технологическая карта урока
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Комкова Маргарита Федотовна

План-конспект урока географии в 5 класс "Наблюдение-метод географической науки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: география

Комкова М.Ф.

учитель географии

ГБОУ COШ № 201

Технологическая карта урока

Тема урока: «Наблюдение - метод географической науки» 

Класс: 5

Тип урока: урок -практикум

Цель: сформировать представление о методах изучения Земли, создать условия для эффективного усвоения знаний.

Задачи:  1. Обучающие: способствовать формированию знаний о методах изучения Земли, познакомить учащихся с методами изучения .

2. Развивающие: развивать умение систематизировать информацию; способствовать развитию умений выделять главное в тексте, уметь работать с рисунками, развивать внимание и речь.

3. Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать позитивное отношение к себе и одноклассникам через возможность самореализации на уроке.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты урока.

Представления о методах географической науки. Метод наблюдений. Умение проводить наблюдения и измерения, фиксировать результаты наблюдения в дневнике наблюдений, делать выводы по результатам наблюдений. Умение объяснять географические  термины с помощью различных источников информации.

Метапредметные результаты.  Организовывать совместную деятельность по подготовке и проведению наблюдения с учителем и учащимися. Умение пользоваться современными информационными технологиями.

Личностные результаты. Развитие умения фиксировать результаты проводимых наблюдений в письменном виде. Формирование качеств наблюдателя.

Практическая работа: работа с учебником ,построение модели гномона.

Виды самостоятельных и творческих заданий: таблица «Методы исследования  Земли».

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, атлас.

Методы и приемы, способствующие достижению планируемых результатов:

Словесные (беседа, рассказ), наглядные (иллюстрация рисунков и демонстрация презентации), практические (задания на основе текста и рисунков учебника, работа с контурной картой).

Технологии: игровая, групповая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.

Формы и виды диагностики и контроля:  тест, проверочная работа.

Приемы рефлексии: закончи фразу («цепочка»), фотография на память, фотоэкскурсия  на метеостанцию.

УМК: Учебник « География. Начальный курс» 5 класс Летягин А.А. под общей редакции  В.П.Дронова. - М.: Вентана - Граф, 2014, атлас с комплектом контурных карт.

План урока.

1. Организационно - мотивационный этап урока

- Определение темы урока

-Создание  мотивационной установки

- Определение задач урока

2.Процессуально - содержательный  этап урока

-Метод научных наблюдений

- Рефлексия

-Школа географа- следопыта « Почувствуйте себя древними географами»

3.Этап закрепления и первичной проверки знаний

4.Рефлексивный этап урока

Рефлексия деятельности

5.  Объяснение домашнего задания

-Обязательное задание

-Дополнительное задание (по выбору)

Смысловые блоки содержания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационно - мотивационный этап урока

Определение темы урока

-Какие способы изучения местности вам известны?

-Послушайте произведение И. А. Бунина и подумайте, какой способ изучения природы помог ему в написании этого стихотворения?

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца…( И.А. Бунин)

- Можно ли сказать об авторе, что он наблюдательный человек? Почему?

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

-Сформулируйте тему.

Верно. Тема нашего урока « Наблюдение- метод географической науки»

 Отвечают на вопрос

Знакомство с литературным произведением

Отвечают на вопросы

Высказывают своё предположение: Наблюдение

Создание  мотивационной установки

Можно ли без подготовки провести наблюдение?

Высказывают свое мнение , приводят свои аргументы

Определение задач урока

- Чему вы сегодня будете учиться?

Для чего мы будем учиться наблюдать?

Высказывают предположения:

- Будем учиться наблюдать.

-Нам предстоит выяснить, что значит наблюдать.

-Как проводятся научные наблюдения

- Чтобы лучше понимать окружающий мир.

Определяют цель.

2.Процессуально - содержательный  этап урока

1.Метод научных наблюдений

 - Что значит наблюдать?

Наблюдение- это один из методов географии.

-Что такое метод?

И прочтите определение.

Работа с текстом учебника  с.10-11.

