Рабочая программа по географии в 5 классе
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Рабочая программа составлена по требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl._geografiya_fgos.doc290 КБ

Предварительный просмотр:

«Каралды»

МБ җитәкчесе

______________    Камалова А.З.

Протокол №     от «    »        2016 ел.

«Килешенде»

Укыту-тәрбия эшләре буенча

директор урынбасары

___________________  Замалиева Л.И

«____»____________2016 ел.

«Раслыйм»

Мәктәп директоры

_________________   Газизова Ф.Г.

Приказ №            «        »       2016 ел

“Татарстан Республикасы Биектау муниципаль районы Хәй Вахит исемендәге Мәмдәл урта гомуми белем бирү мәктәбе” муниципаль бюджет мәгариф учреждениесе

Ганиев Әкрәм Әгъләм улының

 география фәненнән

                                                         ЭШ ПРОГРАММАСЫ

5  КЛАСС

        

                                                                                2016-2017 уку елы

 

Тематический план составлен в соответствии с нормативными документами:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции № 273-ФЗ, от 29.12.2012 г.);

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010, № 1897;

4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

5. Закон Республики Татарстан (от 22.07.2013 № 68-ЗРТ) «Об образовании»;

6. Учебный план МБОУ «Мемдельская СОШ им.Х.Вахита» Высокогорского муниципального района РТ на 2016-2017 учебный год.

                                                                       

                                                                       

                                                                       География. Введение.                  

(5 класс, 35 часoв)

Пояснительная записка

           Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию» составлена на основе Программы Е.М. Домогацких, который подготовил ее  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. В данном курсе используется  учебник «Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов  Е.М. Домогацких,

 Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: ООО Русское слово— учебник, 2015.

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

  • ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
  • формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
  • формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
  • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
  • формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Общая характеристика учебного курса

Материал курса сгруппирован в пять разделов. Первый тематический раздел «Наука география»(2 часа) знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.

Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» (5 часов)— не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.

Третий раздел «История географических исследований» (12часов) знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.

Четвертый раздел учебника «Природа Земли» (2 часа) знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.

Пятый раздел «Путешествие по планете Земля» (10 часов) призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.

Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.

                                                              Место учебного курса в учебном плане

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования и программы Е.М. Домогацких, на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа – 1 час в неделю. Так как курс обучения учащихся 5 класса состоит из 35 недель, то мною добавлен 1 час. Проведены изменения  по количеству часов  по темам: добавлено по одному часу «История географических исследований» (13часов), «Природа Земли» (3 часа), с целью расширения знаний по темам. 2 часа отведены на обобщающий контроль и итоговый урок.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса

Личностные результаты:

  • овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • формирование  поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

          Метапредметные результаты:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные результаты:

  • формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей  в пространстве и во времени;
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов  и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
  • овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков»международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • уметь составлять схему наук о природе;
  • уметь составлять описание учебного кабинета географии;
  • уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;
  • уметь организовывать наблюдение за погодой;

            уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;

  • уметь составлять  план кабинета географии;
  • уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;
  • уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;
  • уметь составлять сводную  таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;
  • уметь организовывать фенологические  наблюдения в природе;
  • уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;
  • уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.

                                                                                 Содержание программы

Тема 1. Наука география (2 часа)

Содержание темы:

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Учебные понятия: 

география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Персоналии:

Эратосфен, Генри Стенли.

Основные образовательные идеи:

  • География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
  • География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Практические работы:

  • Составление схемы наук о природе.
  • Составление описания учебного кабинета географии.
  • Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
  • Организация наблюдений за погодой.

Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)

Содержание темы:

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности.  Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Учебные понятия:  

плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии:  

 Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.

Основные образовательные идеи:

  • Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
  • Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
  • Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

  • сравнение свойств географической карты и плана местности;
  • определение направлений на плане и карте.

Практические работы:

  1. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
  2. Составление плана кабинета географии.
  3. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
  4. Составление схемы наук о природе
  5. Организация наблюдений за погодой

Тема 3. История географических открытий (12 часов)

Содержание темы:

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Учебные понятия:  путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

Персоналии:

Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

Основные образовательные идеи:

  • Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
  2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Природа Земли (2 часа)

Содержание темы:

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Учебные понятия:   

природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Основные образовательные идеи:

  • Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
  • Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ

  • понятие о географической оболочке Земли;
  • определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.

Практические работы:

  1. Организация фенологических наблюдений в природе.

Тема 5. Путешествие по планете Земля (10 часов)

Содержание темы:

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Учебные понятия:  

Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.

