Индивидуальный план самообразования
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (9 класс) на тему

Индивидуальный план самообразования учителя географии, биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразования.

Учителя географии, биологии и химии МБОУ «Шемяковская ООШ» Шариповой Альфии Асхатовны.

Пояснительная записка

«Образованный человек тем

и отличается от необразованного,

что продолжает считать свое

образование незаконченным.»

(К. Симонов)

Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня объективная закономерность процесса обучения требует такой организации учебной деятельности обучающихся, которая учитывала бы их индивидуально-психологические особенности и позволила бы учителю в условиях коллективной работы с классом успешно обучать каждого из них.

Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь готовность обучаться в течение всей жизни.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Поэтому я считаю самообразование главной задачей каждого учителя.

Тема самообразования: «Развитие творческих способностей на уроках географии, биологии и химии»

Срок реализации (работы над темой): 2015 - 2020 гг.

По моему мнению, трудно назвать другой школьный предмет, который обладал таким же широким, как география и биология, диапазоном межпредметных связей, имеет огромное разнообразие форм, методов и средств обучения.

Сущность моей практической работы заключается в создании условий для формирования творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся. Считаю актуальным использования в обучении разумное сочетание различных приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение делать выводы и умозаключения, выдвигать гипотезы.

В своей профессиональной деятельности я руководствуюсь задачами современного образования: содействовать развитию универсальных умений, позволяющих выпускникам школы самостоятельно обучаться в течение всей жизни, уметь решать возникающие перед ними проблемы. Добиваюсь организации процесса обучения таким образом, чтобы он обеспечивал умственное развитие школьника, используя две системы обучения: традиционную и развивающую.

Цель моей педагогической деятельности - обеспечить высокий уровень качества знаний учащихся школы, привить им навыки самостоятельной учебной деятельности, необходимые для успешного продолжения образования, обеспечить овладение географической компетенции. На своих уроках создаю условия для формирования нового стиля мышления, для которого характерны открытость, альтернативность принимаемых решений и развития таких качеств ученика как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

 Вся моя работа направлена на решение следующих задач:

-развитие познавательного интереса к предметам географии, биологии и химии;

-развитие мышления, памяти, внимания;

-содействовать формированию умения приобретать знания, то есть учить учиться;

-создание ситуации успеха для каждого ребенка;

-способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся в процессе обучения.

Решению этих задач, по моему мнению, способствуют следующие принципы:

-научность и доступность;

-системность и последовательность;

-посильность;

-сознательность и активность школьников в овладении знаниями.

Для осуществления поставленной цели я использую следующие методы обучения:

- словесные,

- наглядные,

- практические,

- исследовательские,

- репродуктивные,

- объяснительно-иллюстративные.

Чтобы знания учеников не носили формальный характер, тренировочные упражнения превращаю в творческие, используя метод сравнения, классификации, группировки, анализа, составления, обобщения.

 Пользуюсь следующими приёмами обучения:

-постановка проблемных вопросов, учебных и географических задач;

-ассоциативные загадки;

-контроль, самоконтроль, самообучение учащихся;

-выборные, игровые, занимательные компоненты урока;

-похвала, поощрение, создание ситуации успеха.

При работе с учебником использую различные приемы:

- найти ответ на вопрос;

- задать вопрос к информации;

- выделить главное;

- составить план ответа;

- составить схему;

- классифицировать;

- проанализировать рисунок;

- составление таблицы (бортовой журнал).

Большое внимание на уроках выделяю работе с картой.

Важнейшая составляющая географической компетенции- картографические знания. Задача деятельности этом в направлении - знать что и где находится.

Самыми успешными являются приемы:

- по признакам ФГП узнать объект;

- найти географические координаты;

- по координатам найти объект;

- совершить «путешествие, круиз » вокруг материка, по экватору (параллели), меридиану;

- отметить на контурной карте объект;

- составить кроссворд или викторину, используя только объекты гидросферы (литосферы);

- на определенную букву алфавита найти как можно больше объектов и т.д.

 Вышеперечисленные приемы позволяют лучше запомнить большой объем географической номенклатуры.

Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к предмету, помогают им усвоить любой учебный материал.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжетов.

Придаю большое значение методической оснащенности урока- максимальное внимание уделяю оформлению кабинета, пополняю копилку наглядного и дидактического материала.

Этот материал поддерживает интерес школьников к географии, активирует познавательный интерес учащихся. Наглядные пособия обеспечивают восприятие программного материала и прочное усвоение знаний.

Через практические работы на моих уроках учащиеся учатся выделять причинно-следственные связи, отвергать ненужную или неверную информацию, понимать, как различные части информации связаны между собой; делать определенные выводы.

При проверке знаний использую различные формы: тестирование, фронтальный опрос, мини-семинары, географические диктанты.

Каждый урок заканчиваю рефлексией (личностным отношением к прошедшей работе) Использую разные формы:

- ответить на вопрос;

- закончить предложение, высказывание;

- поднять карточку определенного цвета;

- написать мини-сочинение, эссе и т.д.

Постоянно занимаюсь самообразованием.

Контроль:

– коллективный;

- выступления на практических конференциях, семинарах;

- открытые уроки;

- индивидуальные отчеты на совещаниях при директоре, МО

- обобщение собственного педагогического опыта в 2014 – 2015 учебном году;

Личный карьерный рост.

п/п

Базовое образование, курсы повышения квалификации, повышение категории

Год

Кол-во часов, аудиторных занятий

Номер, серия документа

1

Нижнекамское педагогическое училище

1992

Диплом СТ №211070

2

Казанский государственный педагогический университет

2004

Диплом  № ВСВ 0479853, выдан 25 июня 2004г.

3

Аттестация на вторую аттестационную категорию

Приказ от 29.03.2000 г.

4

Курсы повышения квалификации для учителей географии по теме «Интегративный подход в обучении естественнонаучных дисциплин» в Институте развития образования Республики Татарстан, г. Казань.

26 ноября 2010 года.

108 часов

Свидетельство № 3442

5

 Курсы повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» по образовательной программе «Изучение географии России по природным зонам», Москва.

30 мая 2011 года.

72 часа.

Удостоверение №228-909-149/ ЕD-04-001,  выдано 30 мая 2011 года

6

Участие в семинаре «Реализация требований ФГОС в преподавании географии по УМК издательства «Мнемозина»»

18.09.2012 г

8 часов

7

Курсы повышения квалификации на базе ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, курсы повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования: «Актуальные проблемы введения ФГОС ООО в образовательном учреждении»

С 7апреля 2014 г, по 25 апреля 2014 г.

108 часов

Удостоверение КФУ УПК 005883

8

Выступление на республиканском семинаре учителей географии образовательных организаций РТ в рамках программы "Технология проведения современного урока географии в условиях реализации требований ФГОС" на тему "Работа со схемами при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по географии Выступление с презентацией итоговой  работы «Методические рекомендации по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по географии за

курс основного общего образования» на курсах повышения  квалификации в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки

работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

20 сентября 2017 г.

9

Курсы повышения квалификации для учителей географии в 2017 году в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»  в количестве 96 часов по программе «Технологии проведения современного урока географии в условиях реализации требований ФГОС»,

от 22.09.2017 г.

Удостоверение № КФУ УПК 057730


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АВТОРЫ ПРОЕКТА УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ ШАРИПОВА А.А МБОУ «ШЕМЯКОВСКАЯ ООШ» МАМАДЫШСКОГО РАЙОНА МУЛЛИНА Ф.М.МБОУ «ГИМНАЗИЯ №11, Г.ЛЕНИНОГОРСК» ИТОГОВАЯ РАБОТА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ЗА КУРС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 2

Целью настоящих методических рекомендаций является: - разработать алгоритм работы с учащимися по вопросам подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации. - обобщить практический опыт по подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации.

Слайд 3

Глава 1. Система работы с учащимися по подготовке к выполнению заданий по работе с картой. Глава 2. Система работы с учащимися по терминологии. Глава 3. Составление алгоритма при решении трудных задач по ОГЭ

Слайд 4

Алгоритмы решения задач Задание №10. Чтение синоптической карты, определение зоны действия атмосферных вихрей. 1) Рассмотреть фрагмент карты и ее условных знаков. 2) Найти концентрические окружности – зоны действия циклонов (низкое давление) и антициклонов (высокое давление). 3) Найти города, расположенные в зоне их действия. 4)В соответствии с условиями задания определить нужный город .

