выступление на тему: "Российские заповедники сейчас".
статья по географии на тему

Гайниева Лилия Рамзисовна

Заповедники стали резервуарами редких животных и растений. Только благодаря заповедникам удалось сберечь такие эндемичные и реликтовые растения, как  фламинго, белая цапля, турач, зубр, кулан, пятнистый олень, горал, бобр, выхухоль, калан, котик и многие другие.  Заповедниками уже достигнуты значительные успехи по восстановлению численности и расширению ареала многих животных , в недавнем прошлом стоявших на грани полного уничтожения. В первые годы организации заповедников, их задачи и направление работы часто определялись как резервы особенно ценных животных, охрана и изучение которых были центральным вопросом.Основная цель объявления природного комплекса или объекта памятником природы – сохранение его естественного состояния

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiyskie_zapovedniki_seychas.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему: Российские заповедники сейчас.

 Подготовила – учитель географии Гайниева Лилия Рамзисовна, МБОУ «Средняя школа №9», города Набережные Челны, Республики Татарстан.

        Основная  задача заповедников состоит в строжайшей охране эталонов дикой природы соответствующей зоны и ландшафтов для сравнения и анализа тех изменений, которые вносит в природу человек. Необходимо помнить, что сбережение всех видов животных и растений , обитающих на земле, имеет важное научное и практическое значение. Это тот драгоценный генетический фонд, который может оказаться крайне необходимым человечеству. Оберегая лесные массивы, имеющие водоохранное, почвозащитное или климатическое значение, восстанавливая и увеличивая численность ценных зверей и птиц, а так же охраняя места линьки и зимовки водоплавающих птиц и нерестилища рыб, заповедники выполняют большие народнохозяйственные задачи.

      Заповедники стали резервуарами редких животных и растений. Только благодаря заповедникам удалось сберечь такие эндемичные и реликтовые растения, как  фламинго, белая цапля, турач, зубр, кулан, пятнистый олень, горал, бобр, выхухоль, калан, котик и многие другие.  Заповедниками уже достигнуты значительные успехи по восстановлению численности и расширению ареала многих животных , в недавнем прошлом стоявших на грани полного уничтожения. В первые годы организации заповедников, их задачи и направление работы часто определялись как резервы особенно ценных животных, охрана и изучение которых были центральным вопросом. Так, Воронежский назывался бобровым, Хоперский - выхухолевым, Брагинский - соболиным, Кандалашский - гагачьим и т.п. Позднее они все стали комплексными.Наши потребности растут, и от природы мы берем все больше и больше. Поэтому необходимо обеспечить восполнение природных ресурсов по принципу расширенного воспроизводства. В этом главная задача охраны природы сегодня. Таким образом охрана природы с экономической точки зрения есть управление природными ресурсами, обеспечивающее их расширенное производство.

        В настоящее время в России 101 заповедник и 35 национальных парков, которые вместе занимают площадь 40 млн. га (около 2% площади Российской Федерации).

Так зачем же нужны нам охраняемые территории? Я бы ответила так: «Для сохранения исчезающих видов растений и животных». Но это будет неправильно. Заповедники нужны нам как эталоны природы, как красивые места для отдыха, как убежище для животных и растений. Я очень люблю природу и настроена к ней доброжелательно. Но есть другая, достаточно распространённая точка зрения: «Зачем вообще нужны заповедники, если туда нельзя ходить людям? Заповедники не приносят никакой экономической выгоды. Следовательно, они не нужны». Мне жаль таких людей, которые во всём видят только экономическую выгоду.

                На  мой взгляд, главная печаль состоит в том, что и сторонники, и противники охраняемых природных территорий исходят на самом деле из одного общего почти для всего человечества убеждения, что заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы – есть некое благодеяние, оказываемое человеком природе, что без них, в общем-то, можно и прожить, что есть более важные ценности и задачи. Распространённость этого убеждения очевидна.

             На территории Кавказского заповедника и Сочинского национального парка прокладываются дороги и строятся здания – ради подготовки к Олимпиаде. В Астраханском заповеднике бурят разведывательные нефтяные скважины. В заказнике Утриш, в уникальном реликтовом можжевелово-фисташковом лесу, ведутся масштабные вырубки и строятся дороги, в самом сердце Утриша планируется создание «физкультурно-оздоровительного комплекса» - фактически новой резиденции, предназначенной для отдыха высокопоставленных персон.

