Рабочая программа по географии 8 класс ФГОС и КТП
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Левун Ольга Михайловна

Рабочая программа по географии 8 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_8_klass.docx108.43 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по географии 8 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (5–9 классы) для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по географии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Вклад географии в достижение целей основного общего образования

Основная цель географии в системе общего образования — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

География — единственный школьный предмет, синтезиру ющий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

Изучение географии в основной школе должно обеспечить:

- формирование посредством географических знаний мировозренческой ценностно-смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности

-формирование   целостной   картины   мира   через   познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);

-понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора формирования общества и личности;

-понимание взаимосвязи между природными и социально-экономическими явлениями, их влияния на жизнь человека, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

-осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

-приобретение знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём;

-формирование умений использования приборов и инструментов, технических и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения для получения и адекватной оценки полученных результатов.

Содержание курса географии в основной школе позволяет формировать и использовать разнообразный спектр видов деятельности и соответственно учебных действий, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Учитывая положение ФГОС о том, что предметом оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, эти планируемые результаты обучения географии находят отражение в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий, котором и учащиеся овладевают в процессе освоения предметного содержания

Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

-формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

-познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

-познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

-понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

-понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

-глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

-выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

-формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

Место географии в учебном плане

Рабочая программа линии УМК «Сферы. География» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс.

Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч  в неделю) в 7, 8 и 9 классах. 

Данную рабочую программу реализует следующий УМК «Сферы» для  8 класса

Учебник:  Дронов В.П., Савельева Л.Е.  Россия: природа, население, хозяйство  «Просвещение», 2015    

УМК:

  1. Географический атлас. 8 класс. –М.:Дрофа, 2015
  2. Географический атлас. 8 класс – М.Просвещение, 2014

2.Рабочая тетрадь по географии. 8 класс. М.:Дрофа 2015

3. Мишняева Е.Ю., Ольховая, Банников С.В. География 8 класс. Тетрадь-тренажер 2015

4. Барабанов В.В. География. 8 класс Тетрадь-экзаменатор М.Просвещение  2015

5. Тетрадь-практикум 8 класс. М. Просвещение, 2015

6.Географический атлас 8-9 классы. М.Просвещение, 2015

  • соответствии с учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения. Данная рабочая программа учитывает, что по отношению к курсу географии курс «Окружающий мир» является пропедевтическим.

Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей функцией важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности, на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трёх основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Общее число учебных часов за год  по учебному плану   68-2 часа в неделю

Результаты обучения географии

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий

  • профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  1. формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  1. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  1. освоение  социальных  норм,  правил  поведения,  ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  1. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  1. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  1. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни        и        здоровья людей, правил        поведения        на        транспорте и на дорогах;

  1. формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

  1. осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

  1. развитие эмоционально- ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

1)   умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной  деятельности,  развивать  мотивы  и  интересы  своей познавательной деятельности;

  1. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  1. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  1. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  1. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  1. умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  1. умение  создавать,  применять  и  преобразовывать  знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  1. смысловое чтение;

  1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  1. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  1. формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ компетенции).

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  1. формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  1. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

  1. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  1. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  1. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Содержание учебного предмета

 Введение.

Что изучает география России. Роль географии в решении социально-экономических и экологических проблем.

Раздел 1. Особенности географического положения России

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положением других государств. Географическое положение России как фактор развития её хозяйства.

Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России.

История        освоения        и        изучения        территории        России.

Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы:

Практическая работа №1 «Определение поясного времени для разных городов России»

Практическая работа №2 «Сравнительная характеристика географического положения России, США, Канады»

Практическая работа №3 «Анализ административно-территориального деления России»

Контрольная работа №1 по теме «Географическое пространство России

Раздел 2. Природа России

Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны. Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования.

Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.

Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственные зоны.

 Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.

Практические работы:

Практическая работа №4 «Выявление связи между строением земной коры, и размещением полезных ископаемых»

Практическая работа №5 «Составление макета климатической карты по заданным значениям»

Практическая работа №6 «Оценка климата региона России как фактора хозяйства и условий жизни людей »

Практическая работа №7 «Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской частей страны»

Практическая работа №8 «Оценка обеспеченности водными ресурсами территории страны»

Практическая работа № 9 «Определение взаимосвязи вод суши, рельефа и климата»;

Практическая работа №10 *«Прогнозирование изменений органического мира при изменениях компонентов природного комплекса»

Практическая работа №11 «Характеристика почвенных ресурсов своей местности»

Практическая работа №12 *«Характеристика особенностей размещения населения в разных природно-хозяйственных зонах»

Практическая работа №13«Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон»

Практическая работа №14 «Определение особо охраняемых природных территорий своего района»

Контрольная работа №2 по теме «Рельеф и недра»

Контрольная работа №3 по теме «Климат Контрольная работа

Контрольная работа №4 по теме  « Внутренние воды и моря»

Контрольная работа №5« Растительный и животный мир»

Контрольная работа №6 по теме  «Почвы»

Контрольная работа № 7 « Природно – хозяйственные зоны»

Раздел 3. Население России

Численность населения России. Численность населения России в сравнении с численностью населения других государств. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и её отдельных территорий. Прогнозирование изменения численности населения России и её отдельных территорий.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения в России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.

Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское насе ление. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные на% правления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России.

Человеческий капитал страны. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.

Практические работы

Практическая работа №15 «Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России»

Практическая работа №16 *«Разработка проекта «Мой населенный пункт»

Практическая работа №17 «Характеристика особенностей движения населения России»

Контрольная работа №8 по теме «Население России»

Итоговая проверочная работа№9  за курс 8 класса

Добавлено  для лучшего усвоения учебного материала из резерва :

В раздел 1 «Географическое пространство России» -1час

 В раздел 2. « Природа России»-3 часа,

Раздел 3.  «Население»-1 час

Тематический план

Раздел, тема

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

Введение.