Слайд 5

Задание №11. Чтение синоптической карты, диагностирование изменений погоды. 1)По заданию определить, какие изменения прогнозируются (похолодание или потепление). 2) Найти на карте в соответствии с заданием холодный или теплый фронт и направление его перемещения. 3) Найти на карте города (варианты ответов) расположенные на пути движения фронта.

Слайд 6

Задание №17. Умение читать план, определять и оценивать заданные условия. 1) Определите по условию задания предназначение участка. 2) Составьте список необходимых условий ( особенности рельефа, растительности, освещенности и т.д) 3) Внимательно рассмотрите каждый предложенный вариант участка, оценивая их условия. 4) Сделайте вывод, в котором укажите ваш выбор. Обоснуйте его.

Слайд 7

Задание №21. Выбор профиля местности по отрезку плана. 1) Соедините точки отрезка на плане. 2) Определите по плану абсолютную высоту точки А и точки В 3) Проверьте соответствие высот этих точек на каждом из предложенных вариантов профилей. 4) Внимательно рассмотрите горизонтали, проходящие через отрезок профиля. Определите, как меняется характер поверхности (понижается – повышается – ровная). Определите плавные и крутые склоны. 5) Соотнесите каждый участок отрезка с вариантами профилей, постепенно отклоняя лишние варианты. 6) Сделайте окончательный выбор. Перепроверьте свой ответ.

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение общего образования

ИТОГОВАЯ РАБОТА

слушателей курсов

«Технология проведения современного урока географии

в условиях реализации  ФГОС»

Методические рекомендации по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации за курс основного общего образования

                   

                 Авторы проекта:

                                                Муллина Фагима Мирхайдаровна

МБОУ «Гимназия №11 г.Лениногорска»

                                                               Шарипова Альфия Асхатовна

                                         МБОУ «Шемяковская ООШ»

                              Мамадышского района

Куратор: О.В. Вологодская,

старший преподаватель

отделения общего образования

ПМЦПКиППРО КФУ

                                                       

                                                          Казань, 2017

                                                       Содержание

Введение                                                                                                           3

Глава 1. Система работы с учащимися по подготовке к выполнению      4

заданий  по работе с картой.

Глава 2. Система работы с учащимися по терминологии.                          6

Глава 3. Составление алгоритма при решении трудных задач по ОГЭ     8  

Заключение                  19

Список использованной литературы                                                            20

Введение

 Настоящие методические рекомендации составлены для учителей географии основного общего  образования.

Целью настоящих методических рекомендаций является:

-  разработать алгоритм работы с учащимися по вопросам подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации.

- обобщить практический опыт по подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации.

    Актуальностью настоящих МР является, что экзаменационная работа по географии в форме ГИА позволяет с достаточной степенью объективности оценить качество общеобразовательной подготовки по предмету.

      Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся. Она проверяет умения анализировать и обобщать географическую информацию, соотносить знания и умения из различных курсов школьной географии с жизненным опытом, применять полученные в школе географические знания и умения в практической деятельности.  Использование в профессиональной деятельности приемов и способов, предложенных авторами, может способствовать повышению мотивации школьников и вселить в них уверенность в успешном прохождении государственной итоговой аттестации.

      При разработке рекомендаций авторы обращались к:

- Типовым тестовым заданиям (Чичерина О.В, Соловьева Ю.А) 2017 года, которые содержат 20 вариантов комплектов заданий, составленных с учетом всех новейших изменений и требований Единого государственного экзамена;

- Крылова, О.В. География: тренажер для подготовки к государственной итоговой аттестации (ГИА) за курс основной школы: 9 класс

 - Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс: Тематические тренировочные задания. География / ФИПИ; Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. В.В. Барабанов.

Основная часть

     Глава 1. Система работы с учащимися по подготовке к выполнению заданий по работе с картой.

