"Использование проектной методики в процессе преподавания английского языка"
учебно-методическое пособие по английскому языку
В данной работе рассказано о применении проектной методики на уроках иностранного (английского) языка в старшей школе. Приведены критерии оценивания работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_proektnoy_metodiki_v_protsesse_prepodavaniya_angliyskogo_yazyka.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Лисовол О.А.
учитель английского языка
Доклад
"Использование проектной методики в процессе преподавания
английского языка"
- Базовая модель опыта
Противоречия
- между возрастающим объемом информации и неумением самостоятельно добывать знания учащимися;
- между ролью учителя-информатора и учителя-координатора при использовании проектной методики;
- между официальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью практических приложений развития одаренности;
- между возрастающими требованиями к уровню владения английским языком и старой методикой преподавания языка.
Ведущая идея опыта
Перед современным миром стоит проблема повышения эффективности обучения. Одним из методов коммуникативного обучения иностранным языкам является проектная методика, т.е. практические творческие задания, требующие применения английского языка в реальных условиях. Это предполагает индивидуальную, групповую, коллективную деятельность, речевой такт с обязательным выходом на публику, т.е. требует как бы социальной оценки. Использование проектной методики в процессе обучения позволяет применять речевые навыки и умения на практике.
Проектный метод как никакой другой повышает качество обучения, активизирует истинное учение школьников, потому что этот метод -
- личностно ориентирован;
- использует много дидактических подходов;
- имеет мотивацию, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения;
- поддерживает педагогические цели на всех уровнях;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.
Личная концепция автора
- учет индивидуальных особенностей каждого ученика;
- создание условий для формирования коммуникативной компетенции учащихся;
- создание условий для проявления творческой активности учеников;
предоставление учащимся возможность мыслить, решать проблемы, которые порождают идеи, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.
Результативность
- повышается мотивация к изучению предмета;
- развивается креативность мышления учащихся;
- развиваются исследовательские и творческие навыки;
- развиваются навыки самостоятельной работы и навыки работы в команде;
- развивается рефлексия.
Технология опыта.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом Д. Дьюи, а также его учеником В.Х Килпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Именно здесь и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые которые еще предстоит приобрести.
Я эффективно применяю проектный метод, который можно рассматривать как продуктивный, обеспечивающий самоопределение и самореализацию ученика, как языковой личности в процессе овладения и использования иностранного языка. Метод проектов является одним из наиболее эффективных и универсальных методов обучения. Применяя проектную методику, я активизирую процесс учения, делаю его более продуктивным, а также формирую и далее развиваю мотивацию обучения.
При организации проектной деятельности необходимо ориентироваться на интересы учащихся и их способности. Работа над проектом – процесс творческий. Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения проблемы. Это требует от него владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями, например, генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не один, а несколько путей решения. У учащихся развивается креативная компетентность, как показатель коммуникативного владения иностранным языком.
В современной педагогике и психологии все чаще декларируется принцип гуманизации обучения, воспитания и развития каждого ребенка, причем приоритетной признается направленность на индивидуальное развитие личности, талантов, креативности и способностей индивида. Возникающее в последнее время противоречие между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью практических приложений развития одаренности стимулирует рост интереса к проблеме креативности. Особенно эта проблема актуальна в процессе обучения иностранным языкам. Общеизвестно, что преподавание иностранных языков в силу своей коммуникативной природы всегда отличалось от других предметов большим творческим характером, большей направленностью на создание учащимся свом собственных продуктов. А это требует самостоятельности мышления и креативности. Проектная деятельность создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося.
2. Организация проектной деятельности
Цель использования проектной методики - проследить влияние дидактических возможностей использования проектной методики на мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определёнными языковыми средствами.
Задачи:
- применить на практике методы, средства, приёмы воспитания познавательного интереса, потребности в знаниях;
- развитие речи, умение логично излагать свои мысли;
- повышение качества знаний;
- поддержать склонность ученика к творческому восприятию учебного процесса.
Основной целью обучения английскому языку является развитие личности учащегося, подготовленного к коммуникации на английском языке и способного в дальнейшем самостоятельно совершенствовать свои знания. Реализация основной цели предполагает наличие следующих тесно взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического.
Воспитательный компонент формирует у учащегося уважение и интерес к культуре и истории страны изучаемого языка, познавательную активность, потребность к самообразованию и практическому использованию иностранного языка в различных сферах деятельности, воспитывает культуру общения, поддерживает интерес к общению.
