Урок "Атмосферные осадки" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Санькова Нина Ивановна

Цель:

·         сформировать понятие «атмосферные осадки»;

·         виды осадков и причины их образования;

·         способы измерения их количества;

·         научиться анализировать диаграммы выпадения осадков;

·         значение осадков.

планируемые результаты:

личностные – оценивание усваиваемого содержания, овладение основными навыками нахождения;

познавательные – умение определять понятия, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;

регулятивные – умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, оценивать достигнутые результаты;

коммуникативные – организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать в парах и индивидуально; осознанно использовать речевые средства для предоставления результата.

Комбинированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geografii_v_6_klat.os_.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 6 классе с презентацией на тему:

«Атмосферные осадки».

Подготовила и провела: Санькова Нина Ивановна, учитель географии МКОУ « Барановская  СОШ»

Декабрь 2016

Цель:

  • сформировать понятие «атмосферные осадки»;
  • виды осадков и причины их образования;
  • способы измерения их количества;
  • научиться анализировать диаграммы выпадения осадков;
  • значение осадков.

планируемые результаты:

личностные – оценивание усваиваемого содержания, овладение основными навыками нахождения;

познавательные – умение определять понятия, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;

регулятивные – умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, оценивать достигнутые результаты;

коммуникативные – организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать в парах и индивидуально; осознанно использовать речевые средства для предоставления результата.

Комбинированный урок

Используемые ресурсы: презентация, физическая карта мира, проектор, атласы, учебник, дидактический раздаточный материал, диаграммы количества осадков  г. Курска.

План

Этапы урока

Виды работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД (универсальные учебные действия)

Ход урока

Организационный момент (организация обучающихся на урок: приветствие учеников и гостей)

Актуализация знаний (географический диктант по д/з – работа в парах –взаимопроверка)

Мотивация:

определение темы урока:

определение цели урока.

Открытие нового знания

работа с презентацией;

работа со словарём

игра «Найди осадки»

работа с текстом учебника

Первичное закрепление

Восстанови текст. Творческая работа в группах.

Релаксация

Работа с текстом учебника.

Составление вопросов.

Беседа

  • работа с учебником – Анализ диаграммы годового количества осадков
  • самостоятельная работа в группах (парах)

(анализ диаграмм годового количества осадков г. Адена и г. Абердина

  • Построение диаграммы осадков

Рефлексия

  • Обобщение темы (достигнута цель или нет )
  • работа эпиграфом
  • составление синквейна

Подведение итогов урока

  • выставление оценок

Задание на дом

ХОД УРОКА

Учитель: Посмотрите на меня!

Ваш экскурсовод сегодня я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю Вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

Гостей приветствовать хочу,

В душе надеясь честно,

Урок хочу так провести,

Чтоб было интересно!

Дорогие дети! Девиз нашего урока: «Один за всех,  и все за одного!»    Слайд №1 Девиз

 Это значит, что вы будете работать дружно в группах и помогать друг другу.

В дорогу мы с собой возьмём: тетради, ручки, карты и нашу волшебную книгу, без которой нам просто не обойтись. (Учебник)

Итак, в путь! Смотрите, указатель. Давайте посмотрим, что здесь написано

Слайд №2 Указатель

«Налево пойдёшь – всё, что знал - позабудешь»

«Направо пойдёшь – ничего не найдёшь».

«Назад повернёшь – опыт приобретёшь»

«Вперёд пойдёшь – много нового найдёшь».

-Так куда же мы с вами отправимся сначала?

Прежде, чем перейти к новым испытаниям, давайте посмотрим, а хорошо ли мы к ним подготовились.

Географическая минутка. Знаешь ли ты карту России?

Фронтальный опрос 2 учеников.

Проверка домашнего задания – Географический диктант

Слайд №3. Географический диктант

(взаимопроверка)

  1. Количество водяного пара, содержащееся в 1 куб м. воздуха. (Абсолютная влажность)
  2. Отношение количества водяного пара, находящегося в воздухе, к возможному содержанию водяного пара при данной температуре. (Относительная влажность)
  3. Самые высокие облака. (Перистые)
  4. Различают несколько видов облаков: кучевые, перистые и …(слоистые).
  5. Прибор для измерения влажности воздуха. (Гигрометр)
  6. При соприкосновении насыщенного водяным паром воздуха с холодной поверхностью образуется…(туман).
  7. Если относительная влажность воздуха 100%, то такой воздух называют…(насыщенным).
  8. Главная причина образования облаков (Охлажденный воздух).
  9. Прибор, для измерения влажности воздуха (Гигрометр).

