Обобщающий урок по теме:"Гидросфера"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme_gidrosfera.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Гидросфера»

(Урок путешествие)

Цели: обобщить знания учащихся по теме «Гидросфера».

Задачи:

- проверить знание учащимися номенклатуры, основных понятий и объектов по изученной теме;

- сформировать представление о значении гидросферы

-развивать познавательную активность, умение сотрудничать в группе

-воспитывать внимательное отношение учащихся к природе

Оборудование: физическая карта полушарий, проектор, компьютер

Ход урока

I.Организационный момент.

Класс предварительно делится на 2 команды (будущие корабли-экспедиции), выбирается название, девиз, эмблема, капитан.

В начале урока звучит фонограмма шума прибоя

II. Начало путешествия.

Вступительное слово учителя:  Здравствуйте ребята!

Многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И я вспомнила слова поэта А.Т Твардовского:

Есть два разряда путешествий:

Один – пускаться с места в даль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

Все проверили свою готовность. И так! Юные искатели приключений, в путь!

Сегодня мы совершим путешествие на двух кораблях по морям, рекам, озёрам и другим водным объектам. Нас ожидает неожиданный урок. Это урок – путешествие в мир знаний, открытий, переживаний.

Есть на всё в программе мера.

Наша тема «Гидросфера»

Завершилась, как не жаль,

И теперь зовёт нас в даль.

«Атмосфера» - оболочка,

Только рано ставить точку.

Нынче, всем на удивленье,

Игровое повторенье!

Ну, готовы отвечать?

Так, с чего бы нам начать?

 «Географическая разминка»

Чуть дрожит  на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике,

А широкий – в море. (река)

Должен ответить дружок без труда

Что меньше моря, но больше пруда? (озеро)

Все обходят это место.

Здесь земля –

Как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.  (болото)

С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт.
И, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт. (водопад)

Шириною широко, Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьется,

Из него вода не  пьется,

Потому что не вкусна – И горька и солона. (море)

Учитель:  Молодцы ребята! Справились.

- А сейчас давайте вспомним.

Вопрос: Что нам необходимо в путешествии? Что такое ориентирование?  (умение находить стороны горизонта)

Вопрос: А какие стороны горизонта вы знаете?

 (Север – Юг – Запад - Восток)

Вопрос: А какие это были стороны горизонта? (основные)

Вопрос: А какие вы ещё знаете? (промежуточные) (СЗ –ЮВ – СВ- ЮЗ)

 Вопрос: Скольким градусам соответствует каждая из сторон горизонта?

Учитель: Молодцы ребята! В путь! Поднять паруса!

Вопрос: Какие знания темы нам с вами необходимы в нашем путешествии? Нам надо знать состав гидросферы

Ну а теперь работа в тетради

Ради проверки и истины ради

Учитель: Наши друзья Кот и Собака принесли нам два конверта и просят помощи, что бы мы помогли им разобраться.

Работа в тетрадях. Разобрать состав гидросферы

Проверка.

Учитель: Молодцы ребята!                          

А теперь словарь по теме,

Чтоб сберечь урока время.

Я читаю вам куплеты-

Вы даёте лишь ответы:

Тест-опрос:

1  исток  6

2  залив      5

3  водораздел  4

4  остров   3

5  бассейн реки  2

6 пролив  1

1). Вдающаяся в сушу часть океана или моря.  (залив)

2). Небольшой участок суши окружённый со всех сторон водой. (остров)

3). Площадь с которой река собирает воду. (бассейн реки)

4. узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов. (пролив)

5. Место, где начинается река (исток)

6. Граница между соседними речными бассейнами (водораздел)

Проверка:

  1. вариант: 2,4,5,6,1,3

      2 – вариант: 5,3,2,1,6,4

Учитель: Молодцы ребята!

Где-то под руками были близко

Капитана Врунгеля записки.

Он себя считает знатоком

С географией он знаком.

-Капитан оставил вам послание.

Я даю координаты

Поищите-ка, ребята!

  • а) 60˚ с.ш.: 85˚ з.д.
  • б) 15˚ с.ш; 78˚ в.д.
  • в) 58˚ ю.ш; 70˚ з.д.
  • г) 58˚ с.ш; 38˚ в.д.
  • д) 55˚ с.ш.; 150˚ в.д.
  • е) 9˚ с.ш.; 45˚ в.д.
  • ж) 60˚ с.ш.; 26˚ в.д.
  • з) 67˚ с.ш.; 88˚ в.д.
  • и) 48˚ с.ш.; 8˚ в.д.
  • к) 6˚ с.ш; 61˚ з.д.

Задание: Вы хорошо усвоили теоретический материал, а теперь посмотрим, как вы свои знания применяете на практике.

