Смысловое чтение на уроках географии
статья по географии на тему

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Д. Дидро. Смысловое чтение – это чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания. В представленном материале рассматриваются уровни смыслового чтения, виды работы с учебником, виды и приемы смыслового чтения используемые на уроках географии с примерами…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smyslovoe_chtenie_na_urokah_geografii_1.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Смысловое чтение на уроках географии

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Д. Дидро.

   В настоящее время педагоги много говорят об УУД, а чтение является УУД в основной и старшей школе. Оно направлено на реализацию государственного стандарта образования. На практике я  уделяю большое внимание  работе с текстом как источником географических, картографических знаний. Текст выступает и как источник информации и как средство воспитания и развития учащихся. Смысловое чтение – это чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания. Посмотрите на эту фразу: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Д. Дидро. Трудно не согласиться со словами Д. Дидро, жившего более 200 лет назад. «Развитие грамотности и культуры чтения в России, повышение интеллектуального уровня граждан страны, а, следовательно, и  конкурентоспособности страны  на мировой арене» – цели разработанной  в стране  «Национальной программы поддержки и развития чтения в России», в реализации  которой  (2007 -2020 гг.)  важнейшим звеном становится современная российская школа.
Такой подход нашёл отражение в нормативных документах, которые отражают государственный заказ образованию и определяют его содержание.  ФГОС начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров соответствии с целями и задачами».
 А для учителя географии важно не только прочитать текст, а помочь приобрести, сохранить и использовать информацию. Именно эти действия и описывает технология смыслового чтения.

Задача учителя – обучение детей грамотному смысловому чтению. Прочные и осознанные навыки смыслового чтения способствуют: - принятию и освоению школьниками социальной роли; - развитию мотивов учебной деятельности; - формированию личностного смысла учения.

Познавательные УУД: В учебниках:  - поиск и выделение информации; - осознанное и произвольное построение высказываний; - выбор эффективных способов решений;  - смысловое чтение: - рефлексия, контроль и оценка процесса и результата.

Уровни смыслового чтения: - поиск информации; - понимание прочитанного; - преобразование информации;  интерпретация информации; - оценка информации.

Я никогда не читаю с учениками весь параграф (не интересно, да и не нужно). Выделяю для чтения  любого параграфа ту часть текста, которая раскрывает наиболее важную информацию, на этом же уровне прошу найти ту часть текста, или вывод, или глазами быстро пробежать абзац и найти ответ на вопрос. Воспроизвести ответ, и никаких кратких ответов, только полным предложением, пример: что такое климат территории? Климат территории  – это характерный для нее многолетний режим погоды

( учебник для 5 – 6 класса, стр.164)Этот прием способствует развитию речи.

Учебник – главный инструмент в работе учителя географии. Принципы построения учебника географии: -деятельностная структура учебника (выделяется материал для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся); - практическая направленность; - мотивация (целевые установки, план – схемы, творческие задания, практические работы, фактический материал, объекты исследования); - обеспечивает возможность использования открытых образовательных технологий, интернет – ресурсов.

На первом уроке географии в классах любой параллели знакомимся с учебником: рассмотреть обложку (очень много информации о том, что будем изучать  несет сама обложка).; содержание учебника, научить учеников выделять название тем, рассмотреть приложения. Очень важно, чтобы ученик научился искать тот или иной материал самостоятельно, без помощи учителя.  ( ПРИМЕРЫ УЧЕБНИКОВ 6 – 9 классов)

Виды работы с учебником: - воспроизведение; - логико – структурный ангализ; - поиск объяснения;

 - творческая деятельность; - обучение в учебных ситуациях;  - организация речевой деятельности.

