Рабочая программа по географии для 9 класса
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Нехай Фатима Аскербиевна

Рабочая программа по географии в 5-9 классах составлена  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным  приказом  Министерства образования  и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г., 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_9_kl.docx79.03 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по географии в 5-9 классах составлена  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным  приказом  Министерства образования  и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г.,

- Изменениями  в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 г., регистрационный №24480), изменениями  внесенными в  приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля  2015 г., регистрационный №35953).

- Приказом  от 31 декабря 2015 г. о внесении изменений в федеральный  государственный образовательный  стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. № 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9  февраля  2016 г., регистрационный №41020).

- Программой  основного общего образования  в рамках проекта  «Разработка, апробация и внедрение федеральных образовательных стандартов  второго поколения», реализуемого Российской академией  образования по  заказу  Министерства образования  и науки  Российской Федерации и федерального агентства по образованию и Федеральной рабочей программой Е.М. Домогацкого.

- Положением  о структуре, порядке  разработки, экспертизы  и утверждения рабочей программы учебных предметов, курсов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1 им.Ю.К.Намитокова» а.Понежукая от 09.04.16г. №21/2.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

           Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  •  формирование личностных представлений о целостности природы Земли;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;        осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  •  участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  •  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
  •  формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  •  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  •  развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

 Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной  деятельности,  развивать мотивы  и  интересы  своей познавательной деятельности;
  • умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

 Предметные результаты:

Выпускник научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
  • различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
  • использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
  • устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
  • использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте  реальной жизни;
  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;(Республики Адыгея)
  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России; (РА)
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России; (РА)
  • использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
  • различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
  • объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
  • уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
  • описывать погоду своей местности;
  • объяснять расовые отличия разных народов мира;
  • давать характеристику рельефа своей местности;
  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
  • приводить примеры современных видов связи, применять  современные виды связи для решения  учебных и практических задач по географии;
  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • моделировать географические объекты и явления;
  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  • составлять описание природного комплекса;выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
  • оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;
  • давать характеристику климата своей области (края, республики);
  • показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
  • объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

Содержание  учебного   предмета  (9 класс)

Преподавание ведется по учебнику:

Е.М. Домогацких,Э.Л. Введенский.

«География: Население и хозяйство России» учебник для 9  класса общеобразовательных учреждений.   Москва « Русское слово»: 2013 г.

Количество часов в году – 68

Оценочных практических работ – 12 часов

Контрольных срезов по четвертям – 4 часа

Введение (1 час)

Содержание темы:

Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный комплекс.

Учебные понятия:

Социально-экономическая география, хозяйственный (территориальный социально-экономический) комплекс.

Основные образовательные идеи:

  • Социально-экономическая география — это наука о территориальной организации населения и хозяйства.
  • В отличие от природного, хозяйственный комплекс может целенаправленно управляться человеком.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • выявлять причинно-следственные связи,
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
  • выслушивать и объективно оценивать другого,
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • специфику предмета изучения экономической и социальной географии;
  • отличия природного и хозяйственного комплексов.

Умение определять:

  • отличия природного и хозяйственного комплексов.

Тема 1. Россия на карте (4 часа)

Содержание темы:

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств. Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны. Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия — федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа. Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства — основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Учебные понятия:

Социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация.

Основные образовательные идеи:

  • Формирование территории России – от Московского княжества и Российской империи через СССР к современной России.
  • Россия – самая большая по площади территории страна с самым большим количеством сухопутных соседей.
  • Преимущества и недостатки величины территории и северного положения страны.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • оценивать работу одноклассников,
  • выявлять причинно-следственные связи,
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
  • создавать объяснительные тексты
  • выслушивать и объективно оценивать другого,
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • специфику поэтапного формирования территории России;
  • особенности проведения государственной границы;
  • достоинства и недостатки географического положения России;
  • структуру административно-территориального устройства;
  • принципы экономико-географического районирования;
  • особенности отраслевого состава народного хозяйства.

