Главные вкладки

    Рабочая программа по географии 7 класс Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский по ФГОС ООО
    рабочая программа по географии (7 класс) по теме

    Григорьева Лилия Николаевна

    Рабочая программа по географии 7 класс Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский по ФГОС ООО

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл geografiya7.docx48.24 КБ

    Предварительный просмотр:

         

    Пояснительная записка

    Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

    •  Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ

    • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

    • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ

    • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

    Рабочая программа составлена на основе программы Домогацких Е.М. (Программа курса « География» для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2016).

    География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.

    Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе.

    Цели и задачи курса:

    1. Создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;

    2. Раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;

    3. Воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.

    Содержание программы

    Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 часов)

    Тема 1.  Литосфера – подвижная твердь (6 часов)

    Содержание темы

    Материки и океаны и части света. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними  формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические  пояса планеты.

    Учебные понятия:

    Материк, океан, часть света, остров, атолл, геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.

    Персоналии

    Альфред Вегенер.

    Основные образовательные идеи:

    • Мировую сушу можно делить по географическому признаку на материк или по историческому — на части света.
    • Рельеф Земли (характеристика, история развития, отображение на карте)  и человек.
    • Связь рельефа поверхности и стихийных бедствий геологического характера с процессами, происходящими в литосфере Земли.

    Метапредметные умения:

    • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
    • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

    Предметные умения

    Умение объяснять:

    • географические явления и процессы
    • причины изменений рельефа, распространение крупных форм рельефа, зон землетрясений и вулканизма, осадочных, магматических и метаморфических полезных ископаемых.

    Умение определять:

    • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:  литосфера, литосферная плита, земная кора, рельеф, сейсмический пояс;
    • местоположение географических объектов и явлений на карте: крупнейшие древние платформы, Тихоокеанский и Средиземноморско-Гималайский сейсмические пояса.

    Практическая работа:

    1. «Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем

    Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (4 часа)

    Содержание темы:

    Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата.  Разнообразие климатов Земли.

    Учебные понятия:

    Климатический пояс, субпояса, климатообразующий фактор, постоянный ветер, пассаты, муссоны, западный перенос, континентальность  климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса. 

    Основные образовательные идеи:

    • Разнообразие климатов Земли - результат действия климатообразующих факторов.

    Метапредметные умения:

    • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
    • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

    Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • географические явления и процессы в атмосфере: распределение поясов атмосферного давления и образование постоянных ветров;
    • формирование климатических поясов;
    • действие климатообразующих факторов.

    Умение определять:

    • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:  атмосфера, воздушная масса, климат, пассат, западный ветер, гидросфера;
    • местоположение климатических поясов.

    Практические работы:

           1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по  климатической карте мира.

           2. Определение типов климата по предложенным климатограммам.

    Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)

    Содержание темы:

    Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.

    Учебные понятия:

    Море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.

    Основные образовательные идеи:

    • Мировой океана — один из важнейших факторов, определяющих природу Земли.
    • Мировой океан — колыбель жизни.

    Метапредметные умения:

    • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
    • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

    Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • географические явления и процессы в гидросфере;
    • формирование системы поверхностных океанических течений.

    Умение определять:

    • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:  Мировой океан, морское течение;
    • местоположение крупнейших морских течений.

    Практические работы:

    1. Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.

    Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа)

    Содержание темы

    Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты.  Свойства географической оболочки: целостность, римичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны.  Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.

    Учебные понятия

    Природный комплекс, географическая оболочка, целостность, ритмичность, закон географической зональности, природная зона.

    Персоналии

    Василий Васильевич Докучаев.

    Основные образовательные идеи:

    • Географическая оболочка: понятие, строение, свойства, закономерности
    • Природные зоны и человек.

    Метапредметные умения:

    • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
    • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

    Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • явления и процессы в географической оболочке: целостность, ритмичность, географическую зональность, азональность и поясность.

    Умение определять:

    • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:  зональность, природная зона, географическая оболочка, высотный пояс, природный комплекс;
    • местоположение природных зон.

    Практическая работа:

    1.        Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах

    Тема 5. Человек – хозяин планеты (5 часа)

    Содержание темы

    Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.

    Учебные понятия:

    Миграция, хозяйственная деятельность, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, раса, религия, мировые религии, страна, монархия, республика.

    Основные образовательные идеи:

    • С хозяйственной деятельностью человека связана необходимость охраны природы.
    • Особенности расовой, национальной религиозной картины мира.
    • Разнообразие стран — результат длительного исторического процесса.

