Проект: "Факультативный курс «Байкаловедение» как средство формирования экологического мировоззрения у современных подростков"
статья по географии на тему

Актуальность проекта состоит в том, что в последнее время в России резко возрос интерес к проблемам родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_publikatsiyu_-_kopiya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Факультативный курс «Байкаловедение»

как средство формирования экологического мировоззрения у современных подростков

Маслова С.В.

Заиграевский район, МБОУ «Онохойская средняя общеобразовательная школа № 1»

Актуальность данного проекта состоит в том, что в последние десятилетия в России резко возрос интерес к проблеме изучения родного края. Её решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества. Но, к сожалению, в современном учебном плане образовательных учреждений слабо отражено место изучения конкретных регионов Российской Федерации. С нового учебного года на изучение географии в 6 классе выделяется всего один час в неделю. Это вызывает большую тревогу среди школьных преподавателей географии. Катастрофически не хватает времени на усвоение учащимися программного материала, не говоря уже о введении учебных часов на предметы национально-регионального компонента.

В настоящее время всё большее внимание обращает на себя самое древнее, самое глубокое и самое красивое озеро на Земле – озеро Байкал. С каждым годом он всё больше привлекает туристов. Нет, наверное среди нас  того, кто хотя бы раз не побывал на этом чудо - озере. И всё больше встаёт вопрос об экологическом состоянии озера Байкал. Созданная в проекте система краеведческого образования школьников обеспечивает  непрерывное изучение природы озера с целью формирования современного подростка, ответственного за судьбу родного края. Направленность проекта способствует приобщению учащихся к миру ценностей духовной культуры и включает развитие понимания ценности объектов культурного наследия своего края и выработка активной жизненной позиции по защите и сохранению  озера Байкал.

Предполагается, что через факультативный курс «Байкаловедение» у учащихся сформируются ключевые компетентности.

Общим языком описания подходов к обеспечению качества образования в мировом образовательном пространстве признан язык компетенций и результатов.        

В отечественной педагогике в последние годы активизировались исследования, посвященные изучению понятий «компетенция», «компетентность»; выделению различных компетентностей для разных видов деятельности. В работах отечественных авторов (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.А. Петровская и др.) формирование компетенций рассматривается как конечный результат процесса образования. Именно на этом основывается компетентностный подход в образовании, что нашло отражение в материалах ЮНЕСКО, где выделяется ряд компетенций, «которые уже должны рассматриваться всеми как желаемый результат образования» [1, с. 38]. В связи с этим встал вопрос об определении ключевых образовательных компетенций, которые должны приобрести обучающиеся для успешной  работы и продолжения образования.

        В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., выступающей в качестве одного из важнейших нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования, указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» [2].

Цели школьного образования с позиции компетентностного подхода можно свести к следующим: научить учиться, то есть научить решать проблемы в сфере учебной деятельности; научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи; научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни; научить ориентироваться в мире духовных ценностей; научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей; научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности; научить решать проблемы профессионального выбора.

На мой взгляд, под компетентностью надо понимать формирование общеучебных, интеллектуальных и практических умений, которые должен приобрести учащийся в школе и  умение эти знания реализовывать в различных ситуациях учебной деятельности.

Понятие «компетентность» все чаще появляется в публикациях периодических журналов и газет, компетентностный подход становится частью реформирования российской системы общего и профессионального образования. Приведем несколько примеров понимания данного термина.

