Геологическое строение и рельеф Южной Америки
план-конспект урока по географии (7 класс)

Монгуш Нелли Владимировна

Представлена разработка урока по теме "Геологическое строение и рельеф Южн. Америки" 7 кл. по учебнику Домогацких Е.М.

Урок для мотивированных учеников.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока289.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии  в 7 классе по теме

«Геологическое строение,  рельеф  и полезные ископаемые Южной Америки» § 36

ФИО учителя

 ХХХХХХХХХХХ

Предмет

география

Класс

7

Тема  урока

«Геологическое строение,  рельеф  и полезные ископаемые Южной Америки». 

    Тип урока        

комбинированный урок с элементами проблемной, поисково-исследовательской деятельности

Базовый учебник

 Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. География. часть II. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Москва «Русское слово», 2019.

Цель

сформировать у учащихся представление о геологическом строении и разнообразии рельефа, размещения полезных ископаемых Южной Америки.

Задачи

Образовательные:

  • продолжить формировать у учащихся знания о природе Южной Америки;
  • формировать представление о тектоническом строении, рельефе, оледенении и его влиянии на рельеф материка и размещение полезных ископаемых;
  • продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными источниками географической информации, в том числе и с географическими картами.

Развивающие:

  • продолжить развивать интерес к предмету;
  • закрепить практические умения учащихся работать с контурной картой и атласом; совершенствовать навыки работы с картами.
  • продолжить развивать интеллектуальные способности – критическое мышление, устную речь, память, внимание, воображение, восприятие;
  • развивать умение работать в группах;
  • развивать самостоятельность.

 Воспитательные:

  • воспитывать коллективные качества, любознательность и любовь к предмету.

Методы

наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, рефлексивный.

Оборудование

учебник; тектоническая и физическая карты Южной Америки, атласы, контурные карты, ПК, презентация «Геологическое строение и рельеф Южной Америки», инструктивные карты для обучающихся

                                                                               Планируемые результаты:

Предметные  УУД

Личностные УУД

Метапредметные УУД

научатся  указывать   вид рельефа в той или иной части Южной Америки; определять  по географической карте и находить месторасположение полезных ископаемых; обозначать на контурной карте крупные формы рельефа.

получат возможность научиться объяснять основные черты современного рельефа материка на основе связи с историей формирования и строением земной коры.

-  Осознавать целостность мира и многообра-зие взглядов на него, выработать свои миро-воззренческие позиции;

- Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически, осмысливать их и свое поведение.

Познавательные  УУД:

- Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и социальных задач;

-    Анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.

- Выявлять причины и следствия простых явлений.

- Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне.

- Представлять информацию в разных формах  

Регулятивные  УУД:

- Определять цель, проблему в деятельности; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в паре;

- Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно.

Коммуникативные УУД:

-  Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.).

Опорные знания

  1. Геологическое летоисчисление. Эпохи складчатости.
  2. Литосферные плиты. Рельеф и его формы.
  3. Полезные ископаемые и их классификация.

 

Основные понятия:  Тепуи (мезас), полезные ископаемые, медная руда, «медный пояс», рудное месторождение, сельва, Тихоокеанское Огненное кольцо.

Географическая номенклатура:

жёлоб: Перуанский;  

плоскогорья: Гвианское, Бразильское;  

низменности: Амазонская, Оринокская,

Ла-Платская;

горы: Анды (Северные, Центральные, Южные);

горная вершина: Аконкагуа;

вулканы: Котопахи, Руис, Сан-Педро, Льюльяйльяко, Орисаба

Форма работы:

 индивидуальная, парная.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы, методы, методические приемы

Организационный этап

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку. У вас на партах должны лежать учебники, атласы, контурные карты, тетради, раздаточный материал, цветные карандаши.

Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

Фронтальная

Словесный

Слово учителя

Актуализация знаний

Мотивация к учебной деятельности.

Постановка цели, учебных задач

Любите ли вы путешествовать? (отвечают). Хотите отправиться со мной в учебное путешествие? Но не только, это будет соревнование! С каждым ответом зарабатываете баллы в виде звездочек. А сначала..