Задание: Определить, какая река в нашей стране носит женское имя?

Определить – исток, устье, и их координаты. ( оз. Байкал – 54 с.ш 117 в.д.; море лаптевых – 72с.ш. 128 в.д.)

Рассчитать длину реки.

Учитель: Молодцы ребята!

Хотя задание и было с подвохом,

Справились вы с ним неплохо.

Физминутка:

А теперь, ребята, встать

 Руки медленно поднять,

 Пальцы сжать, потом разжать,

 Руки вниз и так стоять.

 Наклонитесь вправо, влево.

 И беритесь вновь за дело.

Учитель: И так все наши корабли …. уже в открытом океане, у всех команд взят свой курс.

Определите по  карте какое море глубже

1 команда:    Балтийское или Чёрное? /Чёрное/

2 команда:   Северное или Каспийское? /Каспийское/

Вопрос: А знаете ли вы, где вы находитесь? НЕТ!!!  Так давайте отгадаем.

Как узнать, где этот материк,

Путешественник без карты не привык.

Выйдем просто мы из положенья,

Карту все возьмём в одно мгновенье.

Задание на определение координат:

Корабль «Торнадо» - 40 с. ш. 10 в. д.

Корабль «It s my life» - 30 с. ш. 150 з. д.

-Ставим флажки на карте полушарий.

Учитель: Ребята!

  • Сигнал SOS. Это всемирная команда бедствия. Подающаяся по радиосигналам, её слышат все корабли находящиеся в открытом море, потому что все готовы прийти на помощь бедствующему судну. Все прекрасно понимают, что от их помощи зависит спасение людей.
  • Я даю вам координаты корабля терпящего бедствие. Дети спешите на помощь!

20° ю.ш. 130° з.д. 

Вопрос: Какому кораблю точно удастся спасти тонущий корабль?

Молодцы!!!

За спасение корабля, капитан судна «….» подойдите ко мне.

«Спасибо вам за сохранение человеческих жизней, за спасение людей».

- Спасибо дети, переходим к заключительной части нашего путешествия.

В районе бедствия были взяты пробы воды. Вам надо определить , какое экологическое бедствие могло произойти там.

Командам даются стаканы:

1команда       Вода с нефтью

2 команда     Вода загрязненная удобрениями

Команды определяют степень загрязнения и причины.

Задание:  на слайдах:

  1. Установить соответствие по рекам. Их характеристика
  2. Озёра происхождение котловин.

Вас к вниманию призываю.

Слова по теме называю

В каждой четвёрке – лишнее слово

Назвать сейчас его будьте готовы!

Течение, прилив, кратер пролив
Вершина, миля, моря, промилле
Цунами, заливы, овраги, отливы
Волна, эхолот, мантия, круговорот
Шельф, океан, желоб, вулкан
Водоросли, остров, пустыня, полуостров

  1. «Литературные загадки».

Какое явление, наблюдаемое на реке, описано в стихотворении?

Я раз за дровами

В лодке поехал – их много с реки

К нам… весной нагоняет –

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой,

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Подведение итогов

Я знала, всё у нас получится,

Америку мы с вами будем знать.

Всем орденоносцам Врунгеля

В журнал поставлю «хорошо» и «пять».

Домашнее задание: написать рассказ бывалого моряка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок по теме "Гидросфера" (6 класс)

Главной целью урока является обобщение и закрепление знаний учащихся. Урок проводится в игровой форме. Игра проводится в несколько этапов: 1 этап - викторина; 2 этап - тест; 3 этап - кроссворд. Данный...

Обобщающий урок по теме "Гидросфера" 6 класс

Цель урока:закрепить  и обобщить знания учащихся  по теме «Гидросфера»...

Презентация к обобщающему уроку по теме "ГИДРОСФЕРА" 6 класс

Данная интерактивная презентация содержит материал для проведения игрового урока по теме "Гидросфера"...

Обобщающий урок по теме "Гидросфера"

Обобщающий урок по теме "Гидросфера" представлен в виде урока-КВН. Учащимся предлагается для закрепления изученного материала разнообразные задания, которые также способствуют развитию кругозора по пр...

Обобщающий урок по теме "Гидросфера"

Обобщающий урок по теме "Гидросфера" представлен в виде урока-КВН. Учащимся предлагается для закрепления изученного материала разнообразные задания, которые также способствуют развитию кругозора по пр...

Обобщающий урок по теме "Гидросфера"

Урок содержит разнообразные задания для систематизации и обобщения знаний учащихся по разделу "Гидросфера"...

Обобщающий урок по теме гидросфера

Обобщающий урок для 6 класса по теме "Гидросфера" ....