     Я свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того, что знакомлю учеников со спецификацией и кодификатором КИМ. Затем ученики выполняют входную работу. Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика, понять, что умеет учащийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание. Результаты вношу в индивидуальную карту ученика. Затем разрабатываю индивидуальный план подготовки каждого ученика, где отражаю пробелы в знаниях по темам, указываю параграфы, которые необходимо повторить ученику, по данной теме предлагаю ученику решить ряд тестов для закрепления.

     Работа с картой начинается с 5 класса. « Карта – альфа и омега географии», сказал Н. Баранский, классик отечественной географической науки. Поэтому необходимо чтобы учащиеся знали карту очень хорошо. Тем более что на ОГЭ по географии разрешено пользоваться атласами 7, 8, 9 класса. Поэтому при подготовке я даю тренировочные задания, которые требуют умение пользоваться несколькими картами одновременно «способом наложения». Для закрепления знаний также использую контурные карты. На некоторые темы, например «Топографическая карта» (№18,19,20,21), «Синоптическая карта» (№ 10,11) я использую пошаговую инструкцию.

Задание: Найди все города, где действует циклон (антициклон). Прохождение тёплого и холодного фронта. Тёплый фронт - потепление, холодный фронт – похолодание.

Задание: Найди все города, в которых ожидается потепление (или похолодание).

«Топографическая карта» (№18,19,20,21)

1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.

2. Известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, чтобы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.

      В заданиях КИМ есть вопросы, которые можно отрабатывать на уроках в 9 классе. Это важно, потому что некоторые учащиеся выбирают географию практически в последний момент и времени на подготовку к ОГЭ очень мало. Что можно отработать на уроках: 1. Координаты (например, определить координаты городов Федерального значения) (№14) 2.Факторы размещения промышленных предприятий. (№5,№23)

Глава 2. Система работы с учащимися по терминологии.       

     Терминологический аппарат географии сложен и  объемен. Его усвоение  ни в коем случае не сводится к простому заучиванию словарных определений терминов. Понятие должно усваиваться во всей полноте, иначе у учащихся возникает искаженная картина действительности.

     Термины (в отличие от обычных слов) лишены эмоциональной окраски, поэтому их произвольное запоминание  затруднено. Услышав термин, учащийся часто его воспринимает как иностранное слово. Механическое зазубривание редко приводит к хорошему результату. Перед учащимся стоит ряд задач (запомнить термины, не вызывающие у него интереса; сознательно запомнить термины и т.д.). Задача педагога - помочь учащемуся решить эти проблемы, поэтому возникает очень актуальная проблема и для учителя - как формировать понятия, какие использовать приемы и формы работы. 

     Работа с терминологией должна начинаться с 5-го класса. Термины или понятия являются такой же составной частью при подготовке к ОГЭ, как и номенклатура. Применяются различные приемы для понимания и запоминания терминов. Приемы, которые доказали свою эффективность:

1. Специальная тетрадь (словарь) для терминов. Так как термины имеют свойство быстро забываться, словарь может помочь учащемуся вспомнить необходимый материал. Словарь должен вестись до 11-го класса и является хорошим помощником не только для подготовки к сдаче ОГЭ, но и ЕГЭ в 11-м классе.

2. Географические словарные диктанты. После прохождения новой темы, относящиеся к ней термины пишутся на доске, далее пронумеровываются. Читается определение, а учащиеся пишут только нужные цифры, находящиеся рядом с термином.

Представляется возможным использовать и другие формы работы:

- даются термины – учащиеся пишут определения;

- даются определения – учащиеся пишут термины.

В каждом классе необходимо выделять время для повторения терминов. Например, в 8-м классе, когда изучается тема «Внутренние воды России», повторяются термины: «река», «русло», «речная система» и т. д.


 Глава 3. Составление алгоритма при решении трудных задач по ОГЭ

Для решения трудных задач целесообразно составлять алгоритмы.

1.Задание №9. Алгоритм при вычислении показателей (естественный и миграционный прирост, плотность населения и т.д.).

Вспомнить формулы вычислений:

 О пр=Е пр + М пр    Е пр =Р – С   М пр= Им – Эм 

2. Задание №10. Чтение синоптической карты, определение зоны действия атмосферных вихрей.

1) Рассмотреть фрагмент карты и ее условных знаков.

2) Найти концентрические окружности – зоны действия циклонов (низкое давление) и антициклонов (высокое давление).

3) Найти города, расположенные в зоне их действия.

4)В соответствии с условиями задания определить нужный город.

3. Задание №11. Чтение синоптической карты, диагностирование изменений погоды.

1)По заданию определить, какие изменения прогнозируются (похолодание или потепление).

2) Найти на карте в соответствии с заданием холодный или теплый фронт и направление его перемещения.

3) Найти на карте города (варианты ответов) расположенные на пути движения фронта.

4. Задание №14. Определение географических  координат.

Определите, какой город имеет географические координаты 560 с. ш. 470 в. д.

    При решении этой задачи дети могут неточно определить и записать слово и спутать широту и долготу. Важно, чтобы правильно была выбрана карта из атласа (в 9 классе на экзамене разрешается пользоваться картами). Учащиеся могут написать долготу «северной» или «южной», а широту «западной» или «восточной». У учащихся не хватает практических навыков в определении географических координат, поэтому здесь предлагается следующая методика.

     Вначале необходимо, чтобы ребята четко научились правильно относить полушария. Для этого напоминаем, что экватор условно делит Землю на

северное и южное полушария, а начальный и 180 меридиан – на западное и

восточное. Для закрепления необходимо выполнить упражнения такого рода.

 Упражнение 1.        В каких полушариях находятся:

  1. Южная Америка (западное, южное, северное),
  2. Северная Америка (____________),

3.  Евразия  (____________),

4.  Австралия (____________),

5.  Африка (____________),

6.  Антарктида (____________),

7.  Гавайские острова (____________),

8.  Остров Шри-Ланка (____________),

9.  Остров Тасмания (____________),

10. Озеро Чад (____________),

11. Река Волга (____________),

12. Бермудские острова (______ ___).

Упражнение 2. Определение географической широты и долготы.

5. Задание № 16. Задачи на определение процентов.

В этих заданиях проверяется понимание смысла процентов и умение определять доли. Рассмотрим 7 вариантов задания 16, которые наиболее часто встречаются и методика их решений. Вопросы и решения приводятся ниже:

1.Средняя соленость поверхностных вод Азовского моря составляет 21 %0. Определите, сколько граммов солей растворено в 3 литрах его воды.

Решение: В первом примере нужно вспомнить, что соленость показывает, сколько граммов соли содержится в 1 литре или 1000 граммах морской воды и измеряется в промилле. По условию соленость равна 21 %0.  и дано 3 литра воды. Значит, в литре воды имеется 21 г соли, а в трех литрах будет 3х21=63 граммов соли.

2.Используя данные таблицы «Земельная площадь РФ на начало 2014 г.», определите долю поверхностных вод, включая болота, в земельной площади РФ. Полученный результат округлите до целого числа.

Земельная площадь РФ на начало 2014 г. (млн га)

Всего земель

1709,8

в том числе

сельскохозяйственные угодья

220,2

лесные земли

871,8

поверхностные воды, включая болота

225,0

другие земли

392,8

Решение:  В таблице приводятся составные части земельной площади РФ. Это 220,2 млн га, 871,8 млн га, 225,0 млн га и 392,8 млн га, которые в сумме образуют 1709,8 млн га или 100%. Из них поверхностные воды, включая болота занимают 225,0 млн га. Чтобы определить долю нужно часть разделить на целое, то есть 225,0 на 1709,8 и умножить на 100 %. Ответ 13%.

3.При увеличении высоты на 10 м атмосферное давление понижается на 1 мм рт. ст. На высоте 0 метров над уровнем моря при температуре 150С атмосферное давление составляет 760 мм рт. ст. Определите атмосферное давление на высоте 300 м над уровнем моря.

Решение: На высоте 300 м давление понизится на 30 мм рт.ст (300 м/10 мм рт.ст.= 30 мм рт.ст.). Было 760 мм рт.ст. Станет 730 мм рт.ст.