Умение определять:

  • особенности географического положения России;
  • особенности границ России;
  • специфические черты видов субъектов Федерации;
  • виды субъектов Федерации;
  • отличительные черты видов отраслей хозяйства;
  • положение экономических регионов, районов, зон России.

Практические работы: 

  1. Составление описания экономико-географического положения России по типовому плану.
  2. Составление описания политико-географического положения России по типовому плану.
  3. Обозначение на контурной карте субъектов Федерации различных видов.
  4. Определение административного состава Федеральных округов на основе анализа политико-административной карты России.
  5. Сравнение по статистическим показателям экономических районов (экономических зон, природно-хозяйственных районов).

Тема 2. Природа и человек  (3 часа)

Содержание темы:

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям — биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера. Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России. Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Учебные понятия: 

Природные условия, адаптация, природные ресурсы.

Основные образовательные идеи:

  • Влияние природной среды (природных условий и ресурсов) на образ жизни и особенности хозяйственной деятельности людей.
  • Необходимость Рациональное природопользование — объективная необходимость.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • оценивать работу одноклассников,
  • выявлять причинно-следственные связи,
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
  • создавать объяснительные тексты
  • выслушивать и объективно оценивать другого,
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • особенности природных условий и ресурсов;
  • понятие «адаптация»;
  • связь между различными видами адаптации;
  • влияние природных условий на хозяйственную деятельности человека;
  • специфику использования и размещения природных ресурсов России;
  • принципы взаимодействия природы и человека;
  • суть экологических проблем;
  • особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.

Практические работы: 

  1. Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов (минеральных, биологических, водных и т.д.).
  2. Оценка экологической ситуации отдельных частей территории России.

Тема 3. Население России (8 часов)

Содержание темы:

Демография. Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство населения. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в России. Размещение населения России. Главная полоса расселения и зона Севера. Миграции населения. Виды миграций. Направления внутренних миграций в России. Внешние миграции. Формы расселения. Сельское расселение. Формы сельского расселения. Зональные типы сельского расселения. Городская форма расселения. Город и урбанизация. Функции города. Виды городов. Городские агломерации.  Этнический состав населения. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты. Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок труда.

Учебные понятия:

Демография, рождаемость, смертность, численность населения, перепись населения, естественный прирост, воспроизводство населения, демографический кризис, плотность населения, Основная зона расселения (или Главная полоса расселения), зона Севера, миграции, внутренние и внешние миграции, эмиграция, иммиграция, формы расселения, расселение, городское и сельское расселение, формы сельского расселения, групповая (деревенская) форма расселения, рассеянная (фермерская) форма расселения, кочевая форма расселения, город, урбанизация, уровень урбанизации, градообразующие функции, моногорода, города-миллионеры городская агломерация, этнический состав, языковые группы, языковые семьи, религиозный состав, этнорелигиозные конфликты, половозрастной состав, трудовые ресурсы, рынок труда, безработица.

Основные образовательные идеи:

  • Динамика численности населения определяется социально-экономическими, политическими факторами.
  • Миграции оказывают влияние на заселение территории, этнический и возрастной состав населения.  
  • Трудовые ресурсы создают национальное богатство страны.
  • Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна.  
  • Неравномерность размещения населения по территории России — следствие разнообразия природных условий.
  • Урбанизация — процесс развития городов.

Метапредметные умения:

  • выделение существенных признаков новых понятий;
  • работа с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами;
  • поиск дополнительные источники информации.
  • формулирование своих мыслей и выводов в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • особенности динамики численности и воспроизводства населения;
  • направления и типы миграции;
  • особенности состава населения;
  • специфику распространения религий;
  • размещение населения;
  • особенности городского и сельского населения;
  • специфические черты рынка труда.

