути развития России в обозримой перспективе

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: обсуждать важнейшие социально-экономические проблемы Росси и возможные сценарии её инновационного развития

    Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.)

    Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики.

    Тестирование

    §-12

    21.10.

    Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (1 ч)

    15

    1

    Научный комплекс

    Изучение нового материала

    Межотраслевые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки в современном обществе и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Перспективы развития науки и образования.

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: определять по статистическим данным доли РФ и других стран на мировом рынке наукоёмкой продукции, доли затрат стран на научные исследования; анализировать по картам географию городов науки; устанавливать по статистическим данным и картам районы России, лидирующие в науке и образовании; обсуждать проблемы утечки умов из России и путей её преодоления

    Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.)

    Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики.

    Фронтальный

    §-13

    26.10.

    Машиностроительный комплекс (3 ч)

    16

    1

    Роль, значение и проблемы развития машиностроения

    Изучение нового материала

    Ведущая роль машиностроительного комплекса в хозяйстве. Главная задача машиностроения. Состав машиностроения, группировка отраслей по роль и назначению. Проблемы российского машиностроения.

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: аргументировать конкретными примерами решающее воздействие машиностроения на общий уровень развития страны; анализировать состав и связи машиностроительного комплекса; обсуждать проблемы современного этапа развития российского машиностроения

    Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    Фронтальный

    §-14

    28.10.

    17

    1

    Факторы размещения машиностроения

    Комбинированный урок

    Факторы размещения машиностроения. Ведущая роль наукоёмкости как фактора размещения. Влияние специализации и кооперирования на организацию производства и географию машиностроения.

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать зависимость между металлоёмкостью и трудоёмкостью продукции машиностроения; выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения, районов, производящих наибольшую часть машиностроительной продукции, районов с наибольшей долей машиностроения в промышленности; составлять и анализировать схемы кооперационных связей машиностроительного предприятия

    Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.)

    Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики.

    Тестирование

    §-15

    02.11.

    18

    1

    География машиностроения

    Урок обобщения и систематизации знаний

    Особенности географии российского машиностроения. Причины неравномерности размещения машиностроительных предприятий.

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: выявлять особенности географии машиностроения в сравнении с другими отраслями промышленности; определять различия в уровнях развития машиностроения между европейской и азиатской частями страны на основе анализа карты машиностроения; обозначать на контурной карте основные районы и крупнейшие центры машиностроения РФ; анализировать перспективы развития машиностроения в целом и в отдельных районах страны.

    Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

    ПР № 5 «Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения»

    §-16

    09.11.

    Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) (3 ч)

    19

    1

    Роль, значение и проблемы ТЭК

    Изучение нового материала

    Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический баланс. Основные проблемы российского ТЭК

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схему состава ТЭК, объяснять функции его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними; анализировать топливно-энергетический баланс России и динамику его основных параметров на основе статистических материалов

    Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    Фронтальный

    §-17

    11.11.

    20

    1

    Топливная промышленность

    Комбинированный урок

    Нефтяная и газовая промышленность: запасы, добыча, использование и транспортировка нефти и природного газа. Система нефте- и газопроводов. География переработки нефти и газа. Влияние нефте-газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Использование угля и его хозяйственное значение. Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: обозначать на контурной карте основные районы добычи нефти, газа и угля, а также крупнейших нефте и газопроводов; составлять характеристику одного из нефтяных бассейнов, газодобывающих районов, угольных бассейнов по картам и статистическим материалам; высказывать мнение о воздействии отраслей ТЭК на окружающую среду.

    Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.)

    Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики.

    ПР № 6 «Характеристика угольного бассейна России»

    §-18

    16.11.

    21

    1

    Электроэнергетика

    Комбинированный урок

    Объёмы производства электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития электроэнергетики.

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: выявлять причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС; анализировать таблицу «Типы электростанций»; высказывать мнение о зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны; аргументировать необходимость экономии электроэнергии

    Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    Тестирование

    §-19

    18.11.

    2 триместр

    Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества (7 ч)

    22

    1

    Состав и значение комплексов

    Изучение нового материала

    Понятие о конструкционных материалах. Традиционные и нетрадиционные конструкционные материалы, их свойства.

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать состав и связи комплексов; подбирать примеры использования разных конструкционных материалов в хозяйстве и повседневной деятельности людей; анализировать и сопоставлять доли и роли комплексов в промышленности разных стран мира

    Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.)

    Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики.

    Фронтальный

    §-20

    30.11.

    23

    1

    Металлургический комплекс

    Комбинированный урок

    Роль в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия- основные особенности концентрации, комбинирования, производственного процесса и влияние на окружающую среду; новые технологии

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: сопоставлять важнейшие особенности чёрной и цветной металлургии; выявлять отличия «старых» и «новых» технологий производства металлов

    Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

    Тестирование

    §-21

    02.12.

