Программа дополнительного образования "География туризма в Бурятии"
рабочая программа по географии на тему

Воротникова Ольга Алексеевна

Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. Программа носит образовательно - развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.

     Предлагаемая программа, составлена на основе эколого-краеведческого содержания и интеграции школьных дисциплин: географии, биологии, экологии.  Данная программа ставит цель формирования у учащихся экологической культуры рекреационной деятельности в процессе природопользования в Республике Бурятия.

Основная цель - развитие навыков и умений исследовательской работы по изучению экологического состояния окружающей среды (мониторинг), планированию направлений рекреационной деятельности своего региона в связи с физико-географическими, культурными, социально-экономическими   условиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_turizma_v_buryatii.docx37.18 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МУ УО Прибайкальского района

МОУ «Турунтаевская районная гимназия»

Дополнительная образовательная программа

«География туризма в Бурятии»

Срок реализации программы:  4 года

Возраст учащихся:11-16 лет

Учитель географии и биологии:

Воротникова О.А.

                                              С.Турунтаево

    Пояснительная записка

 Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с происходящей модернизацией образования страны, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

    В национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751, в качестве одной из основных целей определены формирование здорового образа жизни и развития детского и юношеского спорта.

    Наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека является туризм. Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала ХIХ и обозначат экскурсию или путешествие.

     Под школьным туризмом понимается туристская деятельность учащихся, выходящая за рамки учебных программ по физической культуре и организуемая учреждением дополнительного образования в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного времени.

Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. Программа носит образовательно - развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.

     Предлагаемая программа, составлена на основе эколого-краеведческого содержания и интеграции школьных дисциплин: географии, биологии, экологии.  Данная программа ставит цель формирования у учащихся экологической культуры рекреационной деятельности в процессе природопользования в Республике Бурятия.

Основная цель - развитие навыков и умений исследовательской работы по изучению экологического состояния окружающей среды (мониторинг), планированию направлений рекреационной деятельности своего региона в связи с физико-географическими, культурными, социально-экономическими   условиями.

Задачи:

1. Показать место рекреационной деятельности в оздоровлении, развитии личности, в формировании экологической культуры.

2. Сформировать навыки и умения по прогнозированию и мониторингу.

3. Расширить знания о видах рекреационной деятельности и туризма, об оптимизации взаимодействия в системе “природа - человек - общество”.

4. Сформировать навыки и умения работы с картографическим материалом и другими источниками знаний.

    Цели и задачи факультативных заключается в систематизации и углублении имеющихся экологические знания учащихся, а также подготовке их к практическим действиям, реализации собственных оригинальных экологических исследований в экологической экспедиции (эколого-туристической экспедиции) и просто туристическом походе.

     В результате освоения данного курса, происходит органическое проникновение учащихся в мир новых информационных технологий с помощью Интернет-ресурсов, мультимедийных технологий, научной литературы, различных тематических баз данных. Это не только расширяет общий кругозор учащихся, но и способствует осознанию необходимости овладения новыми передовыми технологиями, способными поднять качество получаемой информации и самого познавательного процесса на новый уровень, в отдельных случаях - перейти на более свободный – индивидуальный режим освоения нового материала.

     Факультативные занятия не заканчиваются с окончанием школьного учебного процесса (учебного года), они логически подготавливают учащихся к участию в экологических экспедициях, походах, школьных выездных лагерей, сочетая, таким образом, активный отдых на природе, оздоровление и возможность сбора фактического материала для реализации намеченных групповых и индивидуальных научных экологических и краеведческих исследований.

   Таким образом, последующая эколого – туристическая экспедиция после окончания учебного года может рассматриваться, как дополнительный практикум.

      Практические работы включают различные виды индивидуальной, групповой и коллективной работы с различными источниками информации. Подготовка, верстка и выпуск экологических новостей, бюллетений – готовит учащихся к анализу и представлению результатов своих исследований, проектов.

     Программа факультативных занятий предполагает проведение экскурсий, однодневных и многодневных походов.

   Учебный план и программа занятий предусматривают обучение ребят азбуке туризма - сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основных сведений о своем крае, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, общей физической подготовке, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах.

   Место курса в учебном плане: реализация программы рассчитана на 4 года, объёмом в 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 45 минут.         

    Занятия проводятся во второй половине дня.

   Место проведения занятий - учебные кабинеты, читальные залы школьной и районной библиотеки, улицы посёлка, спортивный зал, спортивная площадка школы.

   Форма организации внеурочной деятельности – дополнительное образование, форма добровольного объединения детей.

Учебно – тематический план

пп

Содержание

Кол.часов

                  Из них

Теория

Экскур

сии

Практи

ческие

работы

I

География туризма – отрасль рекреационной географии

8

6

2

1

Проблемы географии туризма, их связь с социологией, экологией, экономикой

3

2

Основные понятия географии туризма

3

3

Практическая работа «Оценка туристических ресурсов Республики Бурятия»

2

II

Виды туризма и туристических ресурсов республики

9

6

3

4

Виды туризма Виды туристических ресурсов

3

5

Классификация туризма

3

6

Практическая работа по изучению условий региона для развития туризма

3

Ш

Туризм – как форма оздоровления

9

6

3

7

Функции туризма. Виды туристических ресурсов Республики Бурятия

3

8

Виды туристических ресурсов Республики Бурятия

3

9

Оценка туристических ресурсов Бурятии. Практическая работа по изучению физико – геграфических условий региона

3

IV

Учебные тропы природы

9

6

3

10

Туристско – познавательные учебные экологические тропы

3

11

Роль троп природы в формировании навыков и умений общения с природным окружением.