Основные образовательные идеи:

  • Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
  • Природа каждого материка уникальна.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ

  • Географические особенности природы материков и океанов.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
  2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Планируемые результаты достижения обучающимися требований к результатам освоения основной образовательной программы

Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

  • форму и размеры Земли;
  • полюса, экватор;
  • части Мирового океана;
  • виды движения воды в океане;
  • материки и океаны Земли;
  • географические объекты, предусмотренные программой;
  • маршруты географических исследований и путешествий.

2. Приводить примеры:

  • различных видов морей;
  • различия природы материков.

3. Определять:

  • стороны горизонта на местности (ориентироваться);
  • специфику природы материков и океанов по географической карте;
  • направления по сторонам горизонта с помощью компаса.

4. Описывать географические объекты.

5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

    Данное поурочное планирование соответствует программе курса и рассчитано на 35 учебных часов. В соответствии с действующим базисным планом, на преподавание географии в 5 классе выделяется 1час в неделю. Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.

Всего практических работ: 23

Из них фронтальных оценочных (выделены жирным шрифтом): 9

Перечень вариативных практических работ:

  1. Составление схемы наук о природе
  2. Составление описания учебного кабинета географии.
  3. Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках
  4. Организация наблюдений за погодой
  5. Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами
  6. Изготовление модели Земли, отражающей её истинную форму
  7. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности
  8. Составление плана кабинета географии

  1. Определение с помощью компаса сторон горизонта

  1. Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа

  1. Составление описания одного из путешествий по ключевым словам

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов
  2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»
  3. Организация фенологических наблюдений в природе
  4. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли
  5. Составление таблицы «Особенности живой природы Африки»
  6. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка
  7. Обозначение на контурной карте океанов и морей, омывающих материк
  8. Составление перечня научно-исследовательских  антарктических станций

                                                    Календарно-тематическое планирование

№п/п

№п/п

Тема урока

Содержание образования

Основные виды учебной деятельности

Результаты

Домашнее задание/

примечание

Практическая работа

Дата проведения фактич.

личностные

метапредметные

предметные

Тема 1. Наука география (2 часа)

1.

1.1

Что такое география?

Нәрсә ул география?

География как наука. Предмет географии.

раскрыть значение терминов, знать пер

соналии – Эратос

фен,Генри Стенли;

уметь ор- ганизовы-вать наб- людения за погодой

овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях

ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи

формирование пре- дставлений о геогра фической науке и ее роли в освоении пла неты человеком; ов- ладение элементар- ными практически ми умениями ис- пользования прибо- ров  и инструментов для определения ко- личественных и ка- чественных характе- ристик компонентов геосреды

§1. Составить схему наук о природе. Вести дневник наблюдений за погодой.

Составление схемы наук о природе.

2.

1.2

Методы географичес- ких исследований.

Географик эзләнүләр методлары.

Методы географических исследований: описательный, картографический Космические методы. Источники географических знаний.

Комментировать и формули

ровать по- нятия: ме- тоды гео- графичес-

ких иссле- дований: описательный,карто графичес

кий,косми ческие ме- тоды;

уметь орга низовы-

вать на- блюдения за погодой.

Осознание ценности ге ографичес-кого знания как важней шего компо нента науч- ной карти- ны мира; формирова-ние  поведе ния в гео- графичес-кой среде – среде оби- тания всего живого, в том числе и человека

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

формирование пред- ставлений и осново- полагающих теоре- тических знаний о целостности и неод- нородности Земли как планеты людей в  пространстве и во времени; уметь со- ставлять перечень источников геогра- фической информа- ции, используемых на уроках и описы- вать методы геогра- фических исследова ний; овладение ос- новными навыками нахождения, исполь зования и презента- ции геоинформации

§2. Составить список источников информации.Вести дневник наблюдений за погодой.

Организация наблюдения за погодой.

Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)

3.

2.1

От плоской Земли к земному шару.

Яссы Җирдән Җир шарына.

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена.

Уметь да- вать опре- деление понятиям плоскостьшар, окру- жность Земного шара, эллипсоид,полярный и эквато- риальный радиус.

Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.

§ 3. Закончить оформление таблицы по итогам опыта получении тени. Вести дневник наблюдений за погодой

4.

2.2

Форма, размеры и движение Земли.

Җирнең формасы, үлчәмнәре һәм хәрәкәтләре.

Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара.

 Уметь да- вать опре

деление понятиям и давать комментариии явле- ниям су- точное (осевое) движение Земли, го- довое (ор- битальноедвижение Земли; 

Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений.