Развивающий компонент способствует развитию языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, ценностных ориентаций, чувств и эмоций учащихся, готовности к коммуникации и обеспечивает в целом гуманитарное и гуманистическое развитие личности ученика.
Образовательный компонент расширяет эрудицию учащихся, их лингвистический, филологический и общий кругозор.
Содержание любого метода раскрывается через его принципы. К основополагающим принципам метода проектов, применительно к методике обучения иностранного языка, относятся:
- Связь идеи проекта с реальной жизнью.
- Интерес к выполнению проекта со стороны всех участников.
- Ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя.
- Самоорганизация и ответственность участников проекта.
- Нацеленность на создание конкретного продукта.
- Монопредметный и межпредметный характер проектов.
- Временная и структурная завершенность проекта.
Типология проектов:
- доминирующие в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т.п.
- предметно-содержательная область: монопроект и межпредметный проект
- характер координации проекта: с открытой и со скрытой координацией
- характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны) внутренний или региональный и международный
- количество участников проекта
- продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный)
Исследовательские проекты
Требуют хорошо продуманной структуры. Обозначения целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников
Творческие проекты
Не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Оформление результатов проекта требует четкой структуры в виде сценария, программы, плана, статьи, репортажа, альбома.
Ролево - игровые проекты
Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники проекта берут на себя определенные роли.
Информационные проекты
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников с этой информацией, ее анализ. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры.
Практико-ориентированные проекты
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, программа действий, рекомендации, проект закона, словарь).
Требования к проектной деятельности
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
- практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы решения поставленных задач, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.
Исходя из этого, этапами разработки структуры проекта являются следующие:
- Постановка практической задачи, когда ученикам разъясняются их обязанности, ставятся цели и задачи (представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике);
- Обсуждение (обсуждается тема, форма реализации, сроки выполнения проекта, создаются рабочие группы, назначаются ответственные, происходит обмен идеями, пишется план предстоящей работы, выдвижение гипотез);
- «Корзина» (сбор информации по теме);
- «Магнит» (составление списка литературы, анализ информации);
- «Решето» (отсеиваем все лишнее);
- «Огранка» (придаем проекту нужную форму, реализуем проект в материальном виде, проводим репетицию презентации проекта, делаем логические мостики);
- Презентация (показываем результат своей работы, проводим защиту проекта);
- Рефлексия (участники проекта сами его оценивают, оценивают зрители, учителя и жюри);
- Дальнейшая жизнь проекта.
При работе над проектом важна практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов. Проектная методика позволяет развивать навыки индивидуальной и групповой самостоятельной работы. Учащиеся учатся использовать исследовательские методы:
- определяют проблему;
- выдвигают гипотезу;
- обсуждают методы исследования;
- оформляют конечные результаты;
- анализируют полученные данные;
- защищают свои работы, доказывая их социальную значимость.
В основе любого проекта лежит проблема, чтобы ее решить учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний.
Хронокарта урока-проекта
№ | Этап проекта | Время |
1 | Организационная часть | 5 минут |
2 | Разминка | 5 минут |
3 | Обозначение проблемы | 10 минут |
4 | Планирование проекта, выбор средств | 10 минут |
5 | Выполнение проекта, составление рабочего варианта | 15 минут |
6 | Составление окончательного варианта проекта | 10 минут |
7 | Презентация проекта | 10 минут |
8 | Оценка проекта | 10 минут |
9 | Подкрепление | 5 минут |
В психолого-педагогическом плане метод проектов позволяет перейти от учения как функции запоминания к учению, как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенные знания, от чисто ассоциативной системы к диагностической системе умственного действия, от внешней мотивации к внутренней мотивации.
Метод проектов позволяет прогнозировать результаты обучения, выявить педагогические затруднения в обучении, способствует повышению мотивации и как следствие, ведет к повышению качества знаний учащихся.
Технология проектного обучения позволяет уйти от традиционной пятибалльной системы оценок и заменить ее рейтингом знаний и умений.
