Примеры самостоятельных работ на уроках географии
статья по географии (8 класс) по теме

Самостоятельные работы способствуют развитию самостоятельности школьников - важнейшего качества человека. Выполняя самостоятельную работу учащиеся совершенствуют имеющиеся знания и умения учебной деятельности, самостоятльно преобретают  знания и учатся творчески мыслить

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota_na_urokah_geografii.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа на уроках географии.  

  Достижение глубоких и прочных знаний, подготовка учащихся к самостоятельному приобретению знаний обязательно предполагают включение школьников в самостоятельную работу.

Самостоятельные работы способствуют развитию самостоятельности школьников – важнейшего качества человека.

Самостоятельные работы охватывают большую область учебной деятельности учащихся. Перед самостоятельными работами ставиться цель развить самостоятельность учащихся, научить их самостоятельно приобретать знания, творчески мыслить, что в свою очередь способствует подготовке молодежи к жизни. Выполняя самостоятельную работу, учащиеся для решения той или иной учебной задачи применяют соответствующие умения и знания. Поэтому самостоятельные работы  можно  рассматривать как путь повышения новых и совершенствования имеющихся знаний и приемов учебной деятельности.

Чтобы самостоятельные работы дали наибольший эффект, могли охватить разнообразные стороны учебной деятельности школьников и способствовали развитию их познавательной самостоятельности, задания должны отвечать следующим основным требованиям:

  Охватывать все компоненты знаний (факты, общие и единичные понятия, причинно – следственные связи и закономерности, вопросы взаимодействия природы и общества, приемы учебной работы, приемы умственной деятельности)

    Обеспечивать формирование умения работать с различными источниками знаний

    Способствовать развитию познавательных способностей, самостоятельности, творческого мышления учащихся

    Вызвать у школьников интерес и занимать как можно меньше времени.

    Отражать этапы формирования знаний и умений.

В целом система самостоятельных работ определяется целями обучения курсу географии:

   1. Сформировать у школьников знания о строении, закономерностях развития географической оболочки и крупных Природно-Территориальных Комплексов  Земли, а также дать знания  о населении и политической карте материков.

 2.   Сформировать знания о роли природных условий в жизни людей, отрицательном и положительном влиянии хозяйственной деятельности человека на природу, воспитать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, раскрыть зависимость характера воздействия человека на природу от социальных условий.

3.    Научить приемам учебной работы с различными источниками знаний.

  4.  Воспитывать высокие нравственные качества человека, чувство интернационализма, патриотизма, эстетическое восприятие природы.

Примеры самостоятельных работ на уроках географии.

                                                                                                         Учитель Дмитриева Е.В.

Основные виды самостоятельных работ в 7 классе на уроках географии по курсу «Материки и океаны».

Достижение глубоких и прочных знаний, подготовка учащихся к самостоятельному приобретению знаний обязательно предполагают включения школьников в самостоятельную работу. Самостоятельные работы способствуют пониманию сущности понятий – раскрытию причинно-следственных связей, а также пониманию логических отношений между понятиями, что обеспечивает прочное глубокое усвоение основ наук.

Классифицировать самостоятельные работы можно с разных точек зрения. С точки зрения содержания и структуры курса можно выделить виды самостоятельных работ по определенным разделам и темам: например, «Рельеф и климаты земли». Важно учитывать классификацию самостоятельных работ по степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий, проявлению творческой активности. В связи с этим выделяются три вида задания:

 1) задания, рассчитанные на воспроизводство готовых знаний, т.е. в том виде, как они излагались учителем.

Это первый уровень знаний.

После знакомства с понятиями «воздушная масса» и влиянием ее на погоду можно организовать самостоятельную работу с учебником по изучению типов воздушных масс.

Задание 1. Учащимся предлагается прочитать соответствующий текст учебника и заполнить таблицу. (Первый уровень)

Типы воздушных масс    

Их особенности    

Температура воздуха      

Влажность

Второй уровень

Задание 2  на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации.

На основе анализа и сопоставления различных карт составить характеристику природных условий стран Западной Европы, затем сверить свой ответ с текстом учебника.

После выполнения заданий учитель пишет на доске ответы и нормы оценок. Учащиеся сами проверяют и ставят оценки в тетрадь.

Третий уровень знаний

Задания 3  на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности.    Задание

1. Пользуясь картами (отобрать самим) составить таблицу, в левую колонку которой   выписать названия платформ, затем поясов новой складчатости. В правой  колонке указать какие формы поверхности земли соответствуют каждому из этих участков земной коры.

