Учебная программа: География и экология Ростовской области
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Учебная программа: "География и экология Ростовской области" разработана для 9 класса. Содержание программы включает 4 модуля: природа, население,хозяйство и Экология Ростовской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_i_ekologiya_rostovskoy_oblasti.docx38.31 КБ

Предварительный просмотр:

Принято

на заседании педагогического совета

Протокол от 20.08.2013 №1

Председатель __________/С.В.Гончарова/

                    Утверждаю

 Директор МБОУ Петровской СОШ

___________А.В.Буланова

         Приказ от  28 . 08.2013г. № 123

Авторская  инновационная учебная   программа

«География и экология Ростовской области»

Образовательная область: география

Предмет: география, экология

Класс (ы): 9

Автор-составитель:

Тицкая Людмила Ильинична

Учитель географии

МБОУ Петровская СОШ

х.Нижнепетровский, Милютинский район

e-mail:tli_140262@mail.ru

2013 год

Пояснительная записка

 Предлагаемая  программа по географии может быть использована для изучения курса «География и экология Ростовской области» в структуре регионального содержания географического образования и организации процесса обучения. Структура программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии.

Содержание курса позволяет на основе комплексного подхода получить целостное представление о природе, населении, хозяйстве и экологии Ростовской области. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это  наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины окружающей среды, целостного отношения к родному краю.

Основные  цели  курса:

  • Формирование системного представления о Ростовской области как о целостном географическом регионе;
  •  Формирование географической культуры учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;

Основные задачи курса:

  • освоение знаний об особенностях природных, социально-экономических и экологических процессов, происходящих на территории Ростовской области; о своеобразии и целостности территории родного края как составной и неотъемлемой части нашей Родины; о взаимодействии природы и общества, организации рационального природопользования в регионе.
  • Овладение умениями применять географические знания для объяснения и оценки природных, социально-экономических и экологических явлений и процессов на территории Ростовской области; работать с географо-краеведческими источниками информации для решения практических задач.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе  изучения географического пространства своего региона.
  • Воспитание ценностного отношения к природе Донского края, уважения  к культуре, истории народов, живущих на территории нашего края; ответственного поведения по отношению к природной, социокультурной среде региона в решении экологических и социально-экономических проблем Ростовской области.  

.

Основные направления программы:

1)Развитие учебной деятельности для достижения предметных и личностных результатов по приобретению знаний, умений и навыков через уроки и занятия по разным направлениям.

2) Развитие творческой деятельности для формирования личностных результатов и потребности непрерывного экологического образования и воспитания обучающихся.

3)Развитие проектно-исследовательской деятельности для формирования у обучающихся метапредметных результатов, как ресурс готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Основу этой программы определяют следующие принципы:

1.Узнаваемость конкретных объектов, событий, явлений, процессов – все они непосредственно связаны с определённой территорией (Ростовская область, Милютинский район);

2. Гибкость, позволяющая использовать в процессе обучения любые объекты, события, явления, процессы, связанные с окружающей средой нашей местности;

3. Интеграция географии с другими школьными предметами (химией, биологией, экологией, физикой, информатикой, историей, обществознанием, экономикой) на уровне исследовательских задач, связанных с синтезом и анализом полученных данных;

4.Разнообразие форм занятий: беседы, экскурсии, семинары, практические работы на местности, конференции, лабораторные работы, дискуссии, исследовательские  и проектные работы.

Инновационность  учебной  программы  определяется новым направлением в образовательной практике через предметную интеграцию и переориентировку  учебного процесса на качественно новый уровень познания и исследования с использованием современных средств обучения, через организацию проектно - исследовательской деятельности обучающихся.

Предполагаемые инновационные продукты:

1. Создание пособий и методических рекомендаций  для педагогов по использованию апробированных материалов (методик и иных инструктивно-методических разработок).

2. Создание электронных образовательных ресурсов для образовательной деятельности педагога на основе апробированных материалов (методик и иных инструктивно-методических разработок).