Умение определять:

  • параметры воспроизводства населения;
  • параметры миграционных процессов;
  • регионы с различными показателями миграции;
  • параметры, характеризующие состав населения;
  • регионы с преобладанием отдельных языков, религий;
  • параметры, характеризующие размещение населения;
  • районы концентрации сельского и городского населения;
  • размещение крупных городов;
  • перспективы изменения численности и состава населения, трудовых ресурсов.

Практические работы:

  1. Расчёт параметров естественного движения населения: естественного прироста, рождаемости, смертности, показателя естественного прироста, показателя смертности, показателя рождаемости.
  2. Расчёт численности городского населения на основе данных о значении показателя урбанизации и численности населения России.
  3. Определение по картам атласа ареалов компактного проживания крупнейших народов России.

Тема 4. Отрасли хозяйства  России  (18 часов)

Содержание темы:

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение.  Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт  и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Учебные понятия:

Национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.

Основные образовательные идеи:

  • Хозяйство России представляет собой сложный комплекс предприятий, отраслей и секторов экономики, связанных друг с другом и с мировым хозяйством.

Метапредметные умения:

  • установление причинно-следственных связей, например, для объяснения развития этапов хозяйства (аграрного, индустриального и постиндустриального);
  • анализ различных источников информации с целью определения тенденций развития отраслей, сфер и секторов хозяйства;
  • выделения существенных признаков, например, для выявления отраслевой структуры хозяйства;

Предметные умения

Умение объяснять:

  • особенности структуры хозяйства;
  • особенности отраслей хозяйства;
  • видовое разнообразие предприятий отраслей хозяйства;
  • взаимосвязь и взаимное влияние отраслей хозяйства друг на друга;
  • географию отраслей хозяйства;
  • роль отраслей хозяйства в жизни государства.

Умение определять:

  • параметры структуры хозяйства;
  • факторы размещения хозяйства;
  • районы концентрации предприятий отраслей хозяйства;
  • показатели, характеризующие деятельность предприятий отраслей хозяйства;
  • основные направления движения сырья и готовой продукции.

Практические работы: 

  1. Составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства России.
  2. Описание отрасли по типовому плану.
  3. Составление схемы межотраслевых связей отрасли промышленности.
  4. Анализ потенциальных возможностей территорий природных зон для развития сельского хозяйства.
  5. Описание транспортного узла.

Тема 5. Природно-хозяйственная характеристика России  (21 часов)

Содержание темы:

Европейский Север, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север — самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы — основа хозяйства района. Мурманск — морские ворота страны.

Европейский Северо-Запад, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад — транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение — главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение — ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург — многофункциональный центр района.

Калининградская область — самая западная территория России.

Регион Центральная Россия, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Выгодность экономико-географического положения. Ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства региона. Высококвалифицированные трудовые ресурсы региона. Крупнейший центр автомобилестроения страны.

Европейский Юг, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжье, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Урал, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство — огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальний Восток, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация — вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Основные понятия:

Транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.

Основные образовательные идеи:

  • Формирование населения и хозяйственных особенностей каждого региона — результат сочетания длительного исторического развития и  природных условий и ресурсов.
  • Каждый из регионов России свои неповторимые особенности.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • оценивать работу одноклассников,
  • выявлять причинно-следственные связи,
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
  • создавать объяснительные тексты
  • выслушивать и объективно оценивать другого,
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • особенности природы, населения и хозяйства регионов России;
  • особенности структуры хозяйства и специализации отдельных территорий России;
  • особенности социально-экономической ситуации отдельных регионов России.

Умение определять:

  • регион России по краткому описанию;
  • специфику геоэкологической ситуации в отдельных регионах и на всей территории России;
  • особенности социально-экономической ситуации отдельных регионов России.

Практические работы: 

  1. Описание экономико-географического положения района.
  2. Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию района.
  3. Определение природных условий, определяющих хозяйственную специализацию территории района.
  4. Составление комплексного описания района по типовому плану (Западная Сибирь).
  5. Сравнительная характеристика географического положения районов.
  6. Анализ специфики размещения населения и хозяйства на территории района.

