Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Каравашкина Наталья Александровна

Географические особенности природы Ульяновской области.  Памятники природы Ульяновской области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Пояснительная  записка

Нормативно-правовая база

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937).
  • Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 года №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального  государственного стандарта основного общего образования»;
  • Письмо  Министерства образования и науки Российской Федерации от                14 декабря 2015 г. № 09–3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»,
  • Образовательной программы  ООО МОУ Новоуренской СШ (Утверждена приказом директора школы №___  от________________)

Место курса в плане внеурочной деятельности

На занятия отводится 1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС ООО, в год 34 часа

Цель внеурочной деятельности:  

формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, воспитание уважения к природе родного края.

Задачи внеурочной деятельности:

Формировать у  обучающихся:

  • понимание особенностей нашего  региона на основе формирования системы знаний о природе нашего края.  
  • гражданскую позицию бережного отношения к памятникам природы родного края.  
  • творческие способности
  • навыки исследовательской работы

Объекты изучения: Географические особенности природы Ульяновской области.  Памятники природы Ульяновской области.

2. Личностные и метапредметные результаты

Личностным результатом обучения географии своей местности в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии своей местности:

  • ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
  • осознание себя как члена общества на  локальном уровне, (житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы и человека
  • представление о своём крае, месте и роли в современном мире;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Метапредметные результаты достигаются путем формирования  у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • определять план выполнения заданий во  внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
  • использовать в своей деятельности  технические средства обучения (владение компьютером, Интернетом)

Познавательные УУД:

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
  • отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в книгах, средствах массовой информации
  • сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  • группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге на занятиях  и в жизненных ситуациях.
  • отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
  • слушать и понимать речь других.

   

3.  Учебно- тематический план курса внеурочной деятельности «Тропинками родного края»

Название тропинки

Всего часов

Теория

Практика

МОДУЛЬ 1 (17 часов)

Географические особенности природы Ульяновской области.  

Тропинка 1

Географическое положение Ульяновской области

2

1

1

Тропинка 2

Рельеф и полезные ископаемые Ульяновской области

2

1

1

Тропинка 3

Водные объекты Ульяновской области

2

1

1

Тропинка 4

Животный  мир Ульяновской области

2

1

1

Тропинка 5

Растительный мир Ульяновской области

2

1

1

Тропинка 6

Красная Книга Ульяновской области

2

1

1

Тропинка 7

Особо охраняемые территории Ульяновской области

2

1

1

Тропинка 8

Ульяновский район на карте области

1

1

-

Тропинка 9

Моя малая родина

1

1

-

Итоговое занятие

Географические особенности природы Ульяновской области

1

-

1

МОДУЛЬ 2  (15 часов)

Памятники природы Ульяновской области. 

Тропинка 1

Акшуатский парк

1

1

-

Тропинка 2

Исток р. Свияги

1

1

-

Тропинка 3

Ундоровские минеральные источники

1

1

-

Тропинка 4

Юловский пруд

1

1

-

Тропинка 5

Скрипинские Кучуры

1

1

-

Тропинка 6

Красногуляевские пещеры

1

1

-

Тропинка 7

Брехово болото

1

1

-

Тропинка 8

Берег орланов

1

1

-

Тропинка 9

Озеро Поганое

1

1

-

Тропинка 10

Ульяновский дендропарк

1

1

-

Тропинка 11

Экологический парк "Черное озеро"

1

1

-

Тропинка 12

Языковский парк

1

1

-

Итоговое занятие

Памятники природы Ульяновской области

1

-

1

Защита проектов Памятники природы Ульяновской области

2

-

2

ИТОГО

32

21

11

Резерв

2

-

-

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

МОДУЛЬ 1: Географические особенности природы               Ульяновской области (17 часов).

Тропинка: Географическое положение области. (2 часа)

Ульяновская область на карте. Координаты области. Состав области. Соседние регионы.

Практическая работа: «Определение по карте географического положения области».

 

Тропинка: Рельеф и полезные ископаемые. (2часа)

Общая характеристика  рельефа Ульяновской области. Особенности рельефа Классификация полезных ископаемых и  закономерности их  размещения.

