Олимпиада по краеведению
олимпиадные задания по географии (6, 7, 8, 9, 10 класс) по теме

Задания по географическому краеведению Кировской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_9-11klass.docx153.46 КБ
Файл priroda_6-8_klass.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Это одно из самых красивых глубоководных озёр Кировской области, прекрасное место для рыбалки и дайвинга.

Легенда гласит, что раньше на месте озера располагались две деревни и православная часовня, выстроенная, как полагается – из дерева. И за какие-то грехи местных жителей обе деревни вместе со всеми постройками 4 века назад провалились под землю, в гигантскую воронку, и на этом месте появилось озеро необычайной красоты.

Точных заявлений от геологов по происхождению озера нет. У них есть лишь две версии. Одна заключается в том, что озеро образовалось в результате обрушения свода гигантской подземной полости-пещеры, сформировавшейся в плотных песчаниках и известняках, залегающих на небольшой глубине. Вторая говорит, что возникло оно в результате падения метеорита, на дне глубокого метеоритного кратера.

Назовите это озеро. Где оно расположено? Укажите его глубину.

  1. Шиверекия подольская – растение из семейства Крестоцветных, занесено в Красную книгу Кировской области. Где на территории нашей области растёт это растение? В каком году оно было впервые описано у нас? Где располагаются ближайшие к Кировской области места произрастания этого растения?
  2. Небольшой зверек, тело длиной 18-22 см. Хвост покрыт роговыми чешуйками, а вдоль верха ещё и жёсткими волосами, образующими киль. У самого основания хвост как бы перетянут (имеет наименьший диаметр). Конечности довольно короткие, 5-палые, пальцы до когтей объединены плавательной перепонкой.

Мех густой, бархатистый, очень прочный. Волоски меха устроены не как у других животных: к верху они расширяются, а к корню сужаются. Зверьки практически слепы, но обладают развитым обонянием и осязанием. Нуждаются в большом количестве пищи, взрослое млекопитающее за одни сутки способно съесть количество пищи равное её весу. В летний период употребляют в пищу в основном личинки жука-радужницы, пиявки, брюхоногие моллюски, личинки ручейников, а зимой к этому корму добавляются ещё разнообразные растительные корма и даже мелкая рыба.

По описанию определите животного. Где оно встречается на территории нашей области? Какой образ жизни ведёт?

  1. Редчайший в мире глинистый минерал зеленого цвета, хрупкий,  жирный на ощупь.  Является лучшей в мире высококачественной жаростойкой минеральной краской, передающей все оттенки зеленого цвета, просвечивающей, не тускнеющей со временем.

Как называется этот минерал? Где на территории Кировской области он встречается? Кто из знаменитых художников использовал краску из этого минерала при написании своих картин?

  1. Задолго до появления на планете динозавров существовала эпоха господства ящеров – животных, не являвшихся в полной мере ни рептилиями (пресмыкающимися), ни млекопитающими. Это происходило на рубеже двух огромных отрезков времени, двух эр: палеозойской и мезозойской. Окаменелые остатки ящеров, обитавших в конце пермского периода палеозойской эры, обнаруживают ученые на многих материках, а наиболее крупные местонахождения их костных остатков расположены в Южной Африке, Восточной Европе, Китае и в Северной Америке.

Где на территории Кировской области были найдены многочисленные скелетные останки мелких зверообразных рептилий, близких к предкам млекопитающих, а также представители весьма специализированной группы пермских рептилий – дицинодонты?  Как называется наиболее известная группа пермских растительноядных рептилий – «щекастых ящеров», которые обитали на заливных поймах и в дельтах рек на протяжении всей верхнепермской эпохи?

  1. Лось – типичный обитатель вятских лесов. Лоси питаются различными представителями цветковых растений, в том числе употребляют 110 родов травянистых растений и 39 родов деревьев и кустарников. Лоси поедают хвойные растения, в частности сосну, можжевельник, пихту, лиственницу и  ель,  папоротникообразные, лишайники, некоторые грибы. Любимый корм лося – кипрей (иван-чай). Особенно необходимы  им молодые растения осины, сосны, березы, рябины. Лоси хорошо поедают листья ивы, крушины, черемухи, клена, ясеня, малины. Осенью кормятся опавшими листьями.

Интересно, что лось использует в пищу около 70 видов ядовитых растений, в которых присутствуют алкалоиды, токсины, глюкозиды, органические кислоты, лактоны и эфирные масла. К ядовитым растениям относят хвощи, хвойные, лютиковые, бересклетовые, вех ядовитый, лилейные (ландыш, купену, чемерицу), ароидные и т. д.  Волчье лыко и вороний глаз лоси поедают очень редко и возможно, случайно. В некоторых местах лоси едят в больших количествах мухоморы (до 5 крупных шляпок).

