«Проектная деятельность в процессе преподавания географии»
статья по географии на тему

Филипенко Светлана Витальевна

В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Общество нуждается как в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, так как в изменчивых условиях экономического и социального развития общества выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 166 им. А.А.Микулина  городского округа Самара

«Проектная деятельность в процессе преподавания географии»

Филипенко Светлана Витальевна, учитель географии

В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Общество нуждается как в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, так как в изменчивых условиях экономического и социального развития общества выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни.

По результатам мониторинга программ развития общеобразовательных учреждений  Федеральным оператором ПНПО выделены следующие инновационные идеи программ развития:

  • предпрофильная подготовка;
  • проекты и исследовательские работы обучающихся и воспитанников;
  • развивающее обучение;
  • поддержка одарённых детей;
  • патриотическое воспитание;
  • развитие детских общественных организаций;
  • здоровьесберегающая среда;
  • создание системы непрерывного образования.

В постановление Правительства Самарской области  от 19.05.2004 N 24 «О Концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области» обозначены ключевые компетенции учащихся. Одна из них - коммуникативная компетентность.

Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах  образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего  познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Метод проектов реализует одну из принципиальных новаций современного образования - компетентностный подход, так как при использовании метода проектов создаются благоприятные условия для формирования умений, умение делать обоснованный выбор, самостоятельно работать, планировать и корректировать свою деятельность, выбирать и исполнять социальные роли и т. д.

Зачастую мы становимся свидетелями противоречий теории и практики и сталкиваемся с неспособностью  ученика применить полученные знания в жизни. В данной ситуации возникает острая педагогическая проблема - устранить данное противоречие путём использования технологий для решения  проблемы  формирования  компетентностей школьников с учётом специфики предметных областей.

Цель:

создать систему  работы по использованию проектных методов  при обучении географии.

Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать методическую  литературу по теме.
  2. Создать систему работы по разработке и внедрению проектных методов  в процессе преподавания географии.
  3. Апробировать разные методы  на уроках географии.
  4. Освоить технологии проектирования, методику исследования в целях формирования новой профессиональной компетентности учителя.
  5. Организовать учащихся для выступления в конкурсах и конференциях районного, городского и областного уровня.
  6. Определить способы диагностики и показателей достижения результатов.
  7. Спрогнозировать ожидаемые результаты.

Ожидаемый результат

  • Повышение успеваемости и качества образования по предмету.
  • Овладение навыками проектной деятельности.
  • Развитие  творческого потенциала учащихся, активной жизненной позиции, высокой мотивации деятельности.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании.

Метод проектов привлек внимание и  русских педагогов еще в начале 20 в. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря благотворительной программе Обучение для будущего.

Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой. В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты. В российской педагогике этот подход связан с использованием такого метода обучения, как проектный. Учебная деятельность в этом случае ориентирована на успешную деятельность в условиях реального общества. Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.

Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд. Слово "проект" в европейских языках заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Учебный проект основывается на следующих моментах:

  • развитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию,  развитии критического мышления;
  • самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;
  • решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;
  • представлении итогов выполненных проектов в «осязаемом» виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;
  • сотрудничестве учащихся между собой и учителем («педагогика сотрудничества»).

Главная педагогическая цель любого проекта — формирование ключевых компетентностей, как  интегрированное свойство личности, включающее взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости.

Разработка проектов, также как и анализ конкретных ситуаций, является самым важным методом, направленным как на освоение содержание учебных программ, так и на  анализ качества освоения содержания той или иной программы.  Учебный проект необходим в рамках учебных предметов или как дополнение к ним. В процессе преподавания географии в качестве учебного проекта  могут выступать разработки тренажерных программ, контрольных программ по  разным темам. Каждый этап работы над проектом имеет свой конкретный продукт.

Существует несколько подходов к классификации проектов. Е.С. Полат выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:

Вид деятельности

Содержательная специфика

Исследовательский

Научное исследование через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов

Информационный

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщение и представления для широкой аудитории

Практико-ориентированный

Нацелен на социальные  интересы самих участников проекта или внешнего заказчика

Ролевой

Разрабатывается и реализуется как разыгрывание роли  литературного или реально существующего героя

Творческий

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов

Теллекоммуника-

ционный

Выполнение с помощью компьютерных средств (электронная почта, интернет-сайты, мультимедийные тематические презентации, контрольные тесты, информационные ресурсы в форме WEB-сайтов)

Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые). Наконец, наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока (“мини-проект”), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.