Так, может быть, действительно олимпиады, нефть и отдых чиновников важнее и нужнее, чем охраняемые территории? Обходятся ведь без заповедников и львы, и муравьи, так почему их должен устраивать человек? Действительно, ни львы, ни муравьи заповедников не устраивают. Но и, ни один вид не изменяет планету так сильно, как делает это человек.

То, что, понятно практически каждому человеку. Один из руководителей Международного Союза охраны природы и природных ресурсов, зоолог, Жан Дорст сказал: «У человека вполне достаточно объективных причин, чтобы стремиться к сохранению дикой природы. Но, в конечном счёте, природу может спасти только его любовь. Природа будет ограждена от опасности только в том случае, если человек, хоть немного полюбит её просто потому, что она прекрасна, и потому, что он не может жить без красоты».

           Как же организовать охраняемые территории? На первый взгляд, может показаться, что это дело нехитрое: взять в руки таблички «Не бей!», «Не губи!», прибить их там, где живёт редкий зверь или растёт редкий цветок. И дело сделано! Но как определить размер охраняемого места? Сколько таких мест должно быть? Как они должны распределяться по планете? Ответить на эти вопросы совсем не просто. Знакомясь с картой мира, где были обозначены охраняемые территории, я удивилась тому, что самый большой в мире заповедник, Большой Арктический, расположен на острове Таймыр. По площади он почти равный Дании. Я заметила так же, что значительные охраняемые территории расположены в Арктике, альпийском поясе и в других бесплодных землях. В зоне хвойных и широколиственных лесов площадь заповедных территорий гораздо меньше. И это понятно. Люди мало используют арктические тундры или ледники, их не жаль отдать под заповедник. С более плодородными землями и приятными для отдыха местами человеку расставаться жалко. Одна из приоритетных задач охраны природы сегодня – сделать сеть охраняемых природных территорий более представительной, обеспечивающей защиту достаточно больших площадей всех типов местообитаний.

Наконец, какой процент площади Земли необходимо охранять для поддержания общего благополучия планеты? Учёные разных стран пытались ответить на этот вопрос. По мнению российских учёных А.В.Яблокова и с.А.Остроумова, «около 1/3 каждого крупного физико-географического региона должно быть сохранено в естественном или близком к нему состоянии. Ещё на 1/3 территории изменённая живая природа должна быть сохранена как фон хозяйственной деятельности человека. Поля, пастбища, урбанизированные территории, дороги, промышленность не должны занимать более 30% суши во избежание экологической катастрофы».

               По мнению родоначальников современной экологии Г.Одума и Ю.Одума, 30-40% земель должны быть полностью изъяты из хозяйственного использования и заповеданы для того, чтобы жизнь людей на данной территории была благополучна. Видные теоретики заповедного дела России Н.Ф.Реймерс и Ф.Р.Штильмарк, пытаясь ответить на этот вопрос с учётом особенностей конкретных природно-географических зон, пришли к выводу: чтобы избежать неблагоприятных для человека последствий, необходимо заповедать в северной тайге 80% территории, а в лесотундре и тундре – свыше 95%.

Какие же охраняемые территории бывают? Итак, есть семь категорий охраняемых территорий. Я знаю, что задачи их во многом схожи: сберечь уникальные природные образования, поддержать биологическое и ландшафтное разнообразие, сохранить генофонд диких растений и животных. Но охраняются они по-разному. Различаются и правила пользования этих территорией.

                  Наиболее строг природоохранный режим заповедников. На территории заповедников имеют право находиться лишь их сотрудники: лесники и научные работники. Никакой туризм, никакие экскурсии на территории заповедника не допускаются. Принципиально важной характеристикой заповедника является ведение на его территории постоянной научной работы. Здесь не просто берегут природу, здесь её изучают в естественном, не затронутом человеком состоянии.

Все заповедники России ведут наблюдения по единой программе, которая называется «Летопись природы». Летопись – основной научный документ заповедника, в котором сконцентрированы и основные результаты наблюдений за природными процессами и явлениями, и анализ полученных результатов, и выяснение закономерностей наблюдаемых природных процессов и причин, их вызывающих.

       Первые заповедники России обычно создавались для охраны какого-либо конкретного вида. Например, старейший заповедник России - Баргузинский был создан в 1916 г. для охраны соболя, Воронежский – в 1927 г. для охраны бобра, Кандалакшский – в 1932 г. для охраны гаги. Сегодня, очевидно, что эти заповедники сберегают не только те виды, ради которых создавались, но и целые природные комплексы, важные для существования сотен видов живых существ. Баргузинский заповедник сейчас имеет статус биосферного и включён в список объектов Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

              В национальных парках, как и заповедниках, охраняются природные комплексы и объекты, но вместе с тем парки открыты для туризма. Специфической задачей национальных парков является создание условий для познавательного туризма и экологического просвещения.

