МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Технологическая карта урока "Внутренние воды Африки"
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Кузнецова Мария Васильевна

Технологическая карта "Внутренние воды Африки". 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_vn_vody_afr.docx59.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Внутренние воды Африки» (7 класс, урок № 29)

Тема: Внутренние воды Африки

Тип урока: комбинированный

Учитель: Кузнецова М.В.

Цели (задачи):

 Образовательные: познакомить с распределением водных ресурсов по территории материка; раскрыть причины размещения  водных ресурсов; познакомить с основными речными системами и озерами материка; охарактеризовать внутренние воды материка Африки, научить характеризовать реки по плану;

Воспитательные: воспитывать социально-коммуникативные компетентности; расширять умение работать в группе, поступательно развивая коммуникативные связи;

Развивающие: на основе изучения нового материала обеспечить развитие мыслительных умений и навыков; продолжить развитие умений и навыков работы с географической картой; развивать учебные умения: сравнивать, анализировать диаграммы; выявлять причинно-следственные связи.

Планируемые результаты

Предметные:

- выявлять зависимость типа питания и режима рек от климата, характера течения – от рельефа;

- составлять по плану описание рек и озер Африки;

- оценивать значение внутренних вод для жизни и хозяйственной деятельности населения материка.

Метапредметные:

- познавательные УУД: работать с различными источниками информации, устанавливать соответствия между объектами и их характеристиками;

- регулятивные УУД: работать по плану, при необходимости самостоятельно исправлять ошибки;

- коммуникативные УУД: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Личностные:

- сознание целостности мира;

- оценивание усваиваемого содержания;

- выработка собственной позиции.

Ресурсы урока (оборудование): физическая карта Африки, презентация о реках и озерах Африки

ХОД УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ

УУД

  1. Мотивация познавательной деятельности

Приветствует учащихся

Проверяет выполнение задания в рабочей тетради

Проводит цифровой диктант на определения климата.

  1. Самый влажный климат Африки
  2. В климате господствуют УВМ и ТВМ
  3. Весь год жарко и влажно
  4. Бывает сухой дождь
  5. Летом реки переполняются водой
  6. «Климат бани, теплицы»
  7. Люди, экономя воду, умываются песком
  8. В оазисах выращивают финиковые пальмы
  9. Более 200 дней в году бывают ливни с грозами
  10. Летом жаркая ясная погода, зимой мягкая дождливая
  11. В России такой климат в Крыму
  12. Весь год господствуют влажные воздушные массы
  13. Климат средиземноморский
  14. Летом выпадает основная часть осадков, зима сухая
  15. Климат характерен для крайнего севера и юга Африки

Приветствуют учителя

Дети на листочках заполняют таблицу:

Экваториальный климат

1,3,6,9,12

Субэкваториальный климат

5,14

Тропический климат

4,7,8

Субтропический климат

2,10,11,13,15

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету

Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом

  1. Актуализация необходимых знаний

Объяснение темы, постановка целей и задач.

Мотивационная подготовка учащихся к усвоению

знаний.

- Какие воды относятся к внутренним водам?

Составление схемы на доске:

                                                                                                                                                                                                         

- Какие виды вод характерны для Африки? (реки, озера)

Записывает план урока:

  1. Речные системы
  2. Озера

Обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их сформулировать.

Отвечают на вопросы

Составляют схему в тетрадях

Коммуникативные: построение устного высказывания,

Познавательные: выявление признаков объектов

Регулятивные: коррекция, контроль, оценка

  1. Организация познавательной деятельности
  1. Беседа:

Вспомним, какие части речной системы вы знаете?

Составление схемы бассейна реки на доске

https://www.alllessons.ru/wp-content/uploads/files/hello_html_726085b.jpg

- Какие источники питания рек вы знаете? От чего оно зависит? (от климата)

- Предположите, какое питание могут иметь реки Африки? (дождевое, подземное)

- Что такое режим рек? (Жизнь реки в течение года: половодье, паводок, межень, ледостав…)

- Предположите, каков режим рек может быть в Африке?

2. Работа с физической картой Африки, заполнение таблицы.

- К каким бассейнам относятся реки Африки?

- Почему большинство рек впадает в Атлантический океан?

- Когда река Конго, дважды пересекающая экватор, бывает полноводной?

- Почему Конго судоходна на отдельных участках? (Серия водопадов Ливингстона, Стэнли препятствуют судоходству)

3. Заслушивает сообщение о реках Нил и Замбези, просматривает презентации, подготовленные детьми

4.Беседа:

-Дайте определение понятия «озеро».

- Как образуются озера?

- Как образуются тектонические озера?

- Чем отличаются сточные озера от бессточных?

5. Работа с физической картой Африки

- Найдите и назовите озера Африки

- Какое озеро самое большое по площади?