1

Раздел 1. Особенности географического положения России

9

3

1

Раздел 2. Природа России

46

11

6

Раздел 3. Население России

12

3

2

Итого:

68

17

9


Приложение к рабочей программе по географии 8 класс

Календарно - тематическое  планирование 8 класс

№ п\п

Дата

Тема урока

Коли-

чество часов

Содержание

Практические,

контрольные работы

Планируемые результаты

Домашнее задание

Предметные

Метапредметные

Личностные

План

Факт

 

Всего 68 часов

Введение (1ч)

1

Введение (1ч)

1

Географический  взгляд  на Россию:

разнообразие   территории, уникальность географических объектов. Знакомство со структурой учебников и с

особенностями  используемых  компонентов УМК.        

Географический взгляд на Росси. Знакомство со структурой учебника и с особенностями используемых компонентов УМК «СФЕРЫ»

Определять границы РФ

ценностные

ориентации

выпускников

основной школы,

отражающие их

индивидуально-личностные позиции:

Учебник, с. 5–6; Тетрадь тренажёр, с. 3; Тетрадь экзаменатор, с. 4–5; Атлас, контурные карты;

Раздел 1 Географическое пространство России (9ч)

2

Границы России

1

Государственные границы и государ

ственная  территория  России.  Территориальные   воды,   исключительная

экономическая зона. Морские и сухопутные границы, их протяжённость.

Соседи России.

Наносить на контурную карту приграничные государства, определять их на физической и политической картах

Сравнивать протяженность границ с разными странами - соседями, составлять описание границ России

осознание себя как члена общества на

глобальном,

региональном и локальном уровнях

(житель планеты

Земля, гражданин

Российской

Федерации, житель

конкретного региона)

П.1 Атлас, с. 3; Контурные карты, с. 2–3

(№ 1 частично, 4); Тетрадь  тренажёр,

с. 4 (№ 1–3), с. 6–7 (№ 1, 2), с. 9 (№ 1,2), с. 13 (№ 1), с. 15 (№ 1);

3

Размеры территории. Часовые пояса

Практическая работа №1 «Определение поясного времени для разных городов России»

1

Размеры и форма государственной территории России. Преимущества и недостатки размеров и формы территории.

Отсчёт времени на территории России.

Практическая работа №1 «Определение поясного времени для разных городов России»

Определят положение РФ на карте часовых поясов

Определять поясное время для разных городов России по карте часовых поясов

Решать задачи на определение поясного времени

Объяснять роль поясного, декретного. Летнего времени в хозяйстве и жизни людей

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов,

П.2 Атлас, с. 2;

Тетрадь тренажёр, с. 4–5

(№ 4, 8, 9), с. 7 (№ 3), с. 9 (№ 3), с. 13(№ 2), с. 16 (№ 4, 5); Тетрадь практикум.

4

Географическое положение Практическая работа №2 «Сравнительная характеристика географического положения России, США, Канады»

1

Понятие «географическое   положение»,  виды  географического  положения. Оценка северного географического положения России.

Практическая работа №2 «Сравнительная характеристика географического положения России, США, Канады»

Наносить на контурную карту объекты,, характеризующие географическое положение России

Сравнивать географическое положение России и других стран

Выявлять зависимость между географическим положением и особенностями заселения и хозяйственного освоения

- оценивать собственную учебную деятельность;

- свою самостоятельность при подготовке заданий,

П.3 

Атлас, с. 2–3,

10–11; Контурные карты, с. 2–3 (№ 1 частично, 2, 3, 5);Тетрадь тренажёр, с. 4 (№ 5–7), с. 14 (№ 3, 4),с. 15–16 (№ 2, 3, 6);

5

Россия в мире

1

Жизненное пространствоРоссии.Роль  России  в  экологическом  будущем  планеты.  Оценка  запасов  минеральных и водных богатств. Понятия«ВВП»  и  «национальное  богатство».Россия и СНГ, Россия и международные организации.

Анализировать карты и статистические материалы ( печатные таблицы. Диаграммы. Графики. Ресурсы интернета) и выявлять место России в природно – ресурсном потенциале мира

Определять по картам соседние государства России, входящие в состав СНГ, и называть их столицы Сравнивать страны по запасам основных   видов природных   бо

гатств.

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

П.4 

Атлас, с. 3; Тетрадь тренажёр, с. 5 (№ 10–12), с. 7 (№ 4), с. 10 (№ 6, 7),с. 14 (№ 5), с. 16–17 (№ 7–9);

6

Освоение и изучение территории России

1

Освоение  Европейского  Севера.  Роль

Московского  княжества  в  изучении России.

Выявлять особенности формирования государственной территории России, изменения ее границ. Заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах

Готовить и обсуждать сообщения и презентации о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;,

П.5

Атлас, с. 6–7; Тетрадь_ тренажёр, с. 5 (№ 13–15), с. 6 (№ 17), с. 8 (№ 6), с. 9(№ 4), с. 11 (№ 8, 9), с. 14 (№ 6);

7

Освоение и изучение территории России

1

Расширение Русского государ

ства в XVI–XVII вв. Первые научные

географические  экспедиции.  Русское

географическое общество.

Выявлять особенности формирования государственной территории России, изменения ее границ. Заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах

Готовить и обсуждать сообщения и презентации о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;,

П.5

Атлас, с. 6–7; Тетрадь_ тренажёр, с. 5 (№ 12–15), с. 6 (№ 18                                                                                                                                                                                                                                                                                                             ), с. 8 (№ 6), с. 9(№ 4), с. 11 (№ 8, 9), с. 14 (№ 6);

8

Районирование – основной метод  географических исследований

1

Понятие   «район».   Предназначение

районирования   территорий.   Виды

районирования и районов.

Определять по схеме виды районирования по количеству и проявлению признаков, характеру деления территории и направлению районирования

Анализировать карты и приводить примеры разных видов районирования и районов

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов,

П.6 Атлас, с. 8–9; Тетрадь_ тренажёр, с. 5 (№ 16), с. 7 (№ 5), с. 12 (№ 12)

9

Административно -территориальное устройство

1

Функции административнотерриториального деления страны. Федерация и субъекты Федерации. Государственно

территориальные и национально-терри

ториальные образования. Федеральные

округа.