Как можно объяснить факт сочетания в рационе лося растений, содержащих ядовитые и дубильные вещества?

  1. Каким животным, обитающим в Кировской области, принадлежат следы, представленные на рисунках?

http://ecoclub.nsu.ru/books/olimpfest/olimpfest1/sledopyt/ris10.gif

http://ib.komisc.ru/add/dbanimals/izobrazhensledov/image/46_risfor31.gif

http://coollib.net/i/91/139691/img_97.pnghttp://900igr.net/datai/okruzhajuschij-mir/Puteshestvie-v-zimnij-les/0017-016-CHi-eto-sledy.pnghttp://kak.znate.ru/pars_docs/refs/35/34838/34838-133_2.jpghttp://ebftour.ru/images/load/Image/volk(3).jpg

  1. Какой заповедник есть на территории Кировской области? Где он расположен? Назовите не менее пяти животных, охраняемых на территории заповедника?

  1. Распределите перечисленные виды растений на три группы:

А) растения, встречающиеся в нашей области в диком виде;

Б) растения, встречающиеся в культурных посадках;

В) растения, не встречающиеся в нашей области.

Гранат, вороний глаз, рябина черноплодная, эвкалипт, можжевельник, лавр, жень-шень, каменная береза, береза бородавчатая, тимофеевка, пшеница, плаун, лён-долгунец.

  1.  Используя карту Кировской области, распределите указанные объекты по пяти направлениям по отношению к городу Кирову: 

1) юго-запад 2) юг 3) юго-восток 4) восток 5) северо-восток

А) «Нургуш»

Б) исток реки Вятки  

В) месторождение волконскоита

Г) озеро Шайтан

Д) памятник природы «Великорецкое»

Е) самая высокая точка Кировской области

  1.  Какие полезные ископаемые  добывают на перечисленных ниже месторождениях области:

Ухтымское…………………               Кремешковское………………………

Кирсинское…………………              Пищальское……………………………

Золотарёвское……………………………..

12. Многие смотрели фильм Стивена Спилберга «Парк Юрского периода». В Кировской области существует одно из крупнейших в мире местонахождений древней фауны (останков древних животных).

 В каком геологическом периоде жили эти животные?

Рядом с каким районным центром находится местонахождение древней фауны?

 

13. На территории Кировской области нередки находки бивней и зубов мамонтов. А на территории Якутии находят останки мамонтов с сохранившимися мышечными тканями, кожей и шерстью. В романе О. М. Куваева «Территория» описан случай, как геолог связал себе свитер из шерсти мамонта.  

 А возможны ли находки останков мамонтов подобной сохранности в Кировской области? Ответ обоснуйте.

Кто по образованию О.М. Куваев, и в каком районе  нашей области прошло его детство?

14. Этот красивый трехкаскадный водопад – редкое явление для Кировской области, поэтому это место очень известно и к нему приходят множество туристов. Красота этого места завораживает. Высота водопада достигает 25 м. Он представляет собой несколько уступов различной высоты. В зимний период (при условии невысокой температуры) водопад похож на застывшее северное сияние. Как называется этот водопад, где он находится?

15. Перечислите памятники природы Лузского района.



Предварительный просмотр:

Задание № 1. «Блиц – опрос»

а) Какова протяженность Кировской области с севера на юг? _________________

б) Какова протяженность Кировской области с запада на восток?_______________

в) Когда была образована Кировская область?_______________________________

д) Сколько административных районов в Кировской области?__________________

Задание № 2.  Кировская область – «чемпион России» по количеству соседних регионов. Перечислите области и республики, с которыми она граничит.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3. В Кировской области находится самое крупное месторождение этих полезных ископаемых в России. Каких? Как называется месторождение, и где оно находится?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4. До каких морей можно добраться по рекам Кировской области? Запишите маршруты путешествий.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 5 «Загадка природы»                                                                              «Одно из самых удивительных карстовых озер Кировской области и России находится в Бушковском лесу в 39 км от г. Уржума. Необычное явление – плавающие по озеру небольшие островки, на которых растут маленькие деревца и кусты. Некоторые из островов могут выдержать вес нескольких человек. Еще одна особенность этого красивого места в выбросах вверх столбов воды и фонтанов. Увидеть выбросы – это большая удача, так как они нерегулярные и очень быстрые, высотой до 10 м. Местные жители утверждают, что подобные выбросы бывают и в зимний период, оставляя толстые, торчащие вверх льдины».  О каком озере идёт речь? _________________________________________________________________

Задание № 6. Распределите перечисленные виды растений на три группы:

А) растения, встречающиеся в нашей области в диком виде;

Б) растения, встречающиеся в культурных посадках;

В) растения, не встречающиеся в нашей области.