Виды смыслового чтения:

Поисково – просмотровое чтение

Ознакомительное чтение

Форма проверки

Форма контроля

Перечислить факты

Составлять простой план текста

Поставить вопрос

Делать выписки основной информации

Сделать выборочный персказ

Делить текст на части и озаглавливать их

Составить оценку

Ставить вопросы к основной информации и отвечать на них

Прогнозировать содержание по заголовку иллюстрациям

Изучающее чтение – это такое чтение, которое очень хорошо подходит для домашнего задания. Это внимательное вычитывание, проникновение в смысл при помощи анализа текста. Принцип: практикуется на небольших по объему текстах определенной трудности, так как его главная цель – качественная сторона  чтения, полнота и точность понимания. Задача: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали  и практически осмыслить извлеченную информацию.

Приемы смыслового чтения: составление терминологического словарика, составление схемы по тексту, составление вопросов по тексту, подбор описания к иллюстрациям из текста, составление алгоритма действий, построение графиков, законченное и незаконченное предложение и т.д.

Что дает смысловое чтение? Развивается  воображение, активное взаимодействие с внутренними образами, возникает контакт между учеником, текстом и окружающим миром, развивает устную и письменную речь.  

Вывод: смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности, ведь для того чтобы чтение было смысловым, ученик  должен точно понимать смысл текста, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Приведу несколько примеров:

5 класс  Составление  плана текста. Тема урока «Вулканизм», §26 (Учебник  географии  5 – 6 класс. Авторы: В.П.Дронов, Л.Е. Савельева) В результате работы над текстом ученики  записывают в тетрадь план и учатся устной географической речи, выстраивая её логично и последовательно. Прежде всего, ребятам  необходимо пояснить, что план – это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Каждый пункт плана – это краткая формулировка содержания части текста (абзаца). Перед составлением плана необходимо предложить  ребятам  памятку «Как составить план текста?»:
1. Прочитайте текст.
2. Выделите в тексте главные мысли.
3. Установите взаимосвязь и последовательность мыслей.
4. Кратко сформулируйте главные мысли в виде пунктов плана.
Первоначально такая работа проводится под руководством учителя. Рассмотрим это на примере 2-го пункта параграфа  «Что такое вулкан?», где материал излагается в логической последовательности:
1. Первая часть текста рассказывает об образовании и строении вулкана. При чтении учащиеся могут добавить свои пункты: «Что такое вулкан?», «Чем отличается магма от лавы?», «Какими могут быть извержения вулкана в зависимости от типа лавы?»
2. Во второй части текста раскрываются понятия вулканы  «действующие», «уснувшие» и «потухшие», а также их география.
3. Заканчивается  текст пункта параграфа темой  «Гейзеры ». После составления плана по тексту учебника можно обратиться к детям с вопросом: «А какие пункты плана можете предложить вы сами?  Что  еще вам  хотелось бы рассказать о вулканах?»


 7 класс  Тема урока «Человек и Антарктида»,. Текст из песни В.Высоцкого.

 «Пока вы здесь в ванночке с кафелем
Моетесь, нежитесь, греетесь, —
Он в холоде сам себе скальпелем
Там вырезает аппендикс».

Подготовить устный рассказ о герое, про которого сложены эти строки. Определите материк, где происходило действие.        Задание по интерпретации текста, анализ характера, поступка героя. Формируется умение высказывать  свое  отношение  к людям, выражать эмоции.

8 класс. Тема урока «Россия в мире», 8 класс. Тексты учебника позволяют говорить о любви к Родине, о гордости за страну,  о формировании  экологической культуры.  На уроках географии мы часто используем смешанные тексты, добавляем информационную составляющую (таблицы, рисунки, графики, диаграммы)

8 класс. При изучении темы «Население России» учащиеся создают в своей тетради словарик с ключевыми понятиями, в конце изучения темы учащимся предлагается соотнести термин и его определение-закрепить пройденное:

 Подберите пару: понятие – определение

        1) сокращение численности населения в стране                а)  рынок труда

        2) въезд людей в страну                                                б)  «утечка умов»

        3) количество умерших на 1000 жителей за год                в)  депопуляция

        4) превышение числа желающих работать над                          г)  смертность

                   количеством рабочих мест                                        д)  безработица

        5) соотношение спроса на рабочую силу                        е)  иммиграция

             и её предложение

                   6) экономическая эмиграция специалистов

             различного профиля обычно из менее

             развитых стран в более развитые.