                 Задача парков – показать то, что в них охраняется. Для этого парки снабжаются инфраструктурой: тропами, местами отдыха, стоянками. В национальных парках допустимы щадящие виды отдыха – пеший, водный лыжный туризм, кратковременные экскурсии. В национальных парках человек – гость, и его пребывание не должно оставлять следов. В России национальные парки – явление новое. Первыми в 1983 г. появились Сочинский парк и «Лосиный Остров» в Москве. Сегодня в России 35 национальных парков, однако, серьёзных доходов они не получают.

            Следующая категория ООПТ – заказники. Здесь под охраной находится не весь природный комплекс, а лишь некоторые его части: отдельные виды растений или животных, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты. В заказниках запрещены определённые виды хозяйственной деятельности: охота, рыболовство, сенокос, выпас скота. Но то, что не влияет на охраняемые объекты, может быть разрешено. Однако на территории заказника запрещена любая деятельность, искажающая исторически сложившийся ландшафт: капитальное строительство, нарушение местообитаний видов растений и животных, сжигание сухих листьев и травы, разведение костров вне специально отведённых для этого мест; заготовка и сбор всех видов растений, повреждение или самовольные порубки деревьев и кустарников и т.п.

За границами заповедников и заказников располагается ещё множество примечательных природных объектов, нуждающихся в охране. Наиболее приемлемой формой охраняемых природных территорий для таких объектов является памятник природы. Площадь памятников природы может быть совсем невелика, но режим охраны довольно жёсткий, вплоть до абсолютно заповедного.

                Основная цель объявления природного комплекса или объекта памятником природы – сохранение его естественного состояния. Памятниками природы могут быть участки живописных местностей, эталонные участки нетронутой природы; старинные парки; места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных; участки леса, особо ценные по своим характеристикам, уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, пещеры); геологические обнажения, имеющие особую научную ценность. Даже отдельные объекты живой и неживой природы, например деревья-долгожители, растения причудливых форм, вулканы, холмы, ледники, валуны, гейзеры, водопады, родники, утёсы, пещеры, гроты могут стать памятниками природы.

Как попасть в заповедник? Даже наиболее строго охраняемые природные территории (заповедники) не так недоступны, как может показаться. Они открыты для тех, кто любит природу, знает её и готов работать для её сохранения. И наибольшие возможности тут предоставляются для школьников.

Почти все существующие в России заповедники, заказники и национальные парки принимают школьные группы не только в качестве экскурсантов, но и в качестве помощников в проведении научных и хозяйственных работ. Количество научных сотрудников в заповедниках очень ограничено. Часто без помощи им не обойтись. Подростки могут привлекаться для обследования больших территорий или сбора большого количества первичных научных данных. Конечно, для подобной работы одного энтузиазма мало. Нужны достаточно серьёзные знания и навыки. Эти знания и навыки подростки получают в школьных биологических кружках, на юннатских станциях, организующих экспедиции в заповедники.

         Я знаю, что 2003 год в России был объявлен «Годом особо охраняемых природных территорий». До этого времени эколого-просветительская функция для заповедников Российской Федерации не была приоритетной. В последние годы много и часто стали говорить об экологическом туризме. С этой целью возникла идея создания на базе ООПТ детских экологических лагерей.

На территории посёлка, где я живу, функционирует детский оздоровительный лагерь «Озёрный». В лагерь приезжают дети 8-15 лет. Они здесь не только отдыхают на природе, но и занимаются изучением экологии. Я была в этом лагере всего один раз. Среди вожатых, которые работали с нами, были и студенты биологического факультета. Казалось бы, чем может помочь экологический лагерь в сложном процессе воспитания экологической культуры за недолгие три недели? Оказывается, очень многим. Уже само пребывание на территории оздоровительного лагеря учит, воспитывает, формирует экологическое мировоззрение. Дети, оторванные от родителей, попадают в мир, где природа – полноправная хозяйка, где не всегда работают

мобильные телефоны, нет магазинов, но зато есть плеск озера, шум ветра, роса на траве, лесные шорохи. Большое озеро, где мы купались и загорали, - любимейшее место отдыха детей и взрослых. Здесь мы отдыхали душой, познавали мир природы. У нас была редкая возможность почувствовать хрупкость и удивительную красоту природы. Наверное, в эти минуты каждый из нас осознавал свою причастность и личную ответственность за её сохранение. Программа лагеря была составлена с учётом знакомства с ботаникой, зоологией, краеведением – с отделами охраны и экологического просвещения ООПТ.

