Активизация процесса обучения, как инструмент формирования личностных результатов на уроках географии.
статья по географии (6, 7, 8, 9 класс) по теме

Шиляева Мария Васильевна

Формирование личностных УУД на уроках географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация процесса обучения, как инструмент формирования личностных результатов  на уроках географии.

       Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, этических принципов и норм поведения. К важнейшим личностным результатам обучения географии относят:

  - ценностные ориентации школьников, отражающие их индивидуально-личностные позиции;

- гармонично развитые социальные чувства и качества;

 - образовательные результаты

       Формирование личностных результатов обучения географии связано с личностной динамикой учащегося, его универсальными знаниями и умениями, сформированной географической культурой, с опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности, умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.    

       География как обязательный школьный предмет имеет уникальные возможности для формирования и последующего развития личностных результатов обучающихся. Одним из эффективных инструментариев такого развития в рамках учебного предмета «география» является активизация процесса обучения.

       Активизация процесса обучения — это совершенствование методов и организационных форм учебной деятельности, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность обучающихся во всех звеньях учебного процесса .  

       Безусловно, в традиционном образовании стояла проблема активизации обучающихся на уроках географии. Основным ее отличием от активизации на современном уроке является переход от активизации реактивной к инициативной. Инициативная активизация возникает прежде всего на тех уроках, где у школьников есть выбор:

- целей урока, используя особые приемы и правила целеполагания, обеспечивающие идею согласования и коллективного обсуждения задач урока;

 - содержания урока (работа в разных группах с разным содержанием, а затем взаимообмен между группами полученной информацией);

 - средств и способов выполнения заданий на уроке;

 - участвовать или не участвовать в презентации промежуточных и финальных результатов.

       Рассматривая отдельные формы выбора на уроке, основной акцент ложится на ориентацию отдельной личности школьника, на формирования индивидуальных личностных результатов.  Идея активизации обучения указывает на важность перехода от фронтальной формы взаимодействия на уроке к индивидуальным и групповым формам. Представляет интерес анализ уровня разговорной активности класса. В ходе такого анализа учитель фиксирует количество одновременно говорящих учащихся в ходе урока и подводит итог работы каждого ученика, проявления его личностных эмоций, позиций, мнений.

       Выделяют три основных вида активизации на уроке:

- бессознательная, непроизвольная активизация;

- произвольная, внешняя активизация, стимулирование;

- произвольная, внутренняя активизация, мотивирование, смыслообразующие стимулы .

      Учитывая, что основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность личностных универсальных учебных действий , прослеживается связь между основными видами активизации и тремя блоками личностных универсальных учебных действий:

1) личностное самоопределение, то есть сформированность внутренней позиции школьника, формируется посредством непроизвольной активизации.  Формируется методом смены деятельности, контрастом ощущений, формированием эмоционально-ценностной сферы.

2) смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (то есть «значения для себя») учения, формируется посредством произвольной, внутренней активизации.  Формируется через творческие и  индивидуальные задания, проекты, через связь с личным опытом и самоанализ.

3) морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости, формируется посредством произвольной, внешней активизации. Формируется приемами работы в группах, ролевыми, деловыми играми, дискуссиями, дебатами, приемами критического мышления, проблемными ситуациями, моральными дилеммами — ситуациями морального выбора.

      Несмотря на важность формирования личностных результатов обучающихся, в образовательном стандарте второго поколения сказано, что достижение обучающимися личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а в текущем образовательном процессе возможна лишь ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов. В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих результатов должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности обучающегося и может использоваться исключительно в целях личностного развития обучающихся.

                            Список использованной литературы

1. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: учебно-методическое пособие / М.Г. Ермолаева. – СПб.: КАРО, 2011. – 160 с.

2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.П. Панфилова . – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2012. – 192 с.



Предварительный просмотр:

Активизация процесса обучения, как инструмент формирования личностных результатов  на уроках географии.

       Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, этических принципов и норм поведения. К важнейшим личностным результатам обучения географии относят:

  - ценностные ориентации школьников, отражающие их индивидуально-личностные позиции;

- гармонично развитые социальные чувства и качества;

 - образовательные результаты

       Формирование личностных результатов обучения географии связано с личностной динамикой учащегося, его универсальными знаниями и умениями, сформированной географической культурой, с опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности, умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.    

       География как обязательный школьный предмет имеет уникальные возможности для формирования и последующего развития личностных результатов обучающихся. Одним из эффективных инструментариев такого развития в рамках учебного предмета «география» является активизация процесса обучения.

       Активизация процесса обучения — это совершенствование методов и организационных форм учебной деятельности, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность обучающихся во всех звеньях учебного процесса .  

       Безусловно, в традиционном образовании стояла проблема активизации обучающихся на уроках географии. Основным ее отличием от активизации на современном уроке является переход от активизации реактивной к инициативной. Инициативная активизация возникает прежде всего на тех уроках, где у школьников есть выбор:

- целей урока, используя особые приемы и правила целеполагания, обеспечивающие идею согласования и коллективного обсуждения задач урока;

 - содержания урока (работа в разных группах с разным содержанием, а затем взаимообмен между группами полученной информацией);

 - средств и способов выполнения заданий на уроке;

 - участвовать или не участвовать в презентации промежуточных и финальных результатов.

       Рассматривая отдельные формы выбора на уроке, основной акцент ложится на ориентацию отдельной личности школьника, на формирования индивидуальных личностных результатов.  Идея активизации обучения указывает на важность перехода от фронтальной формы взаимодействия на уроке к индивидуальным и групповым формам. Представляет интерес анализ уровня разговорной активности класса. В ходе такого анализа учитель фиксирует количество одновременно говорящих учащихся в ходе урока и подводит итог работы каждого ученика, проявления его личностных эмоций, позиций, мнений.

       Выделяют три основных вида активизации на уроке:

- бессознательная, непроизвольная активизация;

- произвольная, внешняя активизация, стимулирование;

- произвольная, внутренняя активизация, мотивирование, смыслообразующие стимулы .

      Учитывая, что основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность личностных универсальных учебных действий , прослеживается связь между основными видами активизации и тремя блоками личностных универсальных учебных действий:

1) личностное самоопределение, то есть сформированность внутренней позиции школьника, формируется посредством непроизвольной активизации.  Формируется методом смены деятельности, контрастом ощущений, формированием эмоционально-ценностной сферы.

2) смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (то есть «значения для себя») учения, формируется посредством произвольной, внутренней активизации.  Формируется через творческие и  индивидуальные задания, проекты, через связь с личным опытом и самоанализ.

3) морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости, формируется посредством произвольной, внешней активизации. Формируется приемами работы в группах, ролевыми, деловыми играми, дискуссиями, дебатами, приемами критического мышления, проблемными ситуациями, моральными дилеммами — ситуациями морального выбора.

      Несмотря на важность формирования личностных результатов обучающихся, в образовательном стандарте второго поколения сказано, что достижение обучающимися личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а в текущем образовательном процессе возможна лишь ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов. В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих результатов должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности обучающегося и может использоваться исключительно в целях личностного развития обучающихся.

                            Список использованной литературы

1. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: учебно-методическое пособие / М.Г. Ермолаева. – СПб.: КАРО, 2011. – 160 с.

2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.П. Панфилова . – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2012. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика и опыт. Элементы личностно-ориентированного обучения при тематической проверке знаний на уроках географии.

Представленный материал демонстрирует возможности использования разноуровневого подхода при тематической проверке знаий учащихся в 6 классе....

Групповая форма работы как средство активизации процесса обучения на уроках русского языка и литературы

В современной педагогической теории и практике назрело противоречие между тем, что требует от молодого поколения жизнь, и тем, что дает школа. К сожалению, традиционная методика не способствует полноц...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ МОМЕНТОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ .

Данная работа направлена на формирование у учащихся интереса к учебной деятельности, так как занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины, развивающие и познавательные игры, множество...

Деятельностный подход в обучении как механизм формирования УУД на уроках географии

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также о...