Ставить  учеб- ную   задачу под руководством  учителя,плани- ровать свою дея тельность под руководством учителя; выяв- лять причинно-следственные связи,опреде- лять критерии для сравнения фактов, явлений

выслушивать и объективно оце- нивать другого;

уметь вести диа лог, вырабаты- вая  решение

Давать определения понятиям: полюс, экватор.  Объяснять, в каких видах движения участвует Земля, каковы географические следствия движения Земли. Знать, кто такой Исаак Ньютон, какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли.

§4.  Знать определения к эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, полюс, экватор.

Вести дневник наблюдений за погодой.

5.

2.3

Глобус и карта. Глобус һәм карта.

Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества. Географическая карта и план местности.  Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки.

Уметь да- вать опре- деление понятиям глобус, мо дель, гео- графичес

кая , физи ческая ,то пографи- ческая кар та, план местнос-

ти , уметь состав- лять срав-

нитель

ную харак теристику  способов изображе-ния Земли

Осознание многообразия видов изображения земной поверхности.

Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических  изображений поверхности Земли.

§5, знать определения ключевых слов: глобус, географическая карта, план местности.

Вести дневник наблюдений за погодой.

6.

2.4

Ориентирование на местности.

Урында ориентлашу.

Компас. Ориентирование на местности.

Формиро-

вать предс тавления об ориен- тировании на мест- ности, уме ния поль- зоваться измери-

тельными приб-ми.

Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека.

Умение работать с измерительными  приборами.

Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают.  Делать  вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним.

§6. Повторить §§3 – 6. Вести дневник наблюдений за погодой.

Определение с помощью компаса сторон горизонта.

7.

2.5

Урок обобщения и контроля по теме «Земля и её изображение».

“Җир һәм аның сүрәте” темасы буенча йомгаклау һәм контроль дәрес.

Первые представ- ления о форме Земли. Доказа- тельства шарооб- разности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель -Земного шара. Гео графическая карта и план местности.  Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Формиро-

вать навы- ки и уме ния обоб- щений, ра боты с различными конт- рольно-измерительными материалами. Уметь организовывать наблюде

ния за погодой.

Понимание роли и значения географических знаний.

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами.

Выделять сущес- твенные признаки и особенности геогра фических объектов и явлений по теме. Объяснять  особен- ности формы и раз -меров Земли, свой- ства географической карты и плана мест- ности, географичес- кие следствия враще ний Земли. Опреде- лять отличительные особенности изобра жений земной повер хности; направле- ния на карте и плане, стороны горизонта.

Вести дневник наблюдений за погодой.

Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

Тема 3. История географических открытий (13 часов)

8.

3.1

По следам путешественников каменного века

Таш гасыр сәяхәтчеләре эзеннән.

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики».

Формировать представления о возможности совершенствования длительны х путешествий в древности, ;уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять резуль- таты выдающихся путешествий и от- крытий, а также влияние путешес -твий на развитие гео графических знаний Определять причи- ны и следствия гео- графических путе- шествий и откры- тий. Определять и показывать на карте маршруты путешес- твий. Описывать ход путешествия.

§7.  Найти на географи ческой карте Тихий океан и Южную Америку и подписать на контур- ной карте мира эти на- звания.Вес- ти дневник наблюдений за погодой.

9.

3.2

Путешественники древности

Борынгы сәяхәтчеләр.

Плавания финикийцев вокруг Африки. География. Древней Греции. Путешествие Пифея.

Формировать представления о возможности совершенствования длительны х путешествий в древности; уметь организовы-

вать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Выделять причины и следствия геогра- фических путешес- твий и открытий, умение работать с картографическими источниками геогра- фической информац ции. Описывать ход путешествия фини- кийцев. Составлять рассказ об основате- ле географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея.

§8 Подписать на контурной карте все объекты, упомянутые в тексте.

Вести дневник наблюдений за погодой.

10.

3.3

Путешествия морских народов.

Диңгез халыклары сәяхәте.

Географические открытия викингов.

Формировать  представления о возможности совершенствования длительны х путешествий морскими народами;  уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Ставить учеб- ную  задачу под руководством  учителя; плани- ровать свою дея тельность под руководством учителя; выяв- лять причинно-следственные связи; опреде- лять критерии для сравнения фактов, явлений

выслушивать и объективно оце- нивать другого;

уметь вести диа лог, вырабаты- вая общее решение.

Объяснять результа- ты выдающихся пу- тешествий и откры- тий, а также влия- ние  путешествий на развитие географи- ческих знаний.Опре делять причины и  следствия географи ческих путешествий и открытий.Опреде- лять и показывать на карте маршруты путешествий. Опи- сывать ход путешес- твия. Описывать гео графические откры- тия, совершенные викингами. Объяс- нять, почему викин- гов не считают пер- вооткрывателями Америки.