Под компетенцией, следуя В.В. Краевскому и А.В. Хуторскому, будем понимать «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом… Компетентность в определенной области – это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней» [4, с. 9]. Компетентность, по существу, представляет собой категорию, определяющую систему взаимозависимости знаний, получаемых учащимся, и готовности использовать освоенные знания, а также умения и навыки в реальной практической деятельности. Наряду с термином «компетенция» используются и другие рядоположные термины, являющиеся развитием его как базового. В их числе «ключевая компетенция» и «основная компетенция». В отечественной педагогике под ключевой компетенцией понимается компетенция, соответствующая наиболее широкому спектру специфики, т. е. наиболее универсальная по своему характеру и степени применимости. Основные положения компетентностного подхода в образовании нашли отражение в материалах, названных авторами «Стратегия модернизации содержания общего образования», в которых понятие компетентности было определено в качестве центрального, которое объединяет интеллектуальную и навыковую составляющие образования и обладает интегративной природой, в котором заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе») [5, с. 14]. Рассматривая проблемы, связанные с реализацией компетентностного подхода, следует учитывать то важнейшее обстоятельство, что по мнению ведущих отечественных педагогов данный подход не является для отечественной школы совершенно новым, так как ориентация на формирование у учащихся обобщенных способов деятельности была ведущей в работах таких ученых, как М.Н. Скаткин, В.В. Давыдов и др. В этой связи, характеризуя суть компетентностного подхода, академик РАО А.А. Кузнецов определяет его как подход характеризующийся «двумя сторонами: во-первых, ориентацией обучения на формирование общеинтеллектуальных, универсальных умений и навыков, способов деятельности, а во-вторых, тем, что эти умения носят практико-ориентированную направленность» [6].

        Развить у учащихся ключевые компетенции можно путём организации в школе исследовательской деятельности, как в урочное, так и внеурочное время. Причины, по которым современные педагоги обращаются к организации исследовательской деятельности учащихся, достаточно разнообразны. Детские исследования, как способ организации образовательного и воспитательного процессов позволяют достичь впечатляющих результатов, но только при достаточном профессионализме преподавателя. В первую очередь это означает, что педагог подходит к каждому моменту обучения ребенка исследовательской работе продуманно и в состоянии прогнозировать результаты этого обучения.

        В Онохойской средней общеобразовательной школе № 1 приобщение учащихся к исследовательской деятельности идёт разными способами: через написание проектов, рефератов, лабораторно-практических уроков или, например, введение факультативного курса «Байкаловедение» для учащихся 5 – 7-х классов.

Главная цель этого проекта – формирование учебно-познавательных компетенций за счёт проведения исследовательских работ, активное использование исследовательских методов, а также отбора регионального содержания образования.

        Автор  предлагает один из способов организации учебно-исследовательской работы на уроках «Байкаловедения» через следующие задачи:

  • разработать и реализовать систему лабораторно-практических занятий с использованием географических источников, атласов Бурятии, использованием информационно - коммуникационных технологий;
  • апробировать систему домашних заданий с элементами исследования, вариативные исследовательские задания и руководства, рассчитанные на дифференцированный подход к учащимся;
  •  вовлекать учащихся в конкурсы исследовательского характера, участие их в районных научно-практических конференциях.

Непосредственным содержанием данного курса является:

- знакомство учащихся с разносторонними знаниями о природе озера Байкал;

- формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного изучения озера Байкал;

- способствование пробуждению познавательного интереса; формирование осознанной необходимости бережного отношения к природе;

- развитие учащегося, формирования у него таких качеств и умений, которые обеспечили бы ему успешность и возможность творческой реализации себя как личности в современном обществе.

- развитие мыслительной деятельности учащихся: элементы исследовательских умений (сравнение, обобщение и т.д.), способствование формированию ключевых компетенций у учащихся (способность работать с разными типами информационных источников; владение навыками поиска и систематизации информации; определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности ( см. Приложение 1).

        Основным результатом реализации данного проекта в условиях образовательного учреждения  автор считает формирование учебно-познавательных компетенций, а также умение видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул к дальнейшему развитию.

Формирование у учащихся учебно-познавательных, ценностно-смысловых, культуроведческих компетенций в процессе ведения факультативного курса «Байкаловедение» осуществляется через следующие методы и приёмы:

  • Проектная деятельность учащихся;
  • Метод наблюдений;
  • Метод анализа и синтеза;
  • Метод сравнения;
  • Межпредметная интеграция

        Изучение своей местности помогает развивать самодеятельность школьников. Оно открывает для учащихся возможность активно включиться в посильный труд по поиску информаций. При этом различный характер содержания краеведения и многообразие форм его осуществления позволяет всем учащимся найти приложение знаний и умений в соответствии со своими интересами, склонностями и силами.

        Краеведение создаёт условия для работ исследовательского характера, что помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников.