Пребывание в лагере предусматривало и волонтёрскую работу на ООПТ. Ребята вырубали сорные кустарниковые заросли вокруг лагеря, обустраивали клумбы на территории лагеря, собирали лекарственные травы, строили домики для птиц. И, конечно следили за чистотой базы отдыха. А как радовались мы, когда отправлялись в однодневные походы. Нас разбили на 5 групп. И каждая группа имела своё задание. Одна группа снимала и описывала растения – обитатели водоёмов, другая – младшая группа, рассматривала видовой состав деревьев и кустарников на экологической тропе. Группа детей, куда входила я, отыскивала ягодники. А когда мы возвратились в лагерь, оформили стенгазеты и провели заседание Клуба знатоков природы. В итоге ребята получают навыки исследовательской работы, учатся собирать материал, анализировать и обрабатывать его, готовить доклады и презентации.

          Экологические лагеря позволяют сплотить и объединить детей, после возвращения дети не хотят расставаться, хотят продолжать общение и совместную деятельность, готовы активно участвовать в природоохранных мероприятиях, продолжать изучение экологии, заниматься в понравившемся мастер-классе.

          В пределах Ардатовского района есть ООПТ – два государственных комплексных природных заказника – Мухтоловский и Личадеевский. Я хочу рассказать о Мухтоловском заказнике. Мухтоловский заказник был создан 22 марта 1994 года на площади 9,4 тыс. га с целью сохранения типичных для Нижегородской области сосновых боров, ельников, хвойно-широколиственных лесов и болот. Заказник служит местом обитания редкого в Нижегородской области вида животных – серого журавля, а также местом произрастания занесённого в Красную книгу РФ вида грибов – рогатика пестикового, редких в правобережной части Нижегородской области видов растений – ивы черниковидной, цинны широколиственной. Болота, расположенные на территории заказника, являются клюквенными. Заказник является местом обитания охотничье-промысловых животных: лося, кабана, лисицы, зайцев, ондатры, тетерева, глухаря, рябчика, уток и др. Ограниченная хозяйственная деятельность на территории заказника разрешена, но в такой мере, чтобы не наносить ущерб охраняемому объекту. Наиболее распространён среди заказника охотничий промысел, где человек регулирует численность зверей и птиц.

               Личадеевский заказник организован 18 апреля 1996 г. и занимает площадь 6,1 тыс.га. Цель образования заказника – сохранение и восстановление территории, используемой жителями района для отдыха, охоты, сбора грибов и ягод, а также охраны типичных для области сосновых боров, пойменных дубрав, болот, лугов.

             На территории Ардатовского района находятся пятнадцать памятников природы. Среди озёр, относящихся к памятникам природы Ардатовского района, можно назвать Большое (Пустынное), Комсомольское (Пионерское), Нуксенское и Чарское. Все названные озёра карстового происхождения, расположены в относительной близости друг от друга в северной части Ардатовского района на водоразделе рек Тёши и Серёжи.

Берега озёр, в основном, болотистые. На сплошном покрове из мха сфагнума в изобилии произрастают осока вздутая, клюква, в небольшом количестве встречаются мирт болотный, тростник, осока чёрная и малоцветная.

К болотам – памятникам природы – относятся Светлое, Пустынное и болото безымянное Балахонинского лесничества. Они являются типичными переходными болотами. Древостой вокруг болот образован единичной берёзой с примесью сосны.

Следующую группу памятников природы нашего края образуют участки хвойно-широколиственных лесов по реке Ломовка, около сёл Сиязьма, Берёзовка, Туркуши. Расположены на западной окраине южной части Ардатовского района. Все эти памятники природы являются типичными участками высоко-возрастных хвойно-широколиственных лесов. Первый ярус древостоя здесь образуют сосна, ель, берёза, осина; второй ярус образован липой, с примесью клёна, дуба, иногда осины и берёзы. В травянистом ярусе встречаются следующие растения: сныть обыкновенная, копытень европейский, ландыш майский, хвощ лесной и др.

Парки р.п. Ардатова, д. Четвертово и у пос. Мыза также являются памятниками природы, которые расположены в центре южной части Ардатовского района. Балахонихинская пещера – уникальный геологический памятник природы, находится в старом заброшенном гипсовом карьере.