§9 Составить простой план параграфа.

Вести дневник наблюдений за погодой.

11.

3.4

Первые европейцы на краю Азии.

Беренче европалылар Азия читендә.

Путешествие Марко Поло.

Формировать  представления о возможности совершенствования длительны х путешествий вропейцами в Азию;  уметь организовы- вать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения

Объяснять результа- ты выдающихся пу-

тешествий и откры- тий, а также вли- яние путешествий на развитие геогра- фических знаний. Определять причи- ны и следствия гео графических путе- шествий и откры- тий. Определять и показывать на  карте маршруты путешес- твий. Составлять описания событий по теме урока. Объ- яснять причины по- иска европейцами пути в Китай.

§10. Используя ключевые слова текста параграфа, составить рассказ о жизни и путешествии Марко Поло.

Вести дневник наблюдений за погодой.

12.

3.5

Хождение за три моря.

Өч диңгез артына сәяхәт.

Хождение за три моря.

Формировать  представления о вкладе русских путешественников в изучение регионов моря на примере путешествия Афанасия Никитина;

уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результа- ты выдающихся пу- тешествий и откры- тий, а также влия- ние  путешествий на развитие географи- ческих знаний.Опре делять причины и следствия географи ческих путешествий и открытий. Опреде лять и показывать на карте маршруты путешествий. Соста влять описания со- бытий по теме уро- ка. Составлять опи- сание жизни и дея- тельности Афанасия Никитина. Объяс- нять причины путе- шествия Афанасия Никитина в Индию.

§11 Проанализировать материалы предыдущих параграфов  и ответить на вопрос: «Кто из европейцев мог побывать в Индии раньше Афанасия Никитина?» Вести дневник наблюдений за погодой.

13.

3.6.

Морской путь в Индию.

Һиндстанга диңгез юлы.

Генрих Мореплаватель – великий организатор. Васко да Гама.

Формирование представлений об эпохе великих географических открытий как периоде интенсивного освоения территорий Земли; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результа- ты выдающихся пу- тешествий и откры- тий, а также влия-

ние путешествий на развитие географи- ческих знаний.Опре делять причины и следствиягеографи-- ческих путешествий и открытий. Опреде лять и показывать на карте маршруты путешествий. Соста влять описания со- бы тий по теме уро- ка. Составлять опи- сание о жизни и де-ятельности Бартоло- меу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мо- реплавателя в орга- низации походов.

§12. Проанализировать содержание параграфа и ответить на вопрос: «Можно ли считать принца Генриха Мореплавателя первооткрывателем морского пути в Индию?»Вести дневник наблюдений за погодой.

14.

3.7

Открытие Америки.

Американы ачу.

Замысел Колумба. Плавание на запад. Имя материка.

Формировать представления о причинах  и следствиях открытия Америки; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результа- ты выдающихся пу- тешествий и откры- тий, а также влия- ние путешествий на развитие географи- ческих знаний.Опре делять причины и следствия географи ческих путешествий и открытий. Опреде лять и показывать на карте маршруты путешествий. Соста влять описания со- бы тий по теме.

§13. По кар- там атласа определить, какой океан пересек Хри стофор Ко- лумб во вре- мя своего пу тешествия в поисках за- падного пу- ти в Индию?

Вести дневник наблюдений за погодой.

Обозначение на к/к маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

15.

3.8

Первое кругосветное плавание.

Дөнья тирәли беренче сәяхәт.

Адмирал Магеллан. Капитан Элькано.

Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях первого кругосветного путешествия; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результа ты выдающихся пу- тешествий и откры- тий, а также влия- ние путешествий на развитие географи -ческих знаний. Оп- ределять причины и следствия географи- ческих путешествий и открытий. Опреде лять и показывать на карте маршруты путешествий. Сос- тавлять описания событий по теме.

§14  По картам атласа определить, возможно ли кругосветное путешествие по суше? Ответ обосновать.Вести дневник наблюдений за погодой.

16.

3.9

Открытие Южного материка.

Көньяк материкны ачу.

Поиски Южной земли. Первое плавание Джеймса Кука. Кенгуру.

Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях открытия Южного материка;  уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Объяснять результа ты выдающихся пу- те шествий и откры- тий, а также влия- ние путешествий на развитие географи- ческих знаний.Опре делять причины и следствия географи ческих путешествий и открытий. Опреде лять и показывать на карте маршруты путешествий. Соста влять описания со- бытий по теме.

§ 15. По картам атласа определить особенности неизвестного материкаво времена Джеймса Кука.Вести дневник наблюдений за погодой.

17.

3.10

Поиски Южной земли продолжают

ся.

Көньяк Җирне эзләүләр дәвам итә.