Слайд №4 Ответы на ГД и на Виды облаков

          Определите, о каких облаках идёт речь.

1. Перистые        А) укутывают небо сплошным покровом        

2. Слоистые        Б) образуются на высоте 7-10км;

3. Кучевые          В) часто разражаются грозовыми дождями;

                             Г) без осадков;

                        Д) высота образования не более 2км;

                        Ж) вызывают затяжные дожди, снег

                        З) напоминают белые волокна или перья;

                             И) могут подниматься до высоты 20км;

                             К) ) можно наблюдать в теплое время года.

Ответы        1-Б, Г, З, И       2- А, Д, Ж        3. В, К

Учитель исправляет ошибки, разбирает и подводит итог

Учитель: Опыт мы с вами приобрели, который очень пригодится вам в дальнейших испытаниях.

Слайд №5.  ?

И теперь мы выбираем путь вперёд! А поведёт по этой дороге наш старый и добрый вопросительный знак (?) Он согнулся под тяжестью вопросов. И чтобы помочь ему освободиться от груза,  вы должны пройти через многие испытания. Поэтому вам очень пригодятся воспоминания о лете, осени, весне, а также нам будет помогать пейзаж за окном. И перед нами возникает первое испытание -  это загадки:

Слайд №6

  1. Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг.

Облаков и туч он вождь

Ты же знаешь это…(дождь).

Слайд №7

  1. Что случилось?

Ой – ой – ой!

Летом стало, как зимой:

Белые горошки

Скачут по дорожке. (град).

Слайд №8

  1. Если воздух полон влаги,

Плюс холодная трава,

То на ней в полях, овраге

Появляется…( роса).

Учитель:

  • Каким словом или словосочетанием можно объединить отгадки? (осадки или атмосферные осадки). Это тема нашего урока.

Слайд №9 Тема урока

  • Какие виды осадков вы ещё знаете?
  • Что хотели бы нового узнать об осадках? (цели урока)

Слайд№10 Цели урока

Посмотрите, вопросительный знак не унимается, прислал вам странную телеграмму и вам нужно её расшифровать. Вот она:

Слайд №11 Телеграмма

ВАСНЕГТРКЫУЗХЪИНЕЙЬСЧЯИТЬБЮМОРОСЬ.

Молодцы! Вы справились очень быстро и правильно!

Теперь мы с вами назвали все виды осадков. Давайте посмотрим на осадки (работа с презентацией)

(дождь, снег, град, морось). Это осадки, выпадающие из…(облаков).

Раздать детям об осадках

Слайд№12 Дождь

Дождь – это жидкие осадки, выпадающие из облаков в виде капель. Различают ливневые и обложные дожди. Ливневые дожди проходят быстро и выпадают из…(кучево-дождевых облаков). Обложные дожди идут обычно долго и выпадают из…(слоистых облаков).

 Слайд№13 Капля дождя Каких же размеров должна быть капля, чтобы упасть?   От 0,5 до 5 мм и более.

Слайд№14 Снег

Снег – это твёрдые осадки, выпадают из многих видов облаков в холодное время года в виде ледяных кристаллов, обычно имеющих форму шести или двенадцати  лучевых звёздочек.

Слайд№15 Град

Град – осадки в виде твёрдых ледяных частичек, зарождается как дождь. Но прежде чем капли воды упадут на землю, их подхватывает ветер и возносит в холодные слои воздуха. Там они успевают замёрзнуть и вновь начинают падать, сталкиваясь с парящими в облаке дождевыми каплями, которые прилипают к ним и замерзают. ( Индия – 1 кг; диаметр -13см.)

Слайд№16 Морось

Морось – жидкие  осадки, выпадающие из слоистых облаков  в виде мельчайших капелек дождя (менее 0,5 мм)

(иней, роса). Это осадки, которые выделяются из… (насыщенного водяным паром воздуха при его соприкосновении с охлаждёнными поверхностями – землёй, стенами домов, деревьями).

Слайд№17 Иней

Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, осаждающийся из водяного пара на охлаждённую поверхность.

Слайд№18 Роса

Роса – это капли воды, оседающие на поверхность земли, растения, предметы при конденсации водяного пара с понижением температуры, обычно ночью.

Учитель: Кто теперь может сказать, что же такое атмосферные осадки?

Давайте запишем определение в тетрадь.

Слайд №19 Кластер

Составление кластера. Виды осадков по способу их образования

1) Осадки, выпадающие из облаков – снег, град, дождь, морось

2) Осадки, выпадающие из насыщенного водяным паром приземного слоя воздуха при соприкосновении с охлажденными поверхностями – иней, роса

Слайд №20 Ответ на кластер

Молодцы! Вы здорово справились с заданием!