Заключение (1 час)

Содержание темы:

Место России в мировой экономике. Хозяйство России до ХХ в. Россия в ХХ—XXI вв. Перспективы развития.

Основные образовательные идеи:

  • В протяжении своей истории Россия играла определенную роль в системе мирового хозяйства, причем, эта роль менялась.
  • После распада СССР и экономического кризиса Россия постепенно восстанавливает свой экономический потенциал, оставаясь пока поставщиком на мировой рынок в основном сырьевой продукции.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • выявлять причинно-следственные связи,
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
  • выслушивать и объективно оценивать другого,
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • место России в мире по отдельным социально-экономическим показателям;
  • особенности России на современном этапе социально-экономического развития.

Умение определять:

  • место России в мире по отдельным социально-экономическим показателям;
  • перспективы социально-экономического развития России.

Практические работы:

  1. Определение по статистическим показателям место и роль России в мире.

Экономическая и социальная география Республики Адыгея (10часов)

Содержание темы:

Особенности ЭГП территории РА. Население и трудовые ресурсы. Национальный состав населения. Общая характеристика хозяйства Адыгеи. Промышленность. АПК региона. Территориальная организация хозяйства республики. Транспорт и внешние связи. Производственная и социальная инфраструктура. Города и районы РА. Социально-экономические проблемы  региона.

Предметные умения

Предметные умения

Умение объяснять:

  • особенности природы, населения и хозяйства Республики Адыгея;
  • особенности структуры хозяйства и специализации  территорий;

Умение определять:

  • регион   по краткому описанию;
  • особенности социально-экономической ситуации в Республике Адыгее

Практические работы: 

  1. Экономико-географическое положение РА. Административно-территориальное деление.
  2. Составление характеристики хозяйства своего региона

Географическая номенклатура

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса, мыс Дежнёва.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Учебно – тематический план

Наименование раздела

Количество часов (всего)

Лабораторные, практические работы

Экскурсии

Контрольные работы

Контрольные срезы

1

Ведение

1

2

Россия на карте

4

2

3

Природа и человек  

3

2

4

Население России

8

1

5

Отрасли хозяйства  России

18

3

1

6

Природно-хозяйственная характеристика России  

21

3

1

7

Заключение

1

8

Экономическая и социальная география Республики Адыгея

10

2

1

Резерв

2

                         Итого:

68

12

4

 

Календарно-тематическое планирование в 9 классе А

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата

проведения

план

факт

ВВЕДЕНИЕ  (1 час)

1

Экономическая и социальная география

1

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА    (4 часа)

2

Экономико- и политико-географическое положение России. Практическая работа №1 «Составление описания экономико-географического положения России по типовому плану»

1

3

Формирование территории России

1

4

Административно-территориальное устройство России.

1

5

Практическая работа №2 «Определение административного состава Федеральных округов на основе анализа политико-административной карты России»

1

6

Районирование территории России

1

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК  (3 часа)

7

Природные условия России

1

8

Природные ресурсы России. Практическая работа №3 «Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов (минеральных, биологических, водных и т.д.)».

1

9

Хозяйственная деятельность и изменение природной среды. Практическая работа №4  «Оценка экологической ситуации отдельных частей территории России».

1

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ  (8  часов)

10

Численность населения России

1

11

Размещение населения России

1

12

Миграции населения

1

13

Сельская форма  расселения

1

14

Городская форма расселения

1

15

Контрольный срез за I четверть 

1

16

Анализ контрольного среза. Этнический и религиозный состав населения

1

17

Трудовые ресурсы и рынок труда

1

ОТРАСЛИ ХОЗЯЙСТВА  РОССИИ  (18 часов)

18

Национальная экономика

1

19

Факторы размещения производства

1

20

Топливно-энергетический комплекс  (ТЭК). Нефтяная и газовая промышленность. Практическая работа №5«Описание отрасли по типовому плану»

1

21

Топливно-энергетический комплекс: угольная промышленность

1

22

Топливно-энергетический комплекс: электроэнергетика

1

23

Металлургический комплекс: чёрная металлургия.

