«Размещение и миграции населения»,
методическая разработка по географии (10 класс) на тему

Аракелян Лиана Врежевна

Интегрированный урок(география-информатика) Цель урока сформировать умение анализировать  статистические данные  и применяя знания по информатике  построить диаграммы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 259

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Интегрированный урок на тему:

«Размещение и миграции населения», с применением встроенного табличного процессора графического редактора « illustrator»

(география-информатика)

Учитель географии: Аракелян Л.В.

Учитель информатики: Пучков И.В.

Санкт-Петербург

2017

 

C:\Users\Asya\Desktop\первая картинка.jpg

«Люди,- писал Н.Н.Баранский,- не перелётные птицы, и их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами».

Цели:

  1. Сформировать представление об особенностях размещения населения по планете;
  2.  Ознакомиться  с основными миграционными явлениями в мире;
  3. Установить направления  миграционных потоков;
  4. Охарактеризовать виды миграций;
  5. Объяснить причины  миграционных процессов;
  6.  Работать с табличным процессором и диаграммами разного типа, анализировать диаграммы, использовать полученные навыки и знания в нетрадиционных ситуациях.

 Задачи урока:

1.Размещение и плотность населения.

2.Миграции населения.

3. Составление диаграмм с использованием статистических материалов.

Образовательные: сформировать представление  о размещение и плотности населения; миграциях населения; научиться составлять диаграммы с использованием статистических материалов; провести рефлексию урочной деятельности учащихся;

Воспитательные: выработать навыки работы в малых группах; сформировать умение слушать высказывания товарищей; выработать умение  доказывать своё мнение;

Развивающие: сформировать умение критически мыслить, аргументировать свой ответ; продолжить формирование логического мышления;

Оборудование:

Политическая карта мира, статистические материалы, таблицы, компьютеры  

Тип урока: изучение нового материала с практическим применением встроенного табличного процессора графического редактора «illustrator».

Методы осуществления учебно – познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические. Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Планируемые образовательные результаты:

1) Предметные -учащиеся расширяют знания о странах разных регионов, развивают умение, сравнивать, анализировать полученные результаты, делать выводы.

2) метапредметные – освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных):

а) сформирование определенного взгляда на интеграцию и организацию материала в виде над предметной задачи универсального характера (в виде метапредметов «Знак», «Знание» «Проблема», «Задача»);

 б) основная задача метапредмета «Знак»: формирование у школьников способности схематизации;

в) основная задача метапредмета «Знание»: формирование способности работать с понятиями;

г) основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно данного явления;

д) основное значение метапредмета «Задача»: освоение школьниками способов решения разных задач;

3) личностные (определение обучающимися ценности и смысла учения)

а) личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

б) смыслообразование;

в) нравственно-этическая ориентация;

Форма обучения: лекция, беседа, практикум.

Ход урока: урок разделён на два этапа:

Первый этап-учитель географии  в форме лекции излагает учебный материал по теме «Размещение и миграции населения», а учащиеся в ходе лекции  с помощью таблиц №1 и №2 заполняют пропуски в раздаточном материале.

Размещение населения

Размещение населения - это пространственный рисунок распределения населения на определённой территории. Размещение населения по планете крайне неравномерно. Степень населённости  конкретной территории , а именно плотность населения, измеряется численностью постоянного населения, на единицу площади в 1кв. км. Средняя плотность населения обитаемой суши составляет 44чел./ кв.км.  Однако этот показатель  в отдельных регионах меняется в достаточно широких пределах.

В зависимости от плотности населения выделяют три группы стран:

1.страны с очень высокой плотностью населения (более 200чел/кв.км.) –

Бангладеш, Бельгия, Великобритания, Израиль, Ливан, Республика Корея

и др.

2.страны с плотностью населения, близкой к среднемировому показателю

(примерно 40чел/кв.км.);

3.страны с низкой плотностью населения (менее 2чел/кв.км.)-Австралия, Монголия, Ливия, Намибия и др.

По материкам и частям света плотность населения распределяется следующим образом:  Азия-75чел/кв.км.,  Европа- 70чел/кв.км.,  Африка- 22чел/кв.км.,  Америка-19чел/кв.км., Австралия иОкеания-3чел/кв.км.