Учитель: А теперь посмотрите у себя на столе под руками

Очень близко

Вопросительного знака записка,

Он себя считает знатоком

Мир осадков давно ему знаком.

Постарайтесь вы найти при чтении,

Что здесь подвергается сомнению.

(задание: «найди ошибку» - работа в группах)

Слайд №21 Записка.

Текст: «Сбылась моя давняя мечта. Волны Тихого океана в последний раз коснулись днища нашего судна. Стояла жара +50С. Мы вышли на сушу. Внезапно из самых низких перистых облаков хлынул ливень, каждая капля была не больше 0,01мм. и, яростно хлестали по лицу. Вскоре дождь прекратился и, на деревьях образовался белый, пушистый иней.

Осадки мы измерили…» (записка обрывается)

Молодцы! Давайте посмотрим, какие ошибки сделал наш капитан.

Ошибки: (Перистые облака осадков не дают; капля не больше 0,01 мм  находится в облаке, не падает на землю, она очень легкая;  при температуре +50 иней не может образоваться)

Выводы учеников.

Учитель: Вопросительный знак очень вами доволен:

«Хоть задание было и с подвохом,

Справились вы с ним совсем неплохо!»

 Физкульминутка (релаксация) – звучит спокойная  музыка

Слайд №22 Птица

Учитель: Вдохните поглубже , расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане с дельфином плывёте,

Слайд №23 Дельфины

Сейчас  в саду яблоки спелые рвёте.

Слайд №24 Яблоки

Налево, направо, вокруг посмотрели.

Мы отдохнули, и снова за дело!

Учитель: В вашей записке последнее предложение обрывается, здесь написано: «Осадки мы измерили…».

С помощью какого прибора можно измерить количество осадков? Где это делается и кем?

Слайд №25 Осадкомер

Учитель:  На метеорологических станциях постоянно следят за атмосферными осадками. Количество выпавших осадков определяют с помощью осадкомера.

 сообщение делает ученик

Количество осадков измеряют с помощью осадкомеров. Осадкомер похож на ведро. Его устанавливают на столб высотой около 2 м и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки в сторону. При определении количества осадков воду из осадкомера выливают в измерительный стакан и измеряют толщину водяного слоя в миллиметрах. Если выпадает снег, то осадкомер вносят в теплое помещение, где снег тает. Высоту слоя воды также определяют с помощью измерительного стакана. Осадкомер снимают 2 раза в сутки: в 7 часов утра и 19 часов вечера. Количество осадков за сутки вычисляется путем сложения результатов двух измерений. Количество осадков за месяц равно сумме осадков, выпавшие за все дни этого месяца. А сумма осадков, выпавших за все месяцы года, есть годовое количество осадков.

Учитель: А как же узнать, сколько осадков выпадает в разных уголках Земли? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к учебнику, и  вместе разберём диаграммы годового  количества осадков для нескольких городов  на стр.109, по рисунку 6.11. 

Работа с учебником

Итак, объясняем, вертикальная линия – это количество осадков в миллиметрах; горизонтальная линия – это месяцы года. По диаграмме давайте определим:

а) к – во осадков, выпадающих за год;

б) месяц, за который выпадает больше всего осадков;

в) месяц с самым маленьким количеством осадков.

Кто нам эти города покажет на карте? (Физическая карта мира или Карта полушарий)

 А теперь, давайте откроем тетради и построим  диаграмму количества осадков для нашего населенного пункта (учитель рисует на доске), помогая детям (данные на столах обучающихся)

Постройте диаграмму среднегодового количества осадков в г. Курске

месяц

я ф м а м и и а с о н д

к-во осадков

25мм

25мм

25мм

45мм

55мм

65мм

75мм

50мм

45мм

50мм

55мм

45мм

Слайд №26 Диаграмма

Далее..

По диаграмме давайте определим:

а) к – во осадков, выпадающих за год;

б) месяц, за который выпадает больше всего осадков;

в) месяц с самым маленьким количеством осадков.

Вывод: Какие причины влияют на количество осадков в разных городах? (выясняют причины. Близость океана, Ветры) Это видно и на климатической карте. Изогиеты. Желтый и зеленые цвета.

А вот какие ветры приносят осадки, мы с вами узнаем на следующем уроке.

Круглый стол – Осадки благо или вред?

А сейчас давайте вернемся к теме нашего урока и поговорим за круглым столом «Осадки это благо или вред?» Дети высказывают свое мнение опираясь на знания.

