Технологическая карта урока Климатические пояса 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Гирфанова Лилия Ильдаровна

Технологическая карта урока для 7 класса на тему: "Климатические пояса"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор

Гирфанова Лилия Ильдаровна

Предмет

География материков и океанов 7 класс

Раздел

Атмосфера и климаты Земли

Тема изучения

Климатические пояса

Тема урока

Климатические пояса Земли

Тип урока

Урок обобщения и систематизации

Цель урока

Повторить и обобщить знания о климатических поясах; формирование практических умений использовать наглядный материал как источник информации: формирование умений  школьников анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить; формирование познавательного интереса к географии.

Основное содержание темы

Климатические пояса Земли. Экваториальный пояс. Субэкваториальный пояс. Умеренный пояс. Субтропический пояс. Арктический и антарктический пояса. Субарктический и субантарктический пояса. Климат и человек.

Термины и понятия

«атмосфера», «климат», «пояс», «тропосфера», «ветер», «испарение», «влажность».

Образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Осознать готовность к самообразованию и самовоспитанию

Осознавать единство  и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости.

Осознавать ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Познавательные УУД:

- Поиск и выделение необходимой информации

- Определение стратегии работы с текстом; структурирование знаний, сравнение, классификация.

- Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.

- Понимание, обобщение и интерпретация информации, представленной в рисунках, схемах, графиках и таблицах

Регулятивные УУД:

-  Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

- Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- Выполнение учебных действия в материализованной форме, учитывание алгоритмов и правил в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.

- Умение использовать речь для регуляции своей деятельности.

- Осуществление само- и взаимоконтроля и коррекции своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).

Коммуникативные УУД:

- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия

-  Установление рабочих отношений в группе, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

-  Представление информации, сообщение ее в письменной и устной форме;

-  Вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений

-  Координирование собственного мнения и позиции с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего мнения в совместной деятельности

  • Знать строение и свойства атмосферы, ее вещественный состав и значение.
  • Знать и объяснять понятия: атмосфера, озоновый слой, тропосфера, стратосфера, атмосферное давление, ветер, погода, климат.

 

Организация образовательной среды

Ресурсы

Демонстрации, лабораторные и практические работы

Технологии

Межпредметные и метапредметные связи

Формы работы

Информационный материал:

  • Учебник: В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев География.  Начальный курс. 7 класс - М.: Дрофа, 2013
  • Атлас. География» 7 класс.   М.: Дрофа. 2012 г.      
  • Контурные карты. География» 7 класс.   М.: Дрофа. 2012 г.      

Интернет-ресурсы:

Интерактивный материал:

настенные физические карты мира (полушарий) и России

Технология обучения в сотрудничестве, проблемное обучение

Климатология: определение погоды

Групповая (Г), Индивидуальная (И)

Организация деятельности по достижению образовательных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

2

3

4

5

6

I. Вводная часть: организационный момент, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (6 минут)

1. Организует учащихся, приветствует их, проверяет присутствующих (2 мин.):

Настраивает учащихся на учебную деятельность; визуально проверяет готовность класса к уроку; приветствует учащихся; отмечает отсутствующих

2. Мотивирует и стимулирует деятельность учащихся (2  мин.):

Загадывает загадку: 

Есть ли, дети, одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило,

Да притом не видно было?

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?            

Все предыдущие уроки мы изучали атмосферу. Сегодня наша задача подвести итог всему, что узнали на уроках.

3. Дает целевую установку (2 мин.): предлагает ответить на вопрос:

- Какова цель нашего урока?

Редактирует и озвучивает цель урока

Готовятся к уроку.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Приветствуют учителя.

Сообщают отсутствующих

Проявляют  интерес, внимание, отвечают на вопросы учителя

Формулируют цель урока

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений

Выдвигают гипотезу и обосновывать ее,

Соотносить данные друг с другом, определять причинно-следственные соотношения, подводящие к гипотезе,

Строить логическую цепь рассуждений 

Устанавливают причинно-следственные связи

Планировать свою деятельность

Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности

Уметь слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя

Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений.

Уметь выражать свои мысли

Формировать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности

Проявлять устойчивый познавательный интерес

Проявлять устойчивый познавательный интерес

II. Основная часть: контроль и коррекция (33 минут)

1. Систематизация материала (12 мин)  

– А теперь я буду читать вам стихи, а вы должны отвечать “Нет” или “Да”.

Что такое атмосфера?

 Может, это литосфера? – Нет!

 Может, это гидросфера? – Нет!

 Может, это просто точка? – Нет!

 Значит это оболочка? – Да!