Практическая работа №3

«Анализ административно-территориального деления России»

Выявлять специфику административно-территориального устройства РФ

Определять состав и границы федеральных округов по карте федеральных округов

Определять субъекты РФ и их столицы по политико – административной карте РФ

осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов,

П.7 Атлас, с. 4–5; Контурные карты, с. 4–5 (№ 1–5); Тетрадь тренажёр, с. 6 (№ 19–21), , с. 10 (№ 5),с. 11 (№ 10, 11), с.12 (№ 13);

10

Обобщение по теме «Географическое пространство

России»

1

Выполнение  вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради экзаменаторе, с. 6–15

Контрольная работа №1 по теме «Географическое пространство России»

Обобщить и проверить знания учащихся

Выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в тетради- экзаменаторе. С.6-15

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

П.1-7

Тетрадь тренажёр, с. 6 (№ 18–20), с. 8 (№ 7), с. 10 (№ 5),с. 11 (№ 10, 11), с.12 (№ 13, 14);

Экзаменатор с.6-15

Раздел 2.  Природа России (46 ч)

11

Природные условия и ресурсы

1

Понятия «природные условия» и «при

родные ресурсы». Виды природных

ресурсов по происхождению, признакам исчерпаемости, возобновимости,

возможностям   хозяйственного   использования.

Сравнивать разные виды природных ресурсов по исчерпаемости и возобновимости

Оценивать обеспеченность России природными ресурсами

Объяснять их значение для развития хозяйства страны

осознание целостности

природы, населения и

хозяйства Земли,

материков, их

крупных районов и стран;

представление о

России как субъекте

мирового

географического

пространства, ее месте

и роли в современном

ми

Электронное приложение к учебнику П.8 Тетрадь тренажёр, с. 20 (№ 18

Тема. Рельеф и недра (8 ч)

12

Формирование земной коры на территории России

1

Геологическое летосчисление. Процессы  формирования  и  преобразования

земной коры. Платформы России. Горообразование.

Определять основные этапы формирования земной коры на территории РФ по тектонической карте, геохронологической таблице и рисункам

Сравнивать тематические карты и выявлять зависимость расположения платформ и районов горообразования от простирания границ литосферных плит

Определять способы изображения основных тектонических структур и сами тектонические структуры по тектонической карте

формирование ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

П.9 Атлас, с. 10–13; Контурные карты,

с. 8–9 (№ 1–3, 5); Тетрадь тренажёр,

с. 18 (№ 1–6), с. 19 (№ 11), с. 24–25(№ 9, 10), с. 28 (№ 5),

13

Рельеф

1

Равнины России. Различие по высоте, внешнему облику,заселённости и хозяйственной освоенности Восточно-Европейской, Западно-Сибирской равнины Среднесибирского плоскогорья.

Крупнейшие  горные  пояса  и  горные системы России. Наивысшие точки.

Определять особенности рельефа России по физической карте

Наносить на контурную карту основные формы рельефа страны

Сравнивать физическую карту и карту плотности населения и выявлять воздействия рельефа на расселение людей

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию

П.10 Атлас, с. 10–13; Контурные карты, с.10–11 (№1–5); Тетрадь тренажёр, с. 19(№7–10), с. 21–22 (№ 1, 2), с. 23–24(№ 1–5), с. 25 (№ 7, 8), с. 26 (№ 1), с.29–30 (№ 5, 6), с. 32–33 (№ 2);

14

Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов

1

Медленные тектонические движения.

Землетрясения,  вулканизм.  Сейсмические пояса и области современного

вулканизма.

Определять по физической и тематической картам территории распространения землетрясений и вулканизма

Наносить на контурные карты сейсмические пояса России. Действующие и потухшие вулканы

формирование экологического сознания необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

П.11 Атлас, с. 10–13; Контурные карты,

с. 8–9 (№ 4); Тетрадь тренажёр,с. 19–20 (№ 12–16), с. 22 (№ 3), с. 24

(№ 6), с. 27 (№ 2, 3), с. 33 (№ 3);

15

Изменение рельефа под воздействием внешних процессов

1

Воздействие  на  рельеф  текучих  вод.Созидательная работа рек. Древнее и современное оледенения. Ледниковый

рельеф. Рельеф и деятельность моря.Воздействие на рельеф ветра.

Определять по тематическим картам границу древнего оледенения и по физической карте приводить примеры возвышенностей. Созданных деятельностью древних ледников

Находить дополнительную информацию ( в Интернете, других источниках) о причинах образования оврагов. об их географическом распространении. О влиянии на хозяйственную деятельность и способах борьбы с эрозией

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни        и

П.12 

 Атлас, с. 10–11, 13; Тетрадь тренажёр, с. 20 (№ 17);

16

Минеральные ресурсы и их использование

1

Размещение полезных ископаемых России  в  зависимости  от  тектонического

строения. Виды минеральных ресурсов по  агрегатному  состоянию  и  промышленному использованию. Способы добы

чи  полезных  ископаемых  и  проблемы их рационального использования.

Практическая работа №4 «Выявление связи между строением земной коры, и размещением полезных ископаемых»

Обсуждать преимущества и недостатки разных способов добычи полезных ископаемых и проблему их рационального использования

Наносить на контурные карты угольные и железорудные бассейны, нефтегазоносные районы РФ

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

П.13

 Атлас, с. 12–13; Тетрадь тренажёр, с. 20–21 (№ 19, 20), с. 30 (№ 7);

17

Земная кора и человек

1

Воздействие  рельефа территории  Рос

сии на хозяйственную деятельность на

селения. Опасные природные явления,связанные  с  литосферой.  Воздействие

хозяйственной деятельности на земную кору. Антропогенный рельеф.