Главным фактором, влияющим на расселение , является природный . Большое влияние оказывает  воздействие исторических особенностей заселения и специфика хозяйственной деятельности. В связи с глобализацией мировой экономики  сформировались городские поселения с высокой плотностью населения в зоне «суша-океан» на всех континентах мира.

C:\Users\User\Desktop\миграция населения\размещение.gif

Таблица №1

Миграции населения

Начиная с момента своего появления человек постоянно перемещался, заселив большую часть суши. Перемещения людей, связанные с постоянной или временной переменой места жительства и пересечением ими каких-либо административных или государственных границ называются миграциями населения .

Миграции населения (латинское migratio, от migro — перехожу, переселяюсь), перемещение, переселение. Эмиграция - это выезд из страны. Иммиграция - въезд в страну. C:\Users\User\Desktop\миграция населения\миграции2.png

 

        Таблица№2

Заполнить пропуски в таблице (раздаточный материал)

C:\Users\User\Desktop\миграция населения\миграции2.png

C:\Users\User\Desktop\миграция населения\миграции.gif

   

 Причин миграций довольно много. Главной из них является  экономическая. При этом принято различать два вида миграций, имеющих экономические причины.

  1. Переселенческие миграции, связанные с освоением новых земель. К ним можно отнести:
  • переселение людей в новые колониальные владения, начавшееся с эпохи Великих географических открытий;
  • насильственную "переброску" негров-рабов из Африки в Америку в XVI-XIX веках;
  • "миграционный взрыв" XIX века в странах Европы, когда в период развития капитализма люди устремлялись в те районы, где оставались свободные земли.Больше всего таких мигрантов дали Великобритания, Германия, Италия, Франция, Испания. Расселялись они в США, Канаде, Бразилии, Аргентине, Австралии, Южной Африке.
  1. Трудовые миграции, связанные с заключением трудовых контрактов. Например, китайские и индийские кули. В настоящее время в развитых странах работают по контракту более 25 млн трудящихся-мигрантов. Особое место занимает такое явление, как "утечка умов", имеющее в своей основе экономические причины. Проявилось оно после. Второй мировой войны, когда из Германии в США были вывезены специалисты в области физики, ракетостроения и т. п. Наибольший отток ученых из развивающихся стран в США, Францию, Канаду пришелся на 60-70-е годы XX века. В последние годы "утечка умов" особенно сильно затронула Индию, Филиппины, республики бывшего СССР.

Другими, не менее важными причинами миграций являются политические. Примерами таких миграций могут служить:

  • эмиграция полумиллиона граждан из фашистской Германии и Италии, франкистской Испании;
  • эмиграция из России после Октябрьской революции;
  • эмиграция из Чили после прихода к власти генерала Пиночета;
  • отток белого населения из освободившихся от колониальной зависимости стран Азии и Африки;
  • насильственная депортация в Германию 10 млн. чел. из оккупированных стран в период Второй мировой войны.

На сегодняшний день выделяются несколько главных направлений международной миграции населения. В рамках межконтинентального обмена людскими ресурсами наиболее впечатляют следующие устойчивые потоки:

  • из Латинской Америки в США, в которых трудится более 5 млн выходцев из Мексики и других стран Центральной Америки;
  • из афро-азиатских стран в Западную Европу. Хорошо известны традиционные связи Франции с государствами Северной и Западной Африки. В Германии ныне проживает 7,3 млн.иностранцев, в том числе 2,8 млн. граждан Турции;
  • из Северной и Восточной Африки в государства Персидского залива, которые только из Египта приняли более 2,9 млн. переселенцев.

Среди наиболее масштабных внутри-континентальных миграций необходимо отметить следующие:

