Работа на 1 категорию
презентация к уроку по географии (7 класс) на тему

Гордова Елена Михайловна

В работе представлен материал разработки и проверки комплекса упражнений для развития творческих способностей на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_na_1_kategoriyu.pptx217.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Разработка комплекса упражнений по географии как средство развития творческих способностей учащихся» Выполнили: Гордова Е.М.

Слайд 2

«Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, вовлеки меня и я научусь» (мудрая китайская пословица)

Слайд 3

Цель: Теоретически разработать и проверить комплекс упражнений для развития творческих способностей на уроках географии.

Слайд 4

Задачи: 1.Проанализировать современную педагогическую, психологическую и методическую литературу по теме. 2.Разработать комплекс упражнений, способствующих развитию творческих способностей на уроках географии. 3.Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня развития творческих способностей на уроках географии.

Слайд 5

творчество – это «умение ориентироваться в проблемной ситуации, умение добиваться результата, не располагая образцом действия, это способность видеть общие черты в различных явлениях и существенные различия в достаточно сходных объектах, это способность переноса знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой и нестандартной ситуации, видение структуры объекта и его новых функций, умение гибко видоизменять способы действия соответственно задаче». Творчество развивается и обогащается по мере расширения сферы знаний, умений, типов и глубины решаемых проблем. Развитие индивидуальных творческих способностей – это интегративный процесс целенаправленного и всестороннего развития воспитания личности.

Слайд 6

Упражнения картографического характера для учащихся 7 класса . Уровни задания 1 уровень 2 уровень 3 уровень Описание С помощью карт атласа определите: среднюю и максимальную глубину Атлантического океана Какие морские круизы Атлантического океана вы знаете. Какие опасности могут встретиться на пути океанических лайнеров. Подготовьте рассказ от имени участника одного из атлантических круизов. Определение местоположе-ния Подпишите географический объект: 1)5* с.ш ., 62* з.д . 2)43* с.ш ., 80* з.д . «Слепой текст». На территории Египта находится ____ канал, который соединяет ____ море ___ океана с ____ морем ____ океана. В январе ваш самолет совершил вынужденную посадку в безлюдном районе (65* с.ш ., 120*в.д.). С какими трудностями вам предстоит столкнуться в этих природных условиях? Моделирова-ние Район 40*-45* с.ш ., 48*-53* з.д . называют полюсом туманов. Чем вы можете объяснить происхождение тумана в этом районе Атлантики? Спущен плот с путешественником. Какая обитаемая земля встретится на его пути? Через какое время, если скорость движения плота 20км/ч, и плот спущен у одного из Мальдивских островов? Подготовить публичное выступление по теме «Мое турагенство » (объект реки мира, предложен план из 7 пунктов))

Слайд 7

Упражнения этнографического характера для учащихся 6 класса Уровни Задания 1 уровень 2 уровень 3 уровень Описание Как правило, поселения людей расположены на поверхности земли или воды. А существуют ли подземные села и аквагорода ? Минеральная вода этого бельгийского города известна всей Европе. Своим названием город обязан Петру I . Как называется это курортное место? В прошлом эту страну неоднократно посещал Н.Н.Миклухо – Маклай . Русский композитор П.А.Щуровский написал гос.гимн.Солдаты королевской гвардии носят красный мундир. Как называлась страна в прошлом и теперь? Определение местоположе-ния Используя атлас, установите, где находится территория на которой вы живете. Нанесите ее границы на к.к. России, подпишите соседей. Подпишите на к.к. реки и озера, города, в которых вам удалось побывать. Составьте рассказ о своем последнем путешествии в Оренбуржье. Моделирова-ние Составьте отчет по избранному маршруту вашего путешествия, учитывая рекреационные особенности вашей местности. Составьте по маршруту вашего путешествия план – схему. По маршруту вашего путешествия напишите рассказ туроператора.

Слайд 8

Диагностический инструментарий для определения уровня развития творческой способности в школьном возрасте 1.Изучение гибкости построения графического образа В основе этого метода лежит способность строить различные изображения на основе одного и того же повторяющегося графического контура. Инструкция ребенку: «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей». Главный показатель творческого мышления в этом количество идей, воспроизводимых ребенком. Таблица оценки способности к гибкому построению графических образов. Уровень развития Возраст 6 лет Возраст 8 лет Возраст 10 лет Возраст 12 лет Высокий 5 и более 8 и более 9 и более 10 и более Средний 3-4 6-7 6-8 7-9 Низкий 1-2 1-5 1-5 1-6

Слайд 9

2. Изучение гибкости при создании слов (Е.П. Торранс ). Задание предназначено для детей от 7 до 12 лет. Дается слово эксперимент. Необходимо из букв этого слово составить как можно больше новых слов. Время выполнения задания – 5 минут. Два раза одну и ту же букву в словах использовать нельзя. Задание предъявляется на отдельном листе, на котором ребенок записывает и свои слова. Для оценки гибкости подсчитывается количество верно составленных слов. Показатели творческой способности рассчитаны на возраст 8 – 12 лет. Высокий уровень - 9 и более слов. Средний уровень – 7 – 8 слов. Низкий уровень - 6 и менее слов.

