Урок-проект по теме Охрана природы
проект по географии (11 класс) на тему

Праздникова Светлана Валентиновна

Данный материал можно при закреплении темы Глобальные проблемы человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_proekt_po_teme_ohrana_prirody.rar82.28 КБ

Предварительный просмотр:

           Открытый урок в 10 классе. Тема: " Загрязнение  и охрана окружающей среды".

Цель: Определить главные источники загрязнения оболочек планеты. Рассмотреть пути решения природоохранных проблем.

Оборудование: ватманы, ноутбуки, цветок - ромашка на классной доске из цветной бумаги, экран, проектор, фломастеры, карандаши, картинки с изображаем  загрязнения:  атмосферы, литосферы и гидросферы.

Тип урока: Урок - проект.

Ход урока:

Приветствую учеников.

Наш урок мне хотелось бы начать с фразы, которая звучит посмотрите как: "Самое прекрасное в природе - это отсутствие человека" (СЛАЙД 1). Именно так сказал Блисс Карман. Подумайте почему он так сказал, этот канадский поэт, почему он позволил себе так выразиться - не надо нас.

Ученики говорят о том, что человек загрязняет окружающую среду - природу.

Поэтому первым ключевым словом у нас будет" ЗАГРЯЗНЕНИЕ", вывешиваю его на доску.

Далее задаю вопрос: " Что должен сделать человек, чтобы фраза поменяла свое значение на противоположное?"

Ответы детей: охранять, беречь, защищать.

" Отлично т.е. заниматься охраной". В результате получаем второе ключевое слово " ОХРАНА". Слово так же вывешивается на доску. У нас на доске появились два ключевых слова - ЗАГРЯЗНЕНИЕ и ОХРАНА. Как вы думаете, как будет звучать

тема нашего урока: ЗАГРЯЗНЕНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

Как видите эти категории на разных чашах весов ( СЛАЙД2). С одной стороны человек все больше и больше загрязняет окружающую среду. С другой стороны, надо предпринимать  массу усилий для ее охраны. Вот и предложите как. Пусть это будет главной проблемой нашего  урока, но поскольку Земля у нас большая, с целью экономии времени, разделимся с вами на оболочки: гидросферу, литосферу и атмосферу.

Ребята самостоятельно рассаживаются по группам . По одному представителю от группы подходят к доске и отрывают лепесток у ромашки, тем самым, определив оболочку Земли с которой будет работать группа.

После чего, говорю детям о том, что им необходимо составить проект пользуясь всем необходимым (записями в тетрадях, учебниками, интернет -ресурсами, ватманами, фломастерами и т.д). На составление проекта отводится от 12 до 15 минут.

План защиты проекта дан на (СЛАЙДЕ 3).

После выступления каждой группы учитель или ученики могут задавать вопросы, вести диалог.

Когда все группы закончили свои выступления, подводим итоги , выделяя три главных пути решения экологических проблем ( СЛАЙД 4).

Далее провожу небольшую дискуссию по вопросу ( СЛАЙД 5).

И на последок хочется зачитать слова ( СЛАЙД 6).

 Вопросы к группам после защиты проектов.

 Вопрос 1: Укажите мероприятия по снижению вредного влияния автомобильного транспорта (т.е. перспективы развития автотранспорта в интересах защиты окружающей среды.)

Ответ на первый вопрос:

- совершенствование конструкции автомобилей для уменьшения токсичных выбросов;

- повышение уровня технического обслуживания и совершенствование контроля технического состояния машин;

- перевод автомобилей на экологически менее опасные виды топлива.

Последние десятилетия осуществляются действия по переводу автомобильного транспорта на природный газ. В России каждая  тысяча газобаллонных автомобилей экономит на грузовых перевозках 12 тыс. тонн бензина, на пассажирских- 38 тыс. тонн. Экологически чистое топливо получают при переработки сахарного тростника и других растений. В ряде стран мира обращаются к идее создания «чистого» автомобиля  -электромобиля.

 Вопрос 2: Поясните, в чем преимущества использования замкнутых производственных циклов перед строительством очистных сооружений.

Ответ на второй вопрос: Замкнутые производственные циклы не требуют новых порций чистого воздуха, а многократно используют уже отработанный и очищенный воздух. Замкнутые производственные процессы своей цикличностью похожи на естественные круговороты  веществ  в природе.

Вопросы для учащихся, защищавших проект «Вода – голубая артерия планеты».

Вопрос 1: Ученые установили одну из причин гибели морских животных, в частности, кожистой черепахи, тюленей - мешочки из пластика, которые в большом количестве выбрасываются в океан. Животные, очевидно, принимают их за медуз и заглатывают. Какие меры необходимо принять, чтобы устроить эту опасность для обитателей морей и океанов?

Ответ на первый вопрос: Рекомендации по решению «пластиковой проблемы» связывается с переориентацией упаковочной промышленности на использование натуральных полимеров и производство безвредной альгиновой пленки из морских водорослей, в частности, из черноморской бурой водоросли -  цистозиры.

Альгинаты уже применяются в парфюмерной, кондитерской, пищевой, медицинской промышленности и агропромышленном комплексе, они обладают многими полезными свойствами - в частности, выводят из организма тяжелые металлы и радиоактивные элементы.

 Вопрос 2: Для ликвидации нефтяных разливов в океане предлагают поджигать нефть. Предскажите возможные экологические последствия применения такого способа ликвидации нефтяного загрязнения.

Ответ на второй вопрос: Бактерии - пожиратели нефти широко распространены по всем водоемам планеты. Но в каждом из них обитают свои виды, приспособившиеся к конкретным условиям температуры, солености воды, насыщенности ее кислородом.

  • Вопросы для учащихся, защищавших проект «Земля у нас только одна».
  • Вопрос 1: Химические яды, применяемые против вредителей сельского хозяйства, часто вызывают тяжелые отравления у человека. Предложите эффективные способы защиты людей от ядов.
  • Ответ на первый вопрос: Можно, например, внести химическую добавку, делающую яд заметным для человека, создать яды, нейтральные для человека, но опасные для вредителей сельского хозяйства, изобрести быстроразрушающиеся яды.
  • Вопрос 2:  Хорошо известны слова Д.И. Менделеева: «Нефть-это не топливо; топить можно и ассигнациями». Что имел в виду великий химик, и какое отношение эти слова имеют к охране недр?
  • Ответ на второй вопрос:  Нефть - это невозабновляемое полезное ископаемое, запас нефти уменьшается по мере использования. При добыче нефти загрязняется окружающая среда, в том числе и литосфера. Мы знаем, что из нефти производят бензин, для автотранспорта, авиатранспорта. В настоящее время многие страны переходят на экологическое топливо. Поэтому слова Д.И. Менделеева акктуальны и сегодня: «Нефть- это не топливо; топить можно и ассигнациями », а это дорогое удовольствие для человека и для окружающей среды.