Технологочиская карта урока географии в 6 классе - Реки
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Предмет География Класс 6Б УМК Учебник: «География. Начальный курс» Авторы учебника: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова Издательство: «Дрофа» 2013г. Тема урока Реки Дата проведения 18.01.2017г. Цель урока Формирование общих представлений о реке и ее основных элементах. Задачи урока Образовательные: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата. Познакомить с крупнейшими реками России, мира. Сформировать представление о направлении течения и скорости равнинных и горных рек Развивающие: Уметь называть, показывать реки мира, России, мира. Уметь определять водоразделы и бассейны рек. Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_reki_6.docx61.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока

 учителя географии Кулиджановой Л.А

Предмет

География

Класс

УМК

Учебник: «География. Начальный курс»

Авторы учебника: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова

Издательство: «Дрофа» 2013г.

Тема урока

Реки

Дата проведения

 18.01.2017г.

Цель урока

Формирование общих представлений о реке и ее основных элементах.

Задачи урока

Образовательные: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.

Познакомить с крупнейшими реками России, мира.

Сформировать представление о направлении течения и скорости равнинных и горных рек
Развивающие: Уметь называть, показывать реки мира, России, мира.

Уметь определять водоразделы и бассейны рек.

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.

Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников

Планируемые результаты

Учащиеся должны уметь:
Называть и правильно показывать  реки, основные части реки, бассейн, водораздел.
Объяснять понятия: река, исток, устье, приток, бассейн, водораздел, речная система.
Описывать реку по плану.
Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа.

Основные понятия

Река, исток, устье, приток, бассейн, пороги, водопад.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Технологии

Здоровьесберегающие технологии, интерактивного обучения - компьютерных технологий, технология группового обучения.

Ресурсы урока

Ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация MicrosoftPowerPoint , видеоролик http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/87/, атласы, карточки работы, листы рефлексии.

Структура и ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность    учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организа

ционный момент. Мотивация к учебной деятельности.
(1-2 минуты).

1.  Создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе.

2.Создание положительного эмоционального настроя на урок.

1. Приветствует учащихся.

2. Проверяет рабочие места

3. Организует внимание и настраивает на работу учащихся.

1.Приветствие учителя.
2.Организация рабочих мест.

Личностные УУД:

Стремление к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные УУД:

Волевая саморегуляция.

Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника.

2.Обобщение и актуализация знаний.

(8 минут).

1.Актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление.

  1. 1.Инстрктаж. Учитель обращает внимание учащихся на доску, где в 2 столбика написаны понятия и даны им определения. Надо соотнести понятие и определение.  (Приложение 1)
  2. 2.Контролирование хода работы
  3. 3. Проверка работы.
  4.  Используя вопросы беседы с учащимися, обобщает ранее полученные учащимися сведения о подземных водах  и тем самым готовит их к продуктивной работе на уроке.

 1.Внимательно слушают инструктаж.

2.Мотивация учащихся.

3.Выполнение работы.

4.Проверка работы.

Ответы: 1.З.; 2.Е; 3. Д; 4.Г: 5.Ж; 6.Б; 7.В; 8.А.

Познавательные УУД:

Формирование навыков работы с информацией, структурирования знаний, осознанное построение речевого высказывания.

Формирование навыков контроля и оценки своей деятельности. Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные УУД:

Целеполагание, прогнозирование результата и уровня усвоения знаний.

Контроль и коррекция знаний, оценка деятельности. Планирование последовательности своих действий.

Волевая саморегуляция.

Коммуникативные УУД:

Развитие умения вступать в диалог, слушать, использовать вербальные и невербальные средства общения. Планирование учебного сотрудничества, ориентация на партнера по общению.

Личностные УУД:

Формирование познавательных мотивов-интерес к новому

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

(10 минут).

1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися.

2. Подготовить учащихся к выполнению практического задания на закрепление.

Вступительная речь: Вода – одно из начал существования всего живого на Земле.  «Вода! У тебя нет     ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, непонимая, что ты такое», - писал Антуан де Сент–Экзюпери, известный французский писатель.