    24

    1

    Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Чёрная металлургия.

    Комбинированный урок

    Чёрные металлы: объёмы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии чёрных металлов. Основные металлургические базы. Влияние чёрной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: формулировать главные факторы размещения предприятий чёрной металлургии; сопоставлять по картам географии месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров чёрной металлургии; высказывать мнение о причинах сохранения за сталью роли главного конструкционного материала; характеризовать одну из металлургических баз по картам и статистическим материалам

    Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.)

    Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики.

    Тестирование

    §-22

    07.12.

    25

    1

    Цветная металлургия

    Комбинированный урок

    Цветные металлы: объёмы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии цветных металлов. Основные металлургические базы. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: формулировать главные факторы размещения предприятий цветной металлургии; сопоставлять по картам географии месторождений руд цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии; высказывать мнение о причинах возрастания потребности в цветных металлах; сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика»

    Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    Тестирование

    §-23

    09.12.

    26

    1

    Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность

    Изучение нового материала

    Состав, место и значение в хозяйстве. Роль химизации хозяйства. Отличия химической промышленности от других промышленных отраслей

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схему состава химической промышленности и выявлять роль важнейших химических отраслей в хозяйстве; соотносить изделия химической промышленности с той или иной отраслью

    Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

    Тестирование

    §-24

    14.12.

    27

    1

    Факторы размещения предприятий химической промышленности

    Комбинированный урок

    Группировка отраслей химической промышленности. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Химические базы и химические комплексы. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития отрасли

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: определять по карте базы и комплексы, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье; характеризовать одну из химических баз по картам и статистическим материалам

    Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    Тестирование

    §-25

    16.12.

    28

    1

    Лесная промышленность

    Комбинированный урок

    Лесные ресурсы РФ, их география. Состав и продукция лесной промышленности, её место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития отрасли

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: выявлять направления использования древесины в хозяйстве, её главных потребителей; характеризовать одну из лесных баз по картам и статистическим материалам; высказывать мнение о проблемах, задачах и перспективах развития российской лесной промышленности

    Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.)

    Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики.

    Тестирование

    §-26

    21.12.

    Агропромышленный комплекс (АПК) (3 ч)

    29

    1

    Состав и значение АПК

    Изучение нового материала

    АПК: состав, место и значение в хозяйстве. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схему состава агропромышленного комплекса; сравнивать сельскохозяйственные угодья РФ с другими странами; выявлять существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики

    Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

    Фронтальный

    §-27

    23.12.

    30

    1

    Земледелие и животноводство

    Комбинированный урок

    Полеводство. Зерновые и технические культуры. Перспективы развития земледелия. Отрасли животноводства, их значение и география Перспективы развития животноводства

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: определять по картам и характеризовать агроклиматические ресурсы со значительными посевами тех или иных культур; определять по картам районы выращивания зерновых и технических культур; определять по картам главные районы развития разных отраслей животноводства

    Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.)

    Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики.

    ПР № 7 «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур»;

    ПР № 8 «Определение главных районов животноводства»

    §-28

    28.12.

    31

    1

    Пищевая и лёгкая промышленность

    Комбинированный урок

    Особенности лёгкой и пищевой промышленности. Факторы размещения предприятий и география важнейших отраслей. Влияние лёгкой и пищевой промышленности на окружающую среду, перспективы развития

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: устанавливать доли пищевой и лёгкой промышленности в общем объёме промышленной продукции; высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией лёгкой и пищевой промышленности и их неконкурентоспособности; выявление на основе анализа карт основных районов и центров развития пищевой и лёгкой промышленности; подбирать примеры предприятий своего края с указанием факторов их размещения

    Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

    Тестирование

    §-29

    30.12.

    Инфраструктурный комплекс (4 ч)

    32

    1

    Состав комплекса. Роль транспорта

    Изучение нового материала

    Состав, место и значение в хозяйстве. Понятие об услугах. Классификация услуг. Виды и работа транспорта. Транспортные узлы и транспортная система. Влияние на размещение населения и предприятий

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схему состава инфраструктурного комплекса; сравнивать доли комплекса в экономике разных стран; сравнивать виды транспорта по различным показателям, выявлять преимущества и недостатки каждого вида

    Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.)

    Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики.

    Фронтальный

    §-30

    11.01.

    33

    1

    Железнодорожный и автомобильный транспорт

    Комбинированный урок

    Показатели развития и особенности железнодорожного и автомобильного транспорта.