Круглый стол Осадки - благо или вред?

Благо
Проводя снегозадержание, вода впитывается, чтоб летом поить
растения ( слой снега в 1 см. на 1 га пашни образует 35000 л. воды),

  • снег сохраняет озимые посевы от вымерзания, поит весенние всходы,
  • снег очищает воздух от загрязненности,
  • осадки питают растения влагой, дают напиться, уталить жажду животным;
  • в снег зимой прячутся животные и птицы в лютые морозы.,
  • осадки пополняют реки, делая их судоходными,
  • дождь приносит летом прохладу и спасает от лесных пожаров.

                                         ВРЕД

  • градины уничтожают растения, могут даже убить человека,
    разрушить постройки,
  • сильные снегопады парализуют движение транспорта,( 10-11 ноября в Москве и С-Петербурге)
  • обильный снегопад ломает ветви деревьев, по его массой рушатся
    строения,
  • под изморозью провисают и обрываются линии электропередач,
  • во время снегопадов и туманов прекращается полет самолетов, часты
    аварии на дорогах,
  • во время гололеда травмируется человек на скользкой дороге,
  • при обильных осадках -  наводнения, сход снежных лавин, сели.
    Какой же вывод можно сделать, ребята?

Вывод: Осадки принося как пользу, а также и вред

Учитель: Не каждому человеку в своей жизни выпадает удача быть свидетелем совершенно необыкновенных явлений природы. В этом мы можем убедиться сами.

Слайд №27 Красный дождь

Необыкновенный дождь прошел в Индии. Из огненно-красной тучи выпали тяжелые красные капли. После обследования ученые нашли в них пыль красноватого цвета. Ветер принес эту пыль из пустыни, которая и окрасила дождевые капли.

Известны случаи выпадения и дождей другого цвета, например, черных, коричневых, желтых и молочных.

Слайд №28 Лягушки

Представьте себе изумление людей, когда с неба вместе с дождем сыплются лягушки! Дождь из тысяч зеленых красавиц прошел в Хорватии.

Слайд №29 Рыбы

В Греции, Эфиопии прошел «рыбный» дождь. Бывает, что с неба падают морские раки и медузы.

В Испании с неба как-то высыпалась пшеница.

В один из летних дней 1940г. жители села Мещеры Нижегородской области видели, как с неба лился дождь из старинных золотых и серебряных монет чеканки времен Ивана Грозного.

Как же такое происходит? В облака все это доставляют смерчи, торнадо. Один из них «прогулялся» по морю, другой перешел реку, третий вырыл клад из древних монет. Потом, потеряв силу, смерч распадается, и предметы выпадают на землю вместе с дождем.

(Все географические объекты, упоминаемые по ходу объяснения, показать на карте)

  Рефлексия 

Вот уже позади все испытания, мы достигли своей цели? (Обращение к целям урока: выполнены или нет )

Вы правильно выбрали свой путь – только вперёд к знаниям.

Слайд №30 Рефлексия

Продолжите фразы:

Сегодня на уроке я повторил (а)………………………………….

Сегодня на уроке  я узнал (а)……………………………………..

Сегодня на уроке я научился (ась)……………………………….

Достигнута ли цель, которую вы ставили перед собой?

Оцените свою деятельность  на уроке.

Учитель:  Ребята! На протяжении всего урока с нами был( ? ). Помогли вы ему освовободиться от ноши? как вы считаете ( ?) очень важный и нужный знак! Что? Как? Почему? Отчего? Когда? Да без него ни одного вопроса не было бы задано и без него вы не узнали бы ничего нового.

Выставление оценок и комментарии к ним.

Слайд №31 Д.З.

Домашнее задание:

1. Учебник п.41, стр.108-109,задания

2. Творческое задание (по желанию). Собрать как можно больше примет, предвещающих ясную и пасмурную погоду.

Слайд №32 Солнце

Учитель: Какие бы осадки у нас не были, они проходят, и на небе появляется яркое солнышко, которому мы всегда очень рады и пусть оно вас согревает на всех уроках.

СПРАСИБО ЗА УРОК! ВСЕГО ДОБРОГО!

Источники информации, использованные при составлении разработки урока и презентации к нему:

1.Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс.- М.: Дрофа, 2012г.

2.Н.А.Никитина, Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010г. (В помощь школьному учителю).

3.О.В.Крылова «Интересный урок географии». – М.: Просвещение, 2000г.

4.ru.wikipedia.org

5.сезоны-года.рф

6.geographyofrussia.com

7.yandex.ru/images


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....