        Главное состоит в том, чтобы школьное краеведение отвечало учебным целям, а это требует, чтобы краеведение было принципом обучения географии в школе. В связи с этим важно подчеркнуть учебную сторону школьного краеведения, содержание и характер которого подчиняются образовательным целям и определяются учебной программой. В этом случае все выполняемые краеведческие работы – основное условие реализации краеведческого принципа в обучении географии. Эти работы по форме их организации могут быть классными и внеклассными. Важно, чтобы они выполнялись всеми учащимися и отвечали содержанию курса.

Краеведческий принцип предполагает систематическое установление связей любого изучаемого курса географии с теми знаниями, какие получают учащиеся в результате непосредственного исследования края. Обязательное использование в преподавании приобретённых краеведческих знаний – главное назначение учебного краеведения. И для этого учителю необходимо иметь в своём распоряжении достаточный краеведческий материал и уметь отобрать из него для уроков всё, что будет способствовать усвоению и пониманию учебного предмета.

        Осуществление краеведческого принципа в преподавании географии предполагает планомерное изучение своего края, постоянное накопление фактов и сведений о родных местах, их систематизацию и обработку. В общем, должна быть поставлена своего рода научно-исследовательская работа. Такая работа требует постоянного собирания и изучения всех современных, а также и за прошлое время литературных материалов о своём крае из научных трудов и сообщений, из статей, специальных работ, художественных произведений и т.д.

        Наиболее глубокий анализ должен происходить на уроках в связи с изучаемыми темами  программы. Суть краеведческого принципа и заключается в том, что он позволяет в знакомой учащимися местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях её отдельных компонентов и использовать результаты этих наблюдений на уроках для того, чтобы на полученных реальных представлениях формировать понятия, составляющие основу географической науки. Очень важно, чтобы все получаемые о своём крае сведения, результаты исследований приводились в порядок, систематизировались, обрабатывались в расчёте на их использование в учебных занятиях. Ниже приведу фрагмент реализации компетентностного подхода на занятиях по «Байкаловедению».

План краеведческого изучения.

        Независимо от того, какая территория понимается под «своим краем», она представляет собой небольшую часть России. Её природные условия сходны с той природной зоной, в пределах которой она расположена. Но эта территория в природном отношении имеет много особенностей, свойственных только ей. Изучение проводится по обычному плану комплексного географического исследования территории. Изучение озера Байкал начинается с определения географического положения. Но так как эта тема начинает изучаться только в 6 классе, то эту тему мы затронули ещё в курсе 5 класса. Учащиеся определили границы водоёма, рассмотрели соседние территории. Чтобы закрепить приобретённые знания, ребята изготовили макет озера Байкал, который послужил им простейшей контурной картой. В рабочей тетради выполнили схематическую «карту» географического положения озера Байкал. Выяснили, какие горные хребты окружают озеро Байкал, определяли абсолютную высоту гор, определили самую высокую точку Бурятии.

        Совершенно необходимо иметь картографическую основу изучаемой территории. Учащиеся приобрели географический атлас Республики Бурятия. Например, вместе с изучением рельефа, учащиеся выясняют, какими полезными ископаемыми богат край. Ребята могут объяснить, почему именно эти полезные ископаемые образовались на территории края, исходя из знаний о происхождении горных пород. Месторождения полезных ископаемых условными знаками отметили на своих макетах. По возможности собираются образцы горных пород для коллекции в кабинет географии. В перспективе планируется посетить вместе с учащимися геологический музей г. Улан – Удэ для закрепления знаний о горных породах Байкальского региона.

        При изучении климата ребята устанавливают, какие температуры воздуха по месяцам бывают в отдельных местах края. Так как наша местность находится на расстоянии 300 километров от изучаемого объекта, то пример определения средней температуры воздуха определяем на территории посёлка Онохой. Ребята, таким образом, приобретают навыки наблюдения за погодой.

        Полученные сведения о рельефе и климате используют для характеристики рек бассейна озера Байкал. При этом отмечают хозяйственное использование рек и озера Байкал. Объектами гидрологического исследования являются также подземные воды, минеральные источники – аршаны, которые имеются на территории и влияют на экологическое состояние не только малых рек, но и озера Байкал.