Практическая работа №6 «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам».

1

24

Металлургический комплекс: цветная металлургия

1

25

Машиностроительный комплекс

1

26

Химическая промышленность

1

27

Лесная промышленность

1

28

Агропромышленный комплекс.  Растениеводство

1

29

Контрольный срез за II четверть

1

30

Анализ контрольного среза. Агропромышленный комплекс. Животноводство

1

31

Зональная специализация сельского хозяйства.

Практическая работа №7 «Анализ потенциальных возможностей территорий природных зон для развития сельского хозяйства»

1

32

Пищевая и лёгкая промышленность

1

33

Транспортный комплекс

34

Нематериальная сфера хозяйства

1

35

Проверочный тест по теме: «Хозяйство России»

1

ПРИРОДНО - ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИИ  (21  часов)

36

Европейский Север. Общие сведения

1

37

Европейский Север. Население, природные ресурсы и хозяйство

1

38

Европейский Северо - Запад. Общие сведения. Практическая работа №8  «Описание экономико-географического положения района»

1

39

Европейский Северо - Запад. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1

40

Центральная Россия. Общие сведения

1

41

Центральная Россия. Население, природные ресурсы.

1

42

Центральная Россия. Хозяйство

1

43

Европейский Юг. Общие сведения

1

44

Европейский Юг. Население, природные ресурсы и хозяйство. Практическая работа №9  «Определение природных условий, определяющих хозяйственную специализацию территории района»

1

45

Поволжье. Общие сведения

1

46

Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство

1

47

Урал.  Общие сведения

1

48

Урал.  Население, природные ресурсы и хозяйство

1

49

Контрольный срез  (тестирование) за III четверть

1

50

Анализ контрольного среза. Западная Сибирь. Общие сведения

1

51

Западная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство. Практическая работа №10 «Составление комплексного описания района по типовому плану».

1

52

Восточная Сибирь. Общие сведения

1

53

Восточная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство

1

54

Дальний Восток.  Общие сведения

1

55

Дальний Восток. Население, природные ресурсы и хозяйство

1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  (1 час)

56

Место России в мировой экономике

1

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ  (10 часов)

57

Экономико- и политико-географическое положение Республики Адыгея.

Практическая работа №11

«Экономико-географическое положение РА. Административно-территориальное деление»

1

58

Население и трудовые ресурсы

1

59

Национальный состав населения

1

60

Общая характеристика хозяйства Адыгеи. Промышленность

1

61

Агропромышленный комплекс региона.

Практическая работа №12

«Составление характеристики хозяйства своего региона»

1

62

Территориальная организация хозяйства республики.

1

63

Транспорт и внешние связи

1

64

Итоговый контрольный срез (тестирование)

1

65

Анализ контрольного среза. Производственная и социальная инфраструктура

1

66

Социально-экономические проблемы региона

1

67-68

Резерв

2

Календарно-тематическое планирование в 9 классе Б

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата

проведения

план

факт

ВВЕДЕНИЕ  (1 час)

1

Экономическая и социальная география

1

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА    (4 часа)

2

Экономико- и политико-географическое положение России. Практическая работа №1 «Составление описания экономико-географического положения России по типовому плану»

1

3

Формирование территории России

1

4

Административно-территориальное устройство России.

1

5

Практическая работа №2 «Определение административного состава Федеральных округов на основе анализа политико-административной карты России»

1

6

Районирование территории России

1

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК  (3 часа)

7

Природные условия России

1

8

Природные ресурсы России. Практическая работа №3 «Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов (минеральных, биологических, водных и т.д.)».