9 класс.  У учащихся уже должно сформироваться представление, что учебник, географические карты, дополнительные источники информации – это основные и важные средства обучения, где можно найти ответ на любой вопрос. К тому же умение читать текст осмысленно, находить ключевые слова, основную мысль помогают учащимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Работу с текстом учебника можно проводить с использованием различных приемов на разных этапах обучения: при изучении нового материала, при отработке и закреплении знаний, проверки и оценки знаний.

Не все уроки можно проводить, используя данную технологию, но все же, если планировать такие уроки, то следует обратить внимание на подготовку урока географии с использованием учебно-научного текста учебника в режиме технологии продуктивного чтения.

- Выбираем текст, который мы предлагаем ученикам для чтения на уроке.

 -Читаем текст изучающим чтением, вычитывая в нём три уровня информации:

фактуальную (то, о чём сообщается в явном виде); подтекстовую (то, что сказано в неявном виде, «между строк»). Данный уровень может быть не во всех текстах; концептуальную (основная идея, главная мысль). Определяем место и роль данного текста на уроке.  - Формулируем задание для работы с текстом до чтения с целью прогнозирования будущего содержания текста, создания мотивации для чтения.

9 класс. На основе анализа таблицы по теме «Транспорт России» (плюсы и минусы каждого вида транспорта), могут выполнить следующее задание:

Определите лидеров среди видов транспорта по перечисленным параметрам:

1 — свободное размещение,

  1. — надежность,
  2. — регулярность,
  3. — универсальность по перевозке грузов,
  4. — независимость от времени года и суток,
  5. — независимость от погодных условий,
  6. — маневренность,
  7. — высокая скорость,
  8. — большая грузоподъемность,
  1. — грузооборот,

11— пассажирооборот

Свой ответ объясните

Данное задание может быть выполнено как устно, так и письменно, например при составлении схемы «Особенности каждого вида транспорта».

 Необходимость применения данной технологии на уроках географии очевидна,  особенно при подготовке к государственной итоговой аттестации. В ОГЭ и ЕГЭ включены задания, которые требуют текстового анализа, интерпретации и преобразования информации. В данных заданиях учащиеся должны найти ключевые слова, основные характеристики регионов.

C2 – Определите регион России по его краткому описанию.

Этот край имеет выход к двум морям, по суше граничит с одной из зарубежных стран. Бoльшую часть территории занимает низменность, на юге расположены молодые высокие горы. Особенностью климата является непродолжительный холодный период года. Основное богатство края – агроклиматические и рекреационные ресурсы.

Практика показывает, что благодаря работе с текстом, вопросы о причинно-следственных связях (самые трудные для учеников) становятся более понятными.  

Цель смыслового чтения –  полное понимание содержания текста,  осмысление полученной информации, осуществление познавательной деятельности.  Обучая работе с текстом, мы решаем развивающие задачи.

 И закончить мне хотелось бы следующими  словами:

 «Чтение — это окошко, через которое дети  видят  и познают мир и самих себя» В.А.Сухомлинский 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловое чтение на уроках географии

В работе представлены примеры использования технологии смыслового чтения на уроках географии в 9 классе...

Смысловое чтение на уроках географии

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Д. Дидро. ...

Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в курсе «Экономической географии России»

Технология смыслового или продуктивного чтения – ведущая составляющая современной школы. Ее активное применение на уроках педагогами различных школьных курсов предопределено требованиями обществ...

Мастер-класс "Смысловое чтение на уроках географии"

Мастер-класс представляет трансляцию опыта по развитию навыков смыслового чтения на основе использования дополнительных текстов на уроках географии....

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в 5-6 классе на примере учебника Издательства «Просвещение».

         В данной  статье   приведены примеры  практической реализации   технологии смыслового чтения на уроках географии через возможност...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

В современном усложняющемся мире использовать технические навыки чтения или просто уметь читать является недостаточным. Необходимо иметь навыки функционального чтения, т. е. уметь воспринимать текст, ...