Вдоль ледяного барьера. Негостеприимные Гавайи.

Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях поиска Южной земли; уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Ставить учеб- ную задачу под руководством  учителя; плани- ровать свою дея тельность под руководством учителя; выяв- лять причинно-следственные связи;опреде- лять критерии для сравнения

Объяснять результа- ты выдающихся пу- тешествий и откры- тий, а также влия- ние путешествий на развитие географи- ческих знаний.Опре делять причины и следствия географи ческих путешествий и открытий. Опреде лять и показывать на карте маршруты путешествий. Соста влять описания со- бытий по теме.

§16

Подписать на контур- ной карте мира назва- ния океанов, через кото- рые прохо-

дили круго- светные пла вания Дж. Кука. Вести дневник наблюдений за погодой.

18.

3.11

Русские путешественники.

Рус сәяхәтчеләре

Роль русских исследований. «Коломбы Росские».

Формировать представления о совершен- ствовании и ге ографических следствиях от крытия северо-западной части Северной Аме рики русскими путешествен-

никами;  уметь организовы -вать наблюде- ние за погодой

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Ставить учеб- ную задачу под руководством  учителя; плани- ровать свою дея тельность под руководством учителя;выяв- лять причинно-следственные связи;опреде- лять критерии для сравнения

Объяснять результа- ты выдающихся пу- тешествий и откры- тий, а также влия- ние путешествий на развитие географи- ческих знаний.Опре делять причины и следствия географи ческих путешествий и открытий. Опреде лять и показывать на карте маршруты путешествий. Соста влять описания со- бы тий по теме

§17. Завершить работу по заполнению таблицы «Географическиие объекты, названные в честь русских первопроходцев».Вести дневник наблюдений за погодой.

Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира»

19.

3.12

Вокруг света под русским флагом.

Дөнья тирәли рус флагы астында.

Формировать представления о совершенствовании кругосветного путешествия под русским флагом и открытии ими Антарктиды;  уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Объяснять результа- ты выдающихся пу- тешествий и откры- тий, а также влия- ние путешествий на развитие географи- ческих знаний.Опре делять причины и следствия географи- ческих путешествий и открытий. Опреде лять и показывать на карте маршруты путешествий. Соста влять описания со- бытий по теме.

§ 18. Нанести на контурную карту Антарктиды путь экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Вести дневник наблюдений за погодой.

20.

3.13.

Урок обобщения и контроля по теме «История географических открытий»

“Географик ачышлар тарихы” темасы буенча йомгаклау һәм конторль дәрес.

Путешествия первобытного человека. Экс педиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания фи- никийцев вок руг Африки. Др.Греция:пу тешествие Пи фея.Открытия викингов.Мар ко Поло. Афа- насий Ники- тин.  Христо- фор Колумб. Первое круго- светное плава ние. Поиски Неизвестной Южной Зем- ли. Русские путешественн Русские круго светные экспе диции. От-тие Антарк тиды

Формировать навыки и умения обобщений,  работы с различными контрольно-измерительными материалами. уметь организовывать наблюдение за погодой.

Понимание роли и значения географических знаний.

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами.

Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий.

Вести дневник наблюдений за погодой.

Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)

21.

4.1

Мировой океан и его части.

Дөнья океаны һәм аның кисәкләре.

Мировой океан и его размеры. Сколько океанов и их отличия.

Раскрывать значение терминов, формировать представление о Мировом океане и его составных частях.

Понимание специфических свойств мирового океана и его составных частей.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять географи ческие особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана.Да вать определение

понятий по теме.Вы делять состав ные части Мирового оке ана и определять их отличительные чер- ты. Показывать на

карте составные час ти Мирового океана. Объяснять специфи- ку распределения солености, темпера- туры поверхност- ных вод Мирового океана. Формулиро- вать высказывания о причинах движения воды в океане.

§19, ответы на вопросы с.102.

Вести дневник наблюдений за погодой.

22.

4.2

Значение Мирового океана для природы и человека.

Дөнья океанының табигать һәм кеше өчен әһәмияте.

Жизнь в Мировом океане, отличие живых организмов, населяющих Мировой океан, значение Мирового океана.

Раскрывать значение терминов, формировать представление о живых организмах в Мировом океане и его значении

Осознание роли Мирового океана для природы и человека.

Умение рабо- тать с различны ми источниками информации.Вы делять главное в тексте. Структу-

рировать учеб- ный материал. Готовить сооб- щения и презен- тации.

Объяснять особен- ности взаимодей- ствия океана и суши значение Мирового океана для природы и человека. Опреде- лять характер взаим ного влияния Миро

вого океана и суши друг на друга. Обоз- начать на контурной карте материки и океаны.

