Стороны горизонта. Ориентирование
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Асанова Ирина Валерьевна

Конспект урока по географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovanie.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 6 классе. Подготовила и провела учитель МБОУ СОШ №12 «Центр образования с УИОП»: Асанова Ирина Валерьевна.

Стороны горизонта. Ориентирование (слайд 1).

Цель  урока: сформировать представление о сторонах горизонта, азимуте.

Задачи:

Обучающие:

Формирование представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту, учить  определять азимут по компасу.

Развивающие: 

1. развивать познавательную активность детей, умение работать с компасом, развивать географическое  мышление.

2. развивать коммуникативные умения                                                                                        

Воспитательные:

Воспитание интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование урока:
Компасы, демонстрационная модель компаса, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, диск «Уроки Кирилла и Мифодия ГЕОГРАФИЯ 6 класс», учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова  ГЕОГРАФИЯ 6 класс.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Здравствуйте ребята!

  1. Проверка Д/З (карточки по теме масштаб).
  2. Сообщение темы урока. 

 Отгадайте загадку:
Он и летом и зимой - 
Между небом и землёй. 
Хоть всю жизнь к нему иди - 
Он всё будет впереди. (Горизонт) (слайд 2).

Сегодня мы поговорим о сторонах горизонта и ориентировании (записывают в тетрадь число и тему урока).

  1. Изучение нового материала.

Послушайте одно детское стихотворение: (слайд 3).
-Небо, подвиньтесь - мне тесно
-Море, подвиньтесь-ка вы!
-Сюда вы влезли нечестно!
-И вы нечестно, увы...
-Да уступили бы сами -
Во мне же  звёздная рать!
-А мне  китов с кораблями
Куда, скажите, девать?
-Вы снова грозою грозитесь?!
-Не надо волною плевать!
Кряхтит горизонт:
-Уймитесь! Зажали меня опять!

 -Что называют линией горизонта?    (слайд 4).
(слайд 5). Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток  (слайд 6).
Между ними – промежуточные стороны. Назовите  направления промежуточных сторон?

В учебнике на стр. 15 рисунке 7 авторы оставили для нас задание. Давайте попробуем их выполнить (определяем промежуточные стороны).

(слайд 7). Умение находить стороны горизонта называется ОРИЕНТИРОВАНИЕМ (записывают в тетрадь)

 Способы ориентирования (слайд 8).

Из  курса природоведения, уроков основы безопасности жизнедеятельности вы много узнали о способах ориентирования на местности.

Ориентироваться можно разными способами.
-Какие способы ориентирования вам известны?  
(слайд 9-12).

-В полдень, когда Солнце в Северном полушарии находится на южной стороне небосвода, самая короткая тень от предметов падает  строго на север. Если встать лицом на север, то позади будет юг, направо- восток, налево- запад. Ориентирование по Луне. Ориентирование по звездам.  Ориентирование по деревьям.

Летом Солнце находится на юге примерно в час дня по местному времени. Если время меньше или больше часа, то юг можно определить с помощью часов.
Положи часы со стрелками и поверни их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой один, раздели пополам 
( по летнему времени полдень – в 13 часов). Направление линии укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой 12.

Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора – компаса (слайд 13).

При ориентировании на местности нужно указать направления сторон горизонта от места, где вы находитесь. Компас даёт точное направление.

Но не всегда компасы выглядели одинаково (слайд 14,15).

Правила работы с компасом.

(слайд 16)
1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа  восток, слева запад.

Задание.

(слайд 17)
Определите,  в какую сторону горизонта обращены окна класса?
В каком направлении находится дверь? Учитель? Ваш дом?

 

После определения своего примерного местонахождения по карте (плану) с учетом времени движения тебе надо наметить направление или маршрут выхода к населенному пункту или транспортной магистрали.
На плане условно верхний край листа считают северным, нижний край – южным, правый- восточным, левый – западным.

 
Азимут и его определение

(слайд18, 19)

-Чтобы точно определить направление на предмет (ориентир) определяют азимут.

Между севером и точкой 
Отсчитай по солнцу градус- 
Это азимут. Он точно 
Курс тебе укажет сразу.

- Что же такое азимут? Прочитайте определение.                                                                Азимут – это угол между направлением на север и какой-то предмет местности, отсчитывается вправо по часовой стрелке (запись в тетрадь).
- Чтобы определить азимут с помощью компаса, на сориентированный компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Азимут отсчитываем от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке  (учитель показывает на демонстрационной модели компаса  приёмы определения азимутов).

Определите примерный азимут доски? Двери? Окна?

  1. Закрепление изученного материала (слайды 20-32):
  1. Самая короткая длина тени показывает направление на……..
  2. В семь часов утра Солнце находится……………
  3. Полярная звезда указывает направление…………
  4. Если встать лицом на север, то слева будет…………
  5. Ягоды быстрее созревают………

6. Итог:

-Что такое компас и для чего он служит?

- Что называют ориентированием?

-Что такое азимут?

-Где вам может пригодиться изученный материал?

7. Домашнее задание: параграф 6 читать, пересказывать. Определения знать наизусть. На следующий урок принести транспортир, лист А4, цветные карандаши.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе "Стороны горизонта. Ориентирование."

Стороны  горизонта  изучаются  в  начальном  курсе  географии  (Т.П. Неклюкова, Н.П. Герасимова) в  6  классе  в  теме « План  и  карта...

Стороны горизонта.Ориентирование"

Урок разработан с учетом требований ФГОС.на протяжении всего урока главным является системно-деятельностный подход....

География 6 класс. Проверка знаний по теме «Изображение местности» , «Стороны горизонта. Ориентирование».

Проверка знаний представлена в виде двух вариантов. Представлены задания на знание терминов и пракические умения по теме "Масштаб", "Ориентированние"....

Презентация для 6 класса "Стороны горизонта. Ориентирование."

Презентация для 6 класса "Стороны горизонта. Ориентирование."...

Урок географии в 6 классе «Стороны горизонта. Ориентирование»

Тема урока: Стороны горизонта. Ориентирование.Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.Цели урока:- Содержательная:формирование представлений о ст...

Стороны горизонта. Ориентирование.

Стороны горизонта. Ориентирование. 6 класс...

Стороны горизонта. Ориентирование.

Презентация к уроку "Стороны горизонта"...