Статья по экологии
статья по географии (7 класс) на тему

Косолапенкова Ольга Николаевна

Описание работы на учебно-опытном участке МБОУ Митрофановская сош

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-опытный участок  - средство экологического образования школьников

 О.Н.Косолапенкова

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Митрофановская средняя общеобразовательная школа Кантемировского муниципального района Воронежской области

с.Митрофановка Воронежской области

         История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Термин "экология" (от греч. oikos - дом, жилище и logos - наука) введён в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Первоначально экология оставалась в сфере биол. науки развивала идеи Ч. Дарвина о многообразных взаимосвязях растений и животных со средой. В современной науке понятие "экология" не ограничивается только биологическими рамками. Выделяют социальную, техническую, медицинскую экологию и др., которые вместе с экологией природных систем составляют современную комплексную экологию, призванную обеспечить равновесно-динамичное состояние природы, а также оптимальное взаимодействие природы и общества при условии рационального использования природных ресурсов и регулирования природных процессов на основе знания объективных законов и закономерностей развития природы. Элементами окружающей человека среды и его жизни считаются социально-экономические, технико-технологические, природные, культурные, информационные условия. Состояние окружающей среды во многом обусловливает здоровье человека. Проблемы социальной экологии учёные рассматривают как проблемы отношения человека к человеку, человека к природе. Различные аспекты экологических знаний направлены на оптимизацию деятельности человека по использованию природы, достижение гармонии отношений между обществом и природой. Решению этой задачи благоприятствует процесс экологизации всех областей науки, производства, искусства, морали, права и образования. Становление и теоретическое осмысление экологии, проблем в науке, их актуальность и значимость для хозяйства определили развитие педагогического аспекта этих проблем, формирование нового направления в педагогической теории и школьной практике. Связанное с раскрытием в учебно-воспитательном процессе экологических проблем (сохранение окружающей природной среды), это направление определяется целым рядом терминов ("природоохранительное просвещение", "природоохранительное образование", "экологическое образование", "экологическое воспитание"). Таким образом, актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:

- необходимостью повышения экологической культуры человека;

- необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;

- необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;

- необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;

- низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;

- недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Поэтому привлечение учащихся к природным исследованиям – одна из наиболее эффективных форм школьного экологического образования, способствующая развитию любознательности, наблюдательности, лучшего понимания теоретического материала, повышению творческой активности. С этой целью ведется научно-исследовательская работа на школьном учебно-опытном участке на основании договора с научно-исследовательским институтом сельского хозяйства Центрально-черноземной полосы имени Василия Васильевича Докучаева, с которым наша школа сотрудничает более 50 лет. На учебно-опытном участке школьники закрепляют, расширяют и углубляют свои знания по экологии, биологии, географии, следят за ростом и развитием растений, приобретают умения и навыки сельскохозяйственного труда.

Площадь участка 4 га, расположен на территории Опытного поля НИИ Центрально-Черноземной полосы имени В. В. Докучаева., находящемся в с.Митрофановка. На учебно-опытном участке выделено несколько отделов:  плодово-ягодный, овощных культур, полевых культур, экологический. Имеется специальная площадка со скамейками и столами для проведения занятий с учащимися – «Зеленый класс». Вокруг участка из зеленых насаждений создана живая изгородь.

                Основным содержанием труда учащихся является опытническая работа. Опыты проводятся со всеми культурами, которые возделываются на участке. Тематика опытной работы разнообразна и доступна для детей, связана с прохождением программы. Ведутся систематические наблюдения за развитием окружающего нас животного и растительного мира – фенологические наблюдения. Такая работа проводится начиная с 1 класса. В состав бригады по работе на УОУ входят учащиеся 5-11 классов – 320 учеников. Они делятся на 5 звеньев: овощеводы, полеводы, цветоводы, садоводы и экологи. Каждое звено имеет свой план работы на год. Под руководством научных сотрудников института учащиеся занимаются экологическим сортоиспытанием зерновых культур, проводят сортовую прополку, ведут фенологические наблюдения за культурами. На 4 га проводятся опыты по сортовой агротехнике гибридов озимой ржи (30 сортов), по экологическому сортоиспытанию озимой пшеницы (10 сортов), озимой тритикале (10 сортов), ярового ячменя (14 сортов), яровой пшеницы (4 сорта), сортоиспытание гороха (4 сорта), проса (4 сорта). Новые сорта, гибриды, линии отличаются высокой урожайностью и устойчивостью к болезням и вредителям.