Предлагает отгадать загадки:
(слайд)

  • Течет, течет – не вытечет;
    Бежит, бежит – не выбежит.
  • Не конь, а бежит,
    Не лес, а шумит.
  • Между гор, между дол
    Бежит белый конь.

Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока …(Реки) 
Предлагает определить значимые цели урока:
Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.

Познакомиться с крупнейшими реками России, мира.

Уметь называть, показывать реки мира, России.

Обращается к жизненному опыту учащихся: В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Расскажите о виденной вами реке. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река?

(слайд)

Используя презентацию,  рассказывает о строении реки

( ПРИЛОЖЕНИЕ)

- Река - поток воды, текущий в выработанном им углублении, называемом руслом.

Исток - место начало реки. Они бывают разные (показ слайда)

Посмотрите видеофильм «Реки. Источник». http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/87/

Он поможет вам ответить на вопросы: Как зарождается река? Куда впадает река? Как определить на каком берегу, мы находимся?

Смотрят слайды, слушают учителя

  Предлагают варианты ответов

Записывают тему урока в тетрадь

Предлагают варианты ответов

Высказывают свои ассоциации со словом «река».

Слушают учителя и зарисовывают схему строения реки в тетрадь. Обозначают на рис. части речной системы  (Приложение 2)

Просмотр видеоролика

Личностные УУД: осознание своих возможностей.

РегулятивныеУУД : умение регулировать свои действия.

КоммуникативныеУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

4Физкультминутка  (2мин).

1.Снятие эмоционального и физического напряжения.

1.Учитель читает стихотворение и показывает упражнения

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде.

То согнутся, разогнутся.

То зароются в песке.

 Приседаем столько раз

Сколько рыбок здесь у нас.

 Сколько чаек у нас

Столько мы подпрыгнем раз

1.Выполняют упражнения.

Личностные УУД:

Формирование установок на здоровый образ жизни.

Коммуникативные УУД: Сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника, эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

5 Продолжение изучение нового материала

(8 мин).

   Место впадения реки в море, озеро или другую реку называют устьем.

Устья рек могут иметь разную форму

 (слайд ) Дельта – это устье в виде низменной равнины, сложенной речными наносами и прорезанной многочисленными протоками – ветвящимися руслами

  (слайд) Эстуарий – воронкообразный залив в устье реки, глубоко вдающийся в долину.

  (слайд)   Расстояние от истока до устья – длина реки (слайд) Самая длинная река мира Амазонка с притоком Укаяли (7062км)

- Как определить на каком берегу, мы находимся?

(слайд) Большинство рек впадает в другие реки, образуя их притоки.

        Научить определять правые и левые притоки на карте.

Задание: определите по схеме, где правые, а где левые притоки.

Показывает презентацию, рассказывает о строение реки ,режиме и питании рек.

-Как вы  думаете: а  что такое водопад?

Давайте по географическим координатам найдем некоторые из них

( Корректирует деятельность уч-ся)

  1. 420 с.ш., 780 з.д. (Ниагарский)
  2. 50 с.ш., 620 з. д. (Анхель)
  3. 180 ю.ш., 260 в. д. (Виктория)

Слушают учителя и

Дополняют схему (Приложение 3).

Работа с атласом

Работа с атласом

1) 420 с.ш., 780 з.д.

2)  50 с.ш., 620 з. д.

 

 3)180 ю.ш., 260 в. д.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: давать определения новым понятиям темы

6.Закрепление и обобщение знаний.

(9мин).

1.Установить степень усвоения обучающимися изученного материала, устранить обнаруженные пробелы.
2.Формировать умения самостоятельно оценивать результаты своей работы у учащихся.

1.Конкурс знатоков.

( ПРИЛОЖЕНИЕ)

- Разгадайте кроссворд, по вертикали должно получиться слово, которое определило тему нашего урока.     Кроссворд раздается каждому учащемуся.

http://festival.1september.ru/articles/557249/01.gif

По горизонтали:

  1. Углубление на дне реки, по которому течет вода?
  2. Место впадения реки в озеро, море?
  3. Как называется речка, ручеек, впадающие в главную реку?
  4. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку?

