Главные вкладки

    Технологическая карта урока, реализующая формирование УУД. Циклоны и антициклоны.
    план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

    Арефьева Елена Васильевна

    Технологическая карта урока, реализующая формирование УУД.   Циклоны и антициклоны. Урок в 8 классе, приобретения новых знаний.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon teh.karta_tsiklonov_i_antits.doc449.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока, реализующая формирование УУД.

                        Циклоны и антициклоны.

                        Урок по географии в 8 классе.

                       УМК проект «Сферы» Л.Е.Савельевой, В.П.Дронова «География          России: природа, население, хозяйство»,

                    Арефьева Елена Васильевна, учитель географии МКОУ СОШ с УИОП №2 им.А.Жаркова г. Яранска Кировской области

    Дидактическая цель: создать условия для получения новых знаний, формировать информационные, предметные, коммуникативные компетентности.

    Тип урока: урок приобретения новых знаний.

     Вид урока: урок решения познавательных задач.

    Технология: проблемного обучения, элементы информационных технологий.

    Обучающие цели:  Дать представление о циклонах и антициклонах, синоптической карте, прогнозах погоды. Показать их влияние на погоду и климат.

    Развивающие цели:

    Развивать умение работы с климатической и синоптической картой.    Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля. Развивать самостоятельность учащихся, умения систематизировать и обобщать учебный материал, логично излагать его. Развивать умение выявлять закономерности, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.

    Воспитательные цели: способствовать развитию коммуникативной, социальной, информационной компетентности на основе мировоззренческой идеи взаимосвязи природных компонентов изучаемой темы.

    Задачи при изучении темы:

    Предметные -  формирование новых понятий.

    Метапредметные - совершенствование умений работать с различными источниками информации, текстом учебника, тематическими картами, картосхемами;  выявление причинно-следственных связей  - влияния атмосферной циркуляции на климат;  умение высказывать свои суждения, подтверждая их фактами; представление информации в форме компьютерной презентации.        

    Личностные - оценить значимость знаний о циклонах и антициклонах для себя лично. 

    Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский

    Оборудование: УМК проект «Сферы» Л.Е.Савельевой, В.П.Дронова «География России: природа, население, хозяйство», 8 кл., компьютерная программа, интерактивная синоптическая карта,  презентации учителя (25 слайдов) и учащихся.

    Ход урока.

    Этапы

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД, способы деятельности

    1. Оргмомент

    -Приветствует класс, создает позитивный настрой, проверяет готовность учащихся к занятию.

    Настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места. УМК Л.Е.Савельевой, В.П.Дронова «География России: природа, население, хозяйство», 8 кл., с. 60, атлас с. 14-15, К.К., Т.Т.

    2. Целеполагание  и мотивация к учебной деятельности.

    -Фронтальная беседа, используя рубрику: «Вспомните», стр.60.

    -Задает уточняющие вопросы по пройденному материалу.

     -Делает вывод по фронтальному опросу.

    • Отвечают на вопросы рубрики «Вспомните» и учителя.
    • Делают выводы.

    Регулятивные:

    -планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, через ответы на  поставленные  и уточняющие вопросы.

    -с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, делая выводы, выполняя задания рубрики «Вспомните» Познавательные:     

      -проявляют инициативу и самостоятельность в обучении,  через выбор ответов на вопросы учителя.

    -осуществляют сравнение, классификацию по заданным вопросам, используя алгоритм ответа.

    Коммуникативные:

    -оценивают позиции других, слушают и понимают, формулируют и аргументируют свое мнение, используя знания,  приобретенные на предыдущих уроках.

    3.Актуализация и мотивация.

    -Формулирует проблемный вопрос.  Вы знаете, что для каждой широты характерен определенный тип погоды. Может ли меняться погода на одной широте в течение месяца, недели, дня. Что является причиной изменения погоды?  Как меняется погода? На эти проблемные  вопросы мы ответим сегодня на уроке.

    -Создает проблемную ситуацию.  

    -Ориентирует ребят на постановку темы урока. Ребята, сегодня утром я позвонила на метеостанцию и узнала прогноз погоды, обратите внимание на экран.  «Сегодня днем в нашем городе  ожидается: температура воздуха - -6º, -8º; давление– 725 мм. рт. ст.;  осадки  виде небольшого снега, ветер – северо-западный, 2 м/с, прохождение циклона». Что в этом прогнозе вам не знакомо (циклон). Примените принцип природной противоположности (антициклон)

    -Ставит цель урока.


      -Дети выдвигают свои версии и приходят к общему мнению - это циклоны.

     

    -Делают записи в тетради:

    • Записывают тему урока «Циклоны и антициклоны» Отвечают на вопрос: «Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
    • Ставят цели урока:
    • - узнать, что такое циклон и антициклон;

         - понять, где эти знания могут пригодиться.

