География в художественной литературе
методическая разработка по географии (6, 7, 10 класс) на тему

Сергеева Надежда Николаевна

В  данном материале  представлены выдержки из художественной литературы, которые помогут разнообразить уроки географии, сделать их более интересными, отчасти нетрадиционными. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_v_literature.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сергеева Н.Н. учитель географии

МБОУ СОШ № 3 ст.Абадзехской

 Майкопского района Республики Адыгея.

 Тема: «География в художественной  литературе»

Рассмотрено на заседании ШМО

учителей естественного цикла

«Согласовано к публикации»

руководитель МО: Цепилова Н.А.

В процессе работы педагоги применяют разнообразные формы и методы повышения  интереса к предмету. Одной из таких форм может являться использование межпредметных связей. В частности география и литература. Во многих произведениях различных авторов встечаются очень точные описания явлений природы, географических  закономерностей. Иногда детям интереснее получать знания не из учебника, который в их представлении является чем–то скучным и не интересным. Тем более, что это стимулирует читательскую активность, которая, к сожалению, оставляет желать лучшего. Я  использую отрывки из литературных произведений   как на уроках открытия новых знаний, так и  на обобщающих уроках.  Некоторые из отрывков можно использовать при изучении нескольких тем в разных классах (о чём будет сделана ссылка) При  зачитывании описаний разных явлений и процессов у учащихся создаются зрительные образы, что способствует лучшему запоминанию материала. Тем более я приветствую, когда дети сами приносят подобный материал на уроки, это говорит о том, что они стали более внимательно читать дополнительную литературу и на практике убедились, что литературные произведения  являются  источниками географической информации.

Отрывки из литературных произведений можно использовать в нескольких вариантах. Либо дополнить сведения,  содержащиеся в учебнике, в более красочной и доступной форме расширить знания и кругозор учащихся. Либо нацелить, что в данном отрывке содержится новая информация, прослушав который дети должны ответить на вопросы. По усмотрению учителя их можно огласить заранее или написать на доске.

Бушков А. Возвращение пираньи: Роман. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. – 672с.

Тема: Южная Америка. Природные зоны. 7 класс.

        Вот это были настоящие джунгли. Сельва. Гладкие, светло-бледные, как снятое молоко, какие – то синюшно-болезненные стволы вздымались, тесня друг друга, спутанные пучки лиан заплетали любой кусочек свободного пространства, свисали сверху причудливыми петлями, в свою очередь, отяжелённые лохмотьями бородами ярко –зелёного и коричневого мха, а с низу с той же буйно-сумасшедшей жизненной силой вздымались густые папоротники (а может и не папоротники, аллах их ведает). Зелёная путаница лиан казалась толстенной паутиной. Мазур не удивился бы, появись наверху паук размером с телёнка.

Лишь посередине реки было более-менее светло – деревья так и норовили сплести ветви куполом, образовать зелёный свод. Оба берега затопил смутный полумрак.

Экзотики попадалось столько, что человеку со скромными запросами хватило бы на всю оставшуюся жизнь: сварливо лаявшие из воды крупные выдры; анаконды, …осточертевшие хуже горькой редьки кайманы; электрический угорь, способный отвесить плюху в триста вольт, на которого Фредди как ни осторожничал, едва не наступил при высадке на берег; ночной рёв ягуара… это всё была экзотика так сказать, не контактная. Но попадалась и другая разновидность – экзотика пакостная. Вроде огромных клещей-гаррапатас или жирных пиявок, которых приходилось прижигать зажигалкой у самого тела, иначе по-хорошему ни за что не отвалятся. Несколько раз попадались просторные отмели с прозрачной водой, где так и тянуло искупаться, - но на такое безумство они не решались. В здешних речках обитала милейшая рыбка под названием кандиру, каковая была пострашнее пираний. Про кровожадных пираний знают все, но мало кому известно, что нападают они на людей не так уж часто. Зато крохотная кандиру с завидным постоянством стремиться во все естественные отверстия на теле человека или животного, а поскольку на жабрах у неё есть несколько загнутых крючков, извлечь незваного «постояльца» можно лишь в клинике, хорошо оборудованного для хирургических операций.