        Важную часть краеведческого исследования составляют характеристики растительного и животного мира, населяющие Байкальский регион. Для школьного кабинета географии собирается гербарий растений, изготовленный силами учащихся. Ребята дают краткое описание тех растений, которое на данный момент их заинтересовало. Были взяты во внимание такие растения как тополь, берёза, клён, произрастающие на изучаемой территории. Такими простыми примерами у ребят вырабатывается исследовательский приём. Ребята работают с различными источниками информации, ведут поисковую работу, учатся видеть и выделять главное.

        Специальный раздел краеведческого изучения территории составляет топонимика. Это изучение проводится по разнообразным материалам периодической печати. В целях разнообразия изучения материала ребята учатся все свои материалы представлять в виде электронных презентаций.

Результатом данного подхода является создание совместного творческого проекта учащихся, отражающего развитие и экологическое состояние жемчужины Сибири – озера Байкал. Проект будет выполнен самими учащимися, поэтому он, на мой взгляд, будет являться их особенной гордостью. Планируется публичная презентация и защита проекта  на уровне научно-практической конференции «Шаг в будущее».

Анализируя суть проекта, можно предположить, что через предметы регионального компонента, а именно, в данном случае, факультативный курс «Байкаловедение», будет способствовать развитию:

  • Учебно – познавательных компетенций: межпредметная связь: география, биология – знакомство с различными видами флоры и фауны, обитающей на данной территории, прослеживание географической грамотности; математика – построение различных графиков, диаграмм при сравнении цифровых значений; русский язык , литература – оформление сообщений и творческих проектов.
  • Ценностно-смысловых компетенций: умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.
  • Культуроведческой компетенции: знакомство с культурой своего народа, края.
  • Коммуникативных компетенций: умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, поведение в обществе – этикет; умение работать самостоятельно,; индивидуальная работа; формирование групп, где учатся распределять обязанности; есть ответственный за определённый вид работ; устные ответы; защита проектов, сообщений, презентационного материала.
  • Информационных компетенций: самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера.

В рамках общеобразовательной школы проект позволит повысить знания учащихся в области национально-регионального компонента. Дети будут участвовать с большим желанием в природоохранной деятельности.

В рамках района учащиеся поделятся опытом на слёте детских молодёжных инициатив в группе «Эколог», которые проводятся ежегодно в районе.

Разрабатываемый учебный курс «Байкаловедение»  сделает предпосылку возможного  введения учебного предмета обязательным в школьную программу не только в районах I порядка, принадлежащих буферной зоне Байкала, но и отдалённых районах, так как озеро Байкал является  гордостью не только Бурятии, но и России.

Библиографический список:

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.        

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// http://www.school.edu/.

3. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А.В. Хуторского на заседании Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос»// www.eidos.ru/news/compet.htm.

4. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах// Педагогика. 2003. № 2. С. 3-10.

5. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.

6. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.eidos.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое занятие "Солнечная гроздь винограда". Работа с природным материалом, направленная на развитие мелкой моторики рук, коррекцию искаженных сенсорных стереотипов, формирование экологического мировоззрения детей.

Данное занятие было разработано для разновозрастной группы воспитанников в рамках занятий, направленных на развитие мелкой моторики, с учетом особенностей психофизического развития детей....

Использование цифровых образовательных ресурсов при формировании экологического мировоззрения школьников на уроках физики

Экологическая обстановка в мире с каждым годом ухудшается, что не может не отразиться на жизни современных людей и будущих поколений.Поэтому проблема формирования экологического мировоззрения учащихся...

Формирования экологического мировоззрения через организацию внеклассной деятельности в предметах естественнонаучного цикла

    Актуальность формирования экологической культуры у подрастающего поколения сегодня не вызывает ни у кого сомнений. Школа признана центральным звеном в системе непрерывного экологи...

Формирование экологического мировоззрения учащихся

Автор статьи рассказывает о своем опыте по проблеме формирования экологического мировоззрения учащихся....

Внеурочная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения обучающихся

Внеурочная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения обучающихся (из опыта работы)...

Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях.

Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях....