Формирование общеучебных компетенций обучающихся при изучении географии через применение различных технологий.
статья по географии на тему

обобщение педагогического опыты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opta.docx38.27 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование общеучебных компетенций обучающихся при изучении географии через применение различных технологий.

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Современная школа должна формировать "новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции".

      Определенные таким образом цели образования, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования.

         Сегодня под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят быть успешными в современных условиях. 

Актуальность и перспективность опыта. В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, без формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

     Развитие познавательной активности учащихся относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения, как деятельности, зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Условия формирования ведущей идеи опыта.  Формирование ключевых компетенций на уроках географии – готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. На сегодняшний день перед учителем географии поставлена сложная методическая задача – реализовать на практике компетентностный подход, т.е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций.

Решение ее координируется с требованиями, сформулированными в стандарте географического образования, в рубрике «применение географических знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни». Речь идет об особом уровне учебно – познавательной деятельности учащихся - овладении умениями применять географические знания и умения в повседневной жизни.

Содержание дисциплины «география» становится средством подготовки личности к жизни, к поведению в окружающей среде, в обществе.

Теоретическая база опыта. Важным результатом процесса формирования ключевых компетенций на уроках географии является применение географических знаний и умений в сфере познавательной, общественной, трудовой, культурной деятельности; в бытовой сфере; в сфере коммуникации.

При формирование познавательных компетенций происходит овладение учащимися ключевыми общеучебными умениями и способами деятельности: выделять, описывать и объяснять; находить и анализировать; приводить примеры; составлять географическую характеристику; определять; применять приборы и инструменты; выявлять эмпирические зависимости.

Обучение географии позволяет повышать уровень овладения познавательными и практическими умениями и навыками каждого учащегося, увеличивает прочность формируемых географических знаний и умений школьников, раскрывает прикладной аспект школьной дисциплины, способствует повышению качества географического образования, играет существенную роль в формировании мировоззрения и географической культуры обучаемых.

Сформированные системы географических знаний должны стать основой практической деятельности, а системы учебных умений – фундаментом его будущей (в том числе профессиональной) деятельности.

 Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов, в идее свободного выбора Р. Штайнера, в «опорных сигналах» В. Ф. Шаталова, в «опережении» С. Н. Лысенковой, в «крупных блоках» П. М. Эрдниева, и др. Изучив труды известных педагогов, психологов, методистов как  Л.С.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев (деятельный подход в обучении), Е.С. Полат (основы технологии обучения в сотрудничестве) стараюсь внедрить элементы опыта этих ученых применительно к своей работе и использую имеющийся личный опыт для формирования ключевых компетенций у учащихся.

Ведущей педагогической идеей моего опыта. Формирование ключевых компетентностей учащихся требует от педагога пересмотреть свои приёмы и методы работы на уроке         и в неурочное        время.
      Компетентностный подход вносит изменения в позицию учителя в организации образовательного процесса, изменения в характер взаимоотношений между учителем и учеником.
 

Оптимальность и эффективность средств. Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.  

В условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого учащегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика».

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии.

  1. Проблемное        обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. 
  2. Технология дифференцированного обучения. Создаются разно уровневые задания, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. 
  3. Проектные        методы        обучения. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Проектная деятельность обучающихся среди современных педагогических технологий является наиболее адекватной поставленным целям образования – формированию ключевых компетенций. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск. Приобретенный обучающимися опыт практической деятельности может быть использован для решения проблем, возникающих в повседневной жизни, в быту, на производстве. Практико-ориентированные задания повышают эффективность образовательного процесса за счет повышения мотивация к освоению данной области познания, которая проявляется только в условиях личностно значимых для обучающихся.