Устанавливать особенности формирования и современного развития рельефа и закономерности размещения полезных ископаемых

Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об опасных стихийных явлениях в литосфере и правилах безопасности поведения в ситуациях. связанных с их появлением

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования,

П.14 

 Атлас, с. 10–11, 22–23; Тетрадь тренажёр с. 22 (№ 4), с. 26 (№ 11), с. 30 (№ 8);

18

Обобщение по теме « Рельеф и недра»

1

Подготовленное обсуждение проблемы воздействия рельефа и полезных ископаемых на жизнь и хозяйственную деятельность людей

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию

П.9-14 Атлас, с. 10–13;

19

Контрольная работа №2 по теме «Рельеф и недра»

1

Контрольная работа №2 по теме «Рельеф и недра»

Выполнение вариантов контрольной работы , предлагаемой в тетради – экзаменаторе. С.16-23

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

Тема. Климат (11 ч)+1

20

Географическое положение и климат

1

Зависимость климата от географической  широты.  Воздействие  на  климат положения территории по отношению

к  центрам  действия  атмосферы  и  по

отношению  к  океанам Показатели континентальности климата.

Анализировать климатическую карту мира и определять положение России по отношению к устойчивым и сезонным максимумам и минимумам атмосферного давления

Решать задачи по определению воздействия на климат океанов и степени континентальности климата конкретных территорий России

П.15 ;

Атлас, с. 10–11; Тетрадь тренажёр,с. 34 (№ 1, 4, 5);

21

Солнечное излучение и климат

1

Понятие  о  солнечной  радиации  и  её

видах.  Распределение  солнечной  ра

диации на территории России и изме

нения её величины в течение года. За

висимость температуры от количества

солнечной радиации.

Определять по картам показателя суммарной радиации и радиационного баланса для различных пунктов и территорий

Решать учебные задачи по расчету угла падения солнечных лучей на конкретные территории в дни солнцестояний и равноденствий

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий

П.16

Тетрадь тренажёр, с. 34 (№ 6, 7),с. 37 (№ 1), с. 46 (№ 2);

22

Земная поверхность и климат

1

Воздействие на климат России рельефа.  Формирование  местного  климата под  влиянием  разных  типов  земной поверхности и водоёмов.

Выявлять зависимость климатических показателей конкретных территорий от особенностей рельефа

Находить на основе использования климатической карты РФ подтверждения влиянию на климат крупных озер

освоение  социальных  норм,  правил  поведения,  ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

П.17 57;

Атлас, с. 10–11, 14–15; Тетрадь тренажёр, с. 34–35 (№ 2, 3, 9, 10), с. 36 (№ 15), с. 38 (№ 4), с. 42 (№ 6), с. 48

(№ 5);

23

Воздушные массы и их циркуляция

1

Свойства воздушных масс разных типов, их повторяемость на территории

России. Циркуляция воздушных масс, их воздействие на климатичес

кие показатели.

Сопоставлять карты давления воздуха и направления ветров в январе и июле с климатической картой РФ и находить доказательства воздействия циркуляции атмосферы на температуру воздуха и количества осадков

Составлять схему «Типы воздушных масс на территории России и их свойства»

П.18

Атлас, с. 10–11, 14–15; Тетрадь тренажёр, с. 34–35 (№ 2, 3, 9, 10), с. 36

(№ 15), с. 38 (№ 4), с. 42 (№ 6), с. 48 (№ 5);

24

Атмосферные фронты

1

Понятие  «атмосферный  фронт».  Тёплые и холодные атмосферные фронты.

Климатические фронты в России.

Определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов, обусловленных фронтальной деятельностью

Прогнозировать по синоптической карте изменения погоды в связи с наступлением фронтов

освоение  социальных  норм,  правил  поведения,  ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

П.19

Тетрадь тренажёр,  с. 33 (9,11,12,13,) стр.43

25

Циклоны и антициклоны

1

Понятия  «циклон»  и  «антициклон».

Влияние циклонов и антициклонов на

погоду. Пути прохождения циклонов и

антициклонов по территории России.

Описывать циклональную и антициклональную погоду зимой и летом

Решать задачи на определение циклональных и антициклональных типов погоды

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни        и

П.20

Атлас, с. 14–15; Тетрадь тренажёр,с. 35 (№ 12), с. 36 (№ 16), с. 37 (№ 2, 3),с. 44 (№ 2);

26

Распределение температуры воздуха

1

Температура воздуха как главный кли

матический  показатель.  Направление

июльских и январских изотерм. Значе

ние  летних  и  зимних  температур  для

природы и хозяйственной деятельности.

Определять по климатическим картам и климатограммам средние температуры января и июля для различных пунктов

Составлять по климатической карте описание изменения значений температур с запада на восток

 ( вдоль какой – либо параллели) и с севера на юг (вдоль какого – либо меридиана)

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий

П.21

атлас, с. 14–15; Контурные карты, с. 14–15

(№ 2 и 3 частично); Тетрадь тренажёр,с. 36 (№ 17), с. 39 (№ 1), с. 40 (№ 2);

27

Распределение осадков и увлажнения

1

Годовое   количество   осадков   и   их

распределение  по  сезонам  года.  Неравномерность распределения осадков

по   территории   России.   Значение снежного  покрова.Испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Составлять по климатическим картам описание изменения значений среднегодового количества осадков с запада на восток вдоль параллели 60 с.ш.

Строить по имеющимся данным диаграмму распределения осадков по месяцам года для какого – либо пункта

освоение  социальных  норм,  правил  поведения,  ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

П.22 Атлас, с. 10–11, 14–15, 19, 20–21;

Контурные карты, с. 14–15 (№ 2 и 3частично); Тетрадь тренажёр, с. 35

(№ 13), с. 36 (№ 18), с. 41 (№ 4), с. 44(№ 1), с. 45 (№ 1), с. 47 (№ 4), с. 48–49 (№6);

28

Климатические пояса и области

1

Арктический,  субарктический,  умеренный  климатические  пояса.  Умеренно континентальный,континентальный, резко -  континентальный

и  муссонный  климаты умеренного пояса.

Практическая работа №5 «Составление макета климатической карты по заданным значениям»

Составлять сравнительную характеристику разных типов климата по основным климатическим показателям в таблично – графической форме

Устанавливать соответствие между климатограммами и типами климата

- оценивать собственную учебную деятельность;

- свою самостоятельность при подготовке заданий

П.23  Атлас, с. 10–11, 14–15; Контурные

карты, с. 14–15 (№ 1, 4, 5); Тетрадь_

тренажёр, с. 36 (№ 19), с. 38–39 (№ 5–7), с. 40 (№ 3), с. 43 (№ 8),

с. 44 (№ 3), с. 46 (№ 3);

29

Климат и человек

1

Благоприятность  (комфортность)  природных  условий  для  проживания  лю

дей.Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные климатические

явления. Воздействие хозяйственной де

ятельности на атмосферу и климат.