Тема: Страны Южной Америки 7 класс (допускается 10 класс Тема: География сельского хозяйства).

Понемногу пейзаж за окнами стал меняться: вместо диких ландшафтов появились обширные поля банановых кустов, кукурузы  и сахарного тростника, геометрически чётко распланированные, разделённые узкими дорогами, на которых виднелись рабочие и яркие, маленькие грузовички. Их сменили ещё более обширные равнины с тенистыми лужайками. Мазуру они сначала показались городскими парками, но он очень быстро рассмотрел коров. Кацуба тут же подтвердил:

- Коровьи выгоны. А вон там – коровники…

«Ничего себе», - подумал Мазур, глядя на сооружения из стекла и бетона. Российскому человеку воспринять это как коровники было с непривычки тяжеловато: чистота идеальная, стены чистые, нигде не видно ни бугристых коровьих лепёшек, ни ржавых железяк, ни полусгнивших досок… Английский парк.

Взлётная полоса – вполне современная, залитая бетоном без малейших трещинок – примыкала к самому бедняцкому району Барралоче. Широкий пояс лачуг и хибар тянулся далеко, до самых холмов… правда на взгляд Мазура, выглядел этот пояс нищеты несколько странно: практически над каждой неописуемой хижиной, окружённой грудами мусора, худыми собаками и голыми ребятишками, торчала телеантенна – тарелка.

- Из цикла «парадоксы и гримасы»,  - пояснил Кацуба, поймав его недоумённый взгляд. – Единственное окно в мир  - народец-то поголовно неграмотный, ящик им всё на свете заменяет…

Джилберт Клинджел «ОСТРОВ В ОКЕАНЕ» М., Армада – пресс, 2002  376 с.

 

 Тема: Страны Южной Америки» 7 кл. Сельское хозяйство 10 кл.

 

 Людей не было видно, но ребята сказали, что их родители в лесу – работают на ферме. Мы снова вступили в заросли и несколько минут шли, раздвигая колючие ветви  и лозы, продираясь сквозь опунции.

 - Где же ферма? – спросил я.

Они посмотрели на меня с удивлением, затем указали на колючие заросли вокруг:

 - Тут, сэр.

 Теперь пришёл мой черёд удивляться: вокруг не было ничего кроме колючих кактусов и вьющихся лоз. Но вскоре я  стал различать в чаще кактусов, одиночные стебли кукурузы и росшие кустиками, по два – три вместе какие – то зерновые растения, а у самой земли сладкий картофель. Это было всё. На Багамских островах мало хорошей земли; на некоторых из них её можно найти только в эрозийных углублениях, которые называются «банановыми норами». Слой почвы не больше двух – трёх сантиметров, что, конечно недостаточно для нормального земледелия. Поэтому островитяне используют под посевы каждую ямку, в которой скопилось хоть немного грязи. Один стебель кукурузы стоит зачастую в двадцати метрах от другого. Земельный участок, который в других странах занял бы пять квадратных футов, здесь тянется на многие акры.

Колин Маккалоу «ПОЮЩИЕ В ТЕРНОВНИКЕ» Махачкала, Дагучпедгиз, 1992.

Тема: «Австралийский союз» 7кл., Австралия 10кл.

 

          Всё началось событием, которое отозвалось в Англии восемнадцатого века множеством непредвиденных последствий: американской войной за независимость.  До 1776 года британские корабли ежегодно переправляли в Виргинию и Северную и Южную Каролину свыше тысячи мелких преступников, запроданных по контракту на долгосрочные работы ,что по сути было ни чуть не лучше рабства. Британское правосудие тех времён было сурово и непреклонно: убийцы, поджигатели, загадочные преступники, туманно именуемые «виновные в ложном цыганстве», и воры, укравшие на сумму больше шиллинга, карались смертью на виселице. Виновника в преступлениях помельче ждала пожизненная ссылка в Америку.