  • из Южной (Италия, Испания, Португалия) и Восточной Европы (бывших Югославии и СССР) в страны Зап. и Сев. Европы (прежде всего в Германию и Францию);
  • из Южно-Центральной Азии в нефтедобывающие страны Западной Азии, в которых ныне трудится огромное количество эмигрантов из Индии, Пакистана (по 1 млн.человек), Шри-Ланки, Бангладеш (по 300 тыс.), а также из Филиппин (около 800 тыс.);
  • в Латинской Америке еще в. 60-е годы стал формироваться международный центр притяжения рабочей силы в составе Бразилии, Мексики, Аргентины и Венесуэлы, привлекающих значительные  кон-тингенты мигрантов из экономически наименее развитых стран континента. Так, только из Колумбии в Венесуэлу переехало более 800 тыс. жителей;
  • в Африке, начиная с 70-х годов, в результате интенсивной инвестиционной деятельности ТНК сохраняется устойчивый приток рабочей силы практически со всего континента в ЮАР и Намибию;
  • еще один сравнительно новый важный эпицентр международной трудовой миграции образовался в Юго-Восточной Азии. Главными принимающими сторонами здесь выступают Япония и страны НИС, а отправляющими — многолюдные государства их ближайшего окружения. Более 1 млн. иностранных рабочих насчитывается в Малайзии (около 500 тыс. из Индонезии, 100 тыс. — из Филиппин и т.д.);
  • самый молодой по времени возникновения очаг евроазиатской подвижности населения образуют страны «посткоммунистического блока». С конца 80-х годов миграционный оборот только между Россией и бывшими республиками СССР устойчиво колеблется в пределах 1.2-1,5 млн. человек.

Главными центрами иммиграции на протяжении длительного времени были США, Канада, Австралия, Бразилия, Южная Африка. Однако после Второй мировой войны общие потоки межконтинентальных миграций сократились, но выросли внутриконтинентальные миграции. Важным центром притяжения рабочей силы стала Центральная Европа, где проживают 12-13 млн. иностранных рабочих из стран Южной Европы (Испания, Португалия, Италия, Греция, Югославия), Азии (Индия, Пакистан, Турция) и Северной Африки (Алжир, Ливия, Египет).

Новый район трудовой иммиграции сложился в нефтедобывающих странах - Саудовской Аравии, Кувейте, ОАЭ, Бахрейне, Катаре. Сюда приезжают рабочие из Египта, Йемена, Сирии, Судана, Индии, Пакистана, Бангладеш и др.

США и Канада также остаются важным центром трудовой иммиграции. Общая численность иностранной рабочей силы в этих странах оценивается примерно в 6 млн. человек .Новая волна внешних миграций связана с политическими событиями в Восточной Европе. Только в ФРГ с 1989 г. иммигрировало около 2 млн. человек - немцев из ГДР, стран Восточной Европы и СССР.

Новое миграционное явление последних лет - увеличение числа беженцев из зон территориальных конфликтов. Вынужденная миграция является одной из характерных черт современности: во всем мире насчитывается в настоящее время около 18 миллионов беженцев. Масштабность и острота проблемы вынужденной миграции предопределила ее превращение из национальной в интернациональную. Соответственно, участие в ее решении принимают не только национальные правительства, но и все мировое сообщество в лице международных и межправительственных, а также неправительственных организаций. Вынужденная миграция  – перемещение людей, происходящие по независящим от них причинам. При вынужденной миграции серьезно нарушается социальная интеграция человека, из одной среды он перемещается в другую, болезненно разрывая социальные связи и искусственно создавая такие связи на новом месте. Количество беженцев в настоящее время составляет около 20 млн. человек. Миграции оказывают существенное влияние на структуру населения. Так, трудовая иммиграция увеличивает долю экономически активного населения в общей численности населения страны, а также долю мужского населения, поскольку в большинстве мигрируют в поисках работы мужчины.

С миграцией связано двуязычие в Канаде, а также распространение испанского и португальского языков в Южной Америке, английского - в Индии, французского - в Алжире. История миграций объясняет и многонациональную структуру населения США. Соединенные Штаты часто называли тиглем, в котором носители разных национальных культур, прибывшие со всего мира, переплавляются в единую, более или менее гомогенную массу. Но все больше и больше фактов свидетельствуют о том, что "переплавки" не происходит, и США можно сравнить скорее не с тиглем, а с "салатницей", в которой различные группы людей хотя и перемешаны, но все же сохраняют свои этнические и культурные различия.
США страна иммиграции, и это действительно так. США быстро наращивали площадь своей страны и поэтому нуждались в людях, которые будут осваивать эти земли. К тому же социально-экономическая обстановка в Европе, вспышка голода, религиозные гонения создавали условия для удовлетворения таких потребностей. Рос миграционный поток в США, этому способствовали и успехи в судоходстве. Миграционный поток не всегда был одинаков. Принято выделять несколько этапов миграций.