Практическая работа №6 «Оценка климата региона России как фактора хозяйства и условий жизни

людей »

Определять районы распространения неблагоприятных климатических явлений на территории страны по тематически картам

Подготавливать и обсуждать сообщения ( презентации) о воздействии климатических условий на человека и способах адаптации к разным климатическим условиям нашей страны

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни        и

П.24 Атлас, с. 14–15, 19, 22, 38; Тетрадь тренажёр, с. 35 (№ 14), с. 36 (№ 20), с. 39 (№ 8), с. 41 (№ 5), с. 43 (№ 9) Тетрадь практикум.

30

Обобщение по теме «Климат»

1

Подготовленное обсуждение проблем изменения климата под воздействием естественных и антропогенных факторов, мер по сохранению чистоты воздушного океана

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий

П.15-22

Атлас,с. 4–5, 10–11, 14–15, 19, 22; Тетрадь тренажёр, с. 42 (№ 7);

31

Контрольная работа №3

по теме «Климат»

1

Контрольная работа №3

по теме «Климат»

Выполнение вариантов контрольной работы ,предлагаемой в тетради – экзаменаторе. С.24-35

; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни        и

Тетрадь экзаменатор, с. 24–35

Тема. Внутренние воды и моря (7)

32

Моря

1

Моря   бассейнов   разных   океанов,

омывающие  территорию  России.  Общие  черты  природы  морей  каждого из  бассейнов.  Полуострова  и  острова России. Моря Атлантического, Северного Ледовитого,  Тихого  океанов:  глубины климат,  биологические  и  минеральные  ресурсы,  хозяйственное  использование.

Описывать географическое положение морей, ранжировать их по глубине, площади, характеру береговой линии

Наносить на контурную карту моря, заливы, проливы, крупнейшие полуострова, острова

освоение  социальных  норм,  правил  поведения,  ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

П.25-26 Атлас, с. 10–11; Тетрадь тренажёр,

с. 50 (№ 1, 2), с. 55 (№ 1), с. 56 (№ 3),с. 60 (№ 1);

33

Внутренние воды России. Реки

1

Обеспеченность России внутренними во

дами. Годовой водный баланс. Количество  и  размеры  рек.  Падение  и  уклонрек. Сток рек как показатель полноводности рек. Питание и режим рек.

Практическая работа №7 «Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской частей страны.»

Составлять характеристику одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм

Наносить на контурную карту водоразделы океанских бассейнов, обозначать крупные реки

Выявлять зависимость между характером течения крупнейших рек и рельефом, режимом и климатом по картам и климатограммам

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий

 П.27 Атлас, с. 10–11, 16–17, 22–23; Контурные карты, с. 16–17 (№ 1, 2, 4); Тетрадь тренажёр, с. 50–51 (№ 4–10), с. 54(№ 4, 5), с. 56–59 (№ 5–14), с. 61 (№ 3),

с. 63 (№ 1), с. 64–65 (№ 3, 4);

34

Озера, водохранилища, болота

1

Озёра  России,  их  различие  по  происхождению котловин и наличию стока.

Водохранилища: цели создания, последствия строительства. Болота.

Определять типы озер по происхождению озерных котловин, солености, размерам

Определять по картам крупнейшие водохранилища, подписывать их на контурных картах

Наносить на контурные карты различные типы озер России

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий

П.28 атлас, с. 10–11, 16–17; Контурные карты, с. 16–17 (№ 3); Тетрадь тренажёр,

с. 51–52 (№ 11–13), с. 55 (№ 6), с. 60 (№ 16), с. 61–62 (№ 4, 5), с. 63 (№ 9),

с. 64 (№ 2), с. 65 (№ 5);

35

Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

1

Подземные воды,  их хозяйственное

значение. Современное оледенение на

территории России .многолетняя мерзлота, её распространение, воздействие на природу и хозяйственную деятельность.        

Определять по картам основные районы распространения горного и покровного оледенения, многолетней мерзлоты

Наносить на контурную карту границы максимального распространения многолетней мерзлоты

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий

П.29 Атлас, с. 10–11, 14–15, 16; Контурные карты, с. 16–17 (№ 5); Тетрадь тренажёр, с. 52 (№ 14, 15), с. 60 (№ 15), с. 62 (№ 6–8);

36

Вода и человек

1

Обеспеченность  России  и  её  крупных регионов водными ресурсами. Использование водных ресурсов. Опасные стихийные явления и их предупреждение.

Рост загрязнения вод. Ресурсы морей и проблемы их использования.

Практическая работа №8 «Оценка обеспеченности водными ресурсами территории страны»

Определять особенности внутренних вод и меры по их охране

Оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и ее отдельных территорий

Подготавливать и обсуждать презентации о влиянии разных видов внутренних вод и стихийных природных явлений на жизнь населения и особенности развитии

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий

 П.30  Атлас, с. 16–17, 29; Тетрадь тренажёр,

с. 52 (№ 16–20), с.53 (№ 3);

37

Обобщение по теме « Внутренние воды и моря»

1

Практическая работа № 9

«Определение взаимосвязи вод суши, рельефа и климата»;

Выполнение практической работы

«Определение взаимосвязи вод суши, рельефа, климата»

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий

П.25-30с. 10–11, 16–17 Тетрадь практикум

38

Контрольная работа №4 по теме  «Внутренние воды и моря»

1

Контрольная работа №4 по теме  «Внутренние воды и моря»

Проверка знаний учащихся

выполнение вариантов контроль ной работы, предлагаемой в Тетради экзаменаторе, с. 36–43

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни        и

Тема. Растительный и животный мир (3) 

39

Растительный мир

1

Флора России. Особенности растительного покрова. Растительные сообщества. Зональные и незональные типы растительности.

Выявлять факторы, определяющие состав и разнообразие растительности России состав и разнообразие растительности России.