    Метапредметные умения:

    • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
    • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

    Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • географические особенности населения: размещения, расового состава, национального состава, хозяйственной деятельности.

    Умение определять:

    • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:  человеческая раса;
    • местоположение территорий с самой большой плотностью населения, областей распространения основных человеческих рас и религий.

           

          Практическая работа:

          Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.

    Раздел 2. Материки планеты Земля (47 часов)

    Тема 1. Африка — материк коротких теней (9 часов)

    Содержание темы

    История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.

    Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

    Учебные понятия:

    Саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, сахель, экваториальная раса.

    Персоналии:

    Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Давид Ливингстон, Генри Стэнли, Джон Спик, Джеймс Грант, Василий Васильевич Юнкер, Николай Степанович Гумилев.

    Основные образовательные идеи

    • Выявление влияния географического положения на природное своеобразие Африки: север – зеркальное отражение юга.
    • Африка – материк равнин.
    • Африка – материк, на котором ярко проявляется закон широтной зональности.
    • Своеобразие регионов Африки:
    • Северная Африка — пустыни, древнейшие цивилизации, арабский мир.
    • Западная и Центральная Африка -  разнообразие народов и культур.
    • Восточная Африка – разломы и вулканы, саванны и национальные парки;
    • Южная Африка – саванны и пустыни,  богатейшие полезные ископаемые.

    Метапредметные умения:

    • выявлять причинно-следственные связи,
    • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
    • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

    Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • географические особенности природы материков и океанов.
    • географическая специфика отдельных стран.
    • результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

    Умение определять:

    • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
    • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

    Практические работы:

    1. Определение координат крайних точек материка, его протяженность с севера на юг в градусной мере и километрах

    2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

    Тема 2. Австралия - маленький великан (6 часов)

    Содержание темы

    История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

    Учебные понятия:

    Лакколит, эндемик, аборигены.

    Персоналии:

    Виллем  Янсзон, Абель Тасман, Джеймс Кук, Эдуард Эйр, Николай Николаевич Миклухо-Маклай, Юрий Федорович Лисянский, Тур Хейердал.

    Основные образовательные идеи

    • Самый маленький и самый засушливый материк.
    • Самый низкий материк, лежащий  вне сейсмической зоны.
    • Открытие и освоение позже, чем других обитаемых материков из-за своей удаленности от Европы
    • Изменение человеком природы: завезенные растения и животные.
    • Население: австралийские аборигены и англоавстралийцы.
    • Океания — особый островной мир.

    Метапредметные умения:

    • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
    • планировать свою деятельность под руководством учителя,
    • оценивать работу одноклассников,
    • выявлять причинно-следственные связи,
    • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
    • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов.

    Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
    • географические особенности отдельных стран.
    • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

    Умение определять:

    • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
    • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

    Практическая работа:

    1.  Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходств и различия основных компонентов природы.

    Тема 3. Антарктида - холодное сердце (2 часа)

    Содержание темы:

    Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.

    Учебные  понятия:

    Стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.

    Персоналии:

    Джеймс Кук, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Джеймс Росс, Руал Амундсен, Роберт Скотт. 

    Основные образовательные идеи:

    • Географическое положение Антарктиды и его влияние на природу материка;
    • Антарктида — материк без постоянного населения.

    Метапредметные умения:

    • планировать свою деятельность под руководством учителя,
    • оценивать работу одноклассников,
    • выявлять причинно-следственные связи,

    Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • географические особенности природы материков и океанов.
    • результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

    Умение определять:

    • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
    • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

    Тема 4. Южная Америка - материк чудес  (8 часов)

    Содержание темы:

    Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.

    Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад.  Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

    Учебные понятия:

    Сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Цент-ральная  Америка.

    Персоналии:

    Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Нуньес де Бальбоа, Франциско Орельяно, Александр Гумбольдт, Григорий Иванович Лансдорф, Артур Конан Дойль, Франциско Писарро.

    Основные образовательные идеи

    • Южная Америка — материк с наиболее разнообразными среди южных материков природными условиями.
    • Рекорды Южной Америки: самый увлажненный материк, самый большой речной бассейн, самая длинная и полноводная река, самый высокий водопад, самая обширная низменность и  самые длинные горы суши.
    • Особенности регионов Южной Америки: равнинный Восток и Андийские страны.

    Метапредметные умения:

    • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
    • планировать свою деятельность под руководством учителя,
    • оценивать работу одноклассников,
    • выявлять причинно-следственные связи,
    • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
    • создавать объяснительные тексты
    • выслушивать и объективно оценивать другого,
    • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

    Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
    • географические особенности отдельных стран.
    • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

    Умение определять:

    • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
    • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

    Практическая работа:

    Выявление с использованием карт взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка.