Практическая работа: Составление карты-схемы: « Минерально - сырьевая база Ульяновской  области"

 

Тропинка: Водные объекты Ульяновской области (2 часа)

Особенности  внутренних вод, взаимосвязь компонентов природы на примере внутренних вод. Основные речные системы. Важнейшие озёра, пруды, болота, подземные воды. Охрана водных ресурсов.

Практическая работа: Составление карты – схемы «Внутренние воды области».

Тропинка: Животный мир области.(2 часа).

Общая характеристика, типичные представители животного мира,         рациональное использование и сохранение животного мира.

Практическая работа:  Составление карты: « Животный мир области»

Тропинка: Растительный мир области. Типичные представители. (2 часа)

 Растительный мир, типичные представители, закономерности размещения,                             смены растительных сообществ. Антропогенные лесные ландшафты.

Практическая работа: Составление карты -  «Растительный мир области».

Тропинка: Красная Книга Ульяновской области ( 2 часа)

Представители флоры и фауны Ульяновской области занесённые в Красную Книгу

Практическая работа: Составление Красной Книги своего села

Тропинка: Особо охраняемые территории Ульяновской области  ( 2 часа)

Заповедники и заказники Ульяновской области

Практическая работа: Составление карты –«Особо охраняемые территории Ульяновской области»

Тропинка: Ульяновский район на карте области ( 1час)

Ульяновский район  на карте области. Общая характеристика.

Тропинка: Моя малая родина (1 час) 

Моё село на карте области. Общая характеристика.

Итоговый урок-игра по теме: Географические особенности природы Ульяновской области (1 час)

МОДУЛЬ 2: Памятники природы Ульяновской области                    (15 часов).  

Тропинка: Памятники природы края (12 часов)

Краткое описание объекта, географическое положение, нормативно-правовая основа функционирования геологического памятника природы, перечень основных объектов охраны.

Итоговый урок-игра по теме: Памятники природы Ульяновской области           (1 час)

Презентация проектов «Памятники природы края» (2 часа)

 Итого: 32 часа

 Резерв: 2 час


5. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Тропинками родного края»

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Вид деятельности

Содержание

Дата

П

Ф

МОДУЛЬ 1: Географические особенности природы   Ульяновской области (17 часов)

1-2

Географическое положение Ульяновской области

2

знать географическое положение  на карте страны. Площадь территории, конфигурацию, протяженность по основным направлениям.

выделять главные географические объекты, влияние географического положения на особенности развития области по картам местоположение области и своего населенного пункта.

Ульяновская область на карте. Координаты области. Состав области. Соседние регионы.

Практическая работа: «Определение по карте географического положения области».

3-4

Рельеф и полезные ископаемые Ульяновской области

2

знать общую характеристику поверхности территории области   анализировать основные формы рельефа своей территории, их происхождение и изменение

знать местные горные породы и полезные ископаемые, главные месторождения.

анализировать влияние рельефа местности на условия жизни, хозяйственную деятельность человека.

Общая характеристика  рельефа Ульяновской области. Особенности рельефа Классификация полезных ископаемых и  закономерности их  размещения.

Практическая работа: Составление карты-схемы: « Минерально - сырьевая база Ульяновской  области"

5-6

Водные объекты Ульяновской области

2

Знать  основные речные системы, озера, пруды, болота, подземные воды, источники. Питание и режим рек.

Анализировать распространение опасных явлений, связанных с водами, причины их проявления и меры предотвращения. Проблемы малых рек. Хозяйственное использование внутренних  вод и их охрана

Особенности  внутренних вод, взаимосвязь компонентов природы на примере внутренних вод. Основные речные системы. Важнейшие озёра, пруды, болота, подземные воды. Охрана водных ресурсов.

Практическая работа: Составление карты – схемы «Внутренние воды области».

7-8

Животный  мир Ульяновской области

2

знать животный мир. Разнообразие видового состава. Животный мир антропогенных регионов..

Общая характеристика, типичные представители животного мира,         рациональное использование и сохранение животного мира.

Практическая работа:  Составление карты: «Животный мир области»

9-10

Растительный мир Ульяновской области

2

знать растительный мир области, видовой

состав и его описание.

анализировать особенности произрастания растительности, ее использование в жизни людей.

Растительный мир, типичные представители, закономерности размещения,                             смены растительных сообществ. Антропогенные лесные ландшафты.