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать достоинства и недостатки ж\д, воздушного и авто транспорта; устанавливать причины ведущей роли ж\д транспорта; определять доли каждого вида транспорта в транспортной работе страны

    Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    Тестирование

    §-31

    13.01.

    34

    1

    Водный и другие виды транспорта

    Комбинированный урок

    Показатели развития и особенности морского, речного, авиационного и трубопроводного транспорта. География. Влияние на окружающую среду, перспективы развития.

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать достоинства и недостатки видов транспорта; определять доли каждого вида транспорта в транспортной работе страны; обозначать на контурной карте крупнейшие морские и речные порты страны

    Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

    Тестирование

    §-32

    18.01.

    35

    1

    Связь. Сфера обслуживания.

    Комбинированный урок

    Виды связи и их роль в жизни людей и хозяйстве. Развитие связи в стране. География, перспективы развития. География жилищно-коммунального хозяйства. Влияние на окружающую среду, перспективы развития.

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать достоинства и недостатки видов связи; сравнивать по статистическим данным уровень развития отдельных видов связи в России и других странах; анализировать статистические данные по уровню обеспеченности жильём и его благоустроенности в России и других странах; анализировать географические различия в уровне жизни населения

    Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    Тестирование

    §-33

    20.01.

    36

    1

    Обобщающий урок по разделам «Комплексы России»

    Обобщающий урок

    Обобщение и закрепление знаний

    Контрольная работа

    §-13-33

    25.01.

    РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА

    Районирование России. Общественная география крупных регионов (1 ч)

    37

    1

    Районирование России

    Изучение нового материала

    Районирование- важнейший метод географии. Виды районирования. Географическое разделение труда. Специализация территорий. Отрасли специализации районов. Западная и восточная части России. Экономические районы. Федеральные округа.

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схему районирования; подбирать примеры районов различного уровня; определять по картам отрасли специализации отдельных территорий

    Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    ПР № 9 «Определение разных видов районирования России»

    §-34

    27.01.

    Западный макрорегион – Европейская Россия (1 ч)

    38

    1

    Общая характеристика

    Изучение нового материала

    Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: выявлять на основе карт особенности географического положения, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения

    Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

    Фронтальный

    §-35

    01.02.

    Центральная Россия и Европейский Северо-Запад (6 ч)

    39

    1

    Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы

    Изучение нового материала

    Центральная Россия и Европейский Северо-Запад – межрайонный комплекс. Особенности исторического развития. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

    Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    Фронтальный

    §-36

    03.02.

    40

    1

    Население и главные черты хозяйства

    Комбинированный урок

    Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

    Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.)

    Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики.

    Тестирование

    §-37

    08.02.

    41

    1

    Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион

    Комбинированный урок

    Центральное положение Москвы как фактор формирования региона. Исторический и религиозный факторы усиления Москвы. Радиально-кольцевая территориальная структура расселения и хозяйства. Население Москвы, Московская агломерация. Важнейшие отрасли хозяйства региона. Культурно-исторические памятники

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

    Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

    Тестирование

    §-38

    10.02.

    42

    1

    Географические особенности областей Центрального района

    Комбинированный урок

    Состав. Особенности развития подрайонов.

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

    Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.)

    Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики.

    Тестирование

    §-39

    15.02.

    43

    1

    Волго-Вятский и Центрально- Чернозёмный районы

    Комбинированный урок

    Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

    Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

    Тестирование

    §-40

    17.02.

    3 триместр

    44

    1

    Северо-Западный район

    Комбинированный урок

    Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

    Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.)

    Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики.

    Тестирование

    §-41

    01.03.

    Европейский Север (3 ч)

    45

    1

    Географическое положение, природные условия и ресурсы

    Изучение нового материала

    Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

    Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    Фронтальный

    §-42

    03.03.

    46

    1

    Население

    Комбинированный урок

    Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения.

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности

    Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    Тестирование

    §-43

    10.03.

    47

    1

    Хозяйство

    Комбинированный урок

    Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

    Уметь: анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

    Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    ПР № 10 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера»

    §-44

    15.03.

    Европейский Юг – Северный Кавказ и Крым (3 ч)

    48

    1

    Географическое положение, природные условия и ресурсы

    Изучение нового материала

    Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

    Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    Фронтальный

    §-45

    17.03.

    49

    1

    Население

    Комбинированный урок

    Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения.

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности

    Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    Тестирование

    §-46

    22.03.

    50

    1

    Хозяйство

    Комбинированный урок

    Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

    Уметь: анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

    Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    Тестирование

    §-47

    24.03.

    Поволжье (3 ч)

    51

    1

    Географическое положение, природные условия и ресурсы

    Изучение нового материала

    Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

    Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    Фронтальный

    §-48

    29.03.

    52

    1

    Население

    Комбинированный урок

    Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения.

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности

    Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    Тестирование

    §-49

    31.03.