Работая на опытных делянках, ученики получают определенные умения и навыки по выращиванию культурных растений, проводят опыты по сорной растительности злаковых культур. Такими опытами являются: выявление и распознавание типичных сорных культур на злаковых культурах, применение на практике различных способов борьбы с сорными растениями, выявление  и определение типичных вредителей зерновых культур на опытных делянках, определение признаков и степени поврежденности вредителями зерновых культур на опытных делянках, применение на практике, применение на практике различных способов борьбы с вредителями опытных делянок, изучение влияния минеральных удобрений на рост и развитие зерновых культур, фенологические наблюдения за ростом и развитием озимых зерновых культур. Ежегодно подводятся итоги опытнической работы. Опытническому звену школы выдается заключение Российской академии сельскохозяйственных наук, организации научного обслуживания – опорного пункта «Митрофановский» Государственного научного учреждения Научно-исследовательского института сельского хозяйства центрально-чернозе6мной полосы им. В.В.Докучаева. Посещая НИИ им.В.В.Докучаева, учащиеся знакомятся с историей создания института, изучают агромелиоративную, почвозащитную систему земледелия, комплексные системы по увеличению урожайности сельскохозяйственных культур. Многие из выпускников  школы решили связать свою судьбу с сельским хозяйством. За 13 лет сотрудничества школы с Воронежским государственным агроуниверситетом  более 150 наших выпускников получили сельскохозяйственные профессии.

Какова же результативность такого сотрудничества? Школьники стали победителями Всероссийских конкурсов «Подрост», «Я – гражданин России», областных и Всероссийских выставок «Юннат» в номинации «Опытничество», областных научно-практических конференций «Сохраним и восстановим Воронежские черноземы», «От любви к природе – к культуре природопользования».

Формированию  исследовательского мышления способствует научно – исследовательская работа школьного научного общества «Родничок» по ландшафтоведению. На территории школьного двора площадью 4 га высажено более 1200 кустарников, 120 деревьев, 450 кустов роз различных сортов, 5000 штук рассады петуньи и других цветов, которую мы выращиваем сами. Сделаны ландшафтные фигуры из цветного мелкого щебня: «солнечные круги», «бабочка», «божья коровка, листья», «круги».  Данный проект учеников  занял первое место в областных конкурсах «Цвети, Земля», «Гражданин России - гражданин Воронежского края», «Ландшафтный дизайн – среда обитания людей», «Юннат».  

От экологии души – к экологии души – пусть этот девиз сопровождает наших выпускников всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по экологии: "Экологическое образование школьников"

Я выбрала это направление в своей работе потому, что тема актуальна, проблематична и требует многих усилий, чтобы получить положительный результат. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший ...

Статья по экологии "Сущность экологического воспитания"

Ермакова Н.А. Сущность экологического воспитания МОБУООШ  № 20, Россия   Под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На ...

Статья "Связь экологии и поэзии".

В стате рассматриваются приёмы экологического воспитания детей посредством поэзии....

Статья "Экология души - экология тела"

Статья содержит рекомендации по здоровому образу жизни, правильного питанию. Рациональное питание- основа активной здоровой жизни....

Статья.Занимательная экология на уроке биологии в 6 классе в соответствии ФГОС

Нестандартная методика способствует творческому развитию учащихся в процессе обучения, ведь творчество ускоряет процесс формирования...

Статья "Домашняя экология"

Коррекционная педагогика...

Статья. Тема экологии в поэме Ахсана Баянова "Сәяхәтнамә"

laquo;Елларга сәяхәт» китабына кереш сүздә Сибгат Хәким: «Бүген бөтен кешелекне борчыган проблема: табигать һәм кеше. Хәзер бу хакта язмаган бер генә газета, бер генә жур­нал да юк. ...