4.В 2015 г. население Ивановской области составило 1036909 человек, а население города Иваново 409285 человек. Определите, какую долю в населении Ивановской области составляет население города Иваново. Ответ округлите до целого числа.

Решение: Население по составу бывает городское и сельское. Общее население Ивановской области – 1036909 человек или 100 %. Из них горожан 409285

человек, то есть Х %. Доля находится делением части населения на все население и умножением на 100%: 409285/1036909х100%=39%. Ответ 39%.

5.Определите относительную влажность воздуха при температуре 00С, если содержится 4 г водяного пара, а максимально возможное содержание водяного пара при такой температуре составляет 4,8 г/м3. Полученный результат округлите до целого числа.

Решение: При температуре 0 градусов Цельсия 1 кубический метр воздуха может содержать 4,8 г/м3, а содержит только 4 г. Относительная влажность воздуха показывает отношение количества водяного пара к тому количеству, которое воздух может содержать при данной температуре. 4/4,8х100%=83%.

Ответ: относительная влажность равна 83%.

6.Численность постоянного населения в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, в 2010 г. составляла       10 169 962 человека, численность постоянного сельского населения 2 255 545 человек. Определите долю городского населения (в %) общей численности населения в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, в 2010 г. Полученный результат округлите до целого числа.

Решение: Общая численность постоянного населения состоит из сельского и городского населения. Чтобы определить долю городского населения, нужно сначала определить численность городского населения. Для этого из общей численности вычтем численность сельского населения: 10169962-2255545=7914417 человек, что составляет 7914417/10169962х100%=78%.

Ответ: доля городского населения в 2010 г. 78%.

7. При подъеме в тропосфере температура воздуха понижается в среднем на 0,6 0С через каждые 100 м. Определите, какая температура будет на вершине гор А с абсолютной высотой 4000 м, если у подножия гор температура воздуха составляет 20 0С.

Решение: При подъеме на 1000 м температура понижается на 6 градусов Цельсия.  Математический метод решения. По условию задачи у подножия горы было 20 градусов Цельсия. На вершине 4000 м температура станет ниже на 24 градусов  по сравнению с подножием (6х4=24). И будет равна 20-24= - 4 градусов Цельсия.

Графический метод решения.

6. Задание №17. Умение читать план, определять и оценивать заданные условия.

1) Определите по условию задания предназначение участка.

2) Составьте список необходимых условий ( особенности рельефа, растительности, освещенности и т.д)

3) Внимательно рассмотрите каждый предложенный вариант участка, оценивая их условия.

4) Сделайте вывод, в котором укажите ваш выбор. Обоснуйте его.        

 7. Задание №21. Выбор профиля местности по отрезку плана.

1) Соедините точки отрезка на плане.

2) Определите по плану абсолютную высоту точки А и точки В

3) Проверьте соответствие высот этих точек на каждом из предложенных вариантов профилей.

4) Внимательно рассмотрите горизонтали, проходящие через отрезок профиля. Определите,  как меняется характер поверхности (понижается – повышается – ровная). Определите плавные и крутые склоны.

5) Соотнесите каждый участок отрезка с вариантами профилей, постепенно отклоняя лишние варианты.
6) Сделайте окончательный выбор. Перепроверьте свой ответ.
 

8. Задание №27. Анализ климатограмм.

     Эти задания  проверяют умение анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли. Все задания однотипны. Здесь нужно проанализировать климатограмму и определить на карте пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.

     Решение: При выполнении данного задания необходимо знать характеристики климатических поясов и уметь читать климатограмму.

Так как разрешается пользоваться атласом, то по карте климатических поясов можем определить, в каких климатических поясах находятся точки A, B, C и D. В данном примере это субтропический пояс северного полушария, умеренный северного и южного полушария и субтропический южного полушария. В климатограмме показаны график годового хода температуры и столбчатая диаграмма выпадения осадков в течение года. (Рисунок )

    Мы видим, что температуры колеблются от -30С в январе до +200С в июне. Количество осадков за год выпало 760 мм, большей частью в июне-июле.