    Тема 5. Северная Америка - знакомый незнакомец (8 часов)

    Содержание темы

    Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки.  Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население.  Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

    Учебные понятия:

    Великое оледенение, прерии, каньон, торнадо, Берингия, Англо-Америка, Латинская Америка.

    Основные образовательные идеи

    • Северная Америка — северный материк, в природе которого есть черты сходства с Евразией и Южной Америкой.
    • Равнины на востоке и горы на западе.  Кордильеры – главный горный хребет.
    • Огромное разнообразие природы: от Арктики до субэкваториального пояса.
    • Особенности регионов Северной Америки: Англо-Америки и Центральной Америки.

    Персоналии:

    Лейв Эриксон, Джон Кабот, Витус Беринг, Михаил Гвоздев, Иван Федоров, Александр  Макензи, Марк Твен, Фенимор Купер.

    Метапредметные умения:

    • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
    • планировать свою деятельность под руководством учителя,
    • оценивать работу одноклассников,
    • выявлять причинно-следственные связи,
    • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
    • создавать объяснительные тексты
    • выслушивать и объективно оценивать другого,
    • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

    Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
    • географические особенности отдельных стран.
    • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

    Умение определять:

    • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
    • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

    Практическая работа:

    Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

    Тема 6. Евразия – музей природы (10 часов)

    Содержание темы:

    Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

    Основные образовательные идеи:

    • Евразия — самый большой материк, единственный, омываемый всеми океанами Земли.
    • Евразия — материк, включающий две части света: Европу и Азию.
    • Наличие нескольких литосферных плит, «спаянных» складчатыми поясами, – причина сложности рельефа.
    • Разнообразие природы — есть все природные зоны Северного полушария.
    • Евразия — самый заселенный материк Земли.
    • Особенности регионов Европы  (Северная, Средняя, Южная и Восточная) и Азии (Юго-Западная, Восточная, Южная и Юго-Восточная).

    Персоналии:

    Марко Поло, Афнасий Никитин, Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский, Николай Михайлович Пржевальский, Петр Кузьмич Козлов, Всеволод  Иванович Роборовский.

    Метапредметные умения:

    • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
    • планировать свою деятельность под руководством учителя,
    • оценивать работу одноклассников,
    • выявлять причинно-следственные связи,
    • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
    • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
    • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
    • создавать объяснительные тексты
    • выслушивать и объективно оценивать другого,
    • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

    Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
    • географические особенности отдельных стран.
    • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

    Умение определять:

    • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
    • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

    Практическая работа:

    Составление географической характеристики стран Европы  и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.

    Раздел 3. Взаимодействия природы и человека (3 часа)

    Содержание темы:

    Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.

    Учебные понятия:

    Природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.

    Персоналии:

    Николай Иванович Вавилов, Владимир Иванович Вернадский.

    Основные образовательные идеи:

    • Природа, вовлечённая в хозяйственную деятельность человека, называется географической средой.
    • Изменение природной среды в результате хозяйственной деятельности человека стало причиной появления экологических проблем.

    Метапредметные умения:

    • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
    • планировать свою деятельность под руководством учителя,
    • оценивать работу одноклассников,
    • выявлять причинно-следственные связи,
    • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
    • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
    • выслушивать и объективно оценивать другого,
    • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

    Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • особенности взаимодействия природы и человека;
    • особенности влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли;
    • следствия влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли.

    Умение определять:

    • центры происхождения культурных растений;
    • местоположение территорий с наибольшей степенью концентрации хозяйственной деятельности человека.

    Практическая работа:

    Изучение правил поведения человека в окружающей среде, меры защиты от катастрофических явлений природного характера.

    Обобщение – 2 часа.

    Требования к уровню подготовки учащихся

    Учащиеся должны знать (понимать):

    •  географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
    •  причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
    •  основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
    •  связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
    •  причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
    •  географию крупнейших народов Земли.