Планируемый результат:

- формирование краеведческих знаний о своей местности, образа родного края;

- развитие и саморазвитие личности ученика на основе практических навыков, творческих индивидуальных знаний и умений, опыта эмоционально-ценностных отношений к природе, хозяйству и людям родного края;

 -использование   приобретенные знания и умения в практической деятельности, и повседневной жизни: применять географические знания о своей области для активной адаптации к быстро меняющейся природной и социально-экономической среде;

-использовать географические знания о природе  Ростовской  области и ее специфике для самоопределения и будущей трудовой деятельности.

Адресность учебной программы: данная учебная программа предназначена для реализации в 9классах общеобразовательных  школах  (при необходимости внесения соответствующих изменений), в работе в обычных классах,  в том числе с одаренными детьми и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и направлена на решение задач Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”. Кроме того, программа может стать частью программ инклюзивного (включенного) образования учащихся с проблемами в развитии совместно со здоровыми детьми.

Условия успешной работы с одаренными детьми (работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений реализация данной учебной программы):

1.Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

3. Взаимодействие учителя с одаренным учеником через тьюторское сопровождение (формирование индивидуальной  траектории развития обучающегося).

Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья:

Обучение таких детей в рамках реализации данной учебной  программы осуществляется с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося, также им обеспечивается щадящий режим проведения учебных  занятий. При обучении ребенка предлагаются и выполняются посильные его возможностям индивидуальные, самостоятельные, творческие и исследовательские работы.

Образовательные технологии:

В ходе реализации программы активно используются современные образовательные технологии по развитию критического мышления, проектно-исследовательская деятельность и ИКТ. Такое гармоничное сочетание и комбинация разнообразных образовательных технологий и средств, при реализации  позволяет сделать доступным ресурс каждому ученику, который способен с помощью учителя выстроить индивидуальную образовательную траекторию и реализовать её.  

Программа  предусматривает теоретические и практические занятия:

  1. теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
  2.  практические (экскурсии, практические работы на местности, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Форма  занятий:

  • групповая работа;
  • экскурсии;
  • практические работы;
  • беседы, викторины;
  • коллективные творческие дела;
  • смотры-конкурсы, выставки;
  • экскурсии,  походы;
  • трудовые дела.

  Формы контроля: текущий: собеседование по изучаемым вопросам, проверка заданий, выступления на семинарах, конференциях,  участие в проектной деятельности;

 итоговый: защита самостоятельно подготовленного проекта или участие в коллективном проекте.

Содержание учебного материала

Программа рассчитана на 34 часа учебных занятий в год для учащихся 9 классов и включает 4 основных раздела (модуля): 1-й модуль: Природа; 2-й модуль: Население; 3-й модуль: Хозяйство; 4-й модуль: Экология.

1-модуль: Природа Ростовской области -5 часов

Особенности географического положения Ростовской области.

Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы Ростовской области.

История геологического развития региона. Характерные черты рельефа Ростовской области, их связь с тектоническим строением территории. Закономерности размещения полезных ископаемых, их  связь с геологическим строением региона.  Минеральные ресурсы области и проблемы их рационального использования. Топливные ресурсы (уголь, нефть, газ); нерудное сырье для металлургии, сырье для производства строительных материалов, минеральные воды, лечебные грязи. Современные рельефообразующие процессы, изменение рельефа человеком.

Климат и климатические ресурсы.

Климатообразующие факторы, основные типы климата Ростовской области. Влияние климата на быт и виды хозяйственной деятельности населения области. Агроклиматические ресурсы, проблемы и перспективы их использования.

Внутренние воды и водные ресурсы.

Гидрографическая сеть Ростовской области, ее особенности. Речная система реки Дон: основные гидрологические характеристики (питание, режим, годовой сток и ледовый режим).

Озера и водохранилища. Цимлянское водохранилище – жизнь и хозяйственное значение.  Каналы и пруды – их роль в развитии хозяйства Ростовской области.

Азовское море как своеобразный природный комплекс.Обеспеченность и использование водных ресурсов Ростовской области, проблемы и перспективы.  Роль водоемов  в развитии экономики региона.

Почвы  и почвенные ресурсы.