    Познавательные:

     -развитие познавательных интересов,  используя алгоритм решения проблемы;

    -ориентируются на разнообразие способов решения проблемы, используя прием сравнения решения учебных задач;

    Регулятивные:

    -самостоятельно планируют решение учебных задач,  вносят коррективы, отвечая на творческие вопросы

    Коммуникативные:

     -понимают позиции других учащихся, формулируют собственное мнение и позицию, используя предложенные гипотезы.

    4.Открытие нового знания

      -Работа в парах: по

     Презентации «Циклоны и антициклоны» и ответы на вопросы №1-2 Рабочего листа(познавательные задачи)

       -Выполнить задание в тренажоре стр.37 №2,3, стр.36 №16, стр.35№12, стр. 44№2 (познавательные задачи)

     -Физкультминутка - я буду называть признаки либо циклона, либо антициклона. А вы, если признак относится к циклону, поднимаете левую руку, если к антициклону – правую. Начиная с 6 вопроса, наклоняют голову вправо, влево.

      -Решают задачу «Погоду портят циклоны» 

    -  Задает проблемный вопрос  о синоптической карте.

    - Работа в парах, используя инструкцию в Рабочем листе (зад.5) (познавательные задачи)

     

    – Слова учителя о составлении прогнозов погоды. –

    -Работают по синоптической карте (познавательные задачи)

     – Можете ли вы озвучить прогноз погоды?

    –Можете ли сделать прогноз на ближайшие дни?

    –Исследовательский проект «Метеорологические наблюдения в г.Яранске».  

     

    – А сейчас ребята мы с вами узнаем,  что же за профессии такие: синоптик, метеоролог (опережающее задание)

    -Какие учебные приемы мы продолжили формировать?

    -Проанализируйте слова из песни: «У природы нет плохой погоды, всякая природа благодать»

     - Составляют модель решения проблемы.

     -Выполняют работу в парах, используя инструкцию в Рабочем листе.

    - Отвечают на вопросы.

    -Выполняют задания в тренажере.

     

    -Решают проблему, отвечают на уточняющие вопросы

    -Работают с заданиями рабочего листа

    -Выполняют задание 5 «Погоду портят циклоны», читая инструкцию в Рабочем листе

    -Отвечают на вопросы по синоптической карте.

    -Ставят задачи: - узнать, что изображают на синоптической карте

     – научиться читать синоптическую карту

    -научиться составлять прогноз погоды

    -Изучают синоптическую карту.

    - Работают с заданиями Рабочего  листа.

    -Работают с синоптической картой в Рабочем листе, отвечают на вопросы.

    -Выполняют задание №7- озвучьте прогноз погоды.

    -Слушают  выступление ученика с проектом.

    - Отвечают на вопросы  учителя.

     -Выявляют взаимосвязь между атмосферным давлением, облачностью, температурой воздуха, выпадением осадков.

    -Слушают материал о профессиях

    -Отвечают (учебные приемы - работа с картой, текстом, стат.материалом)

    -Выдвигают версии о состоянии разных типов погод.

    -Озвучивают прогноз погоды.

    -Делают выводы, записывают в тетрадь

    Познавательные: 

    -формирование ИКТ- компетенции, через составление презентаций;

    -осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач, используя  задания учебной презентации и новый материал;

    -осознанно строят речевые высказывания,  используя теоретический материал рабочего листа;

    -структурируют знания, составляют модель решения проблемы, используя  инструкцию.

    Регулятивные: 

    -умение работать по плану,  планируют решение поставленной  задачи, самостоятельно преобразовывают практическую задачу в  познавательную, через работу с синоптической картой, составлении прогноза погоды, участие в проектной деятельности, через перенос знаний в жизненную ситуацию.

    Предметные: 

    -развитие географических знаний через выполнение заданий Рабочего листа ученика.

    Коммуникативные: 

    -задают вопросы, формулируют и аргументируют свое  мнение, слушают и понимают других, принимают совместное решение, контролируют действия партнера, через решение проблемных задач, выполнение творческих заданий, работу в «мозговом штурме»

    5. Осознание и осмысление нового материала.

    -Заполните таблицу, определив линии сравнения.

    Задает познавательные задачи на определение погоды циклона и антициклона.

    - Дополнительное задание, для учащихся, имеющих опыт в составлении презентаций:1) «Портят погоду циклоны», 2) «Да здравствует антициклон!» (познавательные задачи)

    -Парная работа.

    Тесты (компьютерная программа)

    Практика (компьютерная программа)

    -«Мозговой штурм»- выполняют работу, используя инструкцию Рабочего листа (зад. 8).

    -Ребята устно описывают погоду.

    -Выполняют задание №9 Рабочего листа.

    -Отвечают на вопросы теста программы, получают оценку компьютера

    Регулятивные:

     -оценивают свои действия, оценивают правильность выполнения задания, вносят необходимые коррективы с учетом сделанных ошибок, выполняя сравнительную  характеристику природных процессов.

    Личностные:

    -формируют границу собственного знания и незнания,  формируют адекватную самооценку, через  выполнение тестовой работы электронного учебника.

