Рабочие программы
рабочая программа по географии на тему

Шутова Нина Дмитриевна

В даннной папке содержатся рабочие программы по предмету география, кружкам по географии и элективному курсу

Скачать:


Предварительный просмотр:


                                                       Пояснительная записка 9 класс

География России. Хозяйство.

Рабочая программа учебного предмета «География России» составлена на основании:

- Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

- Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6 – 11 классы, (сост. Е.В. Овсянникова) под ред. С.В. Курчиной - М., Дрофа, 2011. – 62 с.

- Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. №1089).

- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03. 2004.

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьников. С другой стороны, в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.

Главная цель курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

 сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны;

 сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире;

 научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

 развивать картографическую грамотность школьников;

 сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

 показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).

Рабочая программа по географии предусматривает изучение предмета в объеме: 68 часов в 9 классе по 2 часа в неделю, согласно региональному базисному учебному плану.

Согласно рабочей программы проводится 27 практических работ, из которых – 13 обучающие (они оцениваются выборочно) и 14 итоговых практических работ, которые оцениваются у всех учеников

Рабочая программа ориентирована учебно-методический комплект:

Е.А.Таможняя, С.Г.Толкунова География России. Хозяйство. Регионы. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2011.

Атлас. Экономическая география России. 9 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС

                                     

                                                             Календарно – тематическое планирование – география 9класс

Кол-во часов

     Тема  урока

Номер

урока

Дата про-

ведения

Общая характеристика хозяйства

4

Введение.

1

Отраслевая структура хозяйства.

2

Особенности формирования хозяйства России.

3

Виды предприятий и факторы их размещения. Территориальная структура хозяйства

4

География отраслей и межотраслевых комплексов

22

Состав и значение топливно-энергетического комплекса.

5

  Топливная промышленность. П.р. № 1 Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материалов. Сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России

6

Электроэнергетика России

7

Состав и значение металлургического комплекса. Факторы размещения металлургических предприятий.

8

Черная металлургия.

9

 Цветная металлургия. П.Р.№ 2 Составление характеристики одной из металлургических баз России по картам и статистическим материалам. Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.

10

Химико- лесной комплекс. Химическая промышленность. П.Р. № 3 Составление характеристики одной из  баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

11

Лесная промышленность.

12

География химико-лесного комплекса.

13

Состав и значение машиностроительного комплекса. Особенности размещения предприятий. П.Р. № 4  Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоёмкого,трудоёмкого  и металоёмкого машиностроения.

14

Оборонно-промышленный  комплекс.

15

Состав и значение агропромышленного комплекса. Сельское хозяйство.

16

География растениеводства  и животноводства. П.Р. № 5 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

17

Пищевая и лёгкая промышленность. П.Р. №6 Определение эффективности

размещения отраслей пищевой промышленности.

Состав и значение  инфраструктурного комплекса. Виды транспорта.

19

Сухопутный транспорт.

20

Сухопутный транспорт.

21

Связь.

22

Отрасли социальной инфраструктуры.

23

Экологическая ситуация в России.

24

Обобщающий урок по теме "География отраслей и межотраслевых комплексов".

25

Урок контроля и коррекции знаний по теме "География отраслей и межотраслевых комплексов".

26

Природно - хозяйственные районы России.

36

Принципы выделения  районов на территории России.

27

Общая характеристика европейской части России.

28

Географическое положение и основные ч природы Центральной России.

29

Население Центральной  России.

30

Хозяйство Центральной России. П.Р. № 7   Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России.

31

Географическое положение и основные черты  природы Европейского Севера.

32

Население Европейского Севера.

33

Хозяйство Европейского Севера. П.Р. № 8 Составление и анализ схемы хозяйственных связей   Двинско  - Печорского района.

34

Географическое положение и природа Северо Запада.

35

          население Северо-Западного региона.