Метод проектов в процессе преподавания географии

В процессе работы на уроках и во внеурочной деятельности учащиеся  выполняют все виды проектов, но некоторые виды проектов учащимися выбираются редко, например – ролевые. Отчасти это происходит из-за того, что такие проекты затратные по времени, а отчасти из-за того, что такой проект под силу достаточно большой по численности группе (5-7 человек) и организовать совместную работу ребятам сложно, особенно в старших классах, хотя такой серьезный проект как раз ориентирован в большей степени именно на старшеклассников.

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 6 – 8 классах. В 6 классе на одном из уроков в начале года ребятам рассказывается о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают. Рассказывается об этапах проектной деятельности, как можно оформить результат работы над проектом. Всем ребятам мы предлагаем придерживаться определенных требований при выполнении и оформлении проектов.

Учащимся предлагается  сделать творческий проект - например, написать сказку “Путешествие маленькой капельки” о мировом круговороте воды. Данную сказку ребята оформляют иллюстрациями, и как один из способов оформления предлагается электронная презентация. Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Учителя информатики на своих уроках учат ребят работать в программе “Power Point”. Ребята, зная азы, стараются создать свою презентацию. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов и ребята представляют их. Когда тема проекта совпадает с темой урока, можно защиту провести на уроке.

Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.

Следует отметить, что не все ребята сразу начинают создавать проект с использованием компьютера, многие работы могут быть исполнены вручную, и их мы вывешиваем в кабинете на всеобщее обозрение перед уроками.

Темы такого проекта могут быть следующие:

  • “Родник – начало реки”;
  • “Удивительное лето”;
  • “Неизвестные родники моего района”;
  • “Путешествие маленькой капельки”.

Во втором полугодии ребятам предлагается для оформления результата работы над проектом воспользоваться компьютером. К этому времени уже все шестиклассники знакомы с программой “Power Point” и знают ее возможности. Мы определяем структуру проекта на уроке, делаем макет презентации на листах формата  А 4, определяем тему, цели и задачи проекта, определяем общую идею проекта, формулируем основополагающий вопрос и уточняем его проблемными вопросами, выдвигаем гипотезу, определяем сроки выполнения проекта и критерии его оценки, а затем ребята включаются в самостоятельный поиск. Можно предложить следующие темы проектов:

6 класс

  1. “Наша планета уникальна”
  1. Человек и природа
  1. Там, где начинаются родники
  1. «Цветные» реки мира
  1. О чем молчит  озеро
  1. Мы разные, но мы похожи
  1. Путешествие по кратерам вулканов
  1. Стихийные  явления

В 7 классе ребята в творческие и информационные проекты включают материал своего исследования.

7 класс        

  1. По следам Робинзона Крузо
  1. Этот неизвестный Фернан Магеллан
  1. Жать или не ждать глобальное потепление?
  1. Практическое использование Антарктики и Арктики в различных областях человеческой деятельности
  1. Почему дуют ветры?
  1. Загадки пустыни Сахара
  1. Исследование населения Африки

В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы над литературными источниками. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.

8 класс

  1. Морские ресурсы  России
  1. История России
  1. Малые народы Самарской области
  1. Антропогенная нагрузка на природу
  1. Климатические ресурсы Самарской области
  1. Воронежские озера г.Самара
  1. Карелия — страна богатств
  1. Экологические проблемы России

В старших классах проекты могут носить прикладной характер (веб-сайты, газеты, фильмы и др.), некоторые используются для проведения лекции на уроке географии (проекты-лекции), есть чисто исследовательские работы, которые ребята могут выставить на городскую научно-практическую конференцию. В 9 классе ребята знакомятся с методикой создания исследовательского проекта и защищают свои проекты. Учащиеся старших классов разрабатывают практико-ориентированные проекты по темам: «Осушить или спасти болота?», «Жизнь оросительного канала», «Какая вода в родниках». Форма презентаций данной проектной деятельности – газета, диспут, доклад, веб-сайт, видеофильм, лекция.

В учебнике по курсу «Экономическая и социальная география мира» в разделе «Страны зарубежной Европы» крайне мало материала о странах. Поэтому с учащимися 10 класса был разработан проект «Страны Европы». Целью проекта было расширение кругозора учащихся, овладение навыками самостоятельной работы с информацией, методикой презентаций. Защита проходила в виде «Круглого стола», где учащиеся приобретали опыт публичного выступления.

