Мастер-класс по теме "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством изучения диалектной лексики"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

В данном мастер-классе педагог предлагает рассмотретьт несколько заданий, применяемых  в практике своей работы при изучении диалектной лексики в школе на уроках русского  языка и литературы. в современном обществе детям не хватает живого общения, поэтому очень важно подвигнуть их на развитие их речевых и языковых навыков, создать условия для речевого общения при каждой встрече с ребятами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

учителя русского языка и литературы

МКОУ «Ржавская ООШ» Большесолдатского района Курской области

на тему

«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством изучения диалектной лексики»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Позвольте нашу встречу начать с вопроса.

 - Поднимите, пожалуйста, руки те, кто пользуется современными гаджетами: телефонами, планшетами, компьютером, ноутбуками и другой современной техникой?

 - Как много времени вы уделяете этому в течение дня?

 - А вот наши дети  ответили на этот опрос так:  общение с техникой отнимает у них  от 3 до 5 часов в день. Вдумайтесь в эту цифру.

В современном обществе подчас наши с вами дети находятся в так называемом духовном вакууме, когда у них практически отсутствует общение: и письменное, и устное. Они большую часть своего времени посвящают технике, всевозможным гаджетам. А ведь именно живое общение является важной составляющей и в дальнейшей работе, и в общественной жизни.

Если человек не обладает такими навыками, ему грозит изоляция  от общества.

Что происходит с нашими детьми?

Их речь становится невыразительной, снижается общая грамотность. Впору бить тревогу и принимать активные меры.

Что же делать?

В первую очередь необходимо  расширять  кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать  языковые и речевые навыки и умения.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

Именно языковая компетенция и способствует формированию умений и навыков речевого общения. Для этого необходимо создавать условия речевого общения на каждом уроке, на каждом занятии. Девиз «Обучать общению, общаясь», должен стать непременным условием каждого нашего урока.

Существует множество разнообразных видов заданий, способствующих развитию языковой и речевой компетенции  учащихся. Это и работа с текстом, и обогащение словарного запаса школьников, работа со словарями и еще великое разнообразие интересных видов заданий.

Я предлагаю сегодня остановиться подробнее на одном из них. Речь пойдет об изучении особой группы слов русского языка. А вот о каких именно словах пойдет речь, вы постарайтесь догадаться, прослушав небольшой отрывок. Это сказка Бориса Шергина «Волшебное кольцо». Итак, внимание. Какую особенность в записи вы услышите?

(Прослушивание аудиозаписи)

Конечно же, речь идет о диалектных словах и их особенностях. И тема  нашего  сегодняшнего мероприятия звучит следующим образом: «Развитие речевой и языковой компетенции учащихся посредством изучения диалектной лексики».

(Слайд №1)

Мне кажется, что эта тема очень важна и актуальна, особенно для сельских школ. Наши дети соприкасаются с данным пластом слов практически с момента рождения. Они их слышат , привыкают к ним, начинают сами употреблять в своей речи. Очень важно не упустить тот момент, когда ребенок увидит всю прелесть этих слов, почувствует , что это наша история, что эти слова следует изучать, сохранять, относиться к ним трепетно, с любовью. Но с  нельзя допустить, чтобы диалекты составляли  основу языка детей. Важно, чтобы школьники умели правильно определять сферу употребления  этой группы слов.

К сожалению, в школе диалектная лексика изучается поверхностно, рассматривается  совместно с профессиональными словами, и только в 6 классе. В последующих классах к этой теме вообще мы не обращаемся. Однако, из этой ситуации есть несколько выходов. Региональный компонент позволяет в 6 классе эту тему изучит несколько шире за счет дополнительных часов. Это важно, так как именно в этом классе детям дается понятие диалектной лексики. Именно в этот момент и нужно их заинтересовать. В последующие годы обучения мы можем работать в этом направлении на уроках литературы. Рассматривая произведения классиков, замечать эти слова, вспоминать, углублять.  Следующий момент – это внеурочные занятия,  на которых можно выделять либо отдельные часы, либо часть занятий по определенной тематике.  Также можно эту работу  презентовать и рекламировать на предметных неделях русского языка и литературы в школе.

Перейдем конкретно к  внедрению этой темы в практику своей работы.

Вы поделены на 4 группы. Каждая из вас получила задание. Вы их выполняете, а затем мы их представляем на всеобщее обозрение.

  1. Областные слова включаются в  художественные произведения не только  для социально-речевой характеристики, но и для реалистического воссоздания жизни и быта персонажей, для создания местного колорита, как средство образности.

Работая с текстом мастеров слова, ребята учатся видеть и находить в тексте  такие слова,  понимать их выбор, давать их лексическое значение и пытаться найти общеупотребительный аналог.

  1. Кластер – графический метод организации информации.
  2. Стикер – наклейка, этикетка, аппликация, малая форма полиграфии, используется для привлечения внимания.
  3. Фотоколлаж – это произвольное соединение двух и более фотоизображений в одно для передачи зрителю смыслового образа или идеи. (учащиеся находят в Интернете картинки, связанные с изучением данной темы, распечатывают и составляют коллаж, затем  он находится в кабинете русского языка, дети его изучают, рассматривают и готовят письменные или устные сообщения на тему «Что нового о диалектных словах я узнал из данного коллажа»).
  4. Работа с «Толковым словарем живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля (рассмотреть, полистать, найти знакомые вам слова,   в таком ли они значении употребляются в нашей местности, когда вы их слышали, в какой речевой ситуации?)
  5. Проектная деятельность. Это, пожалуй, самый трудный и серьезный вид работы. Он как правило, проводится в конце длительного  изучения темы. Это уже выход, конечный продукт всей деятельности за определенный период. Мы с ребятами составили небольшой словарь  диалектом именно нашего села

(демонстрация словаря)

Также  ребята записали небольшой видеоролик со своими близкими  в главных ролях  

(демонстрация ролика).

Группа ребят занималась аналитической работой. Они создали небольшие буклеты по этой теме. Мы хотим презентовать их всем присутствующим.

Таким образом, мы видим, что данная работа многопланова. Она не только развивает языковую и речевую компетенции учащихся, но и формирует у них интерес к изучению родного языка, пробуждает интерес к слову.  А еще это просто увлекательно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на уроках немецкого языка".

Представлен опыт учителя немецкого языка Николаевой Е.В. по теме“ Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на ...

Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка при подготовке к ГИА»

Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках  русского языка при подготовке к ГИА»...

Статья "Развитие коммуникативной компетенции обучающихся 7-9 классов посредством использования виртуальных туров на уроках английского языка."

Данная статья раскрывает понятие виртуальный тур и преимущества его использования на уроках английского языка как эффективного метода развития  монологической речи обучающихся....

Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся  через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»...

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования игровых технологий на уроках французского языка

Одной из важнейших характеристик инновационных педагогических технологий является возможность их повторения, воспроизведения в сходных образовательных условиях. Игровые технологии в полной мере облада...