- Какое же слово получилось?

Выполняют работу.

и записывают ответы в тетрадь

Личностные УУД:

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Развитие личностных представлений о клетках, тканях, органах и системах органов Понимание того, что мой организм – целостная система. Формирование установок на здоровый образ жизни.

Коммуникативные УУД: Умение сотрудничать  с учителем и сверстниками в группе, умение слушать собеседника, эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Развитие умения вступать в диалог, использовать вербальные и невербальные средства общения.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Понимание различных мнений и умение обосновывать свое, умение находить общее решение.

Рефлексия своих действий.

Познавательные УУД:

Умение анализировать, выделять целое и части.

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, доказывать и аргументировать свои предложения.

Контролировать и оценивать  результаты своей деятельности.

Регулятивные УУД:

Понимание и принятие учебных задач, активизация произвольного внимания. Умение оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы, сравнивать с образцом и различать ошибки.

7Домашнее задание

(3мин).

1.  Закрепить знания и умения по данной теме

Учитель формулирует домашнее задание и разъясняет учащимся методику его выполнения.

  1. Составить кроссворд по рекам России или мира.

 2.Параграф 23.

1. Слушают разъяснения учителя.

2. Записывают домашнее задание

Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника.

Регулятивные УУД:

Прогнозирование своей деятельности.

8.Рефлексия учебной деятельности

(4мин).

1.Самооценка результатов деятельности обучающимися

Предлагает дополнить предложение:

  1. Я знаю, что такое …
  2. Я могу …

     3)Я научился …

( Приложение 4)

  Определяют уровень  достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя

Регулятивные УУД: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД:: осознавать успешность своей деятельности.

Приложение 1.

Установите соответствие

1. Вода, находящаяся в земной коре называется …

А. минеральными водами

2. Горные породы, пропускающие воду, называются …

Б. источниками (родниками)

3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах (напр.: солях, гипсе, известниках) называются …

В. межпластовыми водами

4. Слой, насыщенный водой называется …

Г. водоносным слоем

5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются …

Д. пещерами

6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах , в оврагах, резных долинах называются …

Е. водопроницаемыми горными породами

7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется …

Ж. грунтовыми водами

8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются …

З. подземной водой

Ответы: 1.З.; 2.Е; 3. Д; 4.Г: 5.Ж; 6.Б; 7.В; 8.А.

Приложение 2

     

http://festival.1september.ru/articles/557249/01.gif


Приложение 3.

http://festival.1september.ru/articles/519638/img1.jpg

Приложение №4

                                                                                        Лист рефлексии

Своей работой на уроке я: а) доволен; б) не совсем доволен; в) не доволен, т.к. ________________________

Сегодня на уроке я научился ……………………………………………………………………………………….

было трудно ………………………………………………………………………………… ………………………

было интересно ………………………………………………………………………………………………………

 понял, что ……………………………………………………………………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии, 6 класс, "Реки в природе и на географических картах"

Цель:  формирование глобальной картины мира через изучение темы «Реки»;Задачи: - сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины; - способствоват...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

Технологическая карта урока географии по теме "Реки" 6 класс

Тема урока: РекиКласс: 6УМК: Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. М.: 2014Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши - реках.Задачи урока:Образовательные: Сформироват...

урок географии 8 класс " Река Пьяна и ее экологические проблемы".

ТЕМА УРОКА: РЕКА ПЬЯНА И  ЕЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЬ: Расширить знания учащихся о реке Пьяна; Показать практическое значение реки в жизни человека.Дать понимание о возможных ре...

Технологочиская карта урока географии в 6 классе - Мировой океан и его части

УМК Учебник: «География. Начальный курс» Авторы учебника: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова Издательство: «Дрофа» 2013г. Тема урока Мировой океан и его части Дата проведения 20.1...

Технологическая карта урока географии 8 класс "Реки- продукт климата"

Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и способов действий.З...

Технологическая карта урока географии 8 класс Внутренние воды. Реки

Урок по теме "Внутренние воды. Реки". Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уров...