география 6 класс
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему

Дорохин Владимир Александрович

география 6 класс  включает в себя изучение Гидросферы, Атмосферы, Биосферы, географической оболочки земного шара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geograf.6_kl.docx41.01 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область

р.п. Усть-Донецкий

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Усть-Донецкая средняя общеобразовательная школа № 2

«Утверждено»

Директор МБОУ УДСОШ №2

Приказ от___________№____

__________С.А. Лисицына

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

основное общее образование

6 класс

Количество часов: 34

Составитель: учитель географии

Дорохин Владимир Александрович 


Программа разработана на основе примерных программ основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по  общему образованию, протокол от 8 апреля 2015г. №1/15) в соответствии с требованием государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2012г. №1897) с использованием авторской программы А.А.Лобжанидзе по географии 6 класса издательство «Просвещение» 2012 г.

  • Цель курса – заложить систему элементарных знаний о карте, компонентах природы и физико-географических особенностях планеты Земля, основы понятий, формирование которых осуществляется при изучении последующих курсов.
  • Задачами курса  являются формирование элементарных знаний о Земле в целом и об оболочках Земли (их частях), понимание неоднородности географической оболочки как уникальной оболочки Земли на планетарном и региональном уровнях; формирование основных предметных понятий и представлений,
  • Сформировать представление у учащихся о структуре, динамике, размещении и развитии геосфер.
  • Сформировать первоначальные представления о размещении географических объектов как природных (материков и океанов, гор, равнин, рек и морей и т.д.), так и социально-экономических (стран, городов, дорог и т.д.).
  • Сформировать практические умения работать с глобусом, картой. Планом местности, со специальными приборами и инструментами для получения необходимой географической информации, а также для наблюдений, ориентирования на местности, полевых исследований, маршрутных съемок и первоначальной систематизации полученных результатов.
  • Развить правильное отношение к окружающей среде – природной, городской.
  • Развить понимание воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека, разнообразия и своеобразия духовных традиций; формирование личностного отношения к своему населенному пункту, как части России, чувство уважения и любви к своей малой Родине через активное познание и сохранение родной природы, истории культуры.

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «географии» 6 класса

Личностные результаты:

- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

- образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты:

- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

 Предметные результаты:

 - понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

- представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

- умение работать с разными источниками географической информации;

- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- картографическая грамотность;

-  владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

- умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

  II. Содержание учебного предмета «География» 6 класса

Тема 1. ГИДРОСФЕРА — ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 4 ч

Гидросфера — водная оболочка Земли, ее состав и строение. Свойства воды. Мировой круговорот воды и роль воды в природе. Мировой океан и его части. Свойства вод: температура и соленость. Движение вод в Мировом океане: волны, течения, приливы и отливы. Воды суши. Реки. Части реки, речная система, бассейн реки. Равнинные и горные реки. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Охрана рек. Озера. Водохранилища — искусственные озера. Болота. Подземные воды. Грунтовые и межпластовые воды. Источники. Значение и охрана подземных вод. Ледники и многолетняя мерзлота. Горные и покровные ледники. Значение ледников. Оледенения. Человек и гидросфера. Водный голод планеты: объемы потребления воды, загрязнение воды.

Практические работы. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Анализ карт температуры и солености вод Мирового океана. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.

Тема 2. АТМОСФЕРА — ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 5 ч

Атмосфера — воздушная оболочка Земли, ее состав, строение. Значение атмосферы. Температура воздуха. Распределение тепла на поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Изменение температуры воздуха в течение года и в течение суток. Амплитуда температур. Парниковый эффект. Влажность воздуха и атмосферные осадки. Относительная и абсолютная влажность воздуха. Туман. Виды облаков. Атмосферные осадки. Атмосферное давление и движение воздуха. Различия в атмосферном давлении на разных участках Земли. Ветер. Постоянные и сезонные ветры. Местные ветры. Значение ветров. Погода и ее предсказание. Причины изменения погоды. Элементы погоды. Прогноз погоды. Погода и климат. Климат и климатообразующие факторы. Разные климаты Земли. Оптические атмосферные явления. Явления, связанные с отражением солнечного света. Явления, связанные с электричеством в атмосфере. Человек и атмосфера. Опасные атмосферные явления. Антропогенное воздействие на атмосферу.

Практические работы. Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.