 (Е.В. Бровко)

Работа с карточками (приложение1)

2. Обобщение (20 мин.):

Предлагает разделиться на три команды и выполнить задания. (Приложение2, Приложение3)

Рассказывает условия игры.В ходе игры каждая группа будет получать жетоны. По окончанию конкурса будем подсчитывать количество жетонов и заносить результаты в таблицу на доске, всем будут видны результаты. Если команда не сможет ответить на вопросы, есть возможность у других команд заработать дополнительный жетон.

3. Выводы (3 мин.):

Обсуждение итогов игры, подсчитывание жетонов, оценка работы команд, выставление отметок

Отвечают на вопросы в стихотворении, работают с карточками-заданиями (И)

Делятся на команды, выбирают карточки, отвечают на вопросы, зарабатывают для команд жетоны(Г).

Контролируют процесс подсчета жетонов, самооценка командами своей работы.

Устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.

Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах

Соотнесение данных друг с другом ,

Соотнесение данных друг с другом , Осуществление самоконтроля и коррекции своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).

Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Осуществлять само- и взаимоконтроль процесса выполнения задания

Осуществлять самоконтроль процесса выполнения задания

Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи. Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь.

Установление рабочих отношений в группе, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Установление рабочих отношений в группе, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений

Понимать границы собственного знания и «незнания».

Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию

Осознать готовность к самообразованию и самовоспитанию

Осознать готовность к самообразованию и самовоспитанию

III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (4 минут)

1. Подводит итоги урока.

2.Осуществляет рефлексию:

Сообщает, что провели  урок обобщения и систематизации знаний  по разделу «Атмосфера и климаты земли». Просит закончить предложения:

Сегодня на уроке:

- я узнал…

- я научился…

- мне было легко…

- мне было сложно…

3. Задает домашнее задание:

1. Составить синквейн по пройденному разделу

Отвечают на вопрос и на листочке с тестом дописывают предложения.

Записывают домашнее задание в дневник

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах

Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами.

Представлять информацию в письменной и устной форме

Формировать адекватную позитивную самооценку


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вариант 1.

Найдите соответствие

а) Кучевые облака            1. Появляются во все сезоны года

Б) Слоистые                     2. Можно увидеть только в теплое время года.

в) Перистые                      3. Похожи на белые волокна

                                          4. Похожи на белые куски ваты

                                          5. Приносят ливни и грозы            

                                          6. Наблюдаются в пасмурную погоду

Вариант 2.

Установите соответствие

а) 22 июня                     2. Солнце в зените над экватором

б) 23 сентября               2. Солнце в зените над южным тропиком.

в) 22 декабря                 3. Солнце в зените над северным тропиком

г) 21 марта                     4. День солнцестояния

                                        5. День равноденствия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Проведение чемпионата.

1. Блиц-турнир.

– Команды получают карточки с вопросами, время на подготовку 5 мин, команда подготовившая ответы раньше поднимает сигнальную карточку.

1 группа

Расскажите о строении атмосферы? (тропосфера 0–20 км, стратосфера 20–55 км, верхние слои атмосферы – 55 км.)

Как высчитывается среднесуточная температура?

Что такое ветер? (движение воздуха в горизонтальном направлении)

Что называется насыщенным воздухом? (воздух который не может вместить больше водяного пара, чем он содержит)

2 группа

Каков состав воздуха атмосферы у поверхности земли? (азот, кислород, инертные газы, углекислый газ, водяной пар, случайные примеси: пыль, аммиак, сернистый газ)

Что такое атмосферное давление? (сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся на ней предметы)

Что называется бризом? (ветер который возникает на берегу моря, дважды меняет направление в течение суток днем – с моря на сушу, ночью – с суши на море)

Какие виды облаков вы знаете? (слоистые, кучевые, перистые ит.д.)

3 группа

Какие способы изучения атмосферы вы знаете? (метеорологические станции, радиозонды, метеорологические ракеты, искусственные спутники, наблюдения космонавтов).

Что такое абсолютная влажность? (количество водяного пара в граммах, содержащееся в 1 м3 воздуха).

Из каких облаков выпадает дождь? (слоистые, кучево-дождевые, слоисто-кучевые)

Что такое погода? (состояние тропосферы в данном месте и в данный момент или за какой-то промежуток времени (сутки, месяц, сезон).

2. Поэтические строки.

– О какой силе ветра сказано в приведенных поэтических строках? Определите с помощью шкалы Бофорта

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо.

 Звезды блещут.

 Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.

 Чуть трепещет сребристых тополей листва.

А.С. Пушкин

И было, как видно, ему не впервые

 Ломать, как тростинки, дубы вековые,

 И, крыши срывая, врываться в жилища.

 Его называли ветрило! Ветрище!

С. Михалков

Горные вершины спят во тьме ночной,

 Тихие долины полны свежей мглой,

 Не пылит дорога, на дрожат листы…

М.Ю. Лермонтов

Буря воет в саду, буря ломится в дом,

 Я боюсь, чтоб она не сломила

 Старый дуб, что посажен отцом,

 И ту иву, что мать садила…

Н.А. Некрасов

3. Отгадать загадки.