Наша родная природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. Напрашивается вопрос: « Кто должен научить мальчишек и девчонок беречь и любить природу? Кто должен объяснить им, что лес без птиц неприветлив и скучен? Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

Я считаю, что лучше всего могут научить детей любить родную природу, родной край, Россию, - учителя, родители, экологи. Нужно помнить, что экология – один из серьёзных факторов общественного бытия. Нельзя забывать о том, что охрана природы – неотъемлемая часть нашей жизни. Я уверена в том, что с природой нужно разговаривать только на языке диалога.

          А в заключение своего выступления  я хочу обратиться к ровесникам и сверстникам: «Нигде в мире нет такой уникальной по красоте и богатству природных ресурсов страны, как Россия. На тысячи километров простираются леса, которые поражают нас удивительными видами растений и животных. А сколько малых и больших рек с чистейшей струящейся водой, целебных родников! А карстовые пещеры с их прохладой и таинственностью! Да всего и не перечислишь. Нужно только всегда помнить, что ко всему этому богатству мы должны относиться бережно, по-хозяйски. Не вредить природе, а помогать ей, охраняя её. И тогда заповедных мест, уголков, территорий будет гораздо больше. И природа нам за это только скажет: «Спасибо!»

Пусть каждый из нас, общаясь с мудрым и щедрым лесом, с жужжащим от счастья шмелём, с красавцем – одуванчиком, дарящим нам радость и восторг, хоть один раз произнесёт добрые слова: «Здравствуй, друг!». Это уже будет здорово!

Но мало слов, нужны ещё поступки, направленные на сохранение и умножение природных богатств.

Не губите сами растения, занесённые в Красную книгу, и не позволяйте этого делать другим! Не причиняйте вреда ни маленькой гусенице, ни квакающей лягушке! Подкармливайте звонкоголосых птиц! Зелёную зону, где отдыхаете, не захламляйте мусором! Будьте друзьями природы, а не её врагами! И тогда наша Родина станет ещё краше и сильнее.

Гляжу, не нагляжусь на русскую безбрежность.

И кланяюсь моим лесам, полям, лугам.

(Ф. Лаубе)

 Из-за увеличения масштабов антропогенного воздействия (хозяйственной деятельности человека), особенно в последнее столетие, нарушается равновесие в биосфере, что может привести к необратимым процессам и поставить вопрос о возможности жизни на планете. Это связано с развитием промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства и других видов деятельности человека без учета возможностей биосферы Земли. Уже сейчас перед человечеством встали серьезные экологические проблемы, требующие незамедлительного решения.Последствия вмешательства человека во все сферы природы игнорировать больше нельзя. Без решительного поворота будущее человечества непредсказуемо.

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…». Великий русский писатель И. Тургенев, обладающий удивительным даром видеть и чувствовать природу, вложил в эту фразу особый смысл. Он глядел в будущее. Можно только восхищаться прозорливостью великого писателя. Да, природа — мастерская, где создаются все блага, необходимые для существования человека. Она требует бережного отношения к своим богатствам, которые, как известно, отнюдь не беспредельны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон «Об образовании в Российской Федерации» ( выступление на августовском совещании в 2011 г.)

Закон  «Об образовании»  должен быть предельно ясным для всех, кто им руководствуется, четко регламентировать и защищать права обучаемых и...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Концепция развития российского математического образования"

Выступление на педагогическом совете о концепции математического образования...

Астраханский заповедник (проект "Заповедники России").

Животный мир Астраханского заповедника. Природоохранная деятельность....

Выступление на муниципальном семинаре по технологии по теме "Концепция развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации"

В проекте Концепции развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации представлена система взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные напра...

Олимпийский урок посвящён итогам выступления российских спортсменов на XXXI летних Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро

В основе символа — стилизованный Рио — горы, солнце и море в виде извилистых линий, напоминающих силуэты взявшихся за руки, танцующих людей. Логотип выполнен в цветах флага ...

Выступление "Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории"

Выступление "Формирование российской гражданской идентичности на уроках истории" на собрании ШМО МБОУ "Школа №1" г. Балашиха...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим» на тему: «Путешествие по заповедникам Амурской области- Норский заповедник» для детей старшего дошкольного возраста

Заповедная природа,Заповедный дивный край,Радуга под небосводом —Цвет любимый выбирай!Эти чистые озёра,Лес и реки, и лугаПод защитой государства —Заповедны берега.Здесь животные и птицыПо ...