§20, ответы на вопросы с.106.

Работа в контурной карте – нанести материки и океаны.

Вести дневник наблюдений за погодой.

Обозначение на к/к материков и океанов.

23.

4.3

Путешествие по Евразии.

Евразия буйлап сәяхәт.

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «рекордсмены» материка.

Раскрывать зна- чение терминов, учиться характе- ризовать геогра- фическое поло- жение материка, участвовать в об суждении приро ды материка, уметь приводить примеры  при- родных «рекорд- сменов» .

Понимание специфических  черт природы  и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение рабо- тать с различны ми источниками информации.Вы делять главное в тексте. Структу- рировать учеб- ный материал. Готовить сооб- щения и презен- тации.

Объяснять особен- ности природы и на селения Евразии.Оп ределять  специфи- ку природы и насе- ления Евразии  по тесту и картам. На- зы вать и показы- вать на карте геогра- фические объекты  по теме урока. Обоз начать на контурной карте государства.

§21, ответы на вопросы с.113.

Работа в контурной карте – нанести крупные государства.

Вести дневник наблюдений за погодой.

Обозначение на к/к крупнейших государств материка.

24.

4.4

Путешествие по Африке.

Африка буйлап сәяхәт.

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «рекордсмены» материка.

Раскрывать зна- чение терминов, учиться характе- ризовать геогра- фическое поло- жение материка, участвовать в об суждении приро ды материка, уметь приводить примеры  при- родных «рекорд- сменов» матери- ка.

Понимание специфических  черт природы  и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение рабо- тать с различны ми источниками информации.Вы делять главное в тексте. Структу- рировать учеб- ный материал. Готовить сооб- щения и презен- тации.Преобра-

зовывать тексто- вую информа- цию в таблицу .

Объяснять  особен- ности природы и населения Африки. Определять  специ- фику природы и на- селения Африки  по тесту и картам.Назы вать и показывать на карте географичес- кие объекты  по те- ме урока. Выделять специфические чер- ты природы матери ка.

§22, ответы на вопросы с.119.

Заполнить таблицу по живым организмам.

Вести дневник наблюдений за погодой.

25.

4.5

Путешествие по Северной Америке.

Төньяк Америка буйлап сәяхәт.

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «уникумы» материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы  и хозяйственной деятельности населения материка.

Понимание специфических  черт природы  и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение рабо- тать с различны ми источниками информации.Вы делять главное в тексте. Структу- рировать учеб- ный материал.

Готовить сооб- щения и презен- тации. Преобра- зовывать тексто- вую информа- цию в таблич- ную.

Объяснять особен- ности природы и населения Северной Америки. Опреде- лять  специфику при роды и населения Северной Америки по тесту и картам. Называть и показы- вать на карте геогра- фические объекты  по теме урока. Выде лять специфические черты природы ма-

терика. . Обозначать на контурной карте государства

§23, ответы на вопросы с.125.

Нанести на контурную карту государства Северной Америки.

Вести дневник наблюдений за погодой.

26.

4.6

Путешествие по Южной Америке.

Көньяк Америка буйлап сәяхәт.

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «уникумы» материка.

Раскрывать зна- чение терминов, учиться характе- ризовать геогра- фическое поло- жение материка, участвовать в об суждении специ фики природы и хозяйственной деятельности населения Юж- ной Америки.

Понимание специфических  черт природы  и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение рабо- тать с различны ми источниками информации.Вы делять главное в тексте. Структу- рировать учеб- ный материал. Готовить сооб- щения и презен- тации. Преобра- зовывать тексто- вую информа- цию в таблич- ную

Объяснять особен -ности природы и на- селения ЮжнойАме рики. Определять  специфику природы и населения Южной Америки по тесту и картам.Назы вать и показывать на карте географические объ екты  по теме. Выде лять специфические черты природы ма- терика. Обозначать на контурной карте государства.

§24, ответы на вопросы с.131.

Нанести на контурную карту государства Южной Америки.

Вести дневник наблюдений за погодой.

27.

4.7

Путешествие по Австралии.

Австралия буйлап сәяхәт.

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы  и хозяйственной деятельности населения Австралии.

Понимание специфических  черт природы  и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особен- ности природы и на селения Австралии. Определять  специ- фику природы и на- селения Австралии  по тесту и картам. Называть и показы- вать на карте геогра фические объекты  по теме урока. Выде лять специфические черты природы  ма- терика.  Обозначать на контурной карте  природные геогра- фические объекты.

§25, ответы на вопросы с.137.

Обозначить на контурной карте  природные географические объекты.