Критерии оценок представлены таблицей:
Этапы | Знания | Умения | ||
1 этап | Актуальность темы | 3 балла | Ставить цели | 3 б. |
Изученность темы | 3 б. | Выдвигать гипотезу | 5 б. | |
Личная заинтересованность в работе | 5 б. | Выбирать формы защиты | 5 б. | |
2 этап | Источники информации | 5 б. | Работать с документами, справочниками | 5 б. |
Полнота списка источников информации | 5 б. | Работать в библиотеке, музее | 5 б. | |
Обоснованность оценки | 3 б. | Брать и оформлять интервью, проводить опрос мнений | 5 б. | |
3 этап | Научность информации | 5 б. | Умение анализировать, делать выводы | 5 б. |
Научность проекта, значимость | 5 б. | Сопоставлять разные точки зрения, делать вывод самостоятельно | 5 б. | |
4 этап | Оформление проекта | 5 б. | Делать сноски на источники | 4 б. |
Оформление приложения | 4 б. | Составлять план, делать сноски | 5 б. | |
Правильность составления библиографии | 5 б. | Оформить титульный лист, слайды | 3 б. | |
Логичность и самостоятельность выводов | 5 б. | |||
5 этап | Научность доклада | 5 б. | Навыки публичного выступления | 5 б. |
Научность проекта | 5 б. | Отвечать на вопросы | 4 б. | |
Достоверность информации | 5 б. | Участвовать в обсуждении | 4 б. | |
6 этап | Видение перспектив на будущее | 5 б. | Объективная оценка других, самооценка | 5 б. 5 б. |
7 этап | Проведение защиты проекта | 5 б. | Умение заинтересовать слушателей | 5 б. |
Применение наглядности | 4 б. | Донести материал до аудитории | 5 б. | |
Применение ИКТ | 3 б. | Оформить слайдовую презентацию | 5 б. |
Всего баллов за работу по этапам:
этап | балл |
1 | 26 |
2 | 28 |
3 | 20 |
4 | 36 |
5 | 28 |
6 | 15 |
7 | 27 |
Максимальный балл – 180
«5»- 150 -180 б.
«4» - 110 -150 б.
«3» - 90 -110 б.
Рейтинговая система позволяет объективно оценить пройденные этапы.
Методические выводы:
- проектная методика формулирует у школьников необходимые умения и навыки речевой деятельности;
- формирование коммуникативной компетенции вне языкового окружения даёт возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли.
- учащиеся воспринимают язык как средство межкультурного взаимодействия.
- даёт возможность всем без исключения проявить себя;
- новизна позволяет каждый раз вовлекать в работу с интересом;
Практические рекомендации учителю:
- не следует опасаться “рабочего” шума в процессе работы над проектом;
- не стоит избегать русского языка при обсуждении учащимися их работы, поскольку окончательный вариант готовится ими на иностранном языке;
- категорически запрещается выполнять работу за учащихся и брать инициативу в свои руки;
- процесс работы так же важен как её результаты;
- комплексный характер деятельности создаёт условия для развития психологической стороны личности школьника;
- активное влияние проектного обучения на мотивационную среду обучаемого;
- при оценке проекта обратите внимание не только на правильное использование языка, но и на степень творчества и оригинальности учащихся при выполнении проекта.
Таким образом, можно утверждать, что проектная методика имеет широкий спектр учебных возможностей и придаёт процессу обучения личностно-ориентированный и деятельный характер, даёт возможность использовать современные подходы к воспитанию, активизировать педагогическую поддержку, включение ученика в различные среды, а также в личностно-ориентированную ситуацию средствами предмета “Иностранный язык”.
3. Проектная деятельность с использованием ИКТ
Система образования в России вступила в эпоху фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, новым концептуальным подходам к использованию инновационных технологий.
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход. Школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами. Увеличивается число учащихся, имеющих компьютеры дома. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс наших школ.
Знание компьютера становится не целью, а средством обучения. Понятие «новые информационные технологии» наполняется конкретным содержанием и является перспективным направлением развития современной школы в соответствии с образовательным стандартом.
Цель использования информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности:
- повысить мотивацию к изучению иностранного языка;
- подготовить личность «информационного общества»;
- сформировать умения работать с информацией;
- сформировать исследовательские умения;
- развить критическое мышление и умение принимать оптимальные решения.
Информационно-коммуникационные технологии можно использовать для создания различных видов проектов, причем для ученика компьютер выполняет следующие функции:
- учителя (представляет источник информации);
- рабочего инструмента (подготовка текстов, их хранение, средство моделирования, текстовый редактор);
- объекта обучения (создание программных продуктов, применение различных информационных средств).
Внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий не дань моде, а требование времени. Почти 50% моих учеников имеют дома компьютеры, которые они все активнее используют в учебных целях, поэтому целесообразно использовать возможности компьютера для создания проектов. Применение информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности позволяет проводить занятия на качественно новом уровне. Современному учителю необходимо предоставлять учащимся возможность пользоваться передовыми информационными технологиями при выполнении самостоятельных исследовательских работ. Компьютерные технологии помогают учителям учить, а ученикам становится интереснее учиться.
Работая над проектами, ученики могут использовать программу Microsoft Power Point для создания слайдовых презентаций и программу Microsoft Office Publisher для создания буклетов и брошюр. Компьютерные презентации в виде слайдов, буклетов и брошюр позволяют учащимся акцентировать внимание на значимых моментах проекта и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм. Презентация проектов, выполненных с помощью компьютера, оказывает психологическое влияние на учащихся и позволяет воздействовать на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную, что способствует лучшему усвоению материала и ведет, в конечном счете, к увеличению качества знаний учащихся.
Структура слайдовой презентации.
1. Тема проектной презентации, авторы, класс, школа.
2. Проблемный вопрос.
3. Цель и задачи проекта.
4. Гипотеза исследования.
5. Ход исследования проблемы.
6. Выводы.
7. Информационные ресурсы.
Применение компьютерных технологий в проектной деятельности активизирует процесс обучения, формирует и далее развивает мотивацию обучения. Исходя из опыта работы, могу сказать, что данную технологию можно с успехом использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Результативность использования информационно-коммуникационных технологий заключается в следующем:
- повышается мотивация к изучению предмета;
- развивается креативность мышления учащихся;
- развиваются исследовательские и творческие навыки;
- развиваются навыки самостоятельной работы и навыки работы в команде;
- развивается рефлексия;
- повышается компьютерная грамотность.
- Использование проектной методики во внеурочной деятельности
- Разработка элективных курсов.
Как общеобразовательный предмет иностранный язык помогает развитию школьника, его профессиональной ориентации. Он обладает большим образовательным, развивающим, воспитательным потенциалом и служит формированию качеств личности, развивает творческие возможности для решения глобальных проблем человечества, экономический кругозор старшеклассников.
Свои исследовательские проекты учащиеся защищают на научно-практической конференции в конце года. Для презентации своих работ ученики используют мультимедийные средства (программа Microsoft Power Point).
Критерии оценивания научно-исследовательской деятельности.
- Актуальность исследования.
- Качественный анализ состояния проблемы.
- Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.
- Сформулированность и аргументированность собственного мнения.
- Практическая и теоретическая значимость исследования.
- Четкость выводов, обобщающих исследование.
- Грамотность оформления и защиты результатов исследования.
- Организация внеклассной деятельности по проектной методике
Внеклассная работа по английскому языку является важной частью учебно-воспитательного процесса, позволяющей многократно увеличить его эффективность.
I. Цель и назначение использования проектной методики в организации и проведении внеклассных мероприятий:
Создать условия для активного и творческого развития личности и стимулировать интерес учащихся к изучению английского языка.
Задачи:
- мотивировать учащихся использовать знания, умения и навыки, полученные при изучении различных дисциплин для решения поставленной задачи;
- развивать у учащихся воображение и фантазию;
- формировать умения взаимодействовать в коллективе;
- воспитывать у учащихся ответственность за порученное дело, самостоятельность, чувство сопереживания;
- дать учащимся возможность оценивать результаты своей деятельности, развивать навыки рефлексии.
II. Структура и содержание.
Подготовка внеклассного мероприятия включает следующие этапы:
- Обсуждение идеи, сроки выполнения, цель мероприятия, место проведения.
- Создание сценария.
- Выбор/распределение ролей, назначение ответственных.
- Репетиции.
- Обсуждение и изготовление декораций, костюмов, реквизита, афиш, программок (возможно привлечение родителей).
- Оформление помещения.
- Музыкальное оформление мероприятия.
- Подведение итогов.
III. Технология построения.
Главное в работе – коллективное творчество детей, их инициативность, самостоятельность, сотрудничество.
Организация внеклассного мероприятия осуществляется в три этапа:
-подготовка;
-показ конечного продукта;
-подведение итогов.
Содержание каждого этапа.