Тема 3. БИОСФЕРА — ОБОЛОЧКА ЖИЗНИ — 3 ч

Биосфера — оболочка жизни, ее границы. Разнообразие растений и животных. Особенности распространения растений и животных. Приспособление живых организмов к среде обитания на суше и в Мировом океане. Процессы, происходящие в биосфере. Круговорот веществ. Взаимосвязь биосферы с другими геосферами Земли. Человек — часть биосферы. Распространение людей на Земле. Человеческие расы. Зависимость человека от биосферы. Экологические проблемы в биосфере. Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные проблемы. Охрана биосферы.

Практические работы. Наблюдения за растительным и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на примере своей местности и по картам атласа.

Тема 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 6 ч

Географическая оболочка Земли, ее границы и составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Свойства географической оболочки. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: различие по размерам, природные, природно-антропогенные и антропогенные. Почвы как особый природный комплекс. Условия образования почв различного типа. Состав и строение почв. Типы почв. Особенности растительности, животного мира и хозяйственной деятельности человека в пределах различных природных зон. Арктические и антарктические пустыни, безлесные пространства тундры. Лесотундра. Леса: тайга, смешанные и широколиственные леса, переменно-влажные и экваториальные леса. Степи и саванны. Пустыни и полупустыни.

Природные комплексы Мирового океана.

Практические работы. Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.

III. Тематическое планирование учебного предмета «География» 6 класса

№ п/п

Разделы программы

Кол-во часов

Сроки изучения

Виды и сроки контроля

Практикум

Сопровождающие внеурочные формы учеб.деятельности

ВВЕДЕНИЕ

Сентябрь

ГИДРОСФЕРА — ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ

Сентябрь- октябрь

Проекты

тест

Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте.                   Оценка обеспеченности водными ресурсами регионов Земли

Поход выходного дня  экскурсия

АТМОСФЕРА — ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ

10ч

Ноябрь-январь

Проекты

тест

Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты.  Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.

Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.     Ведение дневника погоды

БИОСФЕРА ОБОЛОЧКА ЖИЗНИ

4 ч

Февраль - март

тест

Наблюдения за растительным и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на примере своей местности

Поход выходного дня  экскурсия

фоторепортаж

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ

10 ч

Апрель-май

Проект «Зона лесостепей в нашем районе»

тест

 Описание природных зон Земли по географическим картам.

Проекты    презентации

Всего:

34

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

по факту

Введение

1

5.09

Гидросфера

1

12.09

Мировой океан

1

19.09

Движение вод в Мировом океане

1

26.09

Озера, болота  

р/к реки Дон, Северский Донец, Сухой Донец, Кундрючья                                                           

1

03.10

Подземные воды.  

р/к Родники, минеральные воды РО         

1

10.10

Ледники и многолетняя мерзлота.

1

17.10

Человек и гидросфера.

р/к отношение казаков к водоемам

1

24.10

Обобщение по теме «Гидросфера – водная оболочка Земли»

1

07.11

состав, строение. Значение атмосферы для планеты

1

14.11

Температура воздуха

р/к температура воздуха в РО, поселке

1

21.11

Влажность воздуха и атмосферные осадки

р/к летние ливни

1

28.11

Атмосферное давление

р/к атм.давление, как  оно влияет на здоровье людей

1

05.12

Ветер 

р/к роза ветров в Усть-Донецком по сезонам

1

12.12

Погода 

р/к погодные аномалии степей                          

1

19.12

Климат  

р/к многолетние наблюдения за погодой своей местности   

1

26.12

Обобщение данных дневника погоды

р/к Обобщение данных дневника погоды своей местности

1

16.01

Человек и атмосфера.  

р/к Казачьи приметы ясной и ненастной погоды                                               

1

23.01

Обобщение по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли"  тест

1

30.01

Значение биосферы

1

06.02

Жизнь в океане и на суше

1

13.02

Человек – часть биосферы Экологические проблемы

р/к Экологические проблемы РО

1

20.02

Обобщение по теме «Биосфера»

1

27.02

Географическая оболочка

1

06.03

Природные комплексы

р/к Природные комплексы лесостепи района, флора и фауна

1

13.03

Почва

р/к Чернозёмы и каштановые почвы РО

1

20.03

Ледяные пустыни и тундры

1

03.04

леса

1

10.04

Степи и саванны.

р/к Флора и фауна

1

17.04

Засушливые области планеты.

1

24.04

Природные комплексы  Мирового океана

1

08.05

Всемирное  наследие человечества.

1

15.05

Природное и культурное наследие  России

1

22.05

Обобщающий урок по теме «Географическая оболочка»

1

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

08.05 география класс

презентация...