Компетентностно - ориентированные задания по географии для обучающихся 6 класса по теме: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»
учебно-методический материал по географии (6 класс) на тему

Фефелова Ольга Алексеевна

В данной работе представлены задания для формирования предметных и метапредметных компетенций, умение применять полученные знания в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fefelova_koz_po_geografii.docx38.98 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностно - ориентированные задания

по географии для обучающихся  6 класса

по теме: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

составила: учитель географии МБОУ «СОШ №5» Фефелова О.А.

Задание 1   тема: «Атмосферное давление»

Предметная компетентность

Применение полученных знаний в повседневной жизни

Межпредметные связи

Предметы: физика, биология

Ключевые компетентности

Информационная: самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников;

планирует поиск недостающей информации в соответствии с поставленной задачей.

Стимул

Твои родные при смене погоды чувствуют недомогание. Попытайся объяснить, почему это происходит.

Задачная формулировка

Внимательно прочитайте абзац из текста учебника на стр. 110  "Атмосферное давление", выпишите основные характеристики воздуха и сделайте вывод о причинах недомогания людей.

Источник

учебник А.А. Лобжанидзе "Планета Земля", раздел VI "Атмосфера - воздушная оболочка Земли, урок № 43 "Атмосферное давление и ветер", стр. 110

Модельный ответ

Атмосферное давление.

1. Воздух - имеет определенный вес;
2. оказывает давление на земную поверхность в среднем 1,33 г/см2;
3. холодный воздух тяжелее теплого;
4. воздух прогревается неравномерно;
5. образуются области высокого и низкого давления, чередующиеся от экватора к полюсам.

Вывод: Из-за неравномерного прогревания земной поверхности  происходит смена атмосферного давления, поэтому некоторые люди себя при этом плохо ощущают.

Критерии оценивания:

за каждую характеристику воздуха -0,5 балла

правильно сформулированный вывод – 2,5 балла. Максимальный балл: 5 баллов


Задание 2                        тема: « Погода»

Предметная компетентность

Применение полученных знаний в различных ситуациях

Межпредметные связи

Предмет: физика, математика

Ключевые компетентности

Информационная: самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников

планирует поиск недостающей информации в соответствии с поставленной задачей.

Стимул

Вы проходите летнюю практику на метеорологической станции, помогаете специалистам  составить характеристику погоды в городе.  Какие приборы вы будете для описания погоды?

Задачная формулировка

Прочитайте текст учебника на стр. 114,  сделайте вывод о том, с помощью каких  приборов  измеряют атмосферное давление, температуру воздуха, влажность воздуха, силу ветра, количество осадков.  Определите единцу измерения каждого показателя.

Источник

учебник А.А. Лобжанидзе «Планета Земля», раздел VI «Атмосфера – воздушная оболочка Земли, урок № 44 «Погода», стр. 114.  Заполните таблицу.

Элемент погоды

Прибор

Единица измерения

Модельный ответ

Элемент погоды

Прибор

Единица измерения

Атмосферное давление

Барометр

мм. рт. ст.

Температура

Термометр

Градус

Влажность воздуха

Гигрометр

Процент

Сила ветра

Анемометр

м\с

Количество осадков

Осадкомер

мм

Критерии оценивания:

за каждое соответствие  - 1 балл балла

Максимальный балл-5 баллов


Задание 3                  тема: «Ветер»

Предметная компетентность

Применение полученных знаний и умений в жизни

Межпредметные связи

Предмет: технология, «Основы безопасности жизнедеятельности»

Ключевые компетентности

Регулятивная:

Аспект: Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний

Постановка целей

Умение предвидеть возможные результаты своей деятельности

Самоконтроль и оценка своей деятельности

Стимул

Вы любите кататься на лодке по озеру на дальние дистанции по одному и тому же маршруту, а встречный ветер – серьезное препятствие. Значит нужно знать заранее направление ветра и учитывать его при разработке маршрута, а  для это вам нужен флюгер. Как его сделать?

Задачная формулировка

  Перед вами небольшой текст. Внимательно прочтите его.

1. Напишите последовательность действий по изготовлению флюгера.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

2. Запишите ответы на вопрос: Какие материалы вам понадобятся для изготовления флюгера.

Источник

Текст для выполнения задания

Если отрезать горлышко и дно от пластиковой бутылки (1,5 – 2 л), то из получившейся цилиндрической трубки можно сделать флюгер. У края трубки (10 мм от края) шилом прокалывается два отверстия одно над другим. В них вставляется штырь из проволоки диаметром 1-2 мм. С небольшим загибом, для закрепления флюгера. В качестве штыря можно использовать велосипедную спицу длиной 15-20 см. Снизу нанизывается бусина диаметром 5-15 мм, или любой круглый предмет с внутренним отверстием чуть больше, чем диаметра штыря. Можно вместо бусины нанизать на штырь парочку круглых пластин вырезанных из такой же бутылки, диаметром с основание. После сборки штырь нужно вбить на 1-2 см в деревянный брусок, и становить где-нибудь на крыше. Можно, конечно прикрутить проволокой штырь к верхушке телевизионной антенны. Сделанный из прозрачных пластиковых бутылок, флюгер будет мало заметен с улицы и не испортит внешний вид дома.

