Календарно-тематическое планирование 8 класс ( Домогацких Е.М.)
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) на тему

Малашенкова Татьяна Николаевна

Курс географии (атором которых является Домогацких) на ступени основного общего образования напрвлен на формирование у обучающичся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

География 8 класс

  • Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «География России» (8-9 классы), авторской программы: Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-11 классов общеобразовательных учреждений (М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»), призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

  • Общая характеристика учебного предмета

Программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в  программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих

целей:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

  • Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане отведено70 часов, из расчета 2  часа в неделю. 

  • Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения     нравственных,        правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты  учебного предмета

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.

Основное содержание учебного предмета

    Географическая карта и источники географической информации (4ч.)

Географическая карта и ее математическая основа. Картографические проекты и их виды. Масштаб. Система географических координат. Топографическая карта. Особенности топографических карт. Навыки работы с топографической картой. Космические и цифровые источники информации. Компьютерная картография. Мониторинг земной поверхности.

Россия на карте мира (5ч.)

Географическое положение России. Территория России. Крайние точки. Государственная граница. Страны - соседи. Географическое положение и природа России. Природные условия и ресурсы. Приспособление человека к природным условиям. Часовые пояса и зоны. Карта часовых зон России. Декретное и летнее время.

 История изучения территории России (5ч.)

Русские землепроходцы XI – XVII вв. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Географические открытия в России XVIII – XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция. Академическая экспедиция XVIII в.Географические исследования XX в. Открытие и освоение Северного морского пути. Роль географии в современном мире. Задача современной географии. Географический прогноз.

Геологическое строение и рельеф России (6ч)

Географическое летоисчисление. Шкала геологического строения. Геологическая карта. Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых в России. Минеральные ресурсы и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.

  Климат России (8ч.)

Факты, определяющие климат России. Солнечная радиация. Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования погоды. Атмосфера и человек. Неблагоприятные явления погоды. Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы.

Гидрография России (9ч)

Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России. Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания рек. Режим реки. Озера. Виды озер и  их распространение по территории России. Болота. Виды болот и  их хозяйственное значение. Природные льды. Сезонные и многолетние льды. Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Ледники горные и покровные. Великое оледенение. Ледниковые периоды. Великий ледник на территории России. Прследствия ледникового периода. Гидросфера и человек. Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой.

Почвы России (3ч)

Почва. Формирование почвы, ее состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты.Почвенные ресурсы. Изменение почв процессе их хозяйственного использования, борьбас эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Растительный мир и животный мир России (3ч)

Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных. Типы растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Кормовые ресурсы. Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняемые природные территории.

Природные зоны России (6ч)

Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные зоны Арктики и Субарктики: арктические пустыни, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь  и полупустыни. Высотная поясность. Природно-хозяйственная поясность. Природно-хозяйственные зоны.

Крупные природные Районы России (12ч)

Островная Арктика. Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, Остров Врангеля.

Восточно-Европейская равнина. Физико-географическое положение территории.

Северный Кавказ – самый южный район страны. Физико-географическое положение территории.

Урал – каменный пояс. Физико-географическое положение территории.

Западная Сибирь – край уникальных богатств. Физико-географическое положение территории.

Средняя Сибирь.  Физико-географическое положение территории.

Северо – Восток Сибири. Физико-географическое положение территории.

Горы Южной Сибири – рудная кладовая страны. Физико-географическое положение территории.

Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Физико-географическое положение территории.

Заключение. Природа и человек. (1ч)

Влияние природы на человека. Влияние человека на природу.

 Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Практическая работа

1

Географическая карта и источники географической информации

4

1

2

Россия на карте мира

5

1

3

История изучения территории России

5

1

4

Геологическое строение и рельеф России

6

1

5

Климат России

8

1

6

Гидрография России

9

1

7

Почвы России

3

1

8

Растительный и животный мир России

3

1

9

Природные зоны России

6

1

10

Крупные природные районы России

12

1

11

Заключение

8

1

Итого

70

11

Календарно-тематическое планирование

по географии 2 часа в неделю

 8   класс

Дата по плану

Дата факт.

Название раздела и темы урока

Кол-во часов

Примечание

Географическая карта и источники географической информации (4ч)

1

Карта и её математическая основа.

1

2

Топографическая карта.

3

Космические и цифровые источники информации.

1

4

Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме " Географическая карта и источники географической информации."

Россия на карте мира (5ч)

5

Географическое положение России.

1

6

Природные условия и ресурсы.

1

7

Часовые пояса страны.

1

8

Обобщение и контроль знаний по теме "Россия на карте мира"

9

Коррекция знаний по теме "Россия на карте мира"

История изучения территории России(5ч)

10

Русские землепроходцы 11-17 веков.

1

11

Географические открытия в России 18-19 века.

1

12

Географические исследования 20 века.

1

13

Роль географии в современном мире

14

Обобщение и контроль знаний по теме "История изучения территории России"

Геологическое строение и рельеф России (6ч)

15

Геологическое летоисчисление и геологическая карта.

1

16

Тектоническое строение.

1

17

Общие черты рельефа.

1

18

Литосфера и человек.

1

19

Обобщение и контроль знаний по теме "Геологичкское строение и рельеф России"

20

Коррекция знаний по теме " Геологичкское строение и рельеф России"

Климат России (8ч)

21

 Факторы, определяющие климат России

1

22

Распределение тепла и влаги на территории России.

1

23

Климаты России.

1

24

Воздушные массы и атмосферные фронты.

1

25

Атмосферные вихри.

1

26

Атмосфера и человек.

1

27

Обобщение и контроль знаний по теме "Климат России".

1

28

Коррекция знаний по теме "Климат России"

1

Гидрография России (9ч).

29

Моря, омывающие берега России.

1

30

Характеристики реки.

1

31

Реки России.

1

32

Озёра и болота.

1

33

Природные льды.

1

34

Великое оледенение.

1

35

Гидросфера и человек.

1

36

Обобщение и контроль знаний по теме "Гидрография России".

1

37

Коррекция знаний по теме "Гидрография России"

1

Почвы России (3ч)

38

Формирование и свойства почвы.

1

39

Зональные типы почв.

1

40

Обобщение и контроль знаний по теме "Почвы России".

Растительный и животный мир России (3ч)

41

Растительный и животный мир России.

1

42

Ресурсы растительного и животного мира.

1

43

Обобщение и контроль знаний по теме "Растительный и животный мир  России".

Природные зоны России (6ч)

44

ПК России.

1

45

Природные зоны Арктики и Субарктики.

1

46

Леса умеренного пояса.

1

47

Безлесные зоны юга России. Высотная поясность.

1

48

Природно-хозяйственные зоны.

1

49

Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме "Природные зоны России".

1

Крупные природные районы России(12ч).

50

Островная Арктика

1

51

Восточно-Европейская равнина.

1

52

Восточно-Европейская равнина.

1

53

Северный Кавказ

1

54

Крым

1

55

Уральские горы

1

56

Западно-Сибирская равнина.

1

57

Средняя Сибирь.

1

58

Северо-Восточная Сибирь. 

1

59

Пояс Южной Сибири

1

60

Дальний Восток

1

61

Обобщение и контроль знаний по теме "Крупные природные районы России"

1

62

Коррекция знаний по теме: «Крупные природные районы России»

1

Заключение (8ч)

63

Природа и человек

1

64

Обобщение по курсу "Физическая география России"

1

65

Контроль знаний по курсу "Физическая география России"

1

66

Коррекция знаний по теме"Физическая география России"

1

67

Повторение .

1

68

Повторение.

1

69

Повторение.

1

70

Итоговое занятие.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...