 – Почему я взяла в дорогу зонт и дождевик? (Южная Америка-влажный материк). Что еще мы знаем о материке? Поиграем в «да/нет».

1. Материк пересекается экватором, значит находится в северном и южном полушариях? (да).

2. Пересекается южным тропиком почти в центре, поэтому там сухо как в Австралии. (нет)

3. Не пересекается нулевым меридианом, значит, расположен в западном полушарии. (да)

4. Южная часть материка близко расположена к Антарктиде, значит, на юге всегда низкие температуры. (да)

5. Южная Америка омывается водами Тихого и Атлантического океанов. (да)

6. Материк сильно вытянут с севера на юг, следовательно, природа здесь разнообразна. (да)

Далее на вопросы надо дать развернутый ответ.

– Почему часть света названа Америкой, а не Колумбией? (А.Веспуччи первым высказал мысль об открытии новых земель. Колумб же был уверен, что попал в Индию).

- Назовите фамилию русского ботаника, установившего центры происхождения некоторых культурных растений, родиной которых является Ю.А.? (Н.И.Вавилов). Спасибо. Молодцы!

Внимание на экран. Слайд 1 (1-5). – В какой части материка находятся показанные объекты? (западной). А все они имеют отношение к какой крупной форме рельефа? (Анды). – Каких высот они достигают? – Правильно, добавлю, название Анды произошло от слова «анта», на языке инков – медь. Показ следующих картинок (6-10). – В какой части материка расположены эти объекты? (восточной). Какие высоты здесь можно отметить? (от менее 200 м до более 2000 м). – Какие формы рельефа здесь встречаются? (низменности, плоскогорья). Вывод: рельеф материка разнообразный, горный Запад и равнинный Восток.

- Как будет звучать тема нашего путешествия? (отвечают). А если рельеф, то как и когда он формировался? Какая наука этим занимается? (геология). А с геологией и рельефом тесно связаны….. (полезные ископаемые).

Проверяют знания: по истории открытия, номенклатуре

Выполняют задание, и выходят к доске, показывают географические объекты.

Отвечают фронтально

Ребята определяют тему урока

На индивидуальных картах записывают дату, тему урока: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Южной Америки».

фронтальная,

индивидуальная,

словесный,

работа с раздаточным материалом

- Давайте определим цель нашего урока.

Попробуйте самостоятельно определить задачи урока. 

Обучающиеся озвучивают цель – познакомиться с рельефом, геологией и полезными ископаемыми материка и установить взаимосвязи между ними.

Обучающиеся озвучивают задачи - используя учебник и атлас установить данные взаимосвязи. Показывать на физической карте основные формы рельефа Южной Америки; отметить на конт. карте размещение полезных ископаемых

Фронтальная.

Словесный, проблемный.

Слово учителя, проблема.

Открытие новых знаний и способов действий. Реализация поисковой деятельности

На доске. Проблемный вопрос!

В чём состоит причина возникновения современных форм рельефа на материке? (в конце урока ученики должны дать ответ).

Предлагаю послушать стих.

Посмотреть на карту надо,
Горы там зовутся Анды.
В переводе эта твердь                                Означает слово «медь».
 Отметьте в ваших дневниках в задании 1 «немая» карта.
Тут в былые времена
Прогибалась вся земля,
А другая поневоле
Превратилась в плоскогорье.
Продолжите отмечать объекты в вашем 1 задании.              Где комфортно, без проблем? Лима, Кито иль Белен? На востоке жить остаться, иль на запад перебраться?

Причины таких контрастов нужно искать в особенностях геологического строения материка.

Давайте попробуем разобрать представленную картинку на слайде, нам поможет карта на с. 4.

Выводы: контрасты – на западе молодой складчатый пояс - активный вулканизм; на востоке древнейшая платформа - отсутствие активных геологических процессов, есть выступы щитов в виде плоскогорий, так и прогибы земной коры, на которых низменности. Сообщение 1 ученика «Анды» (приложение 1) По окончании вопрос: Как ты думаешь, Анды по возрасту какие? (молодые,

Учитель: о восхождении на вершину Аконкагуа тув.альпинистами. Отмечайте вершину на ваших картах.

Сообщение 2-го ученика «Амазонская низменность». Отмечайте низменность на ваших картах.