    53

    1

    Хозяйство

    Комбинированный урок

    Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития

    Уметь: анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

    Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    Тестирование

    §-50

    05.04.

    Урал (3 ч)

    54

    1

    Географическое положение, природные условия и ресурсы

    Изучение нового материала

    Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

    Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    Фронтальный

    §-51

    07.04.

    55

    1

    Население

    Комбинированный урок

    Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения.

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности

    Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    Тестирование

    §-52

    14.04.

    56

    1

    Хозяйство

    Комбинированный урок

    Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития

    Уметь: анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

    Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    Тестирование

    §-53

    19.04.

    Восточный макрорегион – Азиатская Россия (6 ч)

    57

    1

    Общая характеристика

    Изучение нового материала

    Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: выявлять на основе карт особенности географического положения, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения

    Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

    Фронтальный

    §-54

    21.04.

    58

    1

    Этапы, проблемы и перспективы развития экономики

    Комбинированный урок

    Историко-географические этапы формирования региона. Формирование сети городов. Рост населения. Транспортные проблемы развития региона. Сокращение численности населения. Снижение доли обрабатывающих производств. Основные перспективы развития

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

    Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.)

    Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики.

    Тестирование

    §-55

    26.04.

    59

    1

    Западная Сибирь

    Комбинированный урок

    Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

    Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.)

    Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики.

    Тестирование

    §-56

    28.04.

    60

    1

    Восточная Сибирь

    Комбинированный урок

    Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

    Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

    Тестирование

    §-57

    03.05.

    61

    1

    Дальний Восток

    Комбинированный урок

    Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

    Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи

    Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

    Тестирование

    §-58

    05.05.

    62

    1

    Промежуточная аттестация

    Итоговая проверочная работа по курсу

    Выполнить проверочную работу

    Итоговая проверочная работа

    §-1-58

    10.05.

    Амурская область (3 ч)

    63

    1

    Географическое положение Амурской области. Население и трудовые ресурсы.

    Формирование новых знаний

    Особенности физико- и экономико-географического положения Амурской области. Особенности национального состава, уровень урбанизации, размещение населения

    Знать: Особенности физико- и экономико-географического положения Амурской области.  национального состава, уровень урбанизации

    Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.)

    Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики.

    Фронтальный

    12.05.

    64

    1

    Хозяйство. Промышленность Амурской области

    Комбинированный

    Особенности развития хозяйства. Отрасли промышленности. Межотраслевые комплексы

    Уметь: оценивать географическое положение Амурской области. Показывать на карте города

    Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    Тестирование

    17.05.

    65

    1

    Сельское хозяйство. Транспорт и социальный комплекс Амурской области

    Комбинированный урок

    Особенности развития сельского хозяйства Амурской области. Отрасли специализации

    Знать: Особенности развития хозяйства.  Межотраслевые комплексы

    Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    Тестирование

    19.05.

    66

    1

    Обобщающее повторение по разделу «Амурская область»

    Урок обобщения и систематизации знаний

    Итоговая проверочная работа

    Выполнить проверочную работу

    Метапредметные: формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

    Обобщающее повторение по курсу

    24.05.

    67-68

    2

    Повторение

    Урок обобщения и систематизации знаний

    Разноуровневые тесты, практические задания, игры на повторение

    Использовать полученные знания для решения проблемных вопросов и практических задач

    Метапредметные: формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

    Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию.

    Тесты, презентация, видео

    26.05.31.05.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по географии 9 класс к учебнику В.П.Дронова, В.Я.Рома "География России.Население и хозяйство.", 2 часа в неделю.

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, поурочно-тематическое планирование....

    Рабочая программа по географии 9 класс (по линии учебников "Полярная звезда")

    Цель изучения географии 9 класса – создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, познакомить с разно...

    Рабочая программа по географии 9 класс по Алексееву

    Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002). Курс «География ...

    Рабочая программа по географии 9 класс по программе Дронова

    Рабочая программа 2 вида по географии 9 класс по программе Дронова...

    Рабочая программа по географии 9 класс по учебнику Е.М.Домогацких

    Рабочая программа  по географии разработана для 9 класса по учебнику Е.М.Домогацких...

    рабочая программа по географии 9 класс по учебнику А.И. Алексеева ("Полярная звезда")

    рабочая программа по географии 9 класс по учебнику А.И. Алексеева ("Полярная звезда")...

    Рабочая программа по географии 9 класс. Учебник Дронов В.П., Савельева Л.Е. «География. Россия: природа, население, хозяйство» Издательство "Просвещение"

    Рабочая программа по географии 9 класс. Учебник Дронов В.П., Савельева Л.Е. «География. Россия: природа, население, хозяйство» Издательство "Просвещение"  ...