Вести дневник наблюдений за погодой.

Организация фенологических наблюдена в природе.

28.

4.8

Путешествие по Антарктиде.

Антарктида буйлап сәяхәт.

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы  и хозяйственной деятельности населения Антарктиды.

Понимание специфических  черт природы  и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Объяснять особен-ности природы и на селения Антаркти- ды  Определять  спе цифику природы и населения Антарк- тиды  по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объ екты  по теме. Выде лять специфические черты природы ма- терика.  Обозначать на контурной карте  природные геогра- фические объекты.

§26, ответы на вопросы с.142.

Обозначить на контурной карте  природные географические объекты.

Вести дневник наблюдений за погодой.

29.

4.9.

Урок обобще- ния и контро- ля по теме «Путешес-

твие по пла-

нете Земля»

“Җир плане- тасы буйлап сәяхәт” тема- сы буенча йомгаклау.

См. уроки 21-30

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными КИМами

Понимание специфических  черт природы  и населения материков.

Умение рабо- тать с различны ми источниками информации.Вы делять главное в тексте. Структу- рировать учеб- ный материал. Готовить сооб- щения и презентации.

Объяснять особенности природы и населения материков.

Вести дневник наблюдений за погодой

.

Тема 5. Природа Земли (3 часа)

30.

5.1

Что такое природа

Нәрсә ул табигать?

Понятие природа, «объект» природы,  отличия объектов природы от объектов, созданных человеком.

Раскрывать значение природы, природных объектов и объектов, созданных человеком.

Осознание роли приро- ды в жизни человека.

Понимание специфики природных объектов и объектов, созданных человеком.

Умение рабо- тать с различны ми источниками информации.Вы делять главное в тексте. Структу- рировать учеб- ный материал. Готовить сооб- щения и презен тации.

Объяснять особенные черты объектов природы и объектов, созданных человеком.

Вести дневник наблюдений за погодой.

31.

5.2

Оболочки Земли

Җир сүрүләре.

Понятие оболочки Земли, какие бывают оболочки и в чем их отличие друг от друга. Взаимодействие оболочек

Раскрывать значение оболочек Земли.

Осознание роли оболочек в жизни планеты Земля.

Умение рабо- тать с различны ми источниками информации.Вы делять главное в тексте. Структу- рировать учеб- ный материал. Готовить сооб- щения.

Объяснять особенности географических оболочек.

Вести дневник наблюдений за погодой.

32.

5.3

Оболочки Земли.

Җир сүрүләре

Понятие оболочки Земли, какие бывают оболочки и в чем их отличие друг от друга. Взаимодействие оболочек Земли.

Раскрывать значение оболочек Земли.

Осознание роли оболочек в жизни планеты Земля.

Умение рабо- тать с различны ми источниками информации.Вы делять главное в тексте. Структу- рировать учеб- ный материал. Готовить сооб- щения и презен- тации.

Объяснять особенности географических оболочек.

Вести дневник наблюдений за погодой.

33.

Урок обобщения и контроля за курс 5 класса.5нче класс курсы буенча йомгаклау һәм конторль дәрес.

См. разделы курса

Формирование навыков и уме- ний обобще- ния тематичес- кого материа- ла, работы с различными КИМами

См. разделы курса

 Умение рабо- тать с различны ми источниками информации.Вы делять главное в тексте. Структу- рировать учеб- ный материал

См. разделы курса

Вести дневник наблюдений за погодой.

34.

Итоговый урок за курс 5 класса. 5нче класс курсы буенча йомгаклау.

См. разделы курса

Формирование навыков и уме- ний обобще- ния тематичес- кого материа- ла, работы с различными КИМами

См. разделы курса

Умение рабо- тать с различны ми источниками информации.Вы делять главное в тексте. Структу- рировать учеб- ный материал

См. разделы курса

Вести дневник наблюдений за погодой

35.

Весенняя экскурсия.

Язгы экскурсия.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

  • форму и размеры Земли;
  • полюса, экватор;
  • части Мирового океана;
  • виды движения воды в океане;
  • материки и океаны Земли;
  • географические объекты, предусмотренные программой;
  • маршруты географических исследований и путешествий.

2. Приводить примеры:

  • различных видов морей;
  • различия природы материков.

3. Определять:

  • стороны горизонта на местности (ориентироваться);
  • специфику природы материков и океанов по географической карте;
  • направления по сторонам горизонта с помощью компаса.

4. Описывать географические объекты.

5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.

                                                                     Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать (понимать):

  • форму и размеры Земли;
  • полюса, экватор;
  • части Мирового океана;
  • виды движения воды в Мировом океане;
  • материки и океаны Земли;
  • географические объекты, предусмотренные программой;
  • маршруты географических исследований и путешествий.