На первом этапе основную массу мигрантов составляли выходцы из Великобритании и Ирландии. Шотландцы и ирландцы были крестьянами и ремесленниками, а англичане были аристократами и привозили с собой крестьян, которые должны были отработать свой проезд и обустройство.

Когда рабочей силы стало не хватать, начали завозить негров-рабов. Уже в начале 18века на континенте было 10тыс. рабов, в середине 18 века-100тыс.,в 1860 году-4,5млн.рабов.

В19веке стали прибывать выходцы из Германии и Скандинавии. Вначале 20века иммиграция возросла за счёт стран Восточной Европы и Южной Европы: Италии, Австро-Венгрии, Польши и России. Из России выезжали в основном поляки, евреи, литовцы .В период между двумя мировыми войнами США был введёны ограничительные квоты на въезд мигрантов. После Второй Мировой  войны наряду с трудовой миграцией имела место и политическая. К последним относятся люди вывезенные фашистами из оккупированных территорий и военнопленные не пожелавшие вернуться на Родину.

В 1965 году опять были введены ограничения на миграции и в страну могли въезжать не более 290тыс. человек в год. После 70-х годов стала расти доля мигрантов из Латинской Америки, которая составила 60%, а также из Азии-30% и Европы-7%. Наибольшую часть выходцев из Европы составляли жители республик СССР. Некоторые из мигрантов подверглись принудительной  эмиграции.

 Второй этап-учитель информатики сообщает о втором этапе урока, который начинается с включения и подготовки к работе табличного процессора графического редактора.

 Затем найдите в справочном меню файл с круговыми диаграммами. Выведите их на экран компьютера и используя статистические данные постройте  круговые диаграммы (Нужно все показатели сложить, вычислить проценты и составить круговые диаграммы).Потом примените  формулу  механического  прироста населения(МП = П — В) и составьте линейную диаграмму.

Абсолютные показатели миграции

1. Число прибывших в данный населенный пункт (П)

2. Число выбывших из данного населенного пункта (В)

3. Механический прирост населения (МП = П — В)

Итоги международной миграции в России в 2012-2015гг.

Выбывшие:                                                                      

2012г.-122751чел.

2013г.-186382чел.

2014г.-310496чел.

2015г.-352864чел.

Прибывшие:

2012г.-417681чел.

2013г.-482240чел.

2014г.-590824чел.

2015г.-598793чел.

Рефлексия 

Учащимся предлагается дать краткую характеристику:

 В каких странах и районах образовались наиболее крупные скопления населения на земном шаре:

Восточно-Азиатское(Китай,Япония,КНДР),

Южно-Азиатское(………………………….),

Юго-Восточно-Азиатское(………………….)

Европейское(……………………),

Атлантическое (северо-восток США…………..).

Домашнее задание:

 На основе дополнительных источников информации подготовиться к семинарному занятию по теме: «Проблемы урбанизации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Размещение и миграции населения мира"

Разработка урока для 10 класса по теме "Размещение и миграции населения мира" с использованием мультимедийного учебника как средства самостоятельной работы учащихся...

Размещение и миграции населения 10 класс Методическая разработка урока

Методическая разработка урока географии «Размещение и миграции населения» 10 класс. Урок изучения нового материала. Цель урока: сформировать представление об особенностях размещения населения на...

Урок географии по теме: «Размещение и миграции населения».

Тема: Размещение и миграция населения.Цели и задачи:Сформировать представление учащихся  об основных чертах размещения населения по территории суши и установить причины неравномерности размещения...

Размещение и миграции населения мира. 10 класс

Плотность населения. густозаселенные районы мира, виды миграций....

Урок Размещение и миграции населения, 10 класс

Урок и презентация составлены по теме "География населения мира" к учебнику Максаковского В.П. "Экономическая и социальная география мира"....

урок" Размещение и миграции населения мира"

Вопросы миграции населения в современном мире ,это то, с чем современный подросток сталкивается в своей повседневной жизни.Объяснить и научить давать правильную оценку этому явлению, это помочь подрос...

Размещение и миграции населения мира. Анимированный тест. 10-11 класс

Образовательный ресурс представляет собой анимированный тест, предназначенный для проверки уровня знаний по теме "Размещение и миграции населения мира". По окончании работы с тестом автоматически выст...