        В отличие от учебно-исследовательской деятельности, главным итогом которой является достижение истины, работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата – образовательного продукта. Продуктом может быть видеофильм, альбом, плакат, статья в газете, инструкция, театральная инсценировка, игра (спортивная, деловая), web-сайт и др. Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований и других видов творческой деятельности. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют не только учебную, но и учебно-методическую, научную, справочную литературу. Роль обучающего сводится к наблюдению, консультированию и направлению процесса анализа результатов  в случае необходимости.

В ходе выполнения проекта обучающийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний по предмету, так и получение новых знаний. Кроме того, формируются надпредметные компетенции: исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные,  умения и навыки работы в команде и др.

  1. Исследовательские методы в обучении. Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника Формирование творческой личности, обладающей креативным мышлением, в современных условиях является актуальной задачей. В связи с этим всё более предпочтительными становятся поисковые методы: исследовательский и эвристический (частично-поисковый), в основе которых лежит проблемное обучение. Эти методы в наибольшей степени удовлетворяют требованиям компетентностного подхода, направленного на развитие активности, ответственности и самостоятельности в принятии решений. Оба эти метода сходны между собой; различие состоит в степени самостоятельности обучающихся.   

Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся:   

- ознакомление с областью и содержанием предметного исследования; 

- формулировка целей и задач исследования;  

- сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе); 

- проведение исследования (теоретического или экспериментального) – выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента. 

- объяснение полученных данных; 

- формулировка выводов, оформление результатов работы. 

Данный подход дает возможность понять ход научного исследования, различной трактовки полученных данных и нахождения правильной, соответствующей реальности, точки зрения.

При исследовательском методе от обучающихся требуется максимум самостоятельности. Следует, однако, отметить, что в группах с различным уровнем знаний обучающихся, особенно на начальном этапе изучения предмета, целесообразно применять эвристические методы при активном участии преподавателя. Эвристическими могут быть беседы, практические работы, задачи, предполагающие самостоятельный поиск обучающимися новых знаний.

Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие ключевые компетенции, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развивает наблюдательность, воображение, умения нестандартно мыслить, диалектически воспринимать явления и закономерности окружающего мира, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.   

  1. Интеграционные технологии. В связи с постоянным увеличением объема изучаемого в школе учебного материала разрабатываются технологии интеграции в обучении, в частности разработка и внедрение в практику интегрированных уроков (география и история, география и физика, география и литература, география и обществознание).
  2. Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Игра – вид деятельности, который присущ и детям, и взрослым, поэтому использование данного вида деятельности в образовательном процессе известно давно, однако важным является применение такого аспекта этой деятельности, который способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ естественных наук. При этом должно происходить серьезное и глубинное восприятие изучаемого материала. Игра не должна привести к неправильному пониманию той или иной проблемы, обучающиеся должны проникнуться сложностью изучаемого материала и понимать, что процесс учения является не только интересной игрой. Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.

 При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность,        ответственность.
7. Информационно - коммуникационные технологииВ образовательном процессе педагог использует возможности информационных технологий в целях повышения наглядности изучаемого материала через демонстрацию электронных презентаций, видеоматериалов на уроках. Использование на уроке информационных технологий позволяет педагогу поднять процесс обучения на качественно новый уровень, а это значительно повышает эффективность усвоения материала. Компьютерные технологии повышают мотивацию учения, позволяют индивидуализировать, интенсифицировать обучение, создают условия для самостоятельной работы, способствуют выработке самооценки у учащихся, служат справочником, обучающим устройством        и        тренажёром.
8.  Дискуссии. Учебные дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности обучающихся, в которой субъекты образовательного процесса упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме.  Дискуссии как форма взаимодействия субъектов обучения в последнее время находят все большее применение в практической деятельности преподавателей среди учеников старшей школы (9 – 11 классов). Их целесообразно использовать при проведении проблемных учебных конференций, симпозиумов, в обсуждении проблем, имеющих комплексный межпредметный характер. Содержание докладов, сообщений может быть связано с изучаемым материалом, но может и выходить за рамки программы, в том числе  иметь профессиональную направленность. Дискуссия делает возможным использовать элементы педагогики сотрудничества по типу «обучающий – обучающийся» и «обучающийся – обучающийся», в которой стираются противоположности между позициями обучающего и обучающихся, а кругозор участников образовательного процесса становится общим достоянием.