Практическая работа: Составление карты -  «Растительный мир области».

11-12

Красная Книга Ульяновской области

2

Знать растения и животных, занесённых в Красную Книгу.

Познакомиться с Красной книгой Ульяновской области

Представители флоры и фауны занесённые в Красную книгу

Практическая работа:

«Составление Красной книги своего села»

13-14

Особо охраняемые территории Ульяновской области

2

Знать классификацию особо охраняемых территорий и их отличительные признаки. Познакомиться с крупнейшими заповедниками и заказниками Ульяновской области

Охрана растительного и животного мира своей местности                    Практическая работа: Составление карты -  

«Особо охраняемые территории Ульяновской области»

15

Ульяновский район на карте области

1

знать географическое положение  на карте области. Площадь территории, конфигурацию, протяженность по основным направлениям.

выделять главные географические объекты.

Ульяновский район  на карте области. (Общая характерис-тика, ГП, рельеф, водные объекты, растения и животные).

16

Моя малая родина

1

знать географическое положение  на карте  района. Площадь территории, конфигурацию, протяженность по основным направлениям.

выделять главные географические объекты

Моё село на карте области (Общая характеристика, ГП, рельеф, водные объекты, растения и животные).

17

Итоговый урок

Географические особенности природы Ульяновской области

1

Повторение изученного

МОДУЛЬ 2: Памятники природы Ульяновской области   (15 часов).

18/1

Акшуатский парк

1

Знать памятники природы ульяновской области, их особенности

Краткое описание объекта, географическое положение, нормативно-правовая основа функционирования геологического памятника природы, перечень основных объектов охраны.

19/2

Исток р. Свияги

1

20/3

Ундоровские минеральные источники

1

21/4

Юловский пруд

1

22/5

Скрипинские Кучуры

1

23/6

Красногуляевские пещеры

1

24/7

Брехово болото

1

25/8

Берег орланов

1

26/9

Озеро Поганое

1

27/ 10

Ульяновский дендропарк

1

28/ 11

Экологический парк "Черное озеро"

1

29/ 12

Языковский парк

1

30/ 13

Итоговый урок

Памятники природы Ульяновской области

1

Повторение изученного

31-32/ 14-15

Презентация проектов «Памятники природы края»

2

33-34/ 16-17

Резерв

2


6. Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение

  • Географическое краеведение  [Текст]: учебное пособие для VI-IX классов общеобразовательного учреждения /Под общ. ред. А.А. Баранова, Н.В. Лобиной. - Ульяновск: УИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2013. - 240 с.
  • Лобина Н.В. Географическое краеведение Ульяновской области в тестах, схемах, таблицах, заданиях,  [Текст]: /Лобина Н.В., Фёдоров В.Н., Темаева Е.А. изд. «Корпорация технологий продвижения», Ульяновск, 2008, 31 с.
  • Особо охраняемые природные территории Ульяновской области [Текст]  / под ред. В.В. Благовещенского. - Ульяновск: Дом печати, 2006. - 184 с.
  • Храмова Е.В. Практические работы по географическому краеведению [Текст] : методическое пособие. /Е.В.Храмова. Ульяновск:УИПКПРО, 2010.-21с.

7. Предполагаемая результативность курса:

                                     

В результате изучения курса внеурочной деятельности обучающиеся получат возможность научиться:

 

  • выбирать необходимый источник географо-краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;
  • владеть приемами аргументации, доказательства правильности географического суждения. Давать собственную оценку географическим событиям;
  • уметь анализировать демографические, экологические ситуации на основе обработки и анализа статистических данных.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их взаимосвязями, изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;
  • решения социально значимых географических задач, заботиться о благополучии природной среды.

   

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новоуренская средняя школа

«Рассмотрено»

на педагогическом совете

Протокол № 1 от __.08.2017

«Согласовано»

зам.директора по ВР

________/______________________/

___.08.2017

«Утверждаю»

директор школы

___________/Н.В.Кузина/

Приказ № ___ от___.___.2017

Рабочая программа

курса  внеурочной деятельности  «Тропинками родного края»

6 класс

Составитель: учитель географии

Каравашкина Наталья Александровна

2017-2018 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...