- Подготовка мероприятия.
- Постановка цели;
- Определение степени участия каждого ребенка;
- Определение сроков подготовки и даты выступления;
- Обсуждение временных затрат;
- Создание «Совета дела», в который входят наиболее активные учащиеся;
- Создание «Родительского совета», в который входят родители, готовые оказать необходимую помощь в подготовке и проведении мероприятия;
- Подготовка сценария;
- Подбор музыкального оформления;
- Распределение ролей всем участникам процесса;
- Репетиции (индивидуальные, групповые);
- Изготовление декораций, реквизита, афиш, программок;
- Оформление помещения, в котором проводится мероприятие.
- Показ мероприятия.
- Подведение итогов:
- Обсуждение, что понравилось, а что нет, как провести следующее мероприятие лучше;
- анализ внеклассного мероприятия с учителями;
- анализ мероприятия с родителями, сбор и анализ отзывов;
- анализ сильных и слабых сторон мероприятия с учащимися на уроках английского языка, классном часе;
- Выпуск газеты;
- Сочинения (учащиеся старших классов).
Примечание:
- Обсуждение мероприятия с учащимися проводится на английском языке по предложенному учителем плану, лучше во время речевой разминки. Выделение времени для обсуждения позволяет объединить учебную и внеклассную деятельность, помогает использовать реальную жизненную ситуацию для развития навыков спонтанной речи.
IV. Условия применения.
1. Творческий союз учителей, имеющих желание и возможность вовлечь коллег, учащихся, родителей в проведении планируемого мероприятия;
2. Соблюдение вышеописанной технологии на всех этапах подготовки и проведения мероприятия;
3. Соблюдение дидактических принципов:
-доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, последовательность и систематичность в работе.
4. Заинтересованность учащихся в проведении мероприятия;
5. Рефлексия.
V. Результативность.
-повышается мотивация к изучению английского языка;
-приобретается опыт использования полученных знаний, умений и навыков по разным предметам для решения конкретной задачи;
-наличие заинтересованности в результатах общей работы, а также желание продемонстрировать свои индивидуальные достижения;
-приобретается опыт совместной деятельности;
-пополняется лексический запас учащихся;
-повышаются навыки рефлексии.
VI. Практическая направленность.
Внеклассная работа по предмету помогает решению следующих практических задач:
- Совершенствуются фонетические навыки учащихся;
- Увеличивается активный и пассивный словарный запас;
- Развиваются коммуникативные умения;
- Совершенствуются навыки спонтанной речи;
- Расширяется кругозор, углубляются знания по различным предметам, их изучение приобретает практическую значимость, т.к. возникает необходимость использовать свои знания и умения в новой жизненной ситуации;
- Воспоминания о проведенном мероприятии и подготовки к нему сплачивают.
VII. Трудности освоения.
- Отсутствие творческого союза учителей, учащихся и родителей;
- Отсутствие дополнительных часов по английскому языку для ведения кружковой работы и низкой мотивацией учащихся в проведении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной методики на уроке немецкого языка
Цель: воспитывать и развивать самостоятельно мыслящих, умеющих добывать и обрабатывать информацию, анализировать полученные знания, делать выводы и аргументированно доказывать свою точку зрения,облада...
Использование проектной методики в процессе обучения английского языка.
Каждый учитель мечтает приобщить учащихся к изучению своего предмета, хочет видеть их более развитыми и любознательными. Все хорошо знают, как непросто воспитать у учащегося потребность изучать ...
Презентация педагогического опыта по теме "Использование проектной методики на уроках английского языка"
В данной работе описаны основные виды проектов и методика работы с ними на уроках....
План по самообразованию "Использование проектной методики на уроках немецкого языка"
Здесь представлен план работы по самообразованию....
Использование проектной методики на уроках иностранного языка в начальной школе как способа развития универсальных учебных действий обучающихся.
Сегодня мы живем в мире, который стремительно меняется, повсеместно идет обновление научных знаний, технологий и технических систем. Меняется смысл и значение образования. В этих условиях школа отходи...
статья "Использование проектной методики на уроках иностранного языка"
В данной статье рассматриваются проблемы технолигии использования проектной методики в обучении инностранным языкам на старшей ступени средней общеобразовательной школы....
Доклад "Использование проектной методики на уроках башкирского языка и литературы"
Использование проектной методики на уроках башкирского языка....