Во время дискуссии формируются следующие компетенции: коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения и др.

9. Метод «мозгового штурма». Данный метод, направленный на генерирование идей по решению проблемы, основан на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач. Задание может содержать предметно значимый или междисциплинарный вопрос. При этом все идеи и предложения, высказываемые участниками группы, должны фиксироваться на доске (или большом листе бумаги), чтобы затем их можно было проанализировать и обобщить. Последовательное фиксирование идей позволяет проследить, как одна идея порождает другие идеи. Дух соревновательности активизирует мыслительную деятельность обучающихся. По окончании «штурма» все предложенные идеи (решения) подвергаются анализу, в котором участвует вся группа.

Метод «мозгового штурма» позволяет вовлекать в активную деятельность максимальное число обучающихся. Применение данного метода возможно на различных этапах урока: для введения новых знаний, промежуточного контроля качества усвоения знаний, закрепления приобретённых знаний (на обобщающем занятии по конкретной теме курса).

«Мозговой штурм» является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах.  Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.

Место преподавателя при осуществлении компетентностного подхода в организации обучения сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. В таких отношениях учитель является равноправным участником общения, учитывающим мнение и уровень индивидуального развития обучающегося.

Образовательный процесс протекает таким образом, что практически все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учеников в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Коллективный поиск истины стимулирует интеллектуальную активность субъектов деятельности. Такое взаимодействие позволяет ученикам не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение, толерантность и др.

Сравнительный анализ рассмотренных методов, а также практика преподавания позволяют сделать вывод, что не все они в одинаковой степени могут быть применимы при обучении общеобразовательным предметам естественнонаучного цикла. Учитывая дефицит времени некоторые методы (метод проектов, кейс-метод, игровые методики), требующие достаточно большого времени для их подготовки и проведения, можно рекомендовать для организации внеурочной работы или обобщения изученного материала. Исследовательская, дискуссионная форма организации занятий, а так же «мозговой штурм» являются эффективными методами формирования компетенций при проведении уроков в старших классах. При этом следует учитывать, что метод проектов и кейс-метод в большей мере по сравнению с другими описанными методами способствуют формированию таких компетенций, как умения выделять проблему и находить пути её решения, оценивать собственную деятельность, ответственность. Исследовательский метод – творческий подход к осуществлению деятельности, общенаучные умения, и, наравне с дискуссиями, играми и «мозговым штурмом» развивает коммуникативные качества личности, толерантность.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что учителю целесообразно сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования.

Компетентностный подход в обучении сосредотачивается на том, чтобы не увеличивать объем информированности учащегося, а помочь самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.  «Ключевые компетенции» являются  «ключом», владение которым позволяет ученику быть успешным в любой сфере деятельности и особенно в обучении.

Результативность опыта. Использование различных образовательных технологий позволяют полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов.

     В целях обмена опытом с коллегами я провожу открытые уроки, выступаю на семинарах, педсоветах, заседаниях методического объединения учителей географии. Стараюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Размещаю свой опыт на страницах школьного сайта http://tengushevo.edurm.ru/

Имею публикации:

1. Конспект урока географии в 10 классе «Политическая карта мира», сайт «Альманах        педагога» https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=16952

2. Конспект урока географии в 8 классе «Разнообразие внутренних вод. Реки России»,         сайт         «Просвещение» https://prosveshhenie.ru/publikacii/material?n=30998

3. Конспект урока в 7 классе «Природа Антарктиды», сайт infourok.ru. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-geografii-na-temu-priroda-antarktida-klass-2055003.html

    Продолжаю совершенствовать систему своей работы, изучаю методические новинки, педагогические технологии, передовой опыт своих коллег. Итоги школьного мониторинга за последние четыре года свидетельствуют о том, что обучающиеся успешно осваивают программу по географии. Мои ученики являются призерами и победителями олимпиад различного уровня. Так в 2015-2016 учебном году ученик 11класса Черентаев Владимир стал призером республиканского этапа и Всероссийской предметной олимпиады по географии. 