3

12

Практическая работа по подборке материала к реферату об истории и типах учебных троп своего края

3

V

Эколого – туристическая тропа

9

2

4

3

13

Эколого – туристическая тропа на карте местности

2

14

Ориентирование по карте и местным признакам

3

15

Экскурсия на учебную экологическую тропу

4

VI

Типы туристического природопользования Республики Бурятия

8

4

4

16

Типы туристического природопользования

2

17

Туристическое природопользование края. Нагрузка от туризма

2

18

Экскурсия – практикум: формы воздействия туризма на лесную растительность

4

VII

Природа Республики Бурятия

27

15

6

6

19

Рельеф и полезные ископаемые Бурятии

3

20

Климат и внутренние воды Республики Бурятия

3

21

Внутренние воды. Минеральные источники Бурятии

3

22

Природные комплексы Бурятии

3

23

Животный и растительный мир Бурятии

3

24

Экскурсия в музей природы Бурятии

3

25

Экскурсия в этнографический музей бурятии

3

25

Практическая работа по изучению реки Итанца

3

26

Практическая работа по изучению озера Байкал

3

VIII

Особо охраняемы природные территории Бурятии и озера Байкал

20

10

10

27

Национальные парки Бурятии

2

28

Заповедники на Байкале

3

29

Заказники Республики Бурятия

2

30

Памятники природы Бурятии

3

31

Экскурсия в Забайкальский национальный парк

10

IX

Жизнь в озере Байкал

15

12

3

32

Биологическое разнообразие Байкала

3

33

Растительный мир Байкала

3

34

Животный мир Байкала

3

35

Эндемики Байкала

3

36

Байкальские сообщества. Пищевые связи в Байкале. Практическая работа

3

X

Человек на Байкале

15

12

3

37

Как люди поселились на Байкале и заселяли его

3

38

Легенды о Байкале

3

39

Основные загрязнители Байкала. Охрана окружающей среды в районе озера Байкал

3

40

Влияние туристов и отдыхающих на озеро. Практическая работа

3

41

Миры на Байкале

3

42

Подведение итогов работы

3

3

42

Комплексный туристический поход

12

12

43

Итого

144

82

36

26

Содержание программы:

I.   География туризма - отрасль рекреационной географии: (8 часов)

Проблемы географии туризма, их связь с социологией, демографией, экономикой, экологией, Понятия: туризм, экология, рекреация, их соотношение.Основные понятия географии туризма: туристские ресурсы и условия туризма, туристский спрос, туристские учреждения, туристский район. Предмет исследования географии туризма.


II. Виды туризма и туристских ресурсов республики: (9 часов)

Виды туризма по целям: лечебный, оздоровительный, познавательный, развлекательный, спортивный, конгрессовый, религиозный, деловой. Классификация туризма по продолжительности, по сезонности, по району, по составу туристов.Функции туризма: социально-культурная, экологическая, медицинская.Виды туристских ресурсов России, своей области, республики.

Практическая работа по оценке туристских ресурсов края, прогнозирование и планирование перспективных направлений туризма в республике. Организация работы по детскому экологическому проекту “Парки и скверы - как место отдыха.” (можно по другой теме “Школа - Экодом”).


 III.  Туризм - как форма оздоровления: (9 часов)

Виды спортивного самодеятельного туризма. Категории сложности. Физическая, психическая и тактическая подготовка туриста - спортсмена, нагрузки на его организм.

География спортивного туризма в своей области в связи с физико-географическими и историко-географическими условиями региона,

Практическая работа по изучению физико-географических условий региона для развития спортивного туризма, работа с тематическими картами, с контурной картой по нанесению туристских маршрутов.

IV. Учебные тропы природы: (9 часов)

Туристско-познавательные, прогулочно-познавательные, учебные экологические тропы. История троп природы, их образовательно-воспитательное значение. Эколого-туристская тропа: особенность её создания, назначение (на конкретном примере).

Роль троп природы в формировании навыков и умений общения с природным окружением.

Практическая работапо подборке материала к реферату о истории, типах учебных троп природы своей республики.

V. Эколого-туристская тропа: (9 часов)

Эколого-туристская тропа на карте местности. Навыки чтения плана местности, карт спортивного ориентирования. Ориентирование по карте и местным признакам. Ориентирование: в заданном направлении, по маркировке, по выбору.

Практическая работа. Экскурсия на учебную экологическую тропу, эколого-туристскую тропу. Подведение итогов работы по экологическому проекту.