           Но с 1776 года доступ в Америку был закрыт. И перед Англией встала нелёгкая задача; число осуждённых день ото дня множится, а девать их некуда. Все узилища переполнены . «излишки» набиты битком в плавучие тюрьмы, гниющие на якорях в устьях рек. Надо было что-то предпринять – ну и предприняли. С великой неохотой, ибо пришлось потратить на это несколько тысяч фунтов, капитану Артуру Филиппу было велено отплыть к Великой Южной Земле. Шёл 1787 год. На одиннадцати судах капитана Филиппа отправились в путь свыше тысячи осуждённых. Да ещё матросы, офицеры и отряд морской пехоты. То отнюдь не было овеянное славой странствие в поисках свободы. В конце января 1788 года, через восемь месяцев после отплытия из Англии, флот прибыл в залив Ботани - Бей. Его Сумасшедшее Величество Георг Третий основал новую свалку для своих каторжников – колонию Новый Южный Уэльс.

Тема: «Внутренние воды Австралии» 7кл.

 

           По дну глубокого оврага возле дома, где поселились Клири, вяло струится мелкая, мутная неспешная речонка. Невозможно поверить рассказу отца Ральфа, будто она иногда за одну ночь поднимается на шестьдесят футов. Воду для ванны и кухни закачивают ручным насосом из этой речушки, и Фиона и Мэгги не скоро привыкли мыться, мыть посуду и стирать в этой зеленовато – бурой воде. На прочных деревянных опорах. Похожих на буровые вышки, громоздятся шесть солидных баков рифлёного железа, и когда идёт дождь, в них сбегает с крыши вода для питья  - выяснилось, что её нужно очень беречь и ни в коем случае не тратить на стирку. Ведь никто не знает. Когда опять пойдёт дождь и наполнит баки.

          Овец и коров поят водой из артезианского колодца – не из неглубокого, легкодоступного пласта, но из настоящей артезианской скважины, уходящей на глубину более трёх тысяч футов. Вода эта бьёт ключом из трубы у так называемого водоёма и по узеньким канавкам, окаймлённым ядовито – зелёной травой. Разбегается во все загоны, сколько их есть в имении. Это дренажные канавы, и вода в них, насыщенная серой и минеральными солями, для людей не годится.

Тема : «Внутренние воды Австралии» 7кл

Несколько лет к ряду дождей выпадало почти достаточно; в речке воды было мало, но в цистернах примерно до половины. И трава ещё не плохая, хотя не такая сочная, как в лучшие времена.

- Наверно будет хуже, - мрачно предсказала Мэри Карсон.

  Но прежде настоящей засухи им досталось испытать наводнение. В середине января эти места задело южным крылом налетающих с северо – запада муссонов. Эти могучие ветра бесконечно коварны и изменчивы. Порой они приносят летние ливни лишь на краешек австралийского материка, а порой врываются глубоко, до самого Сиднея, и оделяют злосчастных горожан дождливым летом. На этот раз в январе небо затянули чёрные ,набрякшие тучи, ветер рвал их в клочья. И хлынул дождь – не быстрый проливной дождик, но дождь упорный, яростный, сущий потоп, и не было ему конца.

  Их предостерегли заранее …

- Идут муссоны, - сказал он ( Непоседа Уильямс), свёртывая самокрутку, и кнутом показывая на груды провизии, припасённых сверх обычного. – Реки того гляди выйдут из берегов – и Купер, и Барку, и Дайамантина, а Разлив уже разлился. Весь Квинсленд на два фута покрыло водой. Они там, бедняги ,ищут хоть какой холмик, куда бы повыше загнать овец.