Платформы и области новой складчатости    

                              Рельеф

2. Проанализировав выполненную работу, сделать вывод о том, какие равнины соответствуют платформам, какие горные системы – областям новой складчатости. Какая закономерность  подтверждается этими примерами в размещении крупных форм поверхности на Земле.

С точки зрения развития логического мышления, необходимо различать самостоятельные работы по преобладанию того или иного приема умственной деятельности.

1) На проведение сравнений по отличию и сходству с обязательным выявлением причин общего и отличного. При изучении климата внутренних  вод Австралии продолжается формирование общих понятий «субэкваториальных», «тропический», «субтропический климат».

Можно выполнить задания по карте.

Пользуясь климатическими картами, сравнить субтропические климатические пояса Австралии и Южной Африки. Указать, по каким признакам будете сравнивать?  В чем состоит сходство?  Чем отличаются пояса?  Каковы причины различий?  

2) На проведение анализа с последующими выводами по карте климатических поясов и областей определить, какой климат образуется в восточной части умеренного и субтропического климатических поясов, а также на юге Евразии. По климатической карте определить направление ветров в январе и июле на этих территориях.  Что общего в климате юга и востока (умеренного и субтропического пояса) Евразии?  В чем различие климата этих территорий?

3)  На раскрытие причинно-следственных связей определить черты (следствия) климата, вытекающие из этих особенностей (причин материка).

    Евразия имеет большую протяженность с севера на юг.

    Евразия имеет наибольшую протяженность с запада на восток.

    Гималаи и высокие горы преграждают путь муссонам внутрь материка.

    Зимой большая часть поверхности материка сильно охлаждается, а летом сильно нагревается.

4). На формирование приемов классификации

Из начального курса физической географии вы знаете, что горы делят на  высокие, средние, низкие. По какому признаку проведено деление гор на группы?  А по какому признаку можно разделить горы?

Мы разделим карты на группы по охвату территории и содержанию. А по каким признакам можно разделить карты в группах?

Поскольку любая самостоятельная работа учеников проводится на основе какого-либо учебного пособия (карты, учебника, раздаточного учебного материала), необходимо иметь ввиду  классификацию самостоятельных работ по источникам знаний.

1) задачи по учебнику

    А) пересказ часть  текста учебника по вопросам, усваиваются готовые знания.

    Б) составление плана текста по параграфу. Сначала простого, затем сложного, усвоение существенных признаков понятий.

    В) заполнение таблиц  (природные зоны: климатические особенности, растительный и животный мир).

    Г) выписывание из текста географических явлений.

    Д) определение по цифровым показателям, диаграммам типа климата.

     Е) поиски ответов объяснений.(почему осадков на севере Африки больше на западе, чем на востоке.)

    Ж) сравнение различных географических объектов. (равнины Восточно-Европейская и Западно-Сибирская.)

    З) выбор объектов, относящихся к той или иной группе явлений и процессов.

2) Разнообразны задания по карте (характеристику карты, чтение тематических карт, наложение карт, составление географических характеристик отдельных территорий).

Более разнообразны задания по контурным картам.: Нанесение на контурную карту основных географических объектов ,направления и названия  океанических течений, воздушных масс, названия стран, природные зоны.

 

3) Также можно использовать для самостоятельной работы одновременно учебник, карту( или несколько карт.)

   Задание: Используя учебник, физическую карту и карту «Строение земной коры», дополните текст, вставьте пропущенные слова.     Тема урока: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки».

В основе Южной Америки находится _______________ плита. Складчатые горные пояса у южных материков лежат на _________________.  Горы Анды образовались в зоне взаимодействия ______________ и _______________ литосферных плит. В рельефе Южной Америки выделяются ___ части. Восток занят _______________, а на западе ______________. Наиболее крупные низменные равнины - _____________, ____________, _______________. Они соответствуют прогибам _______________. Приподнятым участкам платформы - щитам - соответствуют ______________ и _____________ нагорья. Западная часть материка - результат взаимодействия двух _________________.  ____________ плита подвигается под ______________. Край континентальной плиты ____________ в складки. Огромные запасы рудных полезных ископаемых принадлежат к тектоническим структурам ______________ пояса и ____________ платформы. Они представлены такими полезными ископаемыми, как _________________. Впадинам платформы соответствуют месторождения _________________. Наивысшая точка Южной Америки - ____________________.  В настоящее время Анды продолжают _____________. Это одна из активнейших тектонических зон Земли. Здесь расположены как ____________ так и ________________ вулканы. Наиболее значительные из вулканов - _______________ и ___________________.