    Учащиеся должны уметь:

    • анализировать, воспринимать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
    • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, объектов и явлений происходящих в географической оболочке;
    • выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
    • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических закономерностях для объяснения свойств, условий протекания и географических различий объектов и явлений; знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
    • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
    • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; особенности адаптации человека к разным природным условиям; закономерности размещения населения и хозяйства отдельных стран;
    • описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
    • определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
    • оценивать информацию географического содержания; особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;; положительные и негативные последствия глобальных изменений природы для отдельных регионов и стран; особенности взаимодействия человека и компонентов природы;
    • приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений; примеры, показывающие роль географической науки;
    • проводить по разным источникам информации исследования, связанное с изучением географических объектов и явлений;
    • различать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
    • создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран;
    • сопоставлять существующие в науке гипотезы о причинах происходящих глобальных изменений природы;
    • составлять описания географических объектов, процессов и явлений;
    • сравнивать географические объекты, процессы и явления; особенности природы и населения, культуры регионов и отдельных стран; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
    • формулировать зависимости и закономерности по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
    • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

    Место предмета в базисном учебном плане:

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 – х учебных часов в неделю.

    Географическая номенклатура

    Тема «Африка»:

    •  Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;
    •  Нил, Конго, Нигер, Замбези;
    •  Виктория, Танганьика, Чад;
    •  Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).

    Тема «Австралия»: 

    •  Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;
    •  Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;
    •  Муррей, Эйр;
    •  Сидней, Мельбурн, Канберра.

    Тема «Южная Америка»: 

    •  Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;
    •  горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла-Платская низменности;
    •  Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;
    •  Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).

    Тема «Северная Америка»: 

    •  полуострова Флорида, Калифорния, Аляска;
    •  Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;
    •  Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;
    •  горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;
    •  Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;
    •  Великие Американские озера, Виннипег,  Большое Соленое;
    •  Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).

    Тема «Евразия»:

    •  полуострова Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корейский;
    •  моря Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;
    •  Финский, Ботнический, Персидский заливы;
    •  проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;
    •  острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;
    •  равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан;
    •  горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;
    •  реки Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн,  Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;
    •  озера Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.

    Учебно-тематический план

    № п/п

    Раздел, тема

    Количество часов

    Раздел 1. Планета, на которой мы живём

    21

    1

    Литосфера – подвижная твердь

    6

    2

    Атмосфера - мастерская климата

    4

    3

    Мировой океан – синяя бездна

    4

    4

    Географическая оболочка – живой механизм

    2

    5

    Человек – хозяин планеты

    5

    Раздел 2. Материки планеты Земля

    47

    6

    Африка – материк коротких теней

    9

    7

    Австралия - маленький великан

    6

    8

    Антарктида - холодное сердце

    2

    9

    Южная Америка - материк чудес  

    8

    10

    Северная Америка - знакомый незнакомец

    8

    11

    Евразия – музей природы

    10

    12

    Взаимодействия природы и человека

    3

    13

    Обобщение

    2

    Итого

    68

    Используемый УМК:

    1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 7 класс. М.: Русское слово, 2010.

    2. Географический атлас. 7 класс. – М.: Дрофа, 2013.

    3. Е.М.Домогацких, Е.Е.Домогацких. Рабочая  тетрадь по географии. 7 класс. Русское слово

    Тематическое  планирование по географии

    7 класс ( 68 часов)

    Тема урока

    Кол-во часов

    РАЗДЕЛ 1. ПЛНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ (20 ЧАС)

    ТЕМА 1. Мировая суша (1ч)

    1

    1

    Суша в океане

    1

    Тема 2. Поверхность Земли (5ч)

    2

    1

    Геологическое время

            

    1

    3

    2

    Строение земной коры

    1

    4

    3

    Литосферные плиты. Пр/р 1.

            

    1

    5

    4

    Платформы и равнины

    1

    5

    Складчатые пояса и горы

    1

    Тема 3. Атмосфера (4ч)

    6

    1

    Пояса планеты. Пр/р 2.

    1

    7

    2

    Воздушные массы и климатические пояса

    1

    8

    3

    Климатообразующие факторы

    1

    9

    4

    Обобщение по темам «Мировая суша», «Поверхность Земли» и «Атмосфера»

    1

    Тема 4. Мировой океан (4ч)

    10

    1

    Мировой океан и его части. Пр/р 4

    1

    11

    2

    Движение вод Мирового океана. Система течений.

    1

    12

    3

    Органические мир океана.

    1

    13

    4

    Особенности природы отдельных океанов

    1

    Тема 5. Геосфера (2ч)

    14

    1

    Географическая оболочка. Пр/р 5

    1

    15

    2

    Широтная зональность и высотная поясность. Пр/р 6

    1

    Тема 6. Человек (5 часа)

    16

    1

    Освоение Земли человеком

    1

    17

    2

    Охрана природы

    1

    18

    3

    Население Земли. Пр/р 7

    1

    19

    4

    Политическая карта мира. Пр/р 8

    1

    20

    5

    Обобщение по разделу 1. «Планета, на которой мы живем»

    1

    РАЗДЕЛ 2. МЕТИРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ (43 Ч)

    Тема 1. Африка (9часов)

    21

    1

    Африка: географическое положение и история освоения. Пр/р 9

    1

    22

    2

    Основные черты природы Африки. Пр/р 10

    1

    23

    3

    Климат Африки

    1

    24

    4

    Гидрография Африки

    1

    25

    5

    Природные зоны

    1

    26

    6

    Население Африки.