 В считанные секунды они вымокли до нитки – и так же мгновенно размокла прокалённая зноем почва. Она ничуть не впитывала влагу и обратилась в море жидкой грязи, лошади еле переступали в ней. Увязая чуть не по колено. По траве ещё удавалось двигаться быстро, но ближе к реке, где всё давно вытоптал скот, всадникам пришлось спешиться. Без седоков лошади пошли легче, но Френк не держался на ногах. Это было хуже всякого катка. На четвереньках они карабкались  вверх по крутому берегу, скользили и снова скатывались обратно. Мощённую камнем дорогу неторопливая вода обычно покрывала на месте переправы едва на фут, а сейчас здесь мчится пенный поток в четыре фута глубиной… Лошадей подбадривали криками, хлопали по бокам насквозь промокшими шляпами, и они в конце концов благополучно выбрались на другой берег, но Френку и отцу Ральфу это не удавалось. Опять и опять они пытались одолеть косогор и всякий раз сползали вниз.

Эно Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая Борода» глава «ПОДВИГ»

Тема: «Мировой круговорот воды» 6 кл. или урок контроля  знаний по теме «Гидросфера»

Полботика взял кипятильник, но вдруг застыл, разглядывая его. Затем его лицо просветлело.

- Послушай, Муфта, ты как – то сказал, что этим кипятильником можно вскипятить целое озеро !

- Ну и что?

- Так почему бы нам этого не сделать? Ведь кипящая вода испаряется. И если ты не просто хвалился своим кипятильником, то для нас плёвое дело – испарить всё это проклятое озеро!

- А зачем? – удивился Муфта.

- Неужели ты не понимаешь? – усмехнулся Полботинка – Как только озеро испарится, мы можем спокойно выехать на противоположный берег.

  И он принялся так горячо расхваливать свой план, что понемногу и у Муфты появился свой интерес к нему.

- Что ж, можно попробовать, - сказал он, наконец. – Если только мы сами не испаримся.

- Иди ты, - отмахнулся друг. – Паровые ванны рекомендуют даже врачи.

И Полботинка опустил кипятильник в воду. Прошёл час, потом другой, миновал третий.

- Мы так и не съели сырки – нарушил Муфта затянувшееся молчание.

Но вместо ответа Полботинка воскликнул:

 - Пар!

- В самом деле, пар! – не поверил своим глазам Муфта.

Через пол часа, закипело, забулькало всё озеро . Уровень воды понижался на глазах, а прямо над головой набухала чёрная туча. Вскоре по дну озера можно было ехать в любом направлении.

- А теперь быстренько на тот берег! – заторопился Полботинка.

- Легко сказать. Если б я знал, где этот берег.

Из-за густого пара было видно всего на несколько шагов и Муфта вслепую колеся по озеру потерял направление.

- Как только вода испариться, начнётся ливень - сказал Полботинка – Ведь не может целое озеро держаться в небе.

Пророчество Полботинка сбылось раньше, чем они ожидали. Внезапно пар над озером  рассеялся, Полботинка и Муфта увидели, что на них мчится стая озверевших кошек. В этот момент машина оказались возле острова.

- Вперёд!- завопил Полботинка, а Муфта отчаянно нажал на педаль.

И тут начался ливень. Скопившаяся в небе вода с шумом низвергалась в ложбину опустевшего озера. Крыша фургона буквально грохотала под ударами тяжёлых капель. Вокруг бушевала мутная, разъярённая вода.

- Вперёд! – снова завопил Полботинка – Жми на газ или мы утонем!

 Машина вырвалась на берег в тот момент, когда кошки подоспели к острову. И это была удача, потому  что вода в озере прибывала с катастрофической быстротой.

- Неужели мы спаслись? – спросил Муфта.

Они вышли из машины и обнялись. Дождь внезапно кончился.

- Какой процесс описан в эпизоде? ( малый круговорот воды). Назовите этап, который отличает малый круговорот воды от большого не описанный в этом отрывке (перенос влаги).

 Л .Жаколио «Затерянные в океане». Харьков  филиал «Экспресс» СП. «ИНАРТ» 1992.

Тема: «Движение воды в Океане» 6 кл. (описание бури). «Тихий океан» 7 кл.