Каждая из указанных классификаций важна в образовательном и воспитательном отношении. Для разработки системы заданий важно знать формы заданий. От формы задания зависит не только характер умственной деятельности школьников, но и время, отводимое для выполнения работ и на их проверку, интерес учащихся к предмету, организация самопроверки.

Все разнообразие по форме можно свести к следующим видам:

- традиционные (обыкновенные задания) они требуют от учащихся связанных логических ответов , учат письменно или устно излагать свои мысли. Они предоставляют полную свободу ученику для ответа.

Задание. Что вы знаете об атмосфере?

  -  Дать краткие ответы на вопросы:

— Из каких слоев состоит атмосфера?

— В каком слое атмосферы образуются облака, дождь, дуют ветра, часто меняется температура?

— Что такое атмосферное давление?

— От чего зависит сила ветра?

-Задания тестового характера

Задания составлены таким образом, что каждый вид теста отражает лишь какой либо один аспект знаний.

Предлагается несколько видов:

  а) тесты на нахождение соответствия, они размещены в виде двух колонок или столбиков. Учащиеся с помощью цифр или букв должны обозначить соотношения между фактами или явлениями.

  б) тесты-альтернативы, когда дается один правильный, а другой неправильный ответ. Учащимся предлагается выбрать верный ответ.

  в) тесты с множественным выбором, где правильный ответ выбирается из нескольких предложенных вариантов.

  г) тесты по контурным картам.    отметить в контурной карте географические объекты.

 Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, могут быть и необычны по их содержанию, Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.

Например: при изучении темы « Страны Африки»  (могут быть и другие материки), можно предложить следующее задание.

   Подготовьте творческий отчет, работая в группе (3-5 человек), используя различные  источники информации, по плану:

-   нарисовать герб, флаг страны

 -   составить краткую характеристику страны

 -   отобрать материалы о стране (фотографии, графики, вырезки статей и т. д), используя ИНТЕРНЕТ

-    рассказать о культуре страны:  музыке, традициях, обычаях, достопримечательностях, памятниках истории, литературы

В 8классе это могут быть народы России.         Описание народных промыслов Центральной России

При изучении в 8-ом классе раздела «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» учащимся предлагается выполнить рабочий практикум.

«Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых».

Ход работы:

   Сопоставив физическую и тектоническую карты, определите, на каких участках земной коры расположены предложенные формы рельефа.

    Выясните, какие полезные ископаемые расположены на этих формах рельефа.

    По результатам исследований заполните таблицу:

Формы рельефа                    

Тектонические структуры

      Полезные ископаемые

Восточно-Европ. Рав-на          

Восточно-Европ. Платформа  

            Нефть, уголь, железная руда, соли

Западно-Сибир. рав-на          

Среднесибирское пло-горье

Горы Хибины

Алданское нагорье

Горы Урала        

Горы Кавказа        

Срединный хребет

          Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых, связи между полезными ископаемыми, тектоническими структурами и рельефом.

Творческие работы

1.            Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев.

2.            Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.

3.            Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.

4.            Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению.

5.            Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своем районе.

 Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

 В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.

9 класс

Тема: Вторичный сектор экономики

1.  Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

2.  Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Тема: Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества

3.  Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Тема: Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги 

4.       Нанесение на контурную карту районов России привлекательных для развития рекреационного хозяйства.

Тема: География крупных регионов России

Районирование территории. На контурной карте нанести границы крупных регионов России.

Используя физическую карту, экономическую карту атласа, дать экономико-географическую характеристику одного из регионов. Сравнить два региона.

5.  Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

6.   Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

7.  Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

8.  Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.

Тема: География своего региона.

9.  Определение по картам географического положения своей области.

10.  Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов своей области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческой самостоятельности на уроках географии.

В наше время  предъявляется  особые  требования к учителю и образованию.  Мы должны не только дать знания детям и научить думать, анализировать,  отбирать необходимую  ин...

Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »

Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...

Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"

Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...

Пример обобщения опыта проверки знаний и умений учащихся на уроках географии на примере учителя географии Шарыповой Жавгарии Рамазановны.

Данный матермал является примером обобщения опыта проверки знаний и умений учащихся на уроках географии на личном примере учителя географии Шарыповой Жавгарии Рамазановны....

ЭКОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 8 КЛАСС»)

Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Для решения экологической проблемы использование только достижени...

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

Сборник «Интегрированные уроки географии и математики на примере изучения раздела "Атмосфера" в курсе географии 6 класса» (методические рекомендации).

• Разработка содержит материалы по проведению интегрированных уроков географии и математики, выделены преимущества и сложности таких уроков. • Рекомендовано учебно-тематическое планирование по разделу...