    6. Подведение итогов

    -Предлагает работу с интерактивной картой  (познавательные задачи)

    -Выполняют предложенную работу

    Регулятивные:

    -адекватно  воспринимают оценку учителя, выполняя творческую работу

    1. Домашнее задание
    • Подобрать народные приметы, подтверждающие смену погоды.
    • Почему на небе не бывает всех видов облаков одновременно?
    • Изучить §20

    Выбирают и записывают домашнее задание.

    Коммуникативные:

    -осуществляют выбор домашнего задания с учетом собственных возможностей.

    1. Опережающее задание
    • Подготовить компьютерные презентации «Климат и человек»

    1. Вывод учителя:  Если бы погода не менялась — сама жизнь не могла бы появиться на этой планете!


    Приложение №1.

    «Портят погоду циклоны»

    В циклоне, в северном полушарии, ветры дуют против часовой стрелки.

    Значит, когда циклон идет с запада на восток, в его передней по движению, восточной части ветер дует с юга, сравнительно тепло. Потом, если через пункт, где мы находимся, проходит середина циклона, погода становится дождливой, а когда циклон уже прошел (продолжается движение против часовой стрелки!), обрушивается масса воздуха с севера или северо-востока, наступает резкое похолодание. А ход суточных температур в циклоне гораздо более плавный, чем в антициклоне. Значительная облачность, днем солнце не греет, ночью земля и нижние слои воздуха остыть не успевают. Иногда дневные и ночные температуры вообще одинаковы.

    Задание: Перед вами циклон с системой ветров, сформулируйте задание  к схеме и выполните его.

    М1, М 2, М 3, М 4, М 5 –последовательные положения на чертеже пунсона, означающего город. Опишите погоду в городе М по мере продвижения циклона.


    Приложение №2.

    Озвучьте прогноз погод, используя синоптическую карту и текст, для этого вставьте пропущенные слова.

                                                                      http://www.meteonova.ru/news/pictures/63506193866.jpg

    «Сегодня на синоптической карте Европейской России существуют два ярко выраженных атмосферных объекта - холодный арктический антициклон, с центром над югом Баренцева моря, и дождливый циклон, уходящий на Южный Урал.

    Во власти антициклона сегодня окажутся приполярные районы и Русский Север, северо-западные и центральные области, а также Черноземье. В этой части нашей страны осадков ожидать не стоит. Днем температура  в Центре ожидается +18…+23°,  а в приполярных районах - не выше +6…+11°.

    Ну а циклон и его атмосферные фронты спровоцируют дожди, местами с грозами и порывистым ветром, в Предуралье и Поволжье, а также на территории южных регионов. При этом температура составит в Предуралье и Поволжье +17…+22°, а в Южном и Северокавказском округах воздух прогреется до +22…+27°.В Калининградской области, днем там +16…+21°,без осадков».( антициклон, осадков ожидать не стоит, циклон, дожди, местами с грозами и порывистым ветром, без осадков).

                                                                                                        Приложение №3.

                СОСТАВЬ ПРОГНОЗ ПОГОДЫ ДЛЯ Г.ХОЛМСКА, ИСПОЛЬЗУЯ  СИНОПТИЧЕСКИЕ КАРТЫ.

     Ответы

    30 января 1994 г. Холмск находится в теплом секторе циклона. С запада надвигается холодный фронт. Ожидается кратковременный, но интенсивный снегопад при сильном ветре, можно дать штормовое предупреждение; в дальнейшем понижение температуры.

    30 января 1998 г. Через Холмск только что прошел теплый фронт, установилась относительно высокая температура воздуха, которая продержится один-два дня, после чего с востока надвинется холодный фронт с сильным ветром, интенсивными осадками, наступит похолодание.

    30 января 2001 г. Холмск находится на юго-западной периферии малоподвижного антициклона. Ясная морозная погода без осадков в ближайшее время не изменится, ветер несильный, юго-восточный.

    30 января 2002 г. С юго-запада на Холмск надвигается циклон с очень низким давлением в центре. Ожидается увеличение облачности, снег, ветер восточный; и здесь штормовое предупреждение будет нелишним.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД по теме “Квадрат суммы и квадрат разности”

    Тип урока: урок изучения нового материала Тема раздела: “Формулы сокращённого умножения” Тема урока: “Квадрат суммы и квадрат разности” Класс 7 ...

    Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

    Технологическая карта очень удобный конспект урока. Краткое описание действий на уроке...

    Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД по английскому языку на тему: Дикие животные. Введение новой лексики

    Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...

    Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

    План-конспект урока в 8 классе по теме: "Неполные квадратные уравнения"....

    Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД (Экологически безопасные виды транспорта, 10 класс).

    Технология развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии.Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, активные методы обучения.Приемы: при...

    Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД (Образование, 10 класс)

    Технология критического мышления.Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, метод «мозгового штурма» («брейнсторминг»), «микрофон&raqu...