Модельный ответ

Инструмент проверки (модельный ответ):

Вопрос 1

  1. Отрезать горлышко и дно у бутылки.
  2. Проколоть 2 отверстия напротив друг – друга.
  3. Слегка изогнуть штырь.
  4. Воткнуть штырь в отверстия.
  5. Нанизать бусину / круглый предмет
  6. Вбить штырь в брусок.

Примечания: п. 3-4 могут быть даны как один шаг, может появиться пункт, связанный с установкой флюгера, который, строго говоря, не относится к его изготовлению, он не учитывается при оценке.

Вопрос 2

  1. деревянный брусок,
  2. пластиковая бутылка емкостью 1,5-2 л.,
  3. проволока / спица от велосипедного колеса,
  4. бусина.

Примечание:         п. 4 не оценивается, т.к. он может отсутствовать, если обучающийся решил вырезать кружок из бутылки.

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ:                                                0,5 балла

Максимальный балл:                                                        5 баллов


Задание 4  тема: «Температура воздуха»

Предметная компетентность

Применение полученных знаний в повседневной жизни

Межпредметные связи

Предмет: математика, физика

Ключевые компетентности

Информационная: самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников

Стимул

Вы собираетесь в туристический поход в горы. Их высота 4000 м. Чтобы  правильно подобрать одежду, надо выяснить, какая температура на этой высоте .

Задачная формулировка

Внимательно прочитайте текст на странице 104 учебника, выясните, как изменяется температура  при подъеме вверх. Вычислите температуру в горах, если у подножия термометр показывает  + 20°С

Источник

учебник А.А. Лобжанидзе "Планета Земля", раздел VI "Атмосфера - воздушная оболочка Земли, урок № 40 "Температура воздуха", стр. 104

Модельный ответ

Солнечные лучи проходят через воздух атмосферы, почти не нагревая его. Основное тепло атмосферный воздух получает от нагретой земной поверхности. Поэтому температура воздуха в атмосфере понижается на 6ºС на каждый километр высоты.

Значит, при подъеме на 4 км температура понизится на 24°С.

20ºС - 24°С= - 4ºС

Вывод: в горах, на такой высоте холодно, следует взять теплую одежду.

Критерии оценивания:

За правильный ответ: 5 баллов                                                


Задание 5                  тема: «Ветер»

Предметная компетентность

Строить розу ветров на основе имеющихся данных (в том числе дневника наблюдений погоды). Сформированность основ современной экологической культуры, накапливать  опыт экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях.

Межпредметные связи

Предмет: экология, математика

Ключевые компетентности

Информационная: самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников

Регулятивная: определение способов действий

Стимул

Вы эколог, участник дискуссии о месте размещения тепловой электростанции в вашем городе. Какие рекомендации вы дадите?

Задачная формулировка

В  какой части города может  рекомендовать эколог  строительство ТЭС?   На  основании  данных  о  направлениях  ветров  в  течение  месяца  построить  розу  ветров  и  определить  оптимальное  место в городе такого предприятия.  

Источник

Источник информации:  О направлении господствующих ветров можно судить по специально построенному графику – розе ветров. На нем отмечается число дней, в течении которых дул ветер того или иного направления ветров. Сведения с метеорологической станции данного города:  направление ветров:  С – 3 дня;    СЗ – 4 дня;   З – 5 дней;  ЮЗ – 5 дней; Ю – 5 дней;  СВ -2 дня;  В -3 дня; ЮВ – 4 дня.

Модельный ответ

Модельный ответ:

роза ветров

Вывод: так как в данной местности преобладают ветры с юга, юго- запада и запада, свалку отходов и мусора следует разместить на востоке или северо-востоке от населенного  пункта, чтобы дым с предприятия не загрязнял атмосферу в черте города.

Критерии оценивания:

Правильное построение розы ветров – 5 баллов.

Правильный вывод – 3 балла.

Максимальный балл – 8 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Атмосфера - воздушная оболочка Земли". Тест по географии.

Итоговый контроль по теме "Атмосфера - воздушная оболочка Земли" 6 класс  2 варианта.Составлен с использованием  методических пособий: А.А.Лобжанидзе  География  6 класс ...

Атмосфера - воздушная оболочка Земли.

Урок изучения нового материала по природоведению в 5 классе....

Тема урока: «Воздушная оболочка Земли – атмосфера».

Методическая разработка урока  по географии...

Урок "Атмосфера - воздушная оболочка Земли"

Разработка урока "Атмосфера - воздушная оболочка Земли" с применением технологии формирующего оценивания...

Урок "Атмосфера – воздушная оболочка Земли"

На уроке рассматривались проблемы агрессивной окружающей среды, в частности проблемы загрязнения атмосферы. Кроме образоватлеьных целей ставится задача обучить школьников элементарным навыкам ухода за...

Атмосфера - воздушная оболочка Земли.

Урок природоведения в 5 классе. Знакомство с атмосферой, строение, значение в природе и жизни человека....

Конспект урока по теме "Атмосфера-воздушная оболочка Земли."

Конспект  урока «Атмосфера- воздушная оболочка Земли» можно использовать на уроках природоведения в 5 классе....