Обучающиеся должны уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую инфолрмацию;
  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированныхзадач; знания о географических явлениях в повседневной жизни;
  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
  • описывать по картам взаимное расположение географических объектов;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
  • приводить примеры географических объектов;
  • проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
  • различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы материков и океанов и населения Земли;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

Практические работы 5 класс

Практическая работа №1

Тема. Составление схемы наук о природе. 

Цель работы: формирование знаний учащихся о составе наук  природы; формирование умений преобразовывать текстовый материал  в схематический и вычерчивание его в виде схемы.

***

Задание учащимся.

  1. Из текста §1 выбрать информацию, которая характеризует состав наук о природе.
  2. Преобразовать текстовый материал  в схематический и вычертить схему наук  о природе.

Практическая работа №2

Тема. Организация наблюдений за погодой.

Цель работы: формирование умений вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе.

***

Задание учащимся.

  1. Повторить приемы наблюдения за погодой: приемы определения температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности, атмосферного давления.
  2. Вычерчивание таблицы для внесения данных своих наблюдений за погодой с помощью условных знаков.

КАЛЕНДАРЬ ПОГОДЫ НА СЕНТЯБРЬ

Дни

недели

12  

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Состояние

облачности

О

Виды

облаков

Осадки

Направление ветра

Сила

ветра

Фенологические наблюдения

Практическая работа №3

Тема. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса.

Оборудование: компас.

***

Задание учащимся.

  1. В школьном дворе определить расположение сторон горизонта, определить азимуты отдельно стоящих объектов и совершить передвижение по заданному азимуту.
  2. Сделать записи в тетради.    

                                                            Практическая работа №4

Тема. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

Цель работы: формирование представлений о разных способах изображения земной поверхности.

Оборудование: глобус, географическая карта, топографическая карта, космические фотографии.

***

Задание учащимся.

  1. Определить сходство и отличие фотографического изображения земной поверхности, с поверхности Земли,  сделанного с борта самолета, с борта космического корабля.
  2. Результаты работы оформить в виде таблицы, в которой указываются черты сходства и отличий перечисленных изображений земной поверхности.

Фотография с поверхности Земли

Фотография с борта самолета

Фотография с борта космического корабля

Сходства

Отличия

Практическая работа №5

Тема. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

Цель работы: формирование навыков работы на контурной карте: обозначение маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

***

  1. С помощью карандашей на контурную карту нанести линиями маршруты путешествия, указывающие направление движения.
  2. На контурную карту нанести географические объекты, относящиеся только к первому путешествию открытия Америки.

Примечание. Подобная практическая работа выполняется по каждому маршруту путешествий.

Практическая работа №6

Тема. Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира»

Цель работы: формировать умения составления сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира», различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.

***

Задание учащимся. 

  1. На основе картографической информации атласа, тематического содержания параграфа учебника и дополнительных источников информации составить сводную таблицу «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира».
  2. Результаты работы оформить в виде таблицы:

Имя путешественника, род деятельности

Годы жизни

Район исследования

Дата путешествия

Географический объект, названный в честь путешественника

Практическая работа №7

Тема.  Обозначение на контурной карте материков и океанов.

Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований.

***

Задание учащимся.

Нанести на контурную карту материки и океаны.

Практическая работа №8

Тема.  Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований

***

Задание учащимся.

Нанести на контурную карту крупнейших государств материка.

Практическая работа №9

Тема.  Организация фенологических наблюдений в природе.

Цель работы: формирование умений вести фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в природе.

***

Задание учащимся.

Проанализировать фенологические изменения, происходившие в природе за весенние месяцы

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. УМК (программа по географии автора Е.М. Домогацких, учебник для 5 класса «Введение в географию» - авторы Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков).
  2.  Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы.
  3.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  4.  Проектная деятельность школьников. Автор К.Н. Поливанова.
  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
  6. Метеостанция.
  7. Стенд для постоянных и временных экспозиций.
  8. Компьютер.
  9. Мультимедиа-проектор.
  10. Интерактивная доска.
  11. Коллекция медиаресурсов.
  12. Выход в Интернет.
  13. Учебная геоинформационная система.
  14. Стенд портретов выдающихся географов и путешественников.
  15. Справочно-информационная и научно-популярная литература.
  16. Глобус  большой.
  17. Глобусы лабораторные.
  18. Теллурий.
  19. Физическая карта полушарий.
  20. Физические карты материков: Африки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
  21. Карта великих географических открытий.
  22. Карта Мирового океана.
  23. Компасы.
  24. Календарь погоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...