Мои ученики принимают участие в различных дистанционных олимпиадах и конкурсах по географии. С 2013г. по 2017 г. девятнадцать обучающихся стали победитами и призерами Республиканской интернет-олимпиады «Природа, население, хозяйство финно-угорского мира», проводимых географическим факультетом МГУ им. Н. П. Огарева.        Активно обучающиеся участвуют в Открытом чемпионате Республики Мордовия по географии на приз Главы Республики Мордовия. В 2015 г. Болотина Елена заняла призовое место среди старшеклассников, а Гладышев Дмитрий в 2017 г. стал победителем среди учащихся 6-8 классов. Милованова Анастасия призер дистанционной олимпиады по географии среди обучающихся 10-11 классов.

Систематически занимаясь исследовательской работой, привлекаю к ней и учащихся. Результаты деятельности юные исследователи представляют на научно-практических конференциях муниципального уровня и конкурсах.

Главный итог обученности – это выпускной экзамен. В меж аттестационный период обучающиеся 9-х и 11-х классов прошли аттестацию в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Учебный год

Количество участников, сдававших ОГЭ

Средний балл участников ОГЭ по школе

2015-2016

1

5

2016-2017

3

4,3

Учебный год

Количество участников, сдававших ЕГЭ

Средний балл участников ЕГЭ по школе

2013-2014

1

47

2014-2015

4

68

2015-2016

4

51

2016-2017

1

57

Мои ученики продолжают заниматься географией, продолжая обучение в ВУЗах страны. В 2015 г. два обучающихся поступили в НГПУ им. К. Минина на специальность «Рекреационная география и туризм» , в МГУ им. Н. П. Огарева  трое студентов проходят обучение по специальностям «Картография» и «Землеустройства и ландшафтного планирования».

      Возможность тиражирования. По распространению опыта проводятся семинары различного уровня, на которых идет обмен опытом по использованию методических приемов. Выступление на секции учителей географии в рамках районных секционных мероприятий педагогических работников.

 

дата

Тема выступления

 22.08.2013

«Методика работы с одаренными обучающимися по географии при подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.»

20.08.2014

«Современные технологии обучения – залог успешного развития ученика на уроках географии.»

25.08.2015

«Компетенция учителя географии в области использования информативно-коммуникационных технологий.»

 26.08.2016

«Современный урок географии в контексте реализации требований ФГОС ОО.»

29.08.2017

«Использование национально-регионального компонента на уроках географии»

6. ​ Трудности и проблемы при использовании данного опыта.  Содержание школьного курса географии характеризуется большим объёмом информации, которая на уровне фактов, понятий, идей должна быть усвоена и принята учениками. Не всякая информация способна пробудить у учащихся познавательный интерес. Необходимо эмоционально окрасить географическое содержание, активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Также меняется роль учителя. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.  Много времени требует составление и проверка разноуровневых заданий, подготовка презентаций для уроков, составление и проверка вариативных заданий.

7. ​ Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опытом своей работы делюсь на педагогических советах в своем образовательном учреждении, на заседаниях методического объединения учителей географии, истории и обществознания Теньгушевского муниципального района, семинарах различного уровня. Выступаю на школьном методическом объединении учителей географии и истории с докладами, провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия. Стараюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов школы, района, а также использую Интернет-ресурсы, где представлен опыт педагогов других регионов. 

