Обобщающий урок по теме "Гидросфера"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Щеколдина Светлана Вячеславовна

Урок содержит разнообразные задания для систематизации и обобщения знаний учащихся по разделу "Гидросфера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок35.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Гидросфера»

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения пройденного материала.

Урок – игра.

Цели урока:

1.Образовательная цель: обобщить знания учащихся по теме: «Гидросфера – водная оболочка Земли» на уровне знания фактов, понятий.

Развивающая цель: продолжить развитие логического мышления, монологической речи, умения работать с картами атласа.

 Воспитательная цель: продолжить формирования ценностного отношения к миру, к знаниям о мире, воспитание положительной мотивации учения; правильной самооценки и чувства ответственности.

 

Задачи урока:

Обучающая: создать условия для обобщения знаний о гидросфере, о значимости гидросферы в жизни человека,  поместить правильные ответы на парусах каравеллы, чтобы отправиться в морское путешествие;

Развивающая: способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения анализировать и сравнивать, работать с дополнительной информацией;

Воспитывающая: содействовать формированию представлений о причинно-следственных связях и отношениях, вырабатывать стремление к коллективизму, формировать мировоззренческое понятие о познаваемости природы.

Необходимое оборудование и материалы: карточки с заданиями, физическая карта полушарий, атласы, рисунок каравеллы.

Ход урока и содержание урока

Оргмомент

1.Разминка

Сколько материков на Земле?

Сколько океанов на Земле?

Естественный спутник Земли?

Самый короткий месяц?

Был город Акмола, а стал -……….

Сколько дней в неделе?

Сердце у человека находится справа или слева?

Самые высокие горы на планете?

Номер телефона вашей школы?

2.Постановка задач.

. В течение урока ученики должны наполнить паруса каравеллы правильными ответами и отправить ее в морское путешествие.

- Посмотрите, рисунок какого корабля перед вами?

- Португальская каравелла. В15 веке был создан новый вид судна, позволявший совершать путешествия на дальние расстояния. Каравелла – это легкий корабль длиной около 20 метров. Система треугольных и четырехугольных парусов позволяла этим судам без труда лавировать между рифами, легко выполнять повороты и развивать большую скорость в открытом море. Большие трюмы вмещали запас продовольствия примерно для 20 человек. Каравелла была построена по образцу легких торговых судов дау, на которых арабы доходили до берегов Индии, островов Юго-Восточной Азии и даже до Китая. Но, прежде чем отправиться в плавание, необходимо проверить свои знания.

- Наша с вами задача: из предложенных вам заданий, дать  правильные ответы о Гидросфере, «заполнить» паруса знаниями вместо попутного ветра, чтобы отправиться на каравелле в морское путешествие.

3.Определите соответствие. К названию части Мирового океана (дано в центре) подведите стрелку его определения (даны слева) и пример (даны справа)

Часть МО, далеко врезающаяся в сушу

 

остров

Куросио

Часть МО, которая соединяет водные

объекты – океан с океаном, океан с морем, море с морем

залив

Саргассово

Часть МО, обозначенная на карте красными стрелками

материк

Гибралтарский

Небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой

море

Австралия

Большой участок суши, со всех сторон окруженный морями и океанами

пролив

Гудзонов

Часть МО, со всех сторон окруженная сушей или подводными хребтами

теплое течение

Мадагаскар

4.Вопросы (фронтальная работа):

Какие вам известны виды движения вод мирового океана?

Как изображается течение на карте? Покажи и назови.

О каком виде движения вод Мирового океана говорится в отрывке

№1-(течение Гольфстрим)

№2- (цунами)

№3- (отлив и прилив)

 №1

Есть в океане река. В самые суровые засухи она никогда не иссякает, в самые высокие половодья никогда не переполняется. Её берега и дно образованы холодной водой, тогда как ее поток составляет теплая вода. Мексиканский залив является ее источником, а устье ее располагается в Северном Ледовитом океане. Это…..

№2

Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина- верный признак надвигающейся беды. И впрямь – звучит сирена, сигнал тревоги передается по радио. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Надвигается… (Что надвигается?)

№3

Я вышел на низкий берег моря. Море отступило на целый километр. Обнажились скалы с повисшими на них водорослями. Кругом движение – жители собирают урожай моря. Босоногие мальчишки что-то ищут в мокром песке. Старик с девочкой ловит раков и какие-то съедобные растения. Целые семьи высыпали на берег. Но вот море снова идет на землю. (Что это?)