Это была одна из тех ужасных бурь, какие разыгрываются во время осенних муссонов, когда весь океан бурлит как кипящий котёл, и его разъярённые волны, поглощают в один момент целые острова, разбивая их коралловые основания, опустошают берега и крутят в воздухе, словно соломинку, столетние лесные великаны и целые суда, когда буря сметает целые селения. Уносит десятки речных судов, вздувает реки и сносит людей и животных, застигнутых во время сна; когда циклон с бешеной силой разрушает даже древнейшие каменные сооружения – гигантские колонны и фронтоны, срывает, рушит и раскидывает на громадные расстояния … Горе всему, что находится в пределах его досягаемости!

  Всякое сопротивление страшному урагану совершенно бесполезно: за несколько секунд, этот ужасный бич уничтожает всё на своём пути.

  Мореплавателям, застигнутыми такой бурей, остаётся одно: руководствуясь опытом – бежать перед ураганом безостановочно и без оглядки .

Признаки бури. И горизонт медно – жёлтый на всём своём протяжении с резкими полосами цвета сажи или густой копоти, и море, окрасившееся наподобие тигровой шкуры и глухо рокотавшее и бурлившее как будто где то на неизмеримой глубине, не оставляли ни малейшего сомнения относительно последствий всех этих признаков.

Тема: «Океания» 7 кл.

   

Посмотрите внимательно на ту часть океана, которая заключена между Малайзией и Филиппинами и окружает Яву, Суматру, Целебес, Борнео и миллионы других островов, менее крупных и совсем малых, которых не найти ни на какой карте: все они, а особенно эти малые окружены рифами беспрестанно возводимыми работой коралловых полипов.

          Все эти клочки суши между водами океана – остатки, без всякого сомнения, громадного материка, существовавшего когда то и разрушенного какой – нибудь ужасной стихийной катастрофой. Нигде в другом месте не встречается таких грандиозных последствий гнева природы: исполинские скалы в 500 – 600 футов высоты, часто соединённые одна с другой как – бы мостами, под которыми море вечно волнуется с глухим шумом, словно исходящими из подземной бездны; подводные гроты, где океан клокочет и ревёт, подобно адскому чудовищу. Конусообразные острова, почвы которых не попирала ни одна человеческая нога, потому что это – опрокинутые конусы вершинами упирающиеся в море, а основанием обращённые к небу: миллиарды гибельных рифов, которые под водой соединяют друг с другом все эти острова и островки и на гребнях которых океан бесплодно вымещает свою вековую злобу.

М. Твен «Том Сойер за границей»

Тема: «План и карта» 6кл.

 

 Меня  очень беспокоил вопрос и я сказал:

- Том, мы ведь летим на восток?

 - Да.

- А с какой скоростью?

- Та же слышал, профессор сказал, что иногда мы летим 5 миль в час, а иногда и 100.

- Так я и думал, профессор соврал.

- Как так?

- Да так. Если бы мы летели с такой скоростью, то давно бы пролетели Иллинойс, верно?

- Верно.

-Ну вот, а мы его не пролетали.

-А ты по чём знаешь?

- Я по цвету узнал, Индианы ещё не видно

- Что с тобой Гек? Уж не спятил ли ты? Разве можно штаты по цвету узнать?

- Можно!

- Да при чём тут цвет?

- При том! Иллинойс зелёный, а Индиана розовая. Ну – ка покажи мне внизу что – нибудь розовое . Нет сэр, тут всё зелёное.

- Что за чушь!

- Вовсе не чушь, я сам видел на карте, что она розовая.

- Знаешь Гек Финн – говорит он -  если б я был таким остолопом . я бы давно за борт прыгнул. Он на карте видел!

- Скажи  ка Том, для чего существует карта? Ведь она сообщает нам о фактах?

- Разумеется.

- Ну а как же она может сообщать нам о фактах . Если всё врёт?

Объясните, в чём состоит заблуждение Гекельбери Финна.

В. Уткин. «ВДОЛЬ БОЛЬШОЙ РЕКИ»

Тема: Реки  (водопад) 6кл.

 

Долина большой реки сужалась. Быстрее стало течение. Рёв и гул, доносившийся из далека, становился всё громче.

- Как стадо мамонтов, - сказал Орлик он утром.