Так как максимальные температуры в июне-июле, то точки C и D исключаются, потому что в южном полушарии в это время зима. Точка А лежит в субтропическом климатическом поясе северного полушария, где зимой выпадает больше осадков, чем летом, что не соответствует условию нашего примера. Остается точка В на юге Украины, где умеренно континентальный климат с мягкой зимой и умеренное лето. Ответ В.

Этапы решения задач такого типа:

- По графику годового хода температуры определяем, в каком полушарии находится данная точка, и исключаем ненужные точки.

- Определяем в каких климатических поясах находятся оставшиеся точки.

- По характеристикам данных климатических поясов выбираем нужный вариант.

 

Рисунок

9. Задание № 28. Выявление  зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта.

     Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?

 1) Алексей: «Чем выше расположен пункт, тем меньше в нём выпадает атмосферных осадков».

2) Анна: «Чем дальше на юго-восток, тем меньше годовая амплитуда температур воздуха».

3) Екатерина: «Чем дальше на юго-восток, тем реже выпадают атмосферные осадки».

4) Александр: «Чем восточнее, тем более прохладный июль».

Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными многолетних наблюдений, полученными на местных метеостанциях. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.

https://geo-oge.sdamgia.ru/get_file?id=354

Решение. В данном задании нужно проверить все выказывания на истинность или ложность суждений.

    Проверим  первый вывод «Чем выше расположен пункт, тем меньше в нём выпадает атмосферных осадков». На самом высоком участке 115 м над уровнем моря в Оренбурге 79 дней с атмосферными осадками. Действительно, видим, что меньше всего дней. Но в Самаре, на самом низком участке (44 м), не самое большее количество дней с осадками. То есть первый вывод ложный.

   Второй вывод  «чем дальше на юго-восток, тем меньше годовая амплитуда температур воздуха». Докажем истинность или ложность данного высказывания. Чтобы школьники лучше понимали, предлагается графическое представление данного высказывания. По условию высказывания схематично отметили географические координаты данных пунктов и рассчитали соответствующие амплитуды. Амплитуда температуры – это разность максимальной и минимальной температур за период времени.

       Видим наглядно, что чем дальше продвигаемся на юго-восток, тем больше становится годовая амплитуда температур воздуха: 27,90, 32,60, 33,60 и 36,50. То есть данный вывод ложный.

      Проверим третье высказывание «Чем дальше на юго-восток, тем реже выпадают атмосферные осадки». Действительно, по условию - 126, 103, 95 и 79 дней с осадками, или все реже и реже выпадают осадки, то есть вывод Екатерины верный.

      Четвертое высказывание звучит так: «Чем восточнее, тем более прохладный июль». В самом восточном пункте Оренбурге, наоборот, видим, что самая высокая температура в июле 21,80. То есть вывод ложный.

      Таким образом, логическим методом выявили, что Екатерина сделала верный вывод.

Задание № 29. Движения Земли.

1. В каком из пунктов, обозначенных на карте, в такой-то день Солнце раньше или позже всего поднимется над горизонтом или скроется за горизонтом.

Необходимо помнить, что Солнце встает на востоке. Следовательно, чем восточнее пункт, тем Солнце там встанет раньше. Соответственно, если стоит вопрос о заходе Солнца, то будет наоборот: чем западнее пункт, тем Солнце зайдет за горизонт позже.
2. В каком из пунктов, обозначенных  на карте, в такой-то день, долгота светового дня наибольшая или наименьшая.
   Важно помнить о том, где находится Солнце в этот день. Еще очень важно посмотреть, а что в этот день происходит за Полярным кругом того полушария, о котором идет речь в задании (полярный день или ночь). Чем ближе пункт к полярному кругу, тем дольше день (если за полярным кругом полярный день) или короче (если в пункте полярная ночь).

 3. В каком из пунктов, обозначенных на карте, в такой-то день Солнце выше или ниже всего горизонта.  В день летнего солнцестояния (22 июня) Солнце в зените над северным тропиком (23,5 с.ш.). Следовательно, выше всего над горизонтом 22 июня в полдень по местному солнечному времени оно будет в том городе, который ближе всего к северному тропику.

