География 8 класс
тест по географии (8 класс) на тему

Двоеглазова Лилия Валерьевна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок25.64 КБ

Предварительный просмотр:

                      Северный Кавказ – самые молодые горы.

  Цель и задачи урока:            создать образ Кавказских гор, используя географические карты, таблицу,                                                                        учебник.

   Развивающая:       продолжать формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с картами, схемами, текстом учебника.

    Воспитательная:      воспитывать чувство прекрасного, патриотизма, любви к Родине.

                                                                  Ход  урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, зовут меня Лилия Валерьевна, приехала я к вам из Верхнеподпольненской средней школы. Сегодня я проведу у вас урок и надеюсь на ваше сотрудничество. Мне нравится мой предмет – география.

   «География – та арена, на которой проходит человеческая жизнь».    В.Г.Белинский.

( олимпиада).

  1. Актуализация знаний.

  -   Вспомните, какой природно-территориальный комплекс вы изучили? (карточка).

          - По каким параметрам вы его изучали?(карточка)

  ( 1. Географическое положение; 2. Рельеф; 3. Полезные ископаемые; 4. Климат; 5. Природные зоны; 6.  реки).

Можем ли мы эти параметры взять за основу для изучения нового?

 

                               Кавказ подо  мною. Один в вышине

                               Стою над снегами у края стремнины;

                              Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,

                              Парит неподвижно со мной наравне.

Какова тема сегодняшнего урока? Давайте предполагать. (ответы учащихся).

Запишите тему урока.

Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. Это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, символ вольной, неукротимой, самобытной природы – узнать об этом больше и будет нашей целью.

  Мы заполним таблицу, которая поможет нам создать образ Кавказа.  Её  можно использовать при изучении   природно-территориальных комплексов и на других уроках.   (раздать шаблоны таблицы).

У вас на столе таблица, но она не заполнена. Наша задача заполнить её.

Сейчас мы начнём работать.  (учащиеся получают карточки с заданиями).

Пока наши помощники работают над заданием , откройте атласы на стр.4 и найдите Кавказские горы. Поднимите руки, кто нашёл. Покажи (имя ученика) на настеной карте.

Познакомимся с географическим положением Кавказа.   ( работа по карточкам)

   ((9999        

   а) По физической карте Кавказа определить географическое положение,  ответив на вопросы: ( уч. Стр. 170 рис.63)

– В какой части России находится Кавказ?
– В каком направлении протянулись Кавказские горы?
– По каким географическим объектам проходит условная граница Кавказа?
– С какими государствами проходит граница России по Кавказским горам?

Предполагаемые ответы: 

– Кавказ расположен на юге Европейской части России.
– Горы протянулись с северо-запада на юго-восток от Чёрного и Азовского морей до Каспийского моря.
– Условная граница Кавказа проходит на севере по Кумо-Манычской впадине, на западе – омывается  водами Чёрного и Азовского морей, на востоке – Каспийским морем. Южная граница совпадает с государственной границей России.
– Граница России по Кавказским горам  проходит с государствами  Грузия и Азербайджан.

 – Какие природные комплексы выделяют  на Кавказе? ( карточка для двух учеников, работа с картой в атласе стр.39).

Предполагаемый ответ. В состав Кавказа входят: Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье (Малый Кавказ и Армянское нагорье, Колхидская и Куринская низменности.)

– Найти на карте атласа  природные комплексы Кавказа.   (стр.39)

К России относятся лишь Предкавказье и Северные склоны Большого Кавказа. В Закавказье располагаются Грузия, Азербайджан и Армения.

Кавказ – молодое горное сооружение, образовавшееся в альпийскую складчатость.    

– Какие горные хребты  являются  ядром  Кавказа (учебник  стр.  172, рис. 64.) ( задание на карточке для парты)

Предполагаемый ответ.  Боковой и Главный хребты являются ядром Кавказа, т.к. они  образовались в альпийскую складчатость  и имеют наибольшую высоту. Сложены хребты гранитами и гнейсами, в них до сих пор происходят тектонические разломы.

– Какими породами сложены Скалистый и Пастбищный хребты?

Предполагаемый ответ.  Эти хребты сложены глинистыми сланцами, известняками, песчаниками.

– Скалистый и Пастбищный хребты ассиметрично примыкают с севера к Главному и Боковому хребтам.  Это гряды, у которых северный склон полого понижается к предгорьям, а южный – круто обрывается. (куэсты ).

Куэста (от исп. cuesta — откос, склон горы) — форма рельефа в форме вытянутых гряд с несимметричными склонами: пологим и крутым.

– На стыке гор Центрального Кавказа с предгорьями образовались лакколиты.

Лакколит – куполообразная форма залегания магматических горных пород, образующаяся при внедрении магмы между слоями осадочных пород.

Большой Кавказ – это система горных хребтов.  

– Какую высоту имеют горные хребты  Большого Кавказа? (Учебник стр.  170, рис. 63.)