Слайд 10

3.Изучение гибкости конструирования фраз по начальным буквам слов. Данное задание было предложено психологом Дж. Гилфордом . Задание предназначено для детей от 9 лет. Детям предлагается написать как можно больше предложений из четырех слов, в которых каждое слово начинается с указанной буквы. В_________ У_________ в________ м________ Задание, так же как и предыдущее, предъявляется на отдельном листе. Для оценки гибкости конструирования фраз подсчитывается количество верно составленных предложений. Фраза должна обязательно выражать какой – то смысл, а слова в предложении быть согласованы по родам, лицам, числам и падежам. Добавлять другие слова или предлоги не разрешается. Указанные буквы можно использовать в качестве предлогов. Время выполнения задания – 5 минут. Таблица оценки результатов задания Уровень Развития способностей Возраст 10 лет Возраст 11 лет Возраст 12 лет Высокий 3 и более 4 и более 4 и более Средний 2 2 - 3 3 Низкий 0 - 1 0 - 1 0 - 2

Слайд 11

4. Опросник креативности Опросник креативности Основываясь на теории Торранса , Д. Джонсон разработал опросник креативности . Опросник , состоящий из восьми пунктов список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности , доступных внешнему наблюдению. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за социальными взаимодействиями ребенка в данной окружающей среде (в классе, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях и т.д.). Экспертную оценку креативности могут проводить учителя, родители, одноклассники. Каждый пункт оценивается по шкале, содержащей пять градаций: 1 – никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – постоянно. Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам. Высокий уровень – 33 – 40 баллов Средний уровень – 24 – 32 баллов Низкий уровень - 8 – 23 баллов

Слайд 12

Контрольный список характеристик креативности. Опросник креативности . Творческая личность способна: 1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей). 2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость). 3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость). 4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность). 5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (способности к конструированию). 6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность). 7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность). 8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).

Слайд 13

Таблица определения результатов теста Высокий уровень 13 баллов и более Умеренно высокий уровень 11-12 баллов Средний уровень 10 баллов Умеренно низкий уровень 8-9 баллов Низкий уровень 7 баллов и меньше

Слайд 14

Заключение. Многие качества, которые характеризуют творческого человека, в разной степени свойственны всем детям: * любознательность (известные психологи А.В. Запорожец, Л.И. Божович называли это явление «потребностью в умственных впечатлениях»); * способность видеть проблемы (С.Л. Рубинштейн писал: «…Только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем…); * познавательная самодеятельность («В этой способности не «гаснуть» в полученном ответе, - пишет Д.Б. Богоявленская, - а «возгораться» в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества»); * оригинальность мышления (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных); * гибкость мышления (способность быстро и легко находить новые способы действия); * продуктивность мышления (чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных).

Слайд 15

Таким образом, проблема развития творческой способности в среднем школьном возрасте сегодня является актуальной. Творчеству можно и нужно учить, создавать условия для конкретного воплощения творческих идей, подчеркивая непохожесть, неповторимость, индивидуальность и помогая ребенку ценить в себе творческую личность. И как не согласиться со словами Ш.А. Амонашвили : «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали, царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином». Поэтому и в дальнейшем мы планируем продолжать изучение и разработку заявленной проблемы.

Слайд 16

Благодарим за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта адресной работы с различными категориями обучающихся. Опыт работы с обучающимися отнесенных к специальной медицинской группе по состоянию здоровья.

Проблема  организации физвоспитания детей и подростков, отнесенных к СМГ,  до настоящего времени не решена. К сожалению, нет адаптивных программ для таких обучающихся четких рекомендаций, фи...

Статья по теме «Внеклассная работа по математике. Из опыта работы учителя высшей категории ГБОУ Гимназии №63 Калининского района Санкт-Петербурга».

В статье представлена информация о работе методического объединения  математиков гимназии, о системе подготовки и проведения декады математики....