      В день зимнего солнцестояния (22 декабря) Солнце в зените над южным тропиком (23,5 с.ш.). Следовательно, выше всего над горизонтом 22 декабря в полдень по местному солнечному времени оно будет в том городе, который ближе всего к южному тропику.

21 марта, 23 сентября - Солнце выше всего над экватором. Следовательно, ниже всего оно будет в точке, наиболее удаленной от экватора.

Заключение

      На основании анализа результатов итоговой аттестации можно предложить некоторые меры по совершенствованию школьного географического образования: 1.Усилить акцент на фундаментальные аспекты подготовки – обеспечить контроль сформированности у всех учащихся ключевых географических понятий и терминов. Т. к. значительная часть выпускников испытывает затруднение при решении задач, требующих самостоятельного применения знаний. 2. Значительный эффект может дать не требующая больших дополнительных затрат времени работа по коррекции типичных ошибок, допускаемых выпускниками на экзаменах предыдущих лет и диагностических работ. Часто достаточно при изучении соответствующей темы просто обратить внимание учащихся на типичные ошибки и объяснить, с чем они связаны. 3. Важно также обеспечить актуализацию базовых знаний и умений, формируемых в первые годы изучения географии в основной школе. С этой целью возможно при изучении курса географии России предусматривать включение в образовательный процесс соответствующих видов деятельности учащихся, например: при сравнении размеров территорий или расстояний грузоперевозок между пунктами не ограничиваться оценками «больше – меньше», а делать количественные сравнения, используя масштаб карты. Изучение вопросов географии сельского хозяйства, размещения природных ресурсов в IX классе проводить с опорой на анализ карт, отражающих особенности природы территории – физических, климатических, почвенных, геологических и тектонических. 4. Необходимо нацеливать процесс обучения не только на передачу некоторой системы теоретических знаний, но и на формирование умений применять эти знания на практике в различных ситуациях. Время, необходимое для включения в образовательный процесс соответствующих видов деятельности, рекомендуется выделять за счет сокращения времени,

отводимого на репродуктивные виды деятельности учащихся, в том числе на пересказ изученного материала.

Список использованной литературы

  1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс: Тематические тренировочные задания. География / ФИПИ; авт.-сост.: Э. М. Амбарцумова, С. Е. Дюкова. В. В. Барабанов. – М.: Эксмо, 2013. – 128 с.;
  2. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География / ФИПИ; авт.-сост.: В. В. Барабанов, А. П. Кузнецов, И. Б. Шилина. – М.: Интеллект-Центр, 2016. – 68 с.;
  3. Крылова О. В. География: тренажер для подготовки к государственной итоговой аттестации (ГИА) за курс основной школы: 9 класс / О. В. Крылова – М.: Академкнига/Учебник, 2013. – 88 с.;
  4. Чичерина О.В. ОГЭ-2018: География:20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену/О.В.Чичерина, Ю.А.Соловьёва.- М.: Изд-во АСТ, 2017. – 208 с.,ил. – (ОГЭ-2018. Большой сборник тренировочных вариантов).
  5. Эртель А. Б. География. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации 2013 : учебно-методическое пособие / А. Б. Эртель. Ростов н/Д: Легион, 2015. – 54 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальный план самообразования по теме "Современные компьютерно-информационные технологии в процессе обучения экологии и географии"...

Индивидуальный план самообразования

Подробный план долговременного плана самообразования с указанием мероприятий, открытых занятий и результатов....

Индивидуальный план самообразования

При составлении индивидуального плана самообразования многие учителя сталкиваются с затруднениями. Надеюсь, что мой план послужит подспорьем для многих при составлении своего собственного плана самооб...

Индивидуальный план самообразования

Цели: повышение качества образовательного процесса; обеспечение развития познавательной и личностной сферы      учащихся.   Задачи: развивать творчес...

Индивидуальный план самообразования на 2010 – 2013 г.г. по теме: «Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физической культуры»

Цель индивидуального плана самообразования направлена на повышение  профессиональной  подготовленности в области здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физическ...

Индивидуальный план самообразования

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для ...

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальный план самообразованияна 2011 - 2016 год учителя математики и информатикиТема самообразования «Тест как одна из форм контроля знаний, умений, навыков»...