Решать учебные задачи по определению площади разных видов лесов на территории России

Определять на основе сопоставления тематических карт показатели

климата территорий, где широко

распространены характерные

представители зональных типов растительности (тундровой, лес_

ной, степной)

освоение  социальных  норм,  правил  поведения,  ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

П.31 Атлас, с. 10–11, 14–15, 19, 20–21; Тетрадь тренажёр, с. 66 (№ 1–7), с. 68(№ 1), с. 69 (№ 1, 2 частично), с. 70–71 (№ 1, 2);

40

Животный мир

1

Фауна  и  особенности  животного  мира

России.  Эндемичные  виды  животных.

Зональность в распространении животного мира. Приспособление животных

к конкретным природным условиям.

Практическая работа №10

*«Прогнозирование изменений органического мира при изменениях компонентов природного комплекса

Выявлять факторы, определяющие разнообразие состава животного мира Устанавливать характерных для зональных типов растительности России животных.

Находить информацию (в Интернете и других источниках), готовить и обсуждать сообщения (презентации) о животных России, занесённых в Красную книгу, и мерах по их  охране (о животном мире региона своего проживания)

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

П.32 Атлас, с. 10–11, 20–21; Тетрадь тренажёр, с. 66 (№ 8), с. 67 (№ 1, 10,

11), с. 69 (№ 2 частично, 3), с. 70 (№ 2);

41

Биологические ресурсы и человек.

Обобщение по теме

«Растительный и животный мир»

1

Ресурсы  растительного  мира.  Ресурсы

животного мира, промысловые животные.  Охрана  редких  и  исчезающих

представителей органического мира.

Контрольная работа №5« Растительный и животный мир»

Оценивать место России в биологических ресурсах мира, долю в мировых запасах древесины

Определять основные биологические

ресурсы лесных и безлесных территорий.

Возможно проведение контрольной работы  (Тетрадь_ экзаменатор с. 44–47)

освоение  социальных  норм,  правил  поведения,  ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

П.33 Атлас, с. 20–21; Тетрадь тренажёр, с. 66 (№ 9), с. 67 (№ 2, 12), с. 68 (№ 3);

Тема. Почвы (4 ч)

42

Почвы и факторы их образования

1

Почва  как  особое  природное  тело.

Состав  почв.  Плодородие  почв  и  определяющие  его  факторы:  содержание гумуса, состав минеральной части,структура,  влажность.  Почвообразу

ющие факторы. В.В. Докучаев — основоположник почвоведения.

Наблюдать образцы почв, выявлять их состав

Составлять таблицу (схему) «Состав почв».

Анализировать схему почвообразующих факторов и конкретизировать её примерами непосредственного проявления воздействия

каждого фактора на формирование почвы

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

Тетрадь тренажёр, с. 72 (№ 1–6),

с. 73 (№ 1), с. 74 (№ 3, 4), с. 76 (№ 1,2), с. 78 (№ 1);

43

Основные типы почв России

1

Строение почвенного профиля, почвен

ные   горизонты.   Зависимость   типов почв  от  климата  и  зональных  типов

растительности. Зональные почвы России,  их  размещение  на  территории

России.

Определять по карте почв главные зональные типы почв и закономерности их распространения

Составлять карту растительности (природных зон) с картой почв и выявлять взаимосвязь растительного и почвенного покрова

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни        и

П35 атлас, с. 18–21; Тетрадь тренажёр,

с. 72–73 (№ 2, 7–10), с. 75 (№ 1, 2),с. 76 (№ 3), с. 78 (№ 6);

44

Почвы и человек

1

Почвенные ресурсы и их использование.  Оценка  плодородия  почв.  Эрозия  почв,антропогенные  причины

развития  эрозии,  методы  борьбы  с эрозией. Мелиорация земель. Охрана

почв  и  меры  по  сохранению  их  плодородия. Рекультивация земель.

Практическая работа №11 «Характеристика почвенных ресурсов своей местности»

Определять структуру земельного фонда России Готовить и обсуждать сообщения (презентации) о неблагоприятных изменениях почв в результате хозяйственной деятельности

Основные мероприятия по рациональному использованию почвенных ресурсов

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

П.36

Атлас, с. 18–19; Тетрадь тренажёр,с. 73 (№ 11, 12), с. 75 (№ 3, 4), с. 77

(№ 4, 5), с. 79 (№ 2, 3); Тетрадь практикум,

45

Обобщение по теме «Почвы»

1

Контрольная работа №6 по теме  «Почвы»

Выполнение вариантов контрольной работы предла-

гаемой в тетради экзаменаторе, с.48-53

освоение  социальных  норм,  правил  поведения,  ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

П.34-36 Атлас, с. 18–21;

Тема. Природно – хозяйственные зоны (11 ч)

46

Природные районы и природно – хозяйственные зоны

1

Разнообразие   природных   территориальных комплексов России. Принципы

выделения природных комплексов. Зо

нальные   и   незональные   природные

комплексы. Взаимообусловленность их

компонентов.  Преобразование  природных зон в хозяйственные

природные зоны.

Сравнивать природную зональность крупных природных районов, используя тематические карты

Решать задачи по определению доли природно-хозяйственных зон в площади страны и численности ее населения, выражая полученные результаты в графической форме

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни        и

П.37

Атлас, с. 8, 20–21; Контурные карты,с. 18–19 (№ 1); Тетрадь тренажёр, с. 80

(№ 1–4), с. 87 (№ 1), с. 94–95 (№ 1, 2);

47

Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр

1

Географическое  положение.  Климат.Воздействие  многолетней   мерзлоты.

Растительность  и  почвы. Животный мир.

Определять по картам особенности географического положения арктических пустынь, тундр и лесотундр

Составлять характеристику природы зоны по типовому плану

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

П.38 Атлас, с. 14–15, 18–21; Тетрадь тренажёр, с. 80 (№ 6), с. 81 (№ 8), с. 83(№ 2), с. 85 (№ 7 частично);

48

Население и хозяйство в Арктике и тундре

1

Население.   Хозяйственная   деятельность. Экологические проблемы.