- Почему африканские озера глубокие, с высокими берегами и имеют вытянутую форму? (Они находятся в разломах, в трещинах)

- Найдите озеро Чад в Сахаре. Чем оно отличается от других озер Африки?

6. Определяют реку Африки по описанию в парах:

1.Протекает в Южной Африке.

2.Берет начало в районе 11°ю.ш. и 24°в.д. и впадает в Мозамбикский пролив.

3.Течет с запада на восток

4.Уклон рельефа к востоку, на реке находятся водопады, крупнейший водопад Виктория

5.Имеет дождевое и подземное питание

6.Половодье летом, притоки реки находятся в субэкваториальном климате

Отвечают на вопросы

Зарисовывают схему бассейна в тетрадях

Заполняют таблицу:

Атлантический океан

Индийский океан

Внутренний сток

Заслушивают сообщения о реках Нил и Замбези, просматривают презентации, подготовленные одноклассниками. Заполняют таблицу:

Нил

Замбези

Длина реки

Исток реки

Устье реки

Притоки

Страны, по которым протекает

Животный мир

Растительный мир

Интересная для меня информация

Отвечают на вопросы

Работают с картой, отвечают на вопросы

Работают в парах, определяют по описанию реку Африки

Коммуникативные: построение учебного сотрудничества, управление поведением партнера, владение монологической и диалогической речью.

Познавательные:  выделение познавательной цели, умение структурировать знания, работа с аудиальными источниками информации, построение логической цепочки рассуждений, подведение под понятие, исследовательские умения.

Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция, оценка,волевая саморегуляция.

4.Рефлексия, подведение итогов

Больше всего мне понравилось…, запомнилось…

Я хотел бы побывать…, потому что…

Д/з: 1. Изучить §20

  1. Отметить на контурной карте реки и озера Африки, выделенные в учебнике шрифтом
  2. Выполнить задания №21-25 на стр. 48-49 рабочей тетради

Подведение итогов

Записывают домашнее задание, задают вопросы

Коммуникативные: построение высказывания.

Познавательные: контроль и оценка, умения адекватно  и сжато передавать содержание текста. Регулятивные: контроль, оценка

Дополнительный материал к уроку: презентация по теме, сообщения и презентации детей, раздаточный материал с заданиями, магниты и магнитная доска, доска для письма

Диагностика достижения планируемых результатов: анализ ответов учащихся, анкетирование, проверка таблиц

Дополнительные творческие задания: презентации о растениях и животных природных зон Африки(окапи, жирафы, бегемоты, слоны, гориллы, цеце, вельвичия, баобаб)


 Ф.И._________________

Внутренние воды Африки                            

  1. Крупные реки Африки

Атлантический океан

Индийский океан

Внутренний сток

  1. Характеристика рек

Нил

Замбези

Длина реки

Исток реки

Устье реки

Притоки

Страны, по которым протекает

Животный мир

Растительный мир

Интересная для меня информация

3. Описание реки __________________

1.Протекает в Южной Африке.

2.Берет начало в районе 11°ю.ш. и 24°в.д. и впадает в Мозамбикский пролив.

3.Течет с запада на восток

4.Уклон рельефа к востоку, на реке находятся водопады, крупнейший водопад Виктория

5.Имеет дождевое и подземное питание

6.Половодье летом, притоки реки находятся в субэкваториальном климате

4. Я хотел бы побывать______________________, потому что ___________

_________________________________________________________________ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка технологической карты урока по теме: « Лесные животные » по УМК «Шаги» для 3-его класса под редакцией И.Л. Бим учителя немецкого языка

Урок общеметодологической направленности по технологии :" Развитие критического мышления через чтение и письмо". Материал урока направлен на формирование личностных, метапредметных, предметных ко...

Методическая разработка технологической карты урока по теме: "Систематизация времён"

В технологической карте представлены интересные виды работы на уроке немецкого языка в 6 классе, с применением технологии РКЧМП....

Методическая разработка. Технологическая карта. Изготовления косметички.

Подробная инструкция. Технологическая карта. Изготовления косметички....

Методическая разработка технологической карты урока " Строение и работа сердца" 8 класс

Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Строение и работа сердца» по учебнику Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В.Колесов, Р...

методическая разработка технологической карты урока по биологии "Самые беспозвоночные: в воде и на суше"

Тема:          «Самые беспозвоночные: в воде и на суше»  (Тип членистоногие. Общая характеристика)Цель:     познакомиться с членис...

Методическая разработка: технологическая карта урока физической культуры раздел: спортивные игры. Волейбол. 5 кл.

Технологическая карта  урока физической культуры раздел: спортивные игры.  Волейбол. 5 кл....

Методическая разработка "Технологическая карта урока алгебры по теме "Умножение многочлена на многочлен", 7 класс".

Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Умножение многочлена на многочлен"....