- Нет, - сказал он вечером, может там живёт предок всех мамонтов? Может он дерётся с предками всех львов?

          Грохот, рёв, шипенье стояли над Большой рекой. Клочья желтоватой пены окаймляли чёрные утёсы, торчавшие из воды. Прозрачные струи стремительно неслись между камней, рассыпаясь брызгами, а над ними повисли радужные мосты, бешено мчалась Большая река, стиснутая каменными берегами, разбиваясь о них, насыщая воздух водяной пылью. Долго стояли путники. Зачарованые невиданным зрелищем

В.Уткин « ГРЕМЯШИЙ МОСТ»

Тема: План и карта 6 кл.

 

 Белый Медведь как – то рассказывал, что давным  - давно храбрый охотник гнался за горным бараном. Он убил его на высокой вершине и посмотрел вниз. Небольшими кучками хвороста показались ему вигвамы, между которыми ползали мухи – люди. Реки превратились в маленькие ручейки, озёра в лужицы, а лес стал травой. А ещё охотник ясно видел все охотничьи дороги от их начала и до конца.

          С тех пор, говорил Белый Медведь, и научились люди чертить на шкуре, бересте или просто на земле путь. И рисунки эти помогали понять и запомнить дорогу лучше слов.

Какие признаки плана описаны в эпизоде? (уменьшенный вид, условные знаки, изображение на плоскости, вид сверху).

Тема: Горячие источники. Гейзеры. 6 кл.

 Клубы пара и дыма заволокли горизонт. Чем ближе подходил к ним Волк, тем выше поднимались они, сливаясь в серовато – чёрные тучи. Эти тучи время от времени прорезали белые столбы, которые поднимались над ними, застывали на мгновенье и падали, рассыпаясь. Перевалив через холм ,Волк вступил в долину горячих водяных столбов.

          Здесь царствовал серый цвет. Каменные изваяния навеки застыли над зелёными и голубыми озёрами, кипящими в каменных чашах, обрамлённых каменными кружевами. Струи пара с шипением пробивались сквозь почву. Плотным горячим туманом ,заволакивая воздух. Лопались пузыри в грязевых лужах

 Резкий, противный запах мешал дышать, и даже сквозь толстые мокасины Волк чувствовал, как обжигает его ноги горячая земля. Серые горбики здесь и там вздувались над почвой. На вершинах горбиков в углублениях кружилась зеленоватая вода. Время от времени из глубины доносились раскаты грома. И в воздух взлетали клубы пара и горячие водяные фонтаны. Они рассыпались вверху мелкой белой пылью и падали вниз, растекались горячими ручейками, заполнявшие каменные чаши, углубления.

           Одни горбики извергали фонтаны почти беспрерывно другие затихали на какое – то время, а из самого большого горба струились только редкие струйки пара.

  Волк подошёл к нему поближе и тут же отскочил, напуганный страшным грохотом. Высоко в воздух взлетел огромный водяной столб, заливая окрестности струями кипятка. Толщиной с небольшой вигвам, он подбрасывал камни. Гальку, песок, которые градом падали на землю.

          Обваренный паром, Волк едва успел укрыться за скалу, а столб продолжал бить вверх с шипением, гулом, грохотом . Постепенно он желтел, становился всё темнее, а когда стал тёмно – коричневым исчез.

Артур Гайе «Жизнь капитана Хатака»

Тема: Температура воздуха 6кл.

          Взгляд дикаря замер в восхищении и благоговении.

- Эта гора называется Килиманджаро. Там, на самой вершине страна духов. Никто не имеет права вступить в неё. Если человек осмеливается подняться на ту вершину, они дышат на него своим холодным дыханием, и тогда тело его коченеет. Даже вода под дыханием духов превращается в холодный твёрдый камень, а воздух – в белые лепестки, которые падают как дождь, и погребают человека.

На каком материке находится жилище богов. Объясните сущность верования дикарей.

А. Бушков. « Крючок для пираньи». Издательства «ОЛМА – ПРЕСС». М, 1997.

Тема: Западная Сибирь 9кл.