Закономерности размещения основных типов почв Ростовской области. Почвенные ресурсы. Проблемы хозяйственного использования почв, борьба с эрозией и засолением. Мероприятия по сохранению плодородия почв.

Растительность и животный мир, биологические ресурсы Ростовской области. 

 Особенности растительного и животного мира Ростовской области. Приспособление растительности и животного мира к среде обитания. Редкие и исчезающие растения и животные Ростовской области.  Рыбные ресурсы. Использование и охрана биологических ресурсов Ростовской области.    Природно-территориальные комплексы и условия их формирования на территории Ростовской области.  Физико-географическое районирование области.

Практические  работы: 

  1. Нанесение на контурную карту границ Ростовской области и Милютинского района.
  2. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Описание работы:

1. выявление взаимосвязи между природными компонентами на основе анализа климатической, почвенной и ландшафтной карт Ростовской области.

2.  оценка природных условий Ростовской области для жизни и деятельности человека.

2-й модуль: Население Ростовской области (8 часов)

Исторические особенности освоения и заселения региона. Характеристика населения: определение численности, размещения, естественного движения населения, направления основных миграций населения Ростовской области. Половой и возрастной состав, трудовые ресурсы. Проблемы занятости населения своего региона и пути их решения. Национальный  состав населения. Демографические проблемы региона, пути их решения.

 Этнографические традиции, особенности уклада жизни казаков. Быт и особенности ведения хозяйства казаков. Знаменитые земляки.

Особенности расселения населения на Дону. Городское и сельское население. Типы населенных пунктов. Крупные города Ростовской области, их происхождение, экологические проблемы. Экономические и культурные функции городов, достопримечательности. Вклад жителей Донского края в развитие науки и культуры России.  

Практическая работа.

Определение по картам и статистическим данным динамики численности населения, плотности населения отдельных регионов области, объяснение особенностей размещения населения по территории области.

3-й модуль:  Хозяйство Ростовской области (11 часов)

География основных межотраслевых комплексов.

Топливно-энергетический комплекс.

Роль и значение комплекса в хозяйстве области. Восточный Донбасс. Оценка запасов угля, социальные и экологические проблемы.

Электроэнергетика. Атомная энергетика на Дону.  

Машиностроительный комплекс. Сельскохозяйственное машиностроение, энергетическое машиностроение, транспортное машиностроение , станкостроение. Факторы, влияющие на размещение предприятий машиностроения по территории Ростовской области.

Комплекс конструкционных материалов. 

Агропромышленный комплекс.

Сельское хозяйство – важнейшая отрасль экономики Ростовской области.

Земельный фонд, сельскохозяйственная специализация области. Производство зерна и технических культур, овощеводство, садоводство, виноградарство.

Животноводство. Коневодство как традиционная отрасль животноводства донского казачества. Крупнейшие конные заводы области. Породы донских скакунов и их известность на мировых рынках.

Пищевая промышленность – одна из ведущих отраслей экономики Ростовской области.

Легкая промышленность, география размещения предприятий.

Инфраструктурный комплекс. 

Транспортная сеть области. Роль транспортных коммуникаций в размещении населения и хозяйства области. Структура грузооборота. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы Ростовской области.

Связь. Виды связи. Внедрение новых технологий и средств связи.

Сфера обслуживания, ее роль в современном обществе, развитие на территории области (в крупных городах и сельских районах).

 Современные изменения в отраслевой структуре хозяйства области. Факторы, влияющие на размещение предприятий ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства нашего края. Негативное влияние различных типов промышленного производства и сельскохозяйственного использования на природу нашего края.  

Практическая работа. 

Сопоставительный анализ диаграмм (отраслевая структура промышленности Ростовской области в  1990, 2000, 2010 гг.).

Описание работы

1.   Объяснение влияния различных факторов на размещение предприятий машиностроения Ростовской области.

2.    Прогнозирование перспектив развития промышленности области в 21 веке.

4-й модуль: Экология Ростовской области (9 часов)

Влияние различных видов хозяйственной деятельности человека на природу Донского края  и влияние природы на хозяйственную деятельность, традиции обычаи и  быт людей.. 