С публикациями представленного собственного педагогического инновационного опыта можно познакомиться на сайте МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа» и на личном сайте  https://nsportal.ru/hlebina-olga-vasilevna, https://infourok.ru/user/hlebina-olga-vasilevna

8. ​ Наглядное приложение

Конспект урока

Тема урока. Численность населения России

Цели и задачи урока:

Образовательные: ввести понятия «демография», «демографический кризис», «демографическая политика», «естественный прирост»; познакомить с изменением демографических показателей России в XIX-XX вв.; научить рассчитывать и анализировать показатели естественного прироста населения России;

Развивающие: продолжить развивать умение и навыки анализировать статистические и картографические материалы, строить диаграммы; развивать логическое мышление, умение применять полученные навыки на практике; развивать навыки работы со справочным материалом;

Воспитательные: воспитывать самостоятельность в постижении основ наук.

Урок изучения нового материала с применением ИКТ.

Оборудование: Проектор, компьютер, Интернет.

Методы обучения: Частично-поисковый, исследовательский

 Планируемый результат:

  Знать\ понимать:

 -основные понятия «демографический кризис», «естественный прирост», «воспроизводство населения»;

  -причины изменения численности России.

   Уметь:

    - находить в разных источниках и анализировать информацию о населении России.

   - рассчитывать естественный прирост населения России.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. 

Приветствие   учащихся, определение их готовности к работе.

II. Изучение нового материала.

Сегодня мы начинаем изучение нового раздела географии – население нашей страны.    Наука, изучающая население его численность, состав и размещение называется демография, она поможет нам ответить на вопросы, связанные с населением страны: сколько живет в стране человек, где живет, чем они занимаются, а так же и на другие вопросы.

- Как можно получить сведения о численности населения?

 Видео. Хронология вечности: Первая полная перепись населения

https://www.youtube.com/watch?v=VSy5N_N4A0I

- Как вы думаете, зачем государство проводит перепись населения? (Чтобы узнать численность населения России.)

- Перепись населения является источником формирования статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории России, национальный и религиозный состав, его образовательный уровень, социально-экономическое положение граждан

-В каком году была последняя перепись населения нашей страны?

(Последняя перепись в РФ проходила с 14 по 25 октября 2010 г – 143 млн чел.)

-Какое место Россия занимает среди стран мира по численности населения?

(Россия занимает 9 место в мире с населением 143 млн. чел.)

Численность населения Республики Мордовия составляет 808 888 человек

-     А кто знает какова численность населения нашего населенного пункта?   (5532 чел.)

-        Какие факторы влияют на численность населения нашего населенного пункта?

 

Работа с учебником стр. 174. 

Задание 1

Используя данные таблицы 10 сделайте вывод о изменении численности населения России?

Задание 2. Используя ресурсы интернет http://school-collection.edu.ru/ ("Коллекция цифровых образовательных ресурсов" определите территории РФ с наибольшей и наименьшей численностью населения. Приведите примеры

- От чего же зависит численность населения?

(Численность населения зависит от количества родившихся и умерших.)

Рождаемость – число родившихся за год на 1000 человек населения.

Смертность – число умерших за год на 1000 человек населения.

Естественный прирост определяется по формуле:

ЕП. = Р-С

Соотношение между этими двумя величинами, их определенные сочетания создают разные типы естественного прироста населения или разные типы воспроизводства населения. Если рождаемость больше смертности, то численность населения растет и речь идет о естественном приросте - это превышение рождаемости над смертностью.

Задание 3.

Используя данные таблицы, определите естественный прирост в России с 1913 по 2012 год. Сделайте вывод.

Годы

1913

1926

1940

1960

1980

1990

1995

2000

2009

2012

Число родившихся

47,8

44,7

33

23,2

15,9

13,4

9,3

8,7

12,3

13,3

Число умерших

32,4

21,3

20,6

7,4

10,6

11,4

15

15,3

14,1

13,3

Естественный прирост

15,4

23,4

12,4

15,8

5,3

2

-5,7

-6,6

-1,8

0

 

Вывод: рождаемость меньше смертности, то есть естественный прирост отрицательный, происходит убыль населения.