36

Хозяйство Северо - Запада.  П.Р. №  9 Разработка проектов туристических маршрутов с целью изучения культурно-  исторических и природных памятников Северо - Запада.

37

Состав, географическое положение и  особенности природы Поволжья.

38

Население Поволжья.

39

Хозяйство Поволжского региона. П.Р. № 10  Определение факторов развития и сравнение  специализации пищевой промышленности Поволжья.

40

Состав, географическое положение и  особенности природы Европейского  Юга.

41

Население Европейского Юга.

42

Хозяйство Европейского Юга. П.Р. № 11Выявление и анализ условий   для  развития рекреационного хозяйства Европейского Юга.

43

Состав, географическое положение и особенности природы Урала.

44

Население Урала.

45

Хозяйство Урала. П.Р. № 12  Составление характеристики  одного из промышленных узлов Урала на основе нескольких источников информации.

46

Урок обобщения по теме " Европейская часть России".

47

Общая характеристика  азиатской части России.

48

Общие черты природы Сибири.

49

Особенности заселения и хозяйственного освоения Сибири. П.Р. №13  Изучение проблем коренного населения Сибири на основе дополнительных источников географической информации и материалов СМИ.

50

Состав, географическое положение и особенности природы  Западной Сибири.

51

Население Западной Сибири.

52

Хозяйство Западной Сибири. П.Р. № 14 Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.

53

Состав, географическое  положение и особенности природы Восточной Сибири.

54

Население и хозяйство Восточной Сибири. П.Р. № 15  Составление характеристики одного из ТПК Восточной Сибири.

55

Состав, географическое положение и особенности природы Южной  Сибири.

56

Хозяйственное освоение Южной Сибири.  П.Р. № 16 Разработка туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

57

Хозяйство Южной  Сибири.

58

Состав, географическое положение и особенности природы Дальнего Востока.

59

Хозяйственное освоение и население Дальнего Востока.

60

Хозяйство Дальнего Востока.  П.Р. №  17 Выделение на карте индустриальных, деловых, финансовых, оборонных, транспортных,  научных ,деловых, финансовых, оборонных  центров Дальнего Востока.

61

Урок повторения по теме " Восточный макрорегион".

62

Место России в мире

2

Место России в мире. П.Р. №  18 Определение основных статей экспорта и импорта России,основных внешнеэкономических партнеров России по картам и  статистическим материалам.

63

Место России в мире.  

64

Повторение

4

Повторение и обобщение  по курсу.

65

Повторение по курсу.

66

Итоговое тестирование.

67

Повторение по курсу.

68



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.  

     Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.

Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности,  помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию , формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками , отстаивать свою точку зрения.

В основе кружка лежит метод проектной деятельности учащихся .

 Деятельность учащихся может быть:
- индивидуальной;
- парной;
- групповой.

Одним из важных моментов кружка – это  участие детей в школьных выставках и ежегодной школьной конференции естественных наук, которая является отборочным туром на городские конкурсы и конференции.

Программа предназначена  для детей 6кл. . Объём программы составляет 51часов, 1,5 часа в неделю и рассчитана на 1 год.

Цели и задачи программы:

1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.

2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.

3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.

4. Формирование умений самостоятельно  добывать знания, используя различные географические источники.

Основные направления и содержание деятельности.

Усвоение ряда общих понятий, предусмотренных программой начального курса физической географии представляет некоторые трудности для учащихся. Существующие трудности в некоторых случаях отрицательно сказываются на усвоении программного материала и тормозят развитие интереса к географии.

По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных вопросов программы. Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем конкретизации общих понятий, которая осуществляется посредством изучения определенных географических объектов и явлений.

Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.

Прогнозируемые результаты

В результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России:

- истории их возникновения,

- их архитектуре,

- их географии;

приобретут практические навыки  и умения:

- работы с картой,

- работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,

- навыки организации работы в группе.

Основное содержание программы

Тема 1.  Введение – 1 час

- знакомство с деятельностью кружка, планирование.