Факторы, определяющие состояние природной среды Ростовской области. Состояние и охрана воздушной среды, водных и земельных ресурсов.  

Природоохранное законодательство. Общественные экологические организации. Влияние состояния  окружающей среды на здоровье человека.

Практические и творческие  работы: 

 Определение по карте уровня эколого-геохимической опасности района проживания и основные источники загрязнения территории.

 Составление бизнес плана развития новой рекреационной зоны в Ростовской области.

Календарно-тематическое планирование курса: География и экология Ростовской области, 9 класс, 1 час в неделю, 34 часа за год

п/п

Тема

Дата

Форма подведения итогов

Примечание

Введение – 2 часа.

1.

1.Цели и задачи курса.

2.

2.Методы географических исследований.

Природа Ростовской области – 5 часов

3.

1.Географическое положение Ростовской области и Милютинского района.

Практическая работа: Нанесение на контурную карту границ Ростовской области и Милютинского района.

4-5.

2-3.Физико-географическая характеристика территории области.

6.

4.Природно-ресурсный потенциал области.

7.

5.Типы природных комплексов Ростовской области и Милютинского района.

Практическая работа: Описание природного комплекса нашей местности.

Население Ростовской области – 8 часов

8.

1.Численность и состав населения.

9.

2.Размещение населения.

10.

3.Крупные города и сельскохозяйственные районы Ростовской области.

11.

4.Население Милютинского района.

Определение по картам и статистическим данным динамики численности населения, плотности населения отдельных регионов области, объяснение особенностей размещения населения по территории области.

12.

5.Ростов- административный центр нашей области

Презентация: Ростов на/Дону.

13.

6.Крупные города Ростовской области и их достопримечательности.

Проект: экскурсия: Донская мозаика

14.

7.История возникновения хутора Нижнепетровского.

Заочная экскурсия: По Грековским местам.

15.

8.Современная демографическая ситуация в Ростовской области.

Хозяйство Ростовской области – 11 часов

16.

1.Общая характеристика хозяйства Ростовской области.

17.

2.Основные отрасли промышленности.

Сопоставительный анализ диаграмм (отраслевая структура промышленности Ростовской области в  1990, 2000, 2010 гг.).

18.

3.Агропромышленный комплекс Ростовской области.

19.

4.Земельный фонд области и его использование.

20.

5.Особенности направления, темпы развития и размещения сельского хозяйства Ростовской области.

21.

6.Растениеводство.

22.

7.Животноводство.

23.

8.Сельское хозяйство Милютинского района.

24.

9.Экскурсия на производственное предприятие Милютинского района.

25.

10.Обработка материала экскурсии.

Презентация и отчет об экскурсии.

26.

11.Транспорт и социальная сфера.

Экология Ростовской области – 9 часов

27.

1.Природопользование и экология.

28.

2.Современное экологическое состояние окружающей среды в Ростовской области.

29.

3.Экологические проблемы землепользования.

30.

4.Экологический потенциал природных ландшафтов.

31.

5.Влияние состояния  окружающей среды на здоровье человека.

Практическая работа: Определение по карте уровня эколого-геохимической опасности района проживания и основные источники загрязнения территории.

32.

6.Государственный контроль в области охраны окружающей среды.

33.

7.Природоохранное законодательство. Общественные экологические организации.

34.

8.Экологическое образование и воспитание.

35.

9.Обобщение по курсу. Подведение итогов.

Творческая работа: Составление бизнес плана развития новой рекреационной зоны в Ростовской области.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В  результате  изучения курса: «География  и экология  Ростовской  области»  ученик школы должен:

  Знать и понимать: особенности географического положения области; историю заселения и хозяйственного освоения территории области, примеры современных географических исследований и наблюдений территории; особенности размещения форм рельефа, особенности геологического строения, влияние антропогенных процессов на формирование рельефа области; климатические показатели области,
преобладающие типы погод; размещение поверхностных вод, крупные и малые реки, озера,  Ростовской области, режим рек и хозяйственное использование вод; особенности образования почв Ростовской  области, главные типы почв; разнообразие и распространение растений на территории Ростовской  области; разнообразие и распространение животных на территории  Ростовской области.