5. «Угадай объект»

-Каспий, Красное, Средиземное, Черное

6. « Рекорды гидросферы»

– самое соленое замкнутое – Мертвое
– самый большой океан – Тихий
– самый маленький океан – Северный Ледовитый
– самое глубокое место в Мировом океане – Марианский желоб, 11.022 м

– самое глубокое озеро– Байкал

- cамое большое озеро – Каспий

7. «Знатоки»

– какой пролив соединяют 2 океана, 2 моря, разделяет 2 материка, 2 части света, 2 полуострова, 2 государства – Берингов

-начало реки – исток

-место впадения реки – устье

-какое питание имеют реки- подземное, снеговое, дождевое

-материк, на котором нет рек – Антарктида

-назвать части волны- гребень, подошва

-существует ли море, у которого нет берегов - Саргассово

-часть дна долины, по которой река течет во время разлива - пойма

8. «Небылицы»

Учащиеся получают карточки с записанными на них небольшими рассказами капитана

Врунгеля, в которых допущены географические ошибки. Задача  – за минимальное время найти и исправить ошибки.

Текст содержит 5 ошибок.

Рассказ  №1.

“История о черепашках”.

Гидросфера – это воздушная оболочка Земли. Здесь находятся любимые места обитания

морских черепашек, которых называют красивым именем – Куросио. Больше всего эти животные любят плескаться в пресных бессточных озёрах вроде Мёртвого моря.

Летом они собираются большими группами на полуострове Гольфстрим и отправляются на отдых в заросли кораллов, которых всегда в достатке в водах Красного моря, имеющих слабую солёность.

Рассказ  № 2

“История о черепашках”.

Путешествуя по морям и океанам, я часто встречал морских черепашек. Особенно много их в очень солёном море Иссык-Куль. Ближе к осени черепашки начинают путешествовать и нередко заплывают в устья крупных равнинных рек. Но здесь их поджидает большая опасность – бурное течение этих рек может выбросить путешественниц на камни порогов или вовсе разбить об уступы водопадов. Зимуют же черепашки на вершинах высочайших  гор,  где круглый год нет снега и льда. А с наступлением весны, когда от вершин горных ледников откалываются айсберги, начинается новое путешествие.

Ошибки в тексте № 1:

1) гидросфера – водная, а не воздушная оболочка;

2) Куросио – не название черепах, а течение;

3) Мёртвое море – не пресное, а самое солёное озеро в мире;

4) Гольфстрим – это течение, а не полуостров;

5) воды Красного моря - самые солёные среди вод Мирового океана

Ошибки в тексте № 2:

1) Иссык Куль не море, а озеро;

2) у равнинных рек не может быть бурного течения, порогов и водопадов;

3) на вершинах высоких гор всегда есть снег и лёд;

4) черепахи не поднимаются так высоко в горы;

5) айсберги откалываются от покровных ледников, а не от горных.

9. « Гидрографы»

Прослушав стихотворение ребята должны записать доказательства, которые будут подтверждать либо признаки равнинной, либо горной реки.

Река из чащи вырастая,

Немая, светлая, густая

Как бы литая из стекла

Едва текла.

Пора разливов миновала;

Река ничем не выдавала

Что целый мир в глубинах вод

Она несёт.

Своё пружинистое тело,

Закутав в мягкие леса,

Она белела и алела,

И отражала небеса. (равнинная – «из чащи вырастая, едва текла, разливы, мягкие леса»

Б) М.Ю. Лермонтов:

…. воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят…(горная – «воет, дик, злобен, утесистые громады, плач подобен буре)

10. «Логические задания»

Кругом вода, а с питьем – беда. (Море)

· Название  какой реки у тебя во рту? (Десна)

· Какое море омывает три части света?(Средиземное)

· Назовите цветные моря? (Чёрное, Красное, Белое, Жёлтое)

 

11. Принадлежность моря к океану:

Карское море - часть  Северного Ледовитого

Японское море - часть  Тихого

Аравийское море – часть Индийского

Карибское море – часть    Атлантического

Средиземное море - часть  Атлантического

Баренцево море – часть Северного Ледовитого

12. «Найди лишнее слово»

течение, прилив, кратер, пролив

цунами, заливы, овраги, отливы

волна, эхолот, мантия, круговорот

шельф, океан, желоб, вулкан

водоросли, остров, пустыня, полуостров

Ладожское, Красное, Онежское, Каспийское

13. « Что такое?»