Найти в тексте   ответ на вопрос:

-Почему автор к названию «Школа географа» добавил еще слово «следопыта»?

Найти в тексте учебника отличие метода научных наблюдений от бытового восприятия и выпишите главные черты научных наблюдений в РТ с.5

Проверяем выполнение задания «цепочкой» (1парта, 2я ит.д.).

Отвечают на вопрос:

-рассматривать объект

-сравнивать его с другими объектами

-распознавать отличительные особенности

-следить за изменениями объекта.

Открывают словарь, читают определение

Читают текст и находят характеристики (качества) следопыта –

1. Наблюдательность

2. Любознательность

3. Целеустремленность

4. Подмечают и распознают существенные свойства предметов и явлений

 Находят и выделяют в тексте с.10 учебника необходимые данные , делают записи в РТ

Самопроверка выполнения задания:

Активность-целенаправленность- планомерность- систематичность.

Выделяют  составные части наблюдения

Работа со словарём

Осуществляют самопроверку.

2. Рефлексия

Фотоэкскурсия  на метеостанцию.

-Посмотрите фотографии и подумайте:

Все ли процессы и объекты можно наблюдать?

Высказывают мнение:

Нет, только те, которые человек видит или может увидеть.

На основе увиденного , делают вывод

3. Школа географа- следопыта « Почувствуйте себя древними географами»

Можно ли наблюдать за изменением высоты Солнца над горизонтом?

Что такое горизонт?

Изучите памятку организации наблюдения за географическим объектом.

- За высотой Солнца наблюдали ещё в древности, при помощи астрономического инструмента – гномона - вертикального стержня, установленного на горизонтальной площадке. По длине и направлению тени гномона определяли высоту Солнца

-Сегодня мы изготовим модель гномона .

Как вы думаете, что будет объектом наблюдения?

Сформулируйте цель.

-Построить модель гномона, описанную в «Школе географа-следопыта» и провести соответствующие действия по плану, описанные на с. 12-13 учебника.

Отвечают на вопрос, читают определение

Знакомятся с памяткой

Слушают учителя

Отвечают:

Мы будем наблюдать за изменением направления и длины тени гномона, чтобы выявить зависимость направления и длины тени гномона от положения Солнца.

- Изготавливают модель гномона

- ориентируют основание гномона по сторонам горизонта

-определяют направления и измерение длины тени гномона,

-записывают время и результаты первого измерения.

-организуют дальнейшие наблюдения в течение дня (домашнее задание)

Работа со словарём .

3.Этап закрепления и первичной проверки знаний

Закрепление

- Почему метод наблюдения самый древний?

- Назовите отличия научного наблюдения от обывательского?

- Как называется прибор для определения высоты Солнца над горизонтом?

- Выдвинете гипотезу о том, как будут изменяться направление и длина тени гномона от начала наблюдений до окончания школьных занятий( в течение дня)?

Отвечают на вопросы.

-Формулируют заслуги Эратосфена

Высказывают свои предположения.

Выдвигают гипотезу

 

2. Проверочная работа

 самоконтроль

4.Рефлексивный этап урока

Рефлексия деятельности

- Прием «Закончи фразу»

«Мы узнали ……»

« Мы начали учиться….»

« Мы поняли….»

- Что география – одна из древних наук о Земле, «отец географии»- Эратосфен; о методах изучения географических объектов и процессов- наблюдении и моделировании

Вести дневник географа- следопыта, проводить наблюдения, создавать географические модели, использовать источники географической информации: словари, фильмы. Что все процессы на Земле взаимосвязаны

- Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в словесной форме

5.  Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

- Завершить наблюдение по определению направления тени гномона и измерению её длины ( Школа географа- следопыта,с.12-13 учебника, РТ-с.5-6

 -записывают домашнее задание

Дополнительное задание (по желанию и по выбору)

Составьте презентацию о древних астрономических инструментах, используемых в географии.  Для работы используйте дополнительную литературу и Интернет ресурсы.

 -

Подготовка и презентация сообщения на тему «Древние астрономические инструменты»

Приложение.

Памятка наблюдателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...