 …значит, вводная часть будет такая… Мы едем в город Тиксон. Население – около тридцати тысяч человек, причём девять десятых с превеликой охотой хоть завтра навсегда бы убрались бы на материк, но не имеют такой возможности. Дела, как везде плохие – плюс северная специфика. Цены дикие, денег нет. Лесоперевалочный завод стоит второй год – невыгодно стало сплавлять лес с верховьев. Та же ситуация с  судоремонтным – от обычной навигации остались одни воспоминания. Северный морской путь, будь это на суше, давно зарос бы бурьяном. Нефтеразведку свернули. Одним словом, народ не живёт, а кое – как выживает и не разнёс всё в дребезги и пополам исключительно по исконно русской терпеливости. А может ещё и от того, что понимает: если разнести всё в дребезги, деваться будет, вообще некуда – до материка очень уж далеко, а тут, по крайней мере, крыша над головой, рыбку можно половить, только ею многое и спасаются…

 - Медеплавильный вот - вот закроют, - бросил шофёр, не оборачиваясь к ним.

  - Ага – сказал Котельников. – Со дня на день. Выбрали руду за сто пятьдесят лет. Одним словом, социализма здесь уже нет, а капитализма нет и не будет, по одной простой причине: нечего прихватизировать. Разве что рыбхоз ещё в девяносто четвёртом превратился в частную фирмочку. Но это у нас единственный росток капитализма, и другого не дождаться. Аж целые четыре сейнера  - то есть, было четыре. Осталось три . Ну, ещё хлипкий туризм – но это уже не наше, всё идёт через Шантарск, а здесь только представитель. Возят иностранцев по Северному Ледовитому. Теневой экономики нет, поскольку нет вообще ни какой экономики. Мафия, как водится, есть, куда же без неё, но по вашим меркам это и не мафия вовсе, смех один. Тут вам не Завенягинск с его никелем и круговоротом больших денег в природе…  Вот  вам в краткой обрисовке наши сугубо штатские дела.

Г. Врублёвская. Завтра мы будем вместе: Роман. -  М., ЗАО Центрполиграф, 2003. – 328 с.

Тема: «Страны Африки» ( возможно использовать при изучении стран Южной Америки). 7 кл.

        

Моя кожа почернела на жгучем солнце экватора и задубела от переменчивых воздействий местного климата. С марта по май здесь продолжался сезон тропических ливней, потом жара, и снова ливни. ( В каком климатическом поясе проживала героиня?). Я вместе с другими женщинами племени занималась обработкой какао плодов.

        Эти красновато-бурые плоды, как огромные груши, росли прямо на стволах толстых деревьев. Мужчины срезали их толстыми ножами, а потом рассекали вдоль на две части, обнажая зернистую, как у граната середину, и передавали эти полуфабрикаты женщинам. Я довольно ловко научилась извлекать из липкого желатина зёрна. В этот момент из них валил опьяняющий шоколадный угар,… потом мы раскладывали эти зёрна на циновках и сушили их. Высушенные зёрна высыпали в мешки, чтобы потом отвести куда-то на кондитерские фабрики. Конечного продукта – конфет и шоколада – здесь никто не видел. Зато шоколадные лепёшки, сделанные кустарным способом, были обычной едой.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие к элективному курсу «Зарубежная литература. Художественная литература Великобритании XIX-XX веков». Сборник упражнений для работы с книгой С.Моэма “Маг”

Данное учебное пособие  представляет собой сборник коммуникативно-ориентированных заданий, направленных на развитие устной и письменной речи, логического и аргументированного высказывания, расшир...

Использование художественной литературы на уроках географии 8 класса.

Разработка интегрированного урока по географии через художественную литературу....

Использование художественной литературы на уроках географии 8 класс.

Разработка урока географии с применением художественной литературы: стихов, отрывков из произведений русских писателей....

Язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, изобразительно-выразительные средства

В данном уроке рассматривается важнейший аспект проблемы имплицитности в лингвистической науке – источники выявления и  интерпретации скрытых смыслов с помощью изобразительно-выразительных ...