Естественная убыль – превышение смертности над рождаемостью.

 Если рождаемость ниже, чем смертность, то будет наблюдаться естественная убыль населения, что характерно для сегодняшней России. Такой процесс получил название демографический кризис – резкое снижение численности населения в результате снижения рождаемости.

-Как вы думаете в чем заключаются основные причины демографических кризисов? (Революции, войны, эпидемии)

1-й демографический кризис отмечен с 1914 года (1 мировая война, затем революция, голод в 1921-1922 гг.; эмиграция из России).

Потери составили по разным оценкам от 12-18 млн. человек.

2-й демографический кризис индустриализация, коллективизация, репрессии и голод (засуха)1933-34 гг .

Потери от 5- 5,5 млн. человек

3-й демографический кризис был в годы Великой Отечественной войны.

Потери 18 млн. человек, а с учетом снижения рождаемости от 21-27 млн.человек.

4-й демографический кризис, начавшийся в начале 90-х годов, имеет несколько причин: снижение рождаемости связано с экономическим кризисом в стране. (Инфляция, рост цен, неуверенность в завтрашнем дне, неблагоприятная экологическая ситуация). Особенно значительное снижение рождаемости наблюдалось в крупных городах.

 Задание 4. http://school-collection.edu.ru/       ("Коллекция цифровых образовательных ресурсов ( таблица воспроизводства) "назовите субъекты РФ   с наибольшими и наименьшими показателями естественного прироста населения.

Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста называется естественным движением населения.

- Каким образом еще может увеличиться численность населения?

 За счет миграций населения, переезда из одной страны в другую или в пределах одной страны из одного региона в другой.

Это так называемое механическое движение населения.

Механическое движение населения – изменение численности населения за счет прибывших и выбывших из страны.

Задание 5. используя интернет ресурс. 

http://schoolcollection.edu.ru/       "Коллекция цифровых образовательных ресурсов" определите районы РФ наибольшего притока населения.

Закрепление материала:

Тест

1.Какое место в мире по численности населения занимает Россия?

1)3

2)5

3)8

4)9

2.В каком году была проведена первая перепись населения?

1) в 1861

2) в 1888

3) в 1897

4) в 1909

3.Разность между числом родившихся и числом умерших за определенный период это:

1) рождаемость

2) смертность

3) воспроизводство населения

4) естественный прирост населения

4. Наука, изучающая проблемы народонаселения и его воспроизводство

1. демография

2. история

3. география

4.физика

5. Механический прирост населения это:

1) Показатели смертности, рождаемости и естественного прироста

2) Соотношение числа родившихся и умерших за определённый период

3) Разность между числом прибывших на территорию и числом выбывших за её пределы

Домашнее задание: § 34, стр.179 задание №2,4 выполнить письменно в тетради

Рефлексия.

Прочитав фразу, закончите её:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что …

Теперь я могу…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Наше время принесло новое противоречие в образовательный процесс - противоречие между темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения обучаемым, будь то ребёнок или взрослый. Именно...

Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии посредством технологии критического мышления."

Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии посредством технологии критического мышления"...

МАСТЕР – КЛАСС ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ        В настоящее время возросла роль некоторых качеств лич...

обобщение опыта "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся по французскому языку через использование кейс-технологии"

Данный материал является обобщением инновационного педагогического опыта в  модульной технологии...

Мастер-класс по теме "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством изучения диалектной лексики"

В данном мастер-классе педагог предлагает рассмотретьт несколько заданий, применяемых  в практике своей работы при изучении диалектной лексики в школе на уроках русского  языка и литературы....


 

Комментарии

Аладышева Татьяна Петровна

   Ольга Васильевна, Вы работаете по одной из самых актуальных проблем и смогли накопить много полезных для каждого учителя материалов. Спасибо Вам за транслирование Вашего педагогического опыта. Вы талантливый педагог, успехов Вам на педагогическом поприще.