Уметь: показывать на карте границы Ростовской области , административных районов, называть административные районы, определять по картам физико-и-экономико-географическое положение области, анализировать тематические карты  Ростовской  области, оценивать влияние человека на формирование рельефа области, проводить наблюдения за элементами погоды, анализировать климатические карты Ростовской  области и составлять диаграммы типов погод, показывать на карте основные водные объекты Ростовской области, описывать воды своей местности по типовому плану, устанавливать взаимосвязи между компонентами природы и описывать эти взаимосвязи, давать характеристику ПК.

    Использовать (применять) приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни: применять
географические знания о своей области для активной адаптации к быстро
меняющейся природной и социально-экономической среде; использовать
географические знания о хозяйстве Ростовской области и ее специфике для
самоопределения и будущей трудовой деятельности; использовать  простейшие  приемы  подготовки  и презентации рефератов, докладов, эссе и т.п.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

  • Наблюдений за различными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;
  • Решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению;
  • Принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • Проведения самостоятельной работы по поиску географической информации о своей местности из различных источников: картографических, статистических, геоинформационных;
  • Прогнозирования перспектив развития территории (городов,  районов) проживания школьников, решения географических задач.  

 В конце изучения курса предполагается выполнение рефератов, презентаций, проектов по определенным темам исследования. В результате выполнения этой работы учащиеся получают зачет, либо не зачет в зависимости от качества выполненной работы.

Темы рефератов и исследовательских проектов
1. Население Ростовской  области. Проблемы и перспективы.
2. Промышленность  Ростовской области, её характеристика, проблемы и перспективы развития.
3. Транспортный комплекс  Ростовской области, его характеристика, проблемы и перспективы развития.
4. Рекреационные ресурсы  Ростовской области. Характеристика рекреационного хозяйства. Заочные экскурсии: « Донская мозаика»; « По Грековским местам».

Литература

  1. Атлас Ростовской области, ООО «ДИ ЭМ БИ», 2004 г.
  2. Долженко Г.П. Я ваш гид. – Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1991.
  3. Изучаем свой край. Учебное пособие. /Под общей редакцией Долженко Г.П./ Ростов-на-Дону, 1992.
  4. Корнакова Н.В. «География Ростовской области (рабочая тетрадь)», г. Ростов – на – Дону, 2009 г
  5. Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане. Учебное пособие для учащихся средней школы. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1984.
  6. Нагорный Б.А. География Ростовской области. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1995.
  7. Природа, население и хозяйство Ростовской области. Учебное пособие. /Под редакцией Смагиной Т.А., Кизицкого М.И./ Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. облИУУ, 1995.
  8. Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География ростовской области./ Ростов-на-Дону, Терра, 2005 г.
  9. http: //old – Russian.chat.ru
  10. www.naturedonrise.ru – портал о Донском крае


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "География России и Сахалинской области"

Авторская программа составлена с учетом психологических возможностей учащихся 9 класса с нарушением интеллекта . В пояснительной записке раскрывается актуальность и новизна курса.В методическая часть ...

Повторительно-обобщающий урок географии по теме "Ростовская область" 7 класс

Урок географии в специальной коррекционной школе VIII вида, повторительно-обобщающий по теме "Ростовская область" в форме викторины...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...

Рабочая программа "География и экология Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"

Рабочая программа ин­тегрированного курса «География и экология Ханты-Ман­сийского автономного округа - Югры» в VIII-IX классах...

Программа учебного предмета «География и экология ХМАО-Югры» 8-9 кл.

Программа интегрированного курса предназначена для учащихся VIII-IX классов. Авторы  Бакулин В.В., Козин В.В.,Орлова Т.К. , Смирнов И.И., Элерт Н.Н.Курс рассчитан на 35 часов . Разработка интегри...

Беседа. Тема: "Проблемы экологии Ростовской области"

О наиболее значимых проблемах экологии в Ростовской области....