Метод проектов  активно используется мною и во внеурочной деятельности:

1.Информационный: «Памятные места г. Самара» - охватил учащихся 7-х классов, пожелавших узнать историю своего города через пешеходные экскурсии. В результате детьми были разработаны пешеходные экскурсии, подобран материал об исторических местах трех крупных улиц города ( проспект Кирова, Овраг подпольщиков,  Ленинградская), проведены экскурсии по городу с сопутствующей видеозаписью для учащихся других классов.

2.Практико-ориентированный: «В здоровом теле — здоровый дух», увлек ребят, их семьи. Были собраны и изучены домашние рецепты народной медицины, которые оценивались и профессионально оценивались врачом школы. Проект стал толчком  для разработки следующих проектов: «Лекарственные травы Самарской области», «Моя наследственность» и др.

3.Ролевой: «Эта удивительная свадьба», увлек ребят 10-го класса, которые изучили свадебные обряды разных стран мира и показали некоторые фрагменты этих обрядов. Итогом такого проекта стало напоминание об уважении разных народов мира.

4.Творческий: «Национальности Самарской области», в котором учащиеся 8-х классов изучили народные костюмы, песни и кухню разных народов. Итогом такого проекта стал фестиваль, на котором выступили все ребята, участвующие в проекте.

5.Теллекоммуникационный: «Физическая география Самарской области» выполняли учащиеся 9-го класса. Итогом проекта стал электронный ресурс, который впоследствии используется на уроках 8-го класса при изучении географии Самарской области.

Формы и методы контроля: защита проектов. Оценку проектов проводят и учащиеся (самооценка), и учитель.

Таким образом, можно сказать, что проект является продуктом межпредметной интеграции. Предлагаемая структура, поэтапная организация деятельности ребят по освоению метода проектов, типы проектов, критерии их оценки делают каждый этап работы логически завершенным, то есть ученический проект может рассматриваться как этап подготовки к последующей работе на следующем этапе.

Проектный метод обучения окончательно не отказывается от традиционных моделей обучения, но предоставляет ученику право выбора, тем самым позволяет ему самостоятельно строить свою личность.

Таким образом, главным результатом проектной деятельности учащихся, является активность ученика. Проект меняет обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения и конкретного урока; второй – выступает в роли консультанта, помощника, участника игр и занятий. Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни. В решении проблем растет и развивается личность.

За годы моей работы по проектному методу были получены следующие результаты:

  1. 100%- ная успеваемость по предмету.
  2. Повышение % качества образования по географии.
  3. Повышение познавательного интереса к предмету:
  • Каждый год увеличивается количество учащихся – участников и призеров районного  и городского конкурса учебно – исследовательских работ.
  • Проявляется стойкий интерес к изучению предметов естественнонаучного цикла.
  • Выбор элективных курсов по предмету.
  • Выбор факультатива по предмету.
  1. Проектная деятельность - изготовление пособий, тренажёров по выбранным самим учащимся темам или предложенных учителем (учитывая пробелы в знаниях по данной теме).
  2. Учащиеся 10-11 классов готовят презентации по заранее выбранным темам на уроках  географии и во внеурочной деятельности.
  3. Развитие  творческого потенциала учащихся.
  4. Активность жизненной позиции школьника.
  5. Высокая мотивация деятельности.

Список литературы

  1. http://vio.fio.ru/vio_03/cd_site/Articles/art_4_4.htm. Горлицкая С. И. История метода проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».
  2. http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm. Е. С. Полат. Метод проектов – статья на сайте Российской Академии Образования.
  3. http://www.zanimatika.ru    сайт о занимательной педагогике.
  4. http://www.iteach.ru/. Сайт программы «Обучение для будущего».
  5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Е.С. Полат.- М., 2000.
  6. Постановление от 19.05.2004 N 24 О Концепции компетентностно -ориентированного образования в Самарской области.
  7. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001. – 95с.
  8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
  9. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения в процессе преподавания иностранного языка на старшей ступени средней общеобразовательной школы.

  Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ. Следствием этого является повышения интереса к учебному предм...

МАСТЕР – КЛАСС ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ        В настоящее время возросла роль некоторых качеств лич...

Использование проектных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы

Что такое ученический проект. Этапы работы над проектом. Способы формирования навыков исследовательской работы....

Использование проектной технологии в процессе преподавания русского языка и литературы.

Объектом курсовой работы является метод проектов как один из методов обучения русскому языку и литературе. Данная работа содержит как теоретическую, так и практическую  части....

"Использование проектной методики в процессе преподавания английского языка"

В  данной работе рассказано о применении проектной методики на уроках иностранного (английского) языка в  старшей школе. Приведены критерии оценивания работ....