Сообщение 3-го ученика «Плоскогорья. Тепуи». Отмечайте плоскогорья на ваших картах.

  Поисково-исследовательская деятельность: 

Определяют формы рельефа по физ. карте Южной Америки. Определяют возраст тектонических структур.

Выделяют части материка в соответствии с преобладанием форм рельефа, анализируют закономерности расположения форм рельефа и тектонических структур их образующих.

Работают с легендой карт.

Сопоставляют карты, определяют формы рельефа.

Работают с учебником,  картами Южной Америки и презентацией,  

включаются в диалог, отвечают на вопросы, заполняют интеллекту-альные карты

Работа в парах

Словесный,

поисково-исследовательский Объяснительно-иллюстративный.

Работа с текстом учебника §36

 Работа  с картами атласа стр. 4-5, 30

Получение первичных знаний,  закрепление

Выполним практические задания, работаем в парах. Задания №1 закончить, выполнить задания 2, 3. Время выполнения 3 минуты  (приложение 2).

по ходу выполнения ребята вспоминают ранее пройденный материал:

-  древней платформе в рельефе соответствуют равнины, преобладают осадочные полезные ископаемые,

- средней и новой складчатости соответствуют высокие горы, где преобладают магматические полезные ископаемые,

- древняя складчатость соответствует в рельефе низким горам

- делают выводы о строении форм рельефа с помощью источников информации

Работают с картами атласа (тектоника, физ карта), определяют виды полезных ископаемых.

Полезные ископаемые наносят в контурную карту и выписывают в легенду карты.

Наносят формы рельефа на контурную карту.

Проверяют результаты своей работы.

Коллективная, индивидуальная

Словесный, практический, работа с контурной картой

Физкультминутка

Закрепление

В качестве закрепления проводится тест с использованием планшетов (приложение 3). Каждый из учащихся проставляет баллы у себя в карточке. Правильные ответы на все задания показываются на экране.

Давайте сейчас вернемся к проблемному вопросу,  который я задала в начале урока.

В чём состоит причина возникновения современных форм рельефа на материке?

Итак, сегодня мы с вами познакомились с особенностями рельефа Южной Америки и еще раз убедились в том, что в размещении основных форм рельефа проявляются определенные закономерности. Современный рельеф - это результат взаимодействия внутренних и внешних процессов.

Выполняют тест.

Вспоминают взаимосвязь между размещением крупных форм рельефа, строением земной коры и размещением полезных ископаемых.

Высказывают своё мнение о разрушительной и созидательной деятельности внутренних и внешних сил Земли

Индивидуальная работа .

Тест

Слово учителя

Рефлексия

Подведём итог работы.

- Прошу вас оценить свою деятельность на уроке.

  

Делают самооценку (оценивают качество работы на уроке, степень выполнения работы на уроке с помощью сигнальных листов). Сдают интеллектуальные карты

Индивидуальная работа

Домашнее задание

Посмотреть видеоурок, прочитать § 36.

Ребята, вы как всегда молодцы, спасибо за урок!

уточняют, записывают в дневники.

Сообщение учителя

Задания для трёх групп.

Дневник путешествия ученика(цы):___________________________          дата: _________________

Тема: ________________________________________________________________________________

Запишите названия географических объектов, обозначенных на карте цифрами.

https://fsd.intolimp.org/html/2018/11/21/i_5bf5a05f24c64/php9kDQQQ_razrabotka-uroka-Geologicheskoe-stroenie-relef-i-poleznye-iskopaemye-YU.-Ameriki_0_1.jpeg

Задание № 2. «Геологи». Работа в паре (___________________)  

Используя тектоническую карту мира, атлас с. 4-5, ответьте на вопросы:

1.К какой тектонической структуре относятся низменности и плоскогорья Востока материка?

________________________________________________________________________________

2.а) какие высоты преобладают на Востоке материка? б) имеются ли здесь случаи землетрясений и вулканизма:

а) _______________________ м;  б) _____________________

3. длительное разрушение платформы и вертикальные движения привели к образованию….

а) ________________________  б) ________________________  плоскогорий.

 

4. Здесь встречаются причудливые столовые горы, которые называются _________________

5. Какие 3 низменности будут находиться в прогибах платформы? 

