кейс технологии
статья по географии (10 класс) на тему

Лазарева Светлана Александровна

Преподавание предмета география сегодня кардинально меняется. Растущая информация, внедрение  ИКТ предполагают  изменение самой структуры учебного занятия, применение при изучении предмета  совокупности технологий, ориентированных на самостоятельную деятельность учащихся на уроке, на их взаимодействие друг с другом, учителем, различными источниками информации, иными словами на формирование компетенции  учащихся. При выборе технологий обучения следует учитывать все разнообразие учебных видов деятельности и основную цель – получение новых знаний и умений, приобретение нового опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon keys.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    Лазарева С.А.

                                                        учитель географии Средней школы №82 Ульяновск         

Актуальность использования кейс-технологии на уроках географии в старших классах.

Преподавание предмета география сегодня кардинально меняется. Растущая информация, внедрение  ИКТ предполагают  изменение самой структуры учебного занятия, применение при изучении предмета  совокупности технологий, ориентированных на самостоятельную деятельность учащихся на уроке, на их взаимодействие друг с другом, учителем, различными источниками информации, иными словами на формирование компетенции  учащихся. При выборе технологий обучения следует учитывать все разнообразие учебных видов деятельности и основную цель – получение новых знаний и умений, приобретение нового опыта.

С моей точки зрения, для достижения поставленной цели, необходимо сочетание всех личностно-ориентированных технологий обучения, применяемых с учетом возрастных особенностей школьников. Так, к примеру, при изучении географии в старших классах я чаще использую кейс-технологию и метод проектов, иногда в сочетании. Накопленные ранее знания и навыки учеников позволяют им  обобщать и анализировать предложенную учителем или самостоятельно собранную информацию. Кейс, в  данном случае, это учебные материалы, содержащие информацию и требующие коллективного или индивидуального поиска проблем и их решений. Разумно подобранные разнообразные источники знаний, соответствующие поставленным образовательным задачам, позволяют учащимся формировать практические, научно-исследовательские и  коммуникативные  навыки. Работа по кейсам может  осуществляться как на уроке, так и в домашних условиях, однако презентация результата лучше публичная.

        Опираясь на собственный опыт, хочется отметить основные требования при использовании кейс-технологии:

        -мотивация учащихся на самостоятельную работу;

        -актуальность выбранного вектора поиска;

        -доступность объема и содержания предложенной информации;

        -соответствие поставленного вопроса или проблемы изучаемой теме;

-предварительный опыт в работе с предложенными источниками информации;

        -свободный выбор групповой или индивидуальной формы работы;

        -свободный или согласованный вариант презентации результатов;

        -первостепенность оценивания деятельности.

        Я предлагаю учащимся различные направления поиска: « Влияние глобального потепления на развитие Северного морского пути»        , «Как

изменить структуру экспорта России?», «Причины и последствия оттока населения из восточных районов России», «Причины роста экологических проблем городов», «Реконструкция сельского хозяйства Свердловской области» и т.п. Учащиеся старших классов уже достаточно свободно работают с любыми источниками информации (тексты, карты, статистические материалы, интернет ресурсы), имеют опыт работы в группах, готовы анализировать географические проблемы. В группах, или индивидуально, идет поиск проблемы, обсуждение, выделение происхождения проблемы, предположение о ее дальнейшем развитии и возможных путях решения.  Иногда в результате работы с кейсами учащиеся выходят на проектный вариант,  предлагая свой план действий по решению выявленной проблемы. Однако главная ценность применения данной технологии это свобода ученика, проявляющаяся в предпринятых им действиях, самовыражении, умении видеть географические и жизненные проблемы, осознавать их, предлагать пути их решения.

 Сегодня особенно остро стоит проблема формирования предметной компетентности учащихся, в связи с введением ЕГЭ где для выполнения заданий уровней В и С требуется уметь грамотно применять имеющиеся знания, свободно анализировать предложенную информацию. Для решения  данной проблемы и осуществляется переход современного образования на использование новых и разнообразных образовательных технологий, среди которых, с моей точки зрения, в географическом образовании перспективна кейс-технология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса "Использование кейс-технологий на уроках технологии"

Ролевая игра на уроках технологии с использованием кейс-технологий....

Использование кейс-технологии на уроках математики на примере практического кейса для 6 класса.

В данной презентации собраны задачи, которые в доступной форме помогут учащимся повторить материал 6 класса по математике....

Использование кейс-технологий на уроках технологии

Методическая разработка поможет учителям технологии в работе на уроках...

Кейс-технология. Примеры кейсов по биологии для всех классов

Материал содержит комплект кейсов для курсов биологии во всех классах...

Кейс-технология (кейсы по физике)

Кейс-технология на уроках физики....