Определять особенности хозяйственной деятельности и выявлять экологические проблемы зоны, связанные с основными видами хозяйственной деятельности

Сопоставлять карты природных зон и выявлять причины плотности населения

- оценивать собственную учебную деятельность;

- свою самостоятельность при подготовке заданий

П.39 Атлас, с. 20–23, 26–27; Тетрадь тренажёр, с. 81 (№ 9), с. 86 (№ 9 частично), с. 90 (№ 2), с. 92 (№ 6 частично);

49

Природа лесных зон

1

Географическое  положение.  Климат зоны таёжных и смешанных и широколиственных  лесов.  Почвенный  по

кров. Животный мир.

Определять по картам особенности географического положения зон таежных и смешанных и широколиственных лесов

Составлять характеристику природы зон по типовому плану

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

П.40 Атлас, с. 14–15, 18–21; Контурные карты, с. 18–19 (№ 2); Тетрадь тренажёр, с. 80 (№ 7), с. 81 (№ 10–13),с. 83 (№ 3), с. 85 (№ 7 частично),с. 89 (№ 1), с. 90 (№ 3)

50

Население и хозяйство лесных зон

1

Население.  Хозяйственная  деятельность. Экологические проблемы.

Сопоставлять карты природных зон, благоприятности природных условий для жизни населения и размещения населения и выявлять причины соответствующей плотности населения

Определять особенности хозяйственной деятельности и выявлять экологические проблемы зон, связанные с основными видами хозяйственной деятельности

освоение  социальных  норм,  правил  поведения,  ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

П.41Тетрадь тренажёр, с. 86 (№ 9 частично), с. 87–88 (№ 2, 3), с. 92 (№ 6 частично), с. 94 (№ 10);

51

Природа лесостепей и степей

1

Географическое  положение.  Климат.

Естественная растительность лесостепей  и  степей.  Почвенный  покров.Животный мир.

Определять по картам особенности географического положения зон лесостепей и степей

Составлять характеристику природы зон по типовому плану

- оценивать собственную учебную деятельность;

- свою самостоятельность при подготовке заданий

П.42 Атлас, с. 14–15, 18–21; Тетрадь тренажёр, с. 81–82 (№ 14–17), с. 85 (№ 7 частично), с. 86 (№ 8);

52

Население и хозяйство лесостепей и степной зон

1

Население.    Хозяйственная    деятельность. Экологические проблемы.

Практическая работа №12 *«Характеристика особенностей размещения населения в разных природно-хозяйственных зонах»

Сопоставлять карты природных зон, благоприятности природных условий для жизни населения и размещения населения и выявлять причины соответствующей плотности населения

Определять особенности хозяйственной деятельности и выявлять экологические проблемы зон, связанные с основными видами хозяйственной деятельности

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

П.43 Атлас, с. 14–15, 20–23, 26–27, 38; Контурные карты, с. 18–19 (№ 3);Тетрадь тренажёр, с. 86 (№ 9 частично), с. 89

с. 93 (№ 8, 9); № 5), с. 91 (№ 4), с. 92 (№ 6 частично)

53

Засушливые территории России

1

Географическое  положение.  Климат  и воды.  Органический  мир.  Хозяйствен

ная деятельность и экологические проблемы.

Практическая работа №13«Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон»

Определять по картам особенности географического положения зон полупустынь и пустынь

Составлять характеристику природы зон по типовому плану

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

П.44 Атлас, с. 14–15, 18–21, 26–27; Тетрадь тренажёр, с. 80 (№ 5), с. 84 (№ 4), с. 85 (№ 7 частично), с. 86 (№ 9 частично),с. 88–89 (№ 4);

54

Горные области

1

Характер высотной поясности в горахРоссии.  Население  и  хозяйственная

деятельность в горах.

Выявлять причинно – следственные связи между географическим положением и характером высотной поясности территории

Выявлять воздействие горного рельефа на расселение людей и хозяйственную деятельность

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

. П 45 Атлас, с. 20–21; Контурные карты, с. 18–19 (№ 4);Тетрадь тренажёр,с. 82 (№ 18), с. 93 (№ 7);

55

Охрана природы и особо охраняемые территории

(ООПТ)

1

Понятие «рациональное природопользование».Территории с неблагоприят

Ной экологической  ситуацией.  Особоохраняемые природные территории,

их количество, виды и размещение по

территории России.

Практическая работа №14 «Определение особо охраняемых природных территорий своего района»

Определять виды и особенности их распространения на территории страны по карте особо охраняемых территорий

Находить информацию (в Интернете и других источниках), готовить и обсуждать презентации о важнейших ООПТ и памятниках Всемирного наследия на территории РФ

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

П.46Атлас, с. 19, 20–21, 64; Контурные карты, с. 22–23 (№ 1–5); Тетрадь тренажёр, с. 82 (№ 19, 20); Тетрадь практикум,

56

Обобщение по теме

 «Природно хозяйственные зоны

1

Контрольная работа № 7 « Природно – хозяйственные зоны»

Подготовленное обсуждение проблемы «Могут ли антропогенные изменения природно – хозяйственных зон привести к тому, что зоны перестанут отличаться друг от друга?» (учебник, с.130, «Вопросы для обсуждения»

Выполнение вариантов контрольной работы, в предлагаемой в тетради – экзаменаторе, с.54-61

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

П.37-46

атлас, с. 14–15, 18–23, 26–27; Контурные карты, с. 18–19 (№ 5); Тетрадь тренажёр, с. 83 (№ 1), с. 84–85 (№ 5,6), с. 89 (№ 5), с. 91 (№ 5);

Раздел 3.Население России(12ч)

57

Численность населения

1

Численность и динамика населения России.  Геодемографическое  положение.

Современное  состояние  естественного

и механического движения населения.

Определять место России по численности населения на основе статистических данных

Определять и сравнивать по статистическим данным естественный прирост населения в разных частях страны, регионе своего проживания

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

П.47-48

Атлас, с. 4–5, 22; Контурные карты,с. 24–25 (№ 5); Тетрадь тренажёр, с. 96 (№ 1–3), с. 98–99 (№ 1, 2), с. 107 (№ 1);

58

Мужчины и женщины

1

Своеобразие в соотношении мужчин и женщин  в  России  и  определяющие

это   своеобразие   факторы.   Численность мужского и женского населения

и его динамика.