а) _____________________  б) _______________________  в) _______________________

6. Какие силы Земли создали рельеф Востока материка? (внешние, внутренние, обоих сил) подчеркни нужное слово)

Задание №3. «Полезные ископаемые». Работа в парах 

E:\откр урок Юж Ам\профиль 1 вар.png

Земная кора

Новая складчатость (Анды!)

  Полезные ископаемые

E:\откр урок Юж Ам\пол иск значки.jpg

Какие полезные ископаемые в Андах, подчеркните нужные значки!

ВЫВОД о разнообразии полезных ископаемых: __________________________________________

___________________________________________________________________________________                        

В западной части материка ………………….. полезные ископаемые; в восточной -………………..

Задание 4. Баллы за тест ________

Дневник путешествия ученика(цы):___________________________          дата: _________________

Тема: ________________________________________________________________________________

https://fsd.intolimp.org/html/2018/11/21/i_5bf5a05f24c64/php9kDQQQ_razrabotka-uroka-Geologicheskoe-stroenie-relef-i-poleznye-iskopaemye-YU.-Ameriki_0_1.jpeg

Задание № 2. «Геологи». Работа в паре (___________________)  

Используя тектоническую карту мира, атлас с.4-5, ответьте на вопросы:

1. Как называется литосферная плита, на которой расположена Юж. Америка? ___________________________________________________________________

2. Какие тектонические структуры имеются в составе всего материка?

а)_____________________________________, б)___________________________________

3. К какой тектонической структуре относятся горы Анды (древнейшей платформе или новой складчатости)? Какой эре соответствует?

а) _________________________________  б) ___________________________________

4. а) возраст территории Анд;  б) к какой зоне сейсмической активности относятся Анды?

а)__________________ лет, б) это зона __________________________  __________________кольца

______________________________________________________________________________

5. Определите: а) самую высокую и б) самую низкую точки Ю. Америки. Укажите их высоту.

а)__________________________________ ; б)__________________________________(названия объектов)

6. Какие силы оказали влияние на их формирование (внутренние или внешние силы Земли)? Подчеркни нужное слово.

Задание №3. Работа в парах (в каждом столбике подчеркнуть нужные полезные ископаемые!)

https://uahistory.co/pidruchniki/dovgan-geography-7-class-2015-rus/dovgan-geography-7-class-2015-rus.files/image081.jpg

Земная кора (структуры)

Южно-Американская платформа

(низменности и равнины)

Древнейшая складчатость (плоскогорья)

Полезные ископаемые (надо в столбиках подчеркнуть нужные знаки для данных структур)

ВЫВОД о разнообразии полезных ископаемых: __________________________________________

___________________________________________________________________________________                        

В западной части материка ………………….. полезные ископаемые; в восточной -………………..

Задание 4. Баллы за тест ________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Русская равнина. ГП. Геологическое строение и рельеф"

Интерактивная резентация. Поможет ученикам провести практическую работу в контурных картах по обозначению форм рельфа, а также даст представление о них (фотографии форм рельефа)....

Урок для 8 класса по теме: "Геологическое строение и рельеф России"

Методичекая разработка урока по теме "Геологичекое строение и рельеф России" для решения следующих задач:формирование системы знаний о рельефе,закономерностях его формирования и размещения, знако...

Урок для 8 класса по теме: "Геологическое строение и рельеф России"

Методичекая разработка урока по теме "Геологичекое строение и рельеф России" для решения следующих задач:формирование системы знаний о рельефе,закономерностях его формирования и размещения, знако...

Геологическое строение и рельеф России

Тесты для проверки знаний на уроке географии в 8 классе. Тесты используются в режиме просмотра слайдов....

Геологическое строение и рельеф Северной Америки.

Сформировать основные понятия темы «ледник», «снеговая линия», «айсберг»; представление о строении ледников, их видах, значении...

Геологическое строение и рельеф Северной Америки

Урок в 7 классе по учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География.   7 класс — М.:  «Русское слово», 2019....

Технологическая карта урока "Геологическое строение и рельеф Северной Америки"

Технологическая карта урока "Геологическое строение и рельеф Северной Америки"...