Гранат, вороний глаз, рябина черноплодная, эвкалипт, можжевельник, лавр, жень-шень, каменная береза, береза бородавчатая, тимофеевка, пшеница, плаун, лён-долгунец.

А______________________________________________________________________

Б____________________________________________________________________

В____________________________________________________________________

Задание № 7. «Кто такой?»

Это животное  является одним из самых крупных представителей своего семейства. Внешним видом и пропорциями тела  оно значительно отличается от «ближайших родственников»: туловище довольно короткое, спина выгнута «горбом», задние лапы длиннее передних, ступни непропорционально большие с острыми изогнутыми когтями. Голова относительно большая с массивными челюстями и небольшими округлыми ушами, хвост недлинный, но очень пушистый. Мех зимой длинный и грубый, неплотно прилегающий, «косматый».

Животное всеядно: может поймать зайца, грызуна, лесную птицу. Летом зверь ест растительную пищу – ягоды, коренья, разоряет гнезда птиц, поедает змей, насекомых, любит мед. Однако характернейшей особенностью является пристрастие к поеданию падали, которая в некоторые суровые периоды составляет основу рациона, что делает это животное незаменимым лесным санитаром.

Интересно, что в Сибири название животного могло служить ругательством, обозначающим глупость и шкодливость, а латинское название переводится как «обжора». На севере России, в том числе и среди вятских крестьян так называли неряшливого в одежде или поведении человека.

О каком животном идёт речь? В какой части Кировской области оно встречается?___________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №8.  Назовите курорт Кировской области, славящийся своими минеральными водами?                                         _______________________________________________________________________

Задание № 9.  Впишите недостающие названия в таблицу

Старое название города

Нынешнее название

Орлов

Кукарка

Нолинск

Задание № 10. Перечислите памятники природы Лузского района.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________

Задание № 11. «Самый, самый…»

1. Самый южный район области. Здесь выпускали шпагинский автомат (ППШ)._______________________________________________________________

2. Самый «художественный» район (здесь прошло детство братьев Васнецовых).__________________________________________________________

3. Самый северный район, в котором находится «жемчужина вятской архитектуры»._____________________________________

4. Самый многонациональный район (местная газета выходит на 3 языках (русский, марийский, татарский). Название районного центра с мари переводится как «место для сна»._______________________________________________________

5. Самый «матрешечный» район.________________________________________

6. Самый «литературный» район (жили писатели Тендряков, Филев). Родина маршала Конева.__________________________________________________

7. Самый «металлический» район (здесь находится самый крупный металлургический завод Кировской области)._______________________________

8. Самый «кружевной» район.___________________________________________

.

Задание № 12. «Заповедными тропами»

Когда в Кировской области был создан Государственный природный заповедник «Нургуш»? Кто и когда предложил название заповедника?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 13. Где берет начало река Луза?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 14. Можно ли в Кировской области заниматься скалолазанием? Если да, то где?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 15.

Какая река Кировской области смертельно «жалит»?

______________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для подготовке к олимпиаде по краеведению (истории и культуре Санкт-Петербурга ) 8- 9 классы

на основе материала Л.К.Ермолаевой по программе «история и культура Санкт-Петербурга»...

Разработка тестовых заданий для участников Региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы)

Данный файл содержит образец тестовых заданий для участников региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы). Может быть использован при подготовке к участию в олимпиаде, а также образцы вопросов/...

Олимпиада по краеведению 9 класс

В вопросах и заданиях олимпиады по краеведению в 9 классе содержится материал, который обучающиеся могли получить, изучая географию Курской области, историю курского края, краеведение....

Олимпиада по краеведению для обучающихся 9 класса. Школьный этап. 2019 – 2020 учебный год.

Олимпиада  по краеведению для  обучающихся  9 класса.   Школьный     этап. 2019 – 2020   учебный год....

Материал для подготовки к олимпиаде по краеведению (Курская область)

Материал для подготовки к олимпиаде по краеведению (Курская область) содержит вопросы и ответы....

Рабочие программы по курсу внеурочной деятельности "Родной край" - подготовка к олимпиаде по -краеведению.

Внеурочная детельность "Родной край" -5 -7 - классы-подготовка к олимпиаде по краеведению -Худи Н.А....

Разработка тренинга общения для участников олимпиады по краеведению (работа с одаренными детьми)

Данный тренинг разработан как итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации по психолого-педагогическому сопровождению и адаптации одаренных детей. Только системная работа, грамотный по...