Определять по статистическим данным соотношение мужского и женского населения в разных районах страны

Решать задачи по получению информации на основе анализа таблиц, диаграмм и графиков

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

П.49 Тетрадь тренажёр, с. 96 (№ 5), с. 109 (№3);

59

Молодые и старые

1

Возрастной состав населения России и определяющие  его  факторы.  Средняя

продолжительность жизни. Половозрастная (демографическая) пирамида.

Практическая работа №15 «Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России»

Анализировать и сравнивать половозрастные пирамиды населения России

Сравнивать среднюю продолжительность жизни мужчин и женщин в России и других стран мира по статистически данным

Готовить и обсуждать сообщения ( презентации) о факторах, влияющих на среднюю продолжительность жизни населения

П формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

.50Атлас, с. 4–5; Тетрадь тренажёр, с. 96 (№ 6, 7), с. 105 (№ 1), с. 108–110 (№ 2,4);

60

Народы

1

Расовый и национальный состав населения  России.  Наиболее  многонациональные районы страны.

Определять крупнейшие по численности народы России по статистическим материалам

Определять особенности размещения России и сравнивать по тематическим картам географию крупнейших народов с политико административным делением РФ

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

П.51 Атлас, с. 4–5, 24–25; Контурные карты, с. 26–27 (№ 5);Тетрадь тренажёр,

с. 96–97 (№ 8–11), с. 101–102 (№ 1–3),с. 110 (№ 5);

61

Языки

1

Языковые семьи народов России. Языки индоевропейской семьи. Язык меж

национального  общения.  Крупнейшие

языки мира.

Определять по карте основные языковые семьи ( и группы), территории России, где они наиболее широко распространены

Исследовать по картам особенности языкового состава отдельных регионов России

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

П.52 Атлас, с. 24–25;Тетрадь тренажёр, с. 97 (№ 14), с. 99 (№ 3);

62

Религии

1

Число верующих в России. Исповедуемые религии. Основные районы распространения разных религий.

Определять главные районы распространения христианства, ислама, буддизма и других религий по карте религий народов России

Наносить на контурную карту крупнейшие религиозные центры православия, ислама, буддизма

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

П.53Атлас, с. 24–25;Тетрадь_тренажёр,с. 97 (№ 12, 13), с. 99 (№ 4), с. 102 (№ 4), с. 105 (№ 2);

63

Размещение населения

1

Средняя  плотность  населения  в  Рос

сии.  Основная  зона  расселения.  Размещение  населения  в  зоне  Севера.

Географические особенности размещения российского населения.

Выявлять закономерности размещения населения России по карте плотности населения, физической и тематическим картам

Наносить на контурную карту основную зону населения и хозяйственного освоения, зону Севера

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

П.54 Атлас, с. 4–5, 20–23; Контурные карты, с. 24–25 (№ 1–4), с. 26–27 (№ 3);Тетрадь тренажёр, с. 97 (№ 15, 16),с. 98 (№ 18), с. 103 (№ 5);

64

Города России. Урбанизация

1

Городские   поселения.   Размещение

городов  по  территории  страны.  Различия  городов  по  численности  населения  и  функциям.  Городские  агло

мерации. Урбанизация.

Определять виды городов в России по численности населения, функциям, роли в жизни страны

Обсуждать социально – экономические проблемы в крупных городах

Выявлять особенности урбанизации в России

Наносить на контурную карту крупнейшие города и городские агломерации России

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

П.55 Атлас, с. 4–5, 22–23, 26–27; Контурные карты, с. 26–27 (№ 1, 2); Тетрадь тренажёр, с. 99–100 (№ 5–7),с. 103 (№ 6, 7), с. 104 (№ 8  частично), с. 106 (№ 3, 4), с. 111 (№ 6, 7);

65

Сельские поселения и сельское население

1

Сельские  поселения  и  сельская  местность. Отличия сельских поселений от городских. Размещение сельских поселений по территории страны. Зональные типы сельских поселений.

Практическая работа №16 *«Разработка проекта «Мой населенный пункт»

Определять виды сельских населенных пунктов по числу жителей, внешнему облику, роли в хозяйстве страны

Определять зональные типы сельских поселений

Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

П.56.Атлас, с. 4–5, 22–23; Тетрадь тренажёр, с. 97 (№ 17), с. 98 (№ 19), с. 104 (№ 8 частично);

66

Миграции населения

1

Понятие  о  миграциях.  Виды  миграций.  Влияние  миграций  на  жизнь страны.  Внутренние  и  внешние миграции.

Практическая работа №17 «Характеристика особенностей движения населения России»

Определять по статистическим данным и тематической карте территории России с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли населения

Определять на основе анализа схем разные виды миграций и вызывающие их причины

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

П.57 Атлас, с. 4–5, 23; Контурные карты, с. 26–27 (№ 4);Тетрадь тренажёр, с. 96 (№ 4), с. 98 (№ 20), с. 104 (№ 9);

67

Обобщение по теме «Население России»

 

1

Контрольная работа №8 по теме

«Население России»

Подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Вопросы для обсуждения», учебник,с.158

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

П.47-57

Атлас, с. 4–5, 22–25; учебник,с.158Тетрадь экзаменатор, с. 62–71;

68

 Итоговая проверочная работа№9

за курс 8 класса

1

Выполнение вариантов итоговых проверочных работ № 1-2 , в предлагаемой в тетради – экзаменаторе, с.72-89

 оценивать собственную учебную деятельность;

- свою самостоятельность при подготовке заданий

Атлас; Тетрадь экзаменатор с. 72–89

Раздел 1 Географическое пространство России (8 ч)+1

Раздел 2.  Природа России (43 ч)+3

Тема. Рельеф и недра (7 ч) +1

Тема. Климат (11 ч)+1

Раздел 3.Население России(11)+1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...

Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...

Рабочие программы по географии по ФГОС

Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово"  Е.М.Домогацких...

Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)

Рабочая программа по географии  соответствует всем требованиям ФГОС (6  класс)...