VI. Типы туристского природопользования республики: (8 часов)

Типы туристского природопользования по функциям и по критерию соотношения в природопользовании неизменной природы и урбанизированной среды.

Туристское природопользование края. Нагрузка от туризма (рекреационная нагрузка) на ландшафт.

Экскурсия-практикум:формы воздействия туризма на лес (парк) и последствия воздействия на лесную растительность. Визуальная оценка степени рекреационной  нагрузки (нагрузки от туризма) на парковый (лесной) ландшафт.

VII. Природа Республики Бурятия: (27 часов.)

Рельеф, полезные ископаемые, климат, внутренние воды, минеральные воды, природные комплексы Бурятии, животный и растительный мир.

VIII. Особо охраняемые природные территории Бурятии и озера Байкал(20 часов)

Национальные парки (Прибайкальский, Забайкальский), заповедники (Байкало – Ленский, Баргузинский, Байкальский, Джергинский)

Памятники природы на Байкале.

IX. Жизнь в озере Байкал: (15 часов)

Биологическое разнообразие, растительный и животный мир, байкальские сообщества, пищевые связи в Байкале.

X. Человек и Байкал: (15 часов)

Как люди появились на Байкале и заселяли его. Загрязнители, загрязнения, охрана окружающей среды, влияние туристов и отдыхающих на озеро.

Планируемые результаты освоения программы

   Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

   Требования к результатам освоения программы задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждом году обучения.

   Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

   К личностным результатам относится система ценностных ориентаций школьника, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

   К метапредметным результатам относятся освоенные школьником универсальные способы деятельности, применимые как в рамках внеурочной деятельности (образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях.

   Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

   Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

    К предметным результатам относятся усвоенные  школьником в процессе внеурочной деятельности знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в туристской группе (команде); опыт социально-профессиональных ролей в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления; ценностные установки, специфичные для туризма и краеведения, межличностной коммуникации.

     Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников.

  1. приобретение знаний о правилах конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии, об основах организации коллективной деятельности в туризме и краеведении, о способах организации досуга, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации,
  2. приобретение обучающимися опыта актуализации физкультурно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их досуга, опыта волонтёрской деятельности, опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

     Планируемые результаты. По окончании занятий внеурочной деятельности по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах туризма и краеведения, которые можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.

Список литературы:

  1.  Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография, 2006. – 96 с.
  2.  Атлас Республики Бурятия. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 2000.
  3. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. – Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1970.
  4.  Башкуев Б.В., Пастернак Л.Г. География Бурятской АССР: Учеб.пособ.для 8 кл. –Улан-Удэ: Бур.кн.изд-во, 1968. – 75 с.
  5.  Галазия Г.И. Байкал в вопросах и ответах – М.:Мысль, 1988. – 285 с.
  6.  Заповедными тропами. – М.: Просвещение 1980. – 192 с.
  7.  Иметхенов А.Б. Памятники природы Бурятии. - Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1990. - 157 с.
  8.  Мельхеев М.Н. Топонимика Бурятии: История, система и происхождение географических названий. – Улан-Удэ. : Бурят.кн.изд-во, 1969. – 186 с.
  9.  Методические рекомендации по составлению авторских и рабочих программ по географии: метод.рек./ сост. Л.Д.Пшеничникова; Бурят.ин-т ПКиПРО. – Улан-Удэ, 1998. – 12 с.
  10. Никитин Н.М. Сибирская эпопея XVII века: Начало освоения Сибири русскими людьми. – М.: Наука, 1987. – 128 с.
  11. Цыдынжапов Г.Ц. Бурятская кухня. – Улан-Удэ.:Бурят.кн.изд-во, 1991.
  12. Чимитдоржиев Ш.А. Кто мы – бурят-монголы? – Улан-Удэ: Ассоциация литераторов Бурятии, 1991.
  13. Эрдынеева М.О., Чернов Б.А. География Бурятии: Учеб.пособ. для 8-9 кл.сред.шк. – Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1994. - 128 с.
  14. Интернет-ресурсы
  15. 1. http://www.buryatia.ru
  16. 2. http://baikalrav.narod.ru
  17. 3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Бурятия
  18. 4. http://gov/buryatia/ru


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по географии "Мир туризма"

Значение предлагаемой программы многогранно: она призвана углубить знания и расширить кругозор учащихся в области географии, способствует ее экономизации, позволяет внедрить элементы рекреационн...

Дополнительная программа по предмету «Туризм» 5 класс Авторы-составители: Учитель географии -- Чиркова Нина Павловна

Учебно-воспитательный процесс требует от учащегося школы в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность и непосредствен...

Образовательная программа дополнительного образования детей секции спортивного туризма «ТУРИСТЫ-СПОРТСМЕНЫ»

Дополнительная образовательная программа, предлагаемая ниже,  реализуется   по  физкультурно-спортивной направленности....

Презентация дополнительной общеразвивающей программы "Оздоровительно-познавательный туризм"

Презентация дополнительной общеразвивающей программы "Оздоровительно-познавательный туризм" проходила в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов сферы...

Программа дополнительного образования "Туризм и путешествия"

Программа по краеведческому туризму для школьников...