1

9

Хозяйственная деятельность и изменение природной среды. Практическая работа №4  «Оценка экологической ситуации отдельных частей территории России».

1

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ  (8  часов)

10

Численность населения России

1

11

Размещение населения России

1

12

Миграции населения

1

13

Сельская форма  расселения

1

14

Городская форма расселения

1

15

Контрольный срез за I четверть 

1

16

Анализ контрольного среза. Этнический и религиозный состав населения

1

17

Трудовые ресурсы и рынок труда

1

ОТРАСЛИ ХОЗЯЙСТВА  РОССИИ  (18 часов)

18

Национальная экономика

1

19

Факторы размещения производства

1

20

Топливно-энергетический комплекс  (ТЭК). Нефтяная и газовая промышленность. Практическая работа №5«Описание отрасли по типовому плану»

1

21

Топливно-энергетический комплекс: угольная промышленность

1

22

Топливно-энергетический комплекс: электроэнергетика

1

23

Металлургический комплекс: чёрная металлургия.

Практическая работа №6 «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам».

1

24

Металлургический комплекс: цветная металлургия

1

25

Машиностроительный комплекс

1

26

Химическая промышленность

1

27

Лесная промышленность

1

28

Агропромышленный комплекс.  Растениеводство

1

29

Контрольный срез за II четверть

1

30

Анализ контрольного среза. Агропромышленный комплекс. Животноводство

1

31

Зональная специализация сельского хозяйства.

Практическая работа №7 «Анализ потенциальных возможностей территорий природных зон для развития сельского хозяйства»

1

32

Пищевая и лёгкая промышленность

1

33

Транспортный комплекс

34

Нематериальная сфера хозяйства

1

35

Проверочный тест по теме: «Хозяйство России»

1

ПРИРОДНО - ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИИ  (21  часов)

36

Европейский Север. Общие сведения

1

37

Европейский Север. Население, природные ресурсы и хозяйство

1

38

Европейский Северо - Запад. Общие сведения. Практическая работа №8  «Описание экономико-географического положения района»

1

39

Европейский Северо - Запад. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1

40

Центральная Россия. Общие сведения        

1

41

Центральная Россия. Население, природные ресурсы.

1

42

Центральная Россия. Хозяйство

1

43

Европейский Юг. Общие сведения

1

44

Европейский Юг. Население, природные ресурсы и хозяйство. Практическая работа №9  «Определение природных условий, определяющих хозяйственную специализацию территории района»

1

45

Поволжье. Общие сведения

1

46

Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство

1

47

Урал.  Общие сведения

1

48

Урал.  Население, природные ресурсы и хозяйство

1

49

Контрольный срез  (тестирование) за III четверть

1

50

Анализ контрольного среза. Западная Сибирь. Общие сведения

1

51

Западная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство. Практическая работа №10 «Составление комплексного описания района по типовому плану».

1

52

Восточная Сибирь. Общие сведения

1

53

Восточная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство

1

54

Дальний Восток.  Общие сведения

1

55

Дальний Восток. Население, природные ресурсы и хозяйство

1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  (1 час)

56

Место России в мировой экономике

1

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ  (10 часов)

57

Экономико- и политико-географическое положение Республики Адыгея.

Практическая работа №11

«Экономико-географическое положение РА. Административно-территориальное деление»

1

58

Население и трудовые ресурсы

1

59

Национальный состав населения

1

60

Общая характеристика хозяйства Адыгеи. Промышленность

1

61

Агропромышленный комплекс региона.

Практическая работа №12

«Составление характеристики хозяйства своего региона»

1

62

Территориальная организация хозяйства республики.

1

63

Транспорт и внешние связи

1

64

Производственная и социальная инфраструктура

1

65

Социально-экономические проблемы региона

1

66

Итоговый контрольный срез (тестирование)

1

67

Анализ контрольного среза. Итоговое обобщение

1

68

Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...