Предполагаемый ответ.  В Центральном Кавказе находятся самые высокие вершины – Эльбрус, Казбек, Дыхтау, высотой  более 5 тыс. м, поэтому вершины этих гор заснежены.

– О чём говорят пикообразные  вершины,  острые гребни,  обрывистые склоны гор?

Предполагаемый ответ.  Такой  облик гор говорит о том, что горы молодые, а снежные вершины и ледники – о большой высоте гор.

– Найти на карте полезные ископаемые Кавказа. Задание для одной парты – предкавказье; для второй парты – Большой Кавказ).

Предполагаемый ответ.  На Большом Кавказе имеются месторождения  полиметаллических, молибденовых, вольфрамовых, ртутных руд.
В Предкавказье – нефть, газ, минеральные источники.

– Почему такой  набор полезных ископаемых?

Предполагаемый ответ.  Разнообразное  геологическое строение территории. Рудные полезные ископаемые связаны с излиянием магмы, а газ и нефть – с осадочным чехлом плиты.

– Всемирную известность имеют Кавказские минеральные воды. Это целый район, на территории которого находятся знаменитые своими минеральными водами города –курорты Пятигорск, Железноводск, Ессентуки,  Кисловодск,  Минводы.

Климат  Кавказа  

( прочитать текст в учебнике стр. 173 – 175  вопрос: чем климат Предкавказья отличается от климата Большого Кавказа)

– Кавказ одинаково удален от экватора и Северного полюса. Поэтому климат Кавказа  переходный от умеренного к субтропическому. На большей территории он мягкий, тёплый.  Температура воздуха летом  + 20-25°С,  а зимой – от – 10 до + 6°С. Основным источником влаги является Атлантический океан, поэтому больше осадков выпадает в западной части Кавказа, а на востоке осадков мало – до 250 мм.
Климат гор отличается от климата предгорных равнин.  Чем выше в горы, тем меньше тепла. На высоте 2700 – 3800 м проходит граница «вечных льдов».
При  движении  воздуха вниз по склонам гор образуются местные ветры – фён и бора.

Фён – тёплый ветер, нисходящий с гор в долины. Образуется весной.
Бора – сильный и холодный северный ветер, образуется зимой, при переваливании через хребты. Иногда достигает ураганной силы.

Реки Кавказа  

– Найдите на карте реки: Кубань, Терек, Кума, Калаус.
– Реки Северного Кавказа многочисленны и делятся на горные и равнинные.  Наиболее крупные из них – Кубань и Терек. Зародившись высоко в горах Кавказа и питаясь водами растаявших снегов и ледников,  несут они свои воды вниз,  на равнину, к берегам Каспийского моря.  При впадении образуют плавни.

Плавни – заболоченные, покрытые камышом участки земли.

  Природные зоны

В горах Большого Кавказа отчётливо выражена высотная поясность. Природные зоны располагаются поэтажно. Кавказ имеет самый богатый набор высотных поясов:
до 1000 метров – располагаются горные широколиственные леса с преобладанием дуба. С севера – лесостепь.  (Почему?)

  • от 1000 до 2000 метров расположены  буковые леса, которые постепенно переходят в смешанные, а затем в елово-пихтовые леса.
  • выше 2000 м располагаются субальпийские луга с зарослями кавказского рододендрона,   затем – низкотравные альпийские луга.
  • выше 3000 метров – высокогорный пояс снежников  и ледников.
  • равнины Предкавказья заняты степью  и имеют плодородные почвы – чернозёмы. Они распаханы и засеяны пшеницей, кукурузой, подсолнечником, сахарной свёклой, овощными культурами. Здесь много садов, виноградников, бахчей.

 

Анализ рис.66 на стр.176 в учебнике высотная поясность Большого Кавказа.

Сравните таблицу, всё записали правильно? Ничего не упустили? ( раздать картинки)

Таблицу вклейте в тетрадь, а картинка как напоминание о нашем сотрудничестве.

  1. Заключение.

 Какая замечательная таблица получилась, как вы думаете добились мы цели? ( ответы)

О Кавказе нельзя говорить скучно и без восторга. Согласны?!

 Продолжите, Кавказ – это …

(Кавказ – это не только сверкающие ледниками и снегами высокие горы.

Кавказ – это богатый природными ресурсами район.

Кавказ – это житница России.

Кавказ – это живописный район для отдыха и туризма.)

  1. Домашнее задание.

Дома каждый ряд выступит в роли  геолога, турагента, агронома.

(1 ряд – подготовить рассказ о полезных ископаемых ( выступить в роли геолога)

2 ряд – подготовить рассказ о курортной зоне Кавказа ( выступить в роли турагента)

3 ряд – подготовить рассказ о культурных растениях ( выступить в роли агронома).)

Слайд с олимпийским мишкой.         Каким образом этот чудесный мишка связан с темой урока?

   Вот видите о каком удивительном регионе мы вели разговор на уроке. Спасибо за сотрудничество.

 

        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

08.05 география класс

презентация...