Анхель, Амур, Игуасу

14. Шарады

Я – сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени-

Стану спутником Земли.  (Лена - Луна)

Что есть и у ботинка, и у горы, и у волны?  (Подошва)

На пруду есть развлечение,

На спине плыть по течению.  ( На пруду нет течения)

Я – часть тебя.

Ты ложку держишь мною,

Но стоит только букву заменить,

И стану я бурливою волною

Крутые берега, играя, мыть. (Рука – река)

Знать, ребята, вам пора,

Что Байкал у нас - гора.  ( Не гора, а озеро)

Знает каждый капитан:

Волга – это океан.    (Не океан, а гора)

Н.Н. Баранский говорил "От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается".

15."Найди объект"

1. Аравийский п/в

2.Евразия

3. о. Гренландия

4. пролив Дрейка

5.Красное море

6. Антарктида

7.теч. Зап. Ветров

8. о. Исландия

9. Гибралтарский пролив

10.Атлантический океан

11. озеро Байкал

12. о. Сахалин

13. п/в Индостан

14. о. Мадагаскар

16. «Литературные загадки»

Байкал как зеркало лежит.

 Гора в него глядится.

 То туча воды затемнит,

 То солнце в них лучиться.

 О нем писали: «Чаша вод».

 Да, но какая «чаша»!

 Как море, чаша глубока.

 Прозрачная водица!

 Россия очень велика,

 А вся могла б напиться.

                                       И. Ландо

Почему поэт пишет, что у Байкала «Чаша глубока» и «Россия вся могла б напиться»?

Какой русской реке посвятил эти стихи поэт?

У тебя, краса-река,

 Женское обличье,

 Даже имя у тебя

 Нежное, девичье.

 Ласковым тебя не зря

 Окрестили словом,

 Несмотря, что родилась

 Ты в краю суровом.    «Моя Лена» Леонид Попов

17. «Испытание»

Я даю координаты,

Поищите-ка, ребята

У каких материков вы находитесь сейчас?

По какому океану плыть придётся?

Где закончите маршрут?

На работу 5 минут!

1 экипаж – 40 с. ш.  8 з. д., 23 ю, ш. 43 з. д.  Пиренейский п/в      ----    Рио-де-Жанейро

2 экипаж – 35 с. ш.  141 в. д., 38 с. ш. 122 з. д. Токио  ---   Сан-Франциско

18.Нерадивый ученик, выполняя домашнее задание по географии, нанес на контурную карту:

-Японское озеро,

-пролив Лаптевых,

-Перуанское море

Исправьте ошибки.

18. Анаграммы.

Балхаш  

Гидросфера

Соленость

19.Дополнительный материал

Это самая большая постройка, созданная живыми организмами на дне океана. Протянулись на 2000 км у восточного берега одного из южных материков. Постройка создана останками строителей. Эти существа очень прихотливы к условиям среды: живут в тёплой воде, солёной, насыщенной кислородом, хорошо освещаемой, на глубине не более 50-60м. Кто они? Как называется их постройка? (Кораллы. Коралловый риф, находящийся у восточных берегов Австралии)

Неожиданный сюрприз преподнесло Чёрное море ребятам оздоровительных лагерей, расположенных на Южном берегу Крыма и на Черноморском побережье Кавказа, в разгар лета 1985г. При жаркой солнечной погоде температура воды в море вдруг стала резко падать и снизилась с 20-22 до 10-8 и даже ниже. Чем вызвано это явление? ( ветер, дующий в сторону моря, вызвал подъём глубинных вод, которые холоднее поверхностных)

20. Итог.

Значение гидросферы.

Значение гидросферы в жизни человечества – огромно. Мировой океан – это транспортные артерии, связывающие материки, страны, народы. Воде нет замены! Поэтому все люди должны бережно к ней относиться, не загрязнять. Не расходовать попусту, помнить, что вода – самый ценный минерал нашей планеты.

Все паруса подняты!  6 класс, командой в 18  человек, на каравелле с историческим названием «Санта – Мария» отправляется в морское путешествие из бухты «Знания», маленького порта на юге страны «География»!

……………………………………………………………………………

До следующей встречи на географических широтах!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....