– Итак, почти половина вопросов позади, а теперь отгадываем загадки. Капитан команды, который поднимет первым сигнальную карточку получает право на ответ.

Ежегодно приходят к нам в гости:

 Один седой, другой молодой,

 Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года.)

                                    Алена-царевна по городу ходила,

                                    Ключи обронила.

                                    Месяц видел. Солнце взяло. (Роса.)

Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает.

 Людей с ног сбивает.

 Слышишь его, да не видишь его. (Ветер)

                                  Сперва блеск, за блеском треск,

                                  За треском плеск. (Молния, гром, дождь)

Гуляем зимой на воле, в лесу, в чистом поле.

 Крутит. Воет, бурчит, на весь мир ворчит.

 По селам, городам летает, знать никого не желает. (Метель, вьюга.)

                                     И не снег, и не лёд,

                                     А серебром деревья уберёт. (Иней)

Без крыльев летят,

 Без ног бегут,

 Без паруса плывут. (Облака)

Молоко над речкой плыло,

 Ничего не видно было.

 Растворилось молоко –

 Стало видно далеко (Туман)

4. Угадай время года.

– Какое время года описывается в каждом из следующих отрывков. Перед ответом выразительно прочитать стихотворение.

Унылая пора! Очей очарованье!

 Приятна мне твоя прощальная краса –

 Люблю я пышное природы увяданье.

 В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин)

Не ветер бушует над бором,

 Не с гор побежали ручьи,

 Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.

 Глядит – хорошо ли метели лесные тропы занесли,

 И нет ли где трещины, щели, и нет ли где голой земли. (Н.А. Некрасов)

Гонимы вешними лучами,

 С окрестных гор уже снега

 Сбежали мутными ручьями на потопленные луга.

 Улыбкой ясною природа

 Сквозь сон встречает утро года… (А.С. Пушкин)

Пахнет снегом над лугами… В песне душу веселя,

 Бабы с граблями рядами ходят, сено шевеля. (А.Н. Майков)

5. Разгадать кроссворд.

– Обучающиеся получают карточку с кроссвордом и заполняют его. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Вопросы:

1. Прибор для измерения давления воздуха.

2. Фактический объем испаряющейся влаги.

3. Ураганный ветер.

4. Тип климата.

5. Нижний слой атмосферы.

6. Свойства воздушных масс.

Ответы: барометр, испарение, Тайфун, Морской, тропосфера, влажность

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Песенная география.

– получают карточки с песнями вставить слова в песни и спеть или прочитать выразительно.

 Весь покрытый зеленью,

 Абсолютно весь,

 … (участок суши – 1) Невезения

 В … (водоём – 2) есть

 … (1) Невезения

 В …(2) есть.

 Весь покрытый зеленью,

 Абсолютно весь.

 (1 – остров, 2 – океан)

 Не крутите пёстрый … (географическая принадлежность – 1)

 Не найдёте вы на нём

 Той … (суверенная территория – 2), … (2) особой

 О которой мы поём.

 Наша старая … (космический объект – 3)

 Вся изучена давно,

 Но … (2) большая эта

 Вечно «белое пятно».

 (1 – Глобус, 2 – страна, 3 – планета.)

 Если долго, долго, долго,

 Если долго, по дорожке,

 Если долго по тропинке

 Топать, ехать и бежать,

 То, пожалуй, то, конечно,

 То, наверно, верно, верно,

 То, возможно, можно, можно,

 Можно в … (континент – 1) прийти!

 А в … (1) … (водоём – 2) вот такой ширины!

 А в … (1) … (ландшафт – 3) вот такой вышины!

 Ах, крокодилы, бегемоты,

 Ах, обезьяны, кашалоты,

 Ах, и зелёный попугай!

 (1 – Африка, 2 – река, 3 – горы.)

Находить … (сторона света – 1) и … (сторона света – 2)

 Рисовать квадрат и круг

 Учат в школе, учат в школе, учат в школе,

 И не путать никогда … (участок суши – 3)

 и … (населённый пункт - 4)

 Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

 

(1 – восток, 2 – юг, 3 – острова, 4 – города.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

Технологическая карта урока "Климатические пояса мира"7класс

Технологическая карта урокаФ.И.О.  Федотова Н.Г.Предмет: географияКласс: 7І. Блок целеполагания.Тема урока:Климатические пояса мираЦель урока:Рассмотреть климатические пояса, дать описание каждог...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока "Климатические пояса мира"

Технологическая карта урокаФ.И.О.  Федотова Н.Г.Предмет: географияКласс: 7І. Блок целеполагания.Тема урока:Климатические пояса мираЦель урока:Рассмотреть климатические пояса, дать описание каждог...