    1

    27

    7

    Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы: Северная и Западная Африка.

    1

    28

    8

    Центральная, Восточная и Южная Африка.

    1

    29

    9

    Обобщение по теме «Африка» Пр/р 11

    1

    Тема 2. Австралия и Океания (6ч)

    30

    1

    Географическое положение и история исследования Австралии

    1

    31

    2

    Компоненты природы Австралии. Пр/р 12

    1

    32

    3

    Основные черты природы Австралии

    1

    33

    4

    Австралийский Союз        1

    34

    5

    Океания – островной регион

    1

    35

    6

    Обобщение по теме «Австралия и Океания»

    1

    Тема 3. Антарктида (2ч)

    36

    1

    Географическое положение и история исследования Антарктиды

    1

    37

    2

    Основные черты природы Антарктиды

    1

    Тема 4. Южная Америка (8 часов)

    38

    1

    Географическое положение, история открытия и исследования Южной Америки. Пр/р 13

    1

    39

    2

    Основные черты природы Южной Америки

    1

    40

    3

    Климат Южной Америки

    1

    41

    4

    Гидрография Южной Америки

    1

    42

    5

    Разнообразие природы. Пр/р 14

    1

    43

    6

    Население Южном Америки. Пр/р 15

    1

    44

    7

    Крупные природные и историко-культурные регионы Южной Америки.

    1

    45

    8

    Обобщение по теме «Южная Америка»

    1

    Тема 5. Северная Америка (8ч)

    46

    1

    Географическое положение, история открытий и исследований Северной Америки

    1

    47

    2

    Основные черты природы Северной Америки

    1

    48

    3

    Климат Северной Америки. Пр/р 16

    1

    49

    4

    Гидрография Северной Америки

    1

    50

    5

    Природные зоны Северной Америки.

    1

    51

    6

    Население Северной Америки. Пр/р 17

    1

    52

    7

    Крупные природные и природно-хозяйственные регионы Северной Америки

    1

    53

    8

    Обобщение по теме «Северная Америка»

    1

    Тема 6. Евразия (10 ч)

    54

    1

    Географическое положение и история исследований Евразии

    1

    55

    2

    Основные черты природы Евразии

    1

    56

    3

    Климат Евразии. Пр/р 18

    1

    57

    4

    Гидрография Евразии

    1

    58

    5

    Разнообразие природы. Пр/р19

    1

    59

    6

    Население Евразии.

    1

    60

    7

    Крупные регионы Евразии. Пр/р 20

    1

    61

    8

    Регионы Азии: Юго-Западная, Центральная и Восточная Азия

    1

    62

    9

    Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия. Прр 21

    1

    63

    10

    Обобщение по теме «Евразия»

    1

    Раздел 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА (3Ч)

    64

    1

    Природа и общество

    1

    65

    2

    Экологические проблемы. Пр/р 22

    1

    66

    3

    Стихийные явления в геосферах и правила безопасности людей

    1

    67

    1

    Обобщение по курсу 7 класса «География материков и океанов»(2ч)

    1

    68

    2

    Подведение итогов

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа 6-9 класс к учебникам Домогацких Е.М.

    Рабочая учебная программа составлена на основе авторской программы по физической географии под редакцией Е.М. Домогацких, М. «Русское слово» 2008 год....

    Рабочая программа для 5 класса по математике учебника Н.Я.Виленкина по ФГОС

    Программа по математике составлена на 6 часов в неделю по ФГОС для учебника   «Математика» 5 класс Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург М....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

    В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

    Рабочая программа для 5 класса по математике учебника А.Г. Мордковича по ФГОС

    Рабочая программа составлена на основе Феде­рального государственного образовательного стан­дарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по ма­тематике, федерал...

    Рабочая программа по географии 5 класс Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский по ФГОС ООО

    Рабочая программа по географии 5 класс Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский по ФГОС ООО...

    Рабочая программа по географии 6 класс Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский по ФГОС ООО

    Рабочая программа по географии 6 класс Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский  по ФГОС ООО...