Тема 2. Ориентирование на местности -  11 часов

- история изобретения компаса

- упражнения и движение на местности с компасом и без него

- определение направлений, расстояний по плану местности и карте

Тема 3. Жизнь земной коры – 5 часов

- современные гипотезы о происхождении гор на земле.

- вулканы, гейзеры, горячие источники.

- землетрясения.

- разнообразие форм рельефа на Земле.

- рельеф своей местности.

Тема 4. Мировой океан – 6 часов

- современные способы изучения морей и океанов.

- водяные смерчи, бури и ураганы в море.

- части мирового океана.

- растительный и животный мир океанов и морей.

- экологические проблемы  Мирового океана.

Тема 5. Воды суши – 4 часа

- крупнейшие реки Земли.

- крупнейшие озера земли, озера-диковинки.

- минеральные источники, их происхождение

- карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.

- воды суши своего края.

Тема 6. Атмосфера Земли -  4 часа

-современные методы изучения атмосферы.

- обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.

- грозные явления в атмосфере.

- местные признаки и приметы для предсказания погоды

- климат своей местности.

Тема 7. Природа своего края  - 4 часа

- изучение особенностей природы своего края

- ПК своей местности.

- Антропогенное воздействие на ПК.

Тематическое  планирование.

№ п/п

Название темы

Вид деятельности

Количество часов

Всего

Теорет.

Практич

1.

Вводное занятие

Беседы

     1                     1               0

2.

Ориентирование на местности

Экскурсии, практические занятия

    15            6                9

3.

Жизнь земной коры

Теоретические занятия, просмотр кинофильмов, работа с картой

     8              6               2

4.

Мировой океан

Беседы, кинозанятия

     9             7                2

5.

Воды суши

Экскурсии, работа с картой, практикум, викторины

      6             2               4

6.

Атмосфера Земли.

Практические занятия, решение географических задач

      6        3         3

7.

Природа своего края

экскурсии

      6              2              4

Итого

     51                   27              24

Основное содержание программы

Тема 1.  Введение – 1 час

- знакомство с деятельностью кружка, планирование.

Тема 2. Ориентирование на местности -  11 часов

- история изобретения компаса

- упражнения и движение на местности с компасом и без него

- определение направлений, расстояний по плану местности и карте

Тема 3. Жизнь земной коры – 5 часов

- современные гипотезы о происхождении гор на земле.

- вулканы, гейзеры, горячие источники.

- землетрясения.

- разнообразие форм рельефа на Земле.

- рельеф своей местности.

Тема 4. Мировой океан – 6 часов

- современные способы изучения морей и океанов.

- водяные смерчи, бури и ураганы в море.

- части мирового океана.

- растительный и животный мир океанов и морей.

- экологические проблемы  Мирового океана.

Тема 5. Воды суши – 4 часа

- крупнейшие реки Земли.

- крупнейшие озера земли, озера-диковинки.

- минеральные источники, их происхождение

- карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.

- воды суши своего края.

Тема 6. Атмосфера Земли -  4 часа

-современные методы изучения атмосферы.

- обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.

- грозные явления в атмосфере.

- местные признаки и приметы для предсказания погоды

- климат своей местности.

Тема 7. Природа своего края  - 4 часа

- изучение особенностей природы своего края

- ПК своей местности.

- Антропогенное воздействие на ПК.

Список литературы.

Для учащихся:

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

3. Запартович Б.Б.  С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4.  Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География»  - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.»  - М: ООО «Издательство АСТ»2002

Для учителя:

1. Н. М. Клюшникова  «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

3. Предметная неделя географии в школе  Серия: Библиотека учителя   Автор: Андреева В.Н.

4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:http://www.danilova.ru

5.   География:Все для учителя географии
Сайт:http://geo.1september.ru